Мини-лаборатория "Экспериментариум"
методическая разработка (старшая группа)
Кружок дополнительного образования "Мини-лаборатория "Экспериментариум"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-laboratoriya_eksperimentarium.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план
«Экспериментариум»
(опытно – исследовательская деятельность)
Пояснительная записка
Тематический план программно-методических материалов: «Организация опытно-экспериментально деятельности детей 2-7 лет» Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова; Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»; Г. П. Тгушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Содержание занятий в мини-лаборатории «Экспериментариум» направлено на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 6-8 лет. Главное достоинство кружка в том, что в основе лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментальная деятельность оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Педагог не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждёт, когда ребёнок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
- Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;
- Обучать приёмам сравнения, анализа, обобщения и классификации;
- Расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира;
- Учить фиксировать результаты исследований;
- Воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.
Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет чёткую структуру проведения:
- Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка гипотез;
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов (если это необходимо).
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Программа кружка «Эксперментариум» рассчитана на 1 год обучения для детей 6 – 8 лет, один раз в неделю. Продолжительность занятий – 30 минут. Всего 24 занятия.
Тематический план «Экспериментариум»
Месяц | № занятия | Тема | Количество занятий |
ноябрь | 1 | «Мы ученые», «Зажигаем радугу» | 1 |
2 | «Удивительное вещество -вода» | 1 | |
3 | «Вода – растворитель» | 1 | |
4 | «Дождевое облако» | 1 | |
декабрь | 5 | «Лавовая лампа» | 1 |
6 | «Этот удивительный воздух!» | 1 | |
7 | «Самонадувающийся шарик» | 1 | |
8 | «Волшебные стеклышки» | 1 | |
январь | 9 | «А мы пойдем на север!» | 1 |
10 | «Удивительный магнит» | 1 | |
11 | «Что мы знаем о себе? Наша кожа» | 1 | |
12 | «Что мы знаем о себе? Легкие» | 1 | |
февраль | 13 | «Невидимые чернила» | 1 |
14 | «Взрыв в молоке» | 1 | |
15 | «Мыльные пузыри» | 1 | |
16 | «Электричество. Волшебный шарик» | 1 | |
март | 17 | «Электричество – помощник» | 1 |
18 | «Солнечная лаборатория» | 1 | |
19 | «Свет сквозь предметы» | 1 | |
20 | «Домашняя радуга» | 1 | |
апрель | 21 | «Опыты с яйцом» | 1 |
22 | «Взрыв вулкана» | 1 | |
23 | «Зубная паста для слона» | 1 | |
24 | «Разноцветная жидкость» | 1 | |
Итого | 24 |
№ | Тема занятия | Приемы, методы, технологии | Программное содержание | Оборудование |
1 | «Мы ученые», «Зажигаем радугу» | Познавательно – исследовательская деятельность | Знакомство с лабораторией, правилами поведения и безопасности; развивать любознательность, познавательный интерес | Драже «Скитлс», блюдца на каждого ребенка, вода |
2 | «Удивительное вещество - вода» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с водой, познакомить детей со свойствами воды: прозрачность, способность отражать окружающие предметы, впитывается и испаряется | Емкости с водой, мелкие предметы, кусочек земли, губка, ткань, пластилин, тарелки, дерево, газета, полиэтилен |
3 | «Вода – растворитель» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, познакомить со свойствами жидкостей на примере воды, показать, что вода имеет свойства растворять некоторые вещества. | Сахар, соль, аскорбиновая кислота, растительное масло, мука, емкости для воды, ложка |
4 | «Дождевое облако» | Познавательно – исследовательская деятельность | Сформировать у детей знания о накапливании воды в тучах; развивать познавательный интерес | Прозрачная банка, вода, пена для бритья, пипетки, гуашь или акварель |
5 | «Лавовая лампа» | Познавательно – исследовательская деятельность | Сформировать у детей знания о свойствах веществ; развивать познавательный интерес | Соль, вода, растительное масло, прозрачные стаканы, пищевые красители |
6 | «Этот удивительный воздух!» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать мыслительные процессы | Полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, стаканы с водой, бумага, пульверизаторы с чистой водой |
7 | «Самонадувающийся шарик» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные процессы | Пластиковая бутылка, уксус, сода, воздушные шары |
8 | «Волшебные стеклышки» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Познакомить детей с приборами для наблюдения – лупой, микроскопом, подзорной трубой, телескопом, биноклем | Лупы разных размеров, микроскопы, подзорная труба, телескоп, бинокли, предметы для наблюдения |
9 | «А мы пойдем на север!» | Создание проблемной ситуации, игровая деятельность, познавательно – исследовательская деятельность | Познакомить детей с компасом, закреплять умение обобщать полученные знания, развивать любознательность | Несколько компасов (по одному на 3-4 ребенка), план-карта с указанием места обнаружения «клада» |
10 | «Удивительный магнит» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Познакомить детей со свойствами магнита; выделить предметы, взаимодействующие с магнитом; развивать познавательный интерес | Магниты на каждого ребенка, предметы из различных материалов, стаканы с водой и пустые, бумага |
11 | «Что мы знаем о себе? Наша кожа» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Продолжать знакомить детей с организмом человека; дать первоначальные знания о коже; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера | Лупы, стаканы с теплой и холодной водой, платки, карандаши |
12 | «Что мы знаем о себе? Легкие» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Сформировать у детей начальные знания о внутренних органах человека (Легкие); продолжать учить делать выводы в процессе исследовательских действий; развивать познавательный интерес | Изображение легких человека, воздушные шарики (для каждого ребенка) |
13 | «Невидимые чернила» | Создание проблемной ситуации, проведение опыта | Учить выделять взаимосвязь объектов исследования; закреплять умение обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать познавательный интерес | Лупы, пластиковые стаканчики, свежевыжатый лимонный сок, ватные палочки, листы бумаги, настольная лампа |
14 | «Взрыв в молоке» | Познавательно – исследовательская деятельность | Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные процессы | Глубокие пластиковые тарелки, ватные палочки, пищевые красители, жидкое мыло |
15 | «Мыльные пузыри» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Познакомить детей со свойствами изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует плёнку, меняет цвет. | Жидкое мыло, мыло кусочками, стаканчики, ложки, палочки для выдувания пузырей |
16 | «Электричество. Волшебный шарик» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Познакомить детей со свойствами электричества, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования | Воздушные шарики, шерстяная ткань |
17 | «Электричество – помощник» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Познакомить детей со свойствами электричества, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования | Расчески, бумажные человечки, соль, перец, тарелочки, воздушные шары |
18 | «Солнечная лаборатория» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Познакомить детей с источниками света, свойствами света, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования | Фонарики, фольга, зеркала |
19 | «Свет сквозь предметы» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Познакомить детей со свойствами света, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования | Фонарики, фольга, стаканы с водой, сетка, книга |
20 | «Домашняя радуга» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Познакомить детей со свойствами света, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования | Фонарики, емкости с водой, зеркала, листы белой бумаги |
21 | «Опыты с яйцом» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные процессы | Яйца, вода, стаканчики, поваренная соль, спички, бумага, бутылка |
22 | «Взрыв вулкана» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные процессы | Конус из пластилина, сода, уксус, красная краска, жидкое моющее средство |
23 | «Зубная паста для слона» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные процессы | Пластиковая бутылка, поднос, сухие дрожжи, 6%-ная перекись водорода, пищевой краситель, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, вода. |
24 | «Разноцветная жидкость» | Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность | Включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные процессы | Вода разного цвета, растительное масло, разноцветная вода со спиртом, стакан |