Мини-лаборатория "Экспериментариум"
методическая разработка (старшая группа)

Кружок дополнительного образования "Мини-лаборатория "Экспериментариум"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-laboratoriya_eksperimentarium.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический план

                                                                                     «Экспериментариум»

(опытно – исследовательская деятельность)

Пояснительная записка

Тематический план программно-методических материалов: «Организация опытно-экспериментально деятельности детей 2-7 лет» Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова; Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»; Г. П. Тгушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание занятий в мини-лаборатории «Экспериментариум» направлено на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 6-8 лет. Главное достоинство кружка в том, что в основе лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментальная деятельность оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.  

Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Педагог не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждёт, когда ребёнок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  1. Развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
  2. Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;
  3. Обучать приёмам сравнения, анализа, обобщения и классификации;
  4. Расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира;
  5. Учить фиксировать результаты исследований;
  6. Воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет чёткую структуру проведения:

  1. Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
  2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. Проверка гипотез;
  4. Подведение итогов, вывод;
  5. Фиксация результатов (если это необходимо).

Ожидаемые результаты:

  1. Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  2. Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  3. Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  4. Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  5. Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  6. Развитие коммуникативных навыков.

Программа кружка «Эксперментариум» рассчитана на 1 год обучения для детей 6 – 8 лет, один раз в неделю. Продолжительность занятий – 30 минут. Всего 24 занятия.

Тематический план «Экспериментариум»

Месяц

№ занятия

Тема

Количество занятий

ноябрь

1

«Мы ученые»,

 «Зажигаем радугу»

1

2

«Удивительное вещество -вода»

1

3

«Вода – растворитель»

1

4

«Дождевое облако»

1

декабрь

5

«Лавовая лампа»

1

6

«Этот удивительный воздух!»

1

7

«Самонадувающийся шарик»

1

8

«Волшебные стеклышки»

1

январь

9

«А мы пойдем на север!»

1

10

«Удивительный магнит»

1

11

«Что мы знаем о себе? Наша кожа»

1

12

«Что мы знаем о себе? Легкие»

1

февраль

13

«Невидимые чернила»

1

14

«Взрыв в молоке»

1

15

«Мыльные пузыри»

1

16

«Электричество. Волшебный шарик»

1

март

17

«Электричество – помощник»

1

18

«Солнечная лаборатория»

1

19

«Свет сквозь предметы»

1

20

«Домашняя радуга»

1

апрель

21

«Опыты с яйцом»

1

22

«Взрыв вулкана»

1

23

«Зубная паста для слона»

1

24

«Разноцветная жидкость»

1

Итого

24

 

Тема занятия

Приемы, методы, технологии

Программное содержание

Оборудование

1

«Мы ученые»,

 «Зажигаем радугу»

Познавательно – исследовательская деятельность

Знакомство с лабораторией, правилами поведения и безопасности; развивать любознательность, познавательный интерес

Драже «Скитлс», блюдца на каждого ребенка, вода

2

«Удивительное вещество - вода»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с водой, познакомить детей со свойствами воды: прозрачность, способность отражать окружающие предметы, впитывается и испаряется

Емкости с водой, мелкие предметы, кусочек земли, губка, ткань, пластилин, тарелки, дерево, газета, полиэтилен

3

«Вода – растворитель»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, познакомить со свойствами жидкостей на примере воды, показать, что вода имеет свойства растворять некоторые вещества.

Сахар, соль, аскорбиновая кислота, растительное масло, мука, емкости для воды, ложка

4

«Дождевое облако»

Познавательно – исследовательская деятельность

Сформировать у детей знания о накапливании воды в тучах;  развивать познавательный интерес

Прозрачная банка, вода, пена для бритья, пипетки, гуашь или акварель

5

«Лавовая лампа»

Познавательно – исследовательская деятельность

Сформировать у детей знания о свойствах веществ; развивать познавательный интерес

Соль, вода, растительное масло, прозрачные стаканы, пищевые красители

6

«Этот удивительный воздух!»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, развивать мыслительные процессы

Полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, стаканы с водой, бумага, пульверизаторы с чистой водой

7

«Самонадувающийся шарик»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные процессы

Пластиковая бутылка, уксус, сода, воздушные шары

8

«Волшебные стеклышки»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей с приборами для наблюдения – лупой, микроскопом, подзорной трубой, телескопом, биноклем

Лупы разных размеров, микроскопы, подзорная труба, телескоп, бинокли, предметы для наблюдения

9

«А мы пойдем на север!»

Создание проблемной ситуации, игровая деятельность, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей с компасом, закреплять умение обобщать полученные знания, развивать любознательность

Несколько компасов (по одному на 3-4 ребенка), план-карта с указанием места обнаружения «клада»

10

«Удивительный магнит»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей со свойствами магнита; выделить предметы, взаимодействующие с магнитом;  развивать познавательный интерес

Магниты на каждого ребенка, предметы из различных материалов, стаканы с водой и пустые, бумага

11

«Что мы знаем о себе? Наша кожа»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Продолжать знакомить детей с организмом человека; дать первоначальные знания о коже; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера

Лупы, стаканы с теплой и холодной водой, платки, карандаши

12

«Что мы знаем о себе? Легкие»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Сформировать у детей начальные знания о внутренних органах человека (Легкие); продолжать учить делать выводы в процессе исследовательских действий; развивать познавательный интерес

Изображение легких человека, воздушные шарики (для каждого ребенка)

13

«Невидимые чернила»

Создание проблемной ситуации, проведение опыта

Учить выделять взаимосвязь объектов исследования; закреплять умение обобщать полученные знания, самостоятельно формулировать выводы; развивать познавательный интерес

Лупы, пластиковые стаканчики, свежевыжатый лимонный сок, ватные палочки, листы бумаги, настольная лампа

14

«Взрыв в молоке»

Познавательно – исследовательская деятельность

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные процессы

Глубокие пластиковые тарелки, ватные палочки, пищевые красители, жидкое мыло

15

«Мыльные пузыри»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей со свойствами изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует плёнку, меняет цвет.

Жидкое мыло, мыло кусочками, стаканчики, ложки, палочки для выдувания пузырей  

16

«Электричество. Волшебный шарик»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей со свойствами электричества, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования

Воздушные шарики, шерстяная ткань

17

«Электричество – помощник»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей со свойствами электричества, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования

Расчески, бумажные человечки, соль, перец, тарелочки, воздушные шары

18

«Солнечная лаборатория»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей с источниками света, свойствами света, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования

Фонарики, фольга, зеркала

19

«Свет сквозь предметы»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей со свойствами света, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования

Фонарики, фольга, стаканы с водой, сетка, книга

20

«Домашняя радуга»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Познакомить детей со свойствами света, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования

Фонарики, емкости с водой, зеркала, листы белой бумаги

21

«Опыты с яйцом»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные процессы

Яйца, вода, стаканчики, поваренная соль, спички, бумага, бутылка

22

«Взрыв вулкана»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные процессы

Конус из пластилина, сода, уксус, красная краска, жидкое моющее средство

23

«Зубная паста для слона»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные процессы

Пластиковая бутылка, поднос, сухие дрожжи, 6%-ная перекись водорода, пищевой краситель, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, вода.

24

«Разноцветная жидкость»

Создание проблемной ситуации, познавательно – исследовательская деятельность

Включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия, развивать мыслительные процессы

Вода разного цвета, растительное масло, разноцветная вода со спиртом, стакан