24.03.2023 Консультация "Развитие внимания у дошкольников"
консультация

Третьякова Елена Сергеевна

Особенности формирования внимания у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnimanie.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания у дошкольников.

         В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания.

 Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством взрослого определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива.

Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте может достигаться развитием любознательности, созданием условий для активизации познавательных процессов, мотивацией. Так, ребенок может наблюдать за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Взрослый поможет ребенку сделать вывод.

 Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные - звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

 Развитие внимания дошкольника зависит от того, как изменяется организация его жизни. Малыш осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

 В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок начинает управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально - это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», - говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже  требуется меньше. Таким образом, развитие после произвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Таким образом, формируя внимание у детей, надо учитывать особенности его развития в дошкольном возрасте:

- значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

 - внимание становится опосредованным;

 - появляются элементы послепроизвольного внимания.

(по материалам интернет ресурсов, находящихся в открытом доступе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры на развитие внимания у дошкольников

Дидактические  игры для старшего дошкольного возраста, детей с задержкой психического развития....

Развитие внимания у дошкольников

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание - это одно из условий...

Развитие произвольного внимания у дошкольников в игровой деятельности

Статья включает в себя различные аспекты развития  непроизвольного внимания у дошкольников в игровой деятельности. Раскрыто в таких областях как дидактические игры и сюжетно - ролевые. Статья отр...

"Развитие внимания у дошкольников"

"Развитие внимания у дошкольников"  Контрольная работа...

Игры на развитие внимания у дошкольников

Данные игры рекомендованы педагогам-психологам и воспитателям....

Развитие внимания у дошкольников

Развитие внимания у дошкольниковВнимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно п...

Особенности внимания,запоминания дошкольников. Развитие памяти. Развитие мышления и речи дошкольников.

Учебная дисциплина: психология.Темы:1. Сенсорное развитие дошкольников.2. Особенности внимания дошкольников.Управление вниманием.3. Особенности запоминания дошкольников.Развитие памяти.4. Развитие мыш...