Конспект мастер класса "Изготовление куклы зернушки"
учебно-методическое пособие (старшая группа)
В настоящее время в магазинах разного рода предлагается много самой разнообразной кукольной продукции. Достаточно часто родители, покупая куклу ребёнку, учитывают и свои интересы, а иногда взрослые люди покупают её для себя. Куклами любуются, украшают интерьеры квартир, или же их коллекционируют. Но, как правило, самой любимой и дорогой куклой становится только та, которая сделана своими руками. Русская кукла – это один из самых загадочных символов России, потому что, это не просто детская игрушка, но она и атрибут древних обрядов и традиций. Мастера, умельцы изготовляли кукол, используя культурные традиции и обычаи Руси.
Кукле, изготовленной своими руками, приписывали волшебные, магические свойства, так как Русь имеет языческие корни, и наши предки глубоко верили, что куклы обладают волшебными свойствами, способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, именно поэтому эти куколки довольно часто использовались как талисманы, обереги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa.docx | 418.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 469
620072, г. Екатеринбург, ул. 40-летия Комсомола, 16б, тел/факс: 348-19-90 http://469.tvoysadik.ru/электронная почта: mbdou469@mail.ru
ОГРН 1026604952681; ИНН 6660132195, КПП 667001001; ОКПО 51826598
Мастер-класс
Тема:
«Изготовление куклы «Зернушки»
Автор-составитель:
воспитатель Степина И.Ю.
г. Екатеринбург, 2023г.
- Пояснительная записка
В настоящее время в магазинах разного рода предлагается много самой разнообразной кукольной продукции. Достаточно часто родители, покупая куклу ребёнку, учитывают и свои интересы, а иногда взрослые люди покупают её для себя. Куклами любуются, украшают интерьеры квартир, или же их коллекционируют. Но, как правило, самой любимой и дорогой куклой становится только та, которая сделана своими руками. Русская кукла – это один из самых загадочных символов России, потому что, это не просто детская игрушка, но она и атрибут древних обрядов и традиций. Мастера, умельцы изготовляли кукол, используя культурные традиции и обычаи Руси.
Кукле, изготовленной своими руками, приписывали волшебные, магические свойства, так как Русь имеет языческие корни, и наши предки глубоко верили, что куклы обладают волшебными свойствами, способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, именно поэтому эти куколки довольно часто использовались как талисманы, обереги.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов через освоение техники по изготовлению тряпичной куклы «Зернушки».
Задачи:
- познакомить с историей развития народной куклы на Руси, традициями и обрядами;
- создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер-класса;
- обучить последовательности действий, использованию методов и приемов техники тряпичной куклы на примере изготовления куклы «Зернушки;
- способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.
2. Технологическая карта
№ п/п | Этапы | Время (мин.) | Задачи, решаемые на этапе | Содержание этапа | Методы | Средства обучения | Предполагаемый результат |
I. | Организационный момент | 1 | Создание позитивной атмосферы для деятельности | Приветствие. Представление. Проверка готовности к мастер-классу. | Слово участника конкурса Степиной И.Ю. | Презентация. Слайд 1 | Готовность к работе всех участников мастер-класса |
II. | Актуализация | 3 | Мотивация слушателей к участию в мастер-классе | Актуальность темы. Постановка цели мастер-класса | Беседа | Презентация. Слайд 2-3 | Сформированы представления о понятии об актуализации темы |
III. | Практическая часть | 14 | Объяснение алгоритма создания куклы «Крупеничка» | Демонстрация и отработка приемов работы | Практическая работа (деятельность по алгоритму) Беседа со зрителями | Наглядный показ Презентация. (виды кукол) Слайд 4-8 | Познавательный интерес к теме мастер-класса, передача педагогического опыта на практике. |
IV. | Рефлексия | 2 | Подведение итогов мастер-класса. | Самооценка деятельности участников мастер-класса.» | Беседа с участниками мастер-класса | - | Высказывание собственного мнения участниками мастер-класса по результатам совместной деятельности Удовлетворенность участников от проделанной работы |
Ход мастер-класса:
1. Организационный момент.
Слайд 1 (фото ведущего)
Ведущий:
Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные
Много гостей, много и новостей.
- Актуализация
Слайд 2 (фото детей с куклами)
Для современного ребёнка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнёра для игры. Ребёнок переживает с ней события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей. В работе с детьми раннего возраста использую самые различные куклы, как сделанные своими руками так и готовые. Они появляются практически во всех режимных моментах: помогают нам умываться, кушать, раздеваться, играть и засыпать. Ведь когда ребенок заходит в группу, воспитатель для него незнакомый человек, а кукла помогает общаться с ребенком, налаживать с ним контакт. Ребенок успокаивается и реагирует уже более спокойно и адекватно.
Слайд 3 (фото основателей технологии)
Куклотерапия – одно из наиболее распространенных направлений арт-терапии, метод психологической помощи детям, который заключается в коррекции их поведения при помощи кукол. Данный метод был разработан детскими психологами Ириной Яковлевной Медведевой и Татьяной Львовна Шишовой. Базируется данный метод на 3 основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».
Как сказал Сократ: «Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей человека...».
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Одним из способов помочь детям раннего возраста пройти этот этап наиболее комфортно является игра, непосредственно сами игрушки и куклы, с которыми ребенок взаимодействует.
- Практическая часть
Слайд 4 (тема мастер-класса)
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Уважаемые коллеги, приглашаю вас посетить творческую мастерскую по изготовлению куклы «Зернушки» и окунуться в атмосферу творчества, тепла и хорошего настроения. Надеюсь, вы сегодня узнаете много нового, интересного, познавательного.
Что такое кукла? (ответы)
Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Кукла как детская игрушка появилась 1000 лет назад. С давних пор кукол делали из травы,
веточек и лоскутков, символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе. Окунемся в прошлое. Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до 100 штук накапливалось.
«Зернушка» - это русская народная тряпичная кукла. Эта куколка была в каждой семье, она служила важным оберегом в доме на достаток, сытость, хороший урожай. Кукла имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.
Кукла делалась из мешковины без лица. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню. Кукла – «Зернушка» помогает человеку верить в удачный год.
Слайд 5
В работе будем применять:
- Ткань холстинка на туловище - 17*17см (мешочек подготовлен заранее);
- Ткань цветная на юбку – 20*12 см;
- Ткань на передник – 10*5 см;
- Ткань белая для ручек 10*5 см, 2 шт;
- Декоративная тесьма под косынку 1 шт;
- Ткань на косынку ½ 22*22 см.
- Нитки красные;
- Крупа для наполнения туловища.
Приступаем к пошаговому созданию куклы «Зернушка»
- Наполнить мешочек крупой.
5. Выворачиваем на лицевую сторону.
8. Завязываем тесьму на голову. Сверху повязываем косынку.
2. Верхнюю часть стянуть красной ниткой.
3. Перевязать столбик, образуя шейку.
6. Аналогично привязываем фартук.
Кукла «Зернушка» готова.
4. Формируем юбку: привязываем лоскуток
изнаночной стороной наружу линии шеи.
7. Скатываем лоскутки в жгутики для ручек и привязываем по линии шеи.
А пока наши девицы – красавицы заняты творчеством, я предлагаю зрителям в зале познакомится с технологией изготовления куклы «Зернушки» (раздача буклетов), а так же посмотреть поближе кукол которых мы сделали совместно с детьми, педагогами и родителями. (показ кукол)
Слайд 6 (фото виды кукол)
Традиционно тряпичные куклы делятся на три группы: обереги, обрядовые и игровые. До того как Русь приняла Православие, куклу считали священным предметом. В ней видели волшебную палочку. Считалось, что она охраняет детей, хозяйство, урожай, дом. Было великое разнообразие кукол оберегов с забавными названиями.
Рефлексия
Уважаемые коллеги, посмотрите на кукол, которые родились в нашей творческой мастерской, нравятся вам они?
У вас получилась красивая кукла. Как вы думаете, почему?
Заинтересовала ли Вас данная техника? Изготовите ли вы с детьми данную куклу? Как вы считаете, актуально ли изготовление тряпичных кукол в образовательном процессе?
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г.
О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Национальная цель: «Возможности для самореализации и развития талантов»
Целевые показатели: создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание. Игра традиционной народной куклой, не имеющей лица, побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение (страх, радость, грусть, веселье, удивление, восторг, злость) Знакомство с традициями, обычаями русского народа помогает воспитывать любовь к истории, культуре, помогает сохранить прошлое. Русский фольклор — это дорожка от прошлого через настоящее в будущее. Поэтому, познание детьми народной культуры, народного творчества, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую нравственную культуру.
Пусть кукла, сделанная вашими умелыми руками, станет украшением и защитой вашему дому! Я закончила свой мастер-класс, готова ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса "Кукла-мотанка-травница"
Материал полезен для работы как родителями, так и с воспитанниками...
Конспект мастер-класса "Кукла-мотанка-травница"
Материал полезен для работы как родителями, так и с воспитанниками...
Конспект мастер-класса «Куклы из ниток» Совместная деятельность детей разновозрастной группы и родителей
Познакомить детей и родителей с новым видом творчествав свободное от занятий времяЗадачи:-Обучающие: обучение различным видам творчества, учить слышать и слушатьустные инструкции;-Развивающие: повысит...
Технологическая карта изготовления традиционной русской народной куклы «Зернушка»
Технологическая карта изготовления традиционной русской народной куклы «Зернушка»...
Технологическая карта по изготовлению куклы зернушки
На примере традиционной народной куклы происходит знакомство детей с историей России, историей родного края, формируется интерес к народным промыслам, дети знакомятся с народным фольклором, у детей ра...
Конспект Мастер – класса «Кукла оберег колокольчик».
Создание традиционной народной куклы-оберега «Колокольчик» на радостное и веселое настроение....
«Кукла Зернушка своими руками»
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка поя...