" Широкая масленица"
методическая разработка (старшая группа)
«Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslyanitsa.docx | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №26
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Проект с детьми старшей группы.
ТЕМА: «Масленица»
Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Образовательные технологии: личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие.
Подготовили:
Комлева Наталья Николаевна
Абдурахманова Асият Борзовна воспитатели старшей группы
г. Санкт-Петербург
Краткосрочный познавательный проект с детьми старшей группы. Тема: « Масленица»
Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта : с 20 по 26 февраля . Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность :
Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Цель:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
Обучающие
• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
Развивающие
• Развивать коммуникативные способности;
• Развивать память, мышление, внимание;
• Развивать интерес к русским народным традициям;
• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
Воспитательные
• Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
• Формировать любовь к Родине.
Формы реализации проекта.
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и родителей;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие.
Ожидаемый результат:
Дети
• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Владеют знаниями масленичной кухни;
• Интересуется изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Педагоги накопление материала;
• Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.
Родители
• Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.
Подготовительный этап:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
• Участие в общем детсадовском, заключительном празднике «Прощание с масленицей»
Основной этап:
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность.
• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме.
• Прослушивание музыкальных композиций.
Заключительный этап:
• Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица»;
• Оформление и выпуск сборника рецептов «Блины, блинчики, блиночки!»;
Экскурсия в краеведческий музей. Тема «Русская изба»
Взаимодействие с родителями:
• Рецепты приготовления блинов для выпуска сборника «Блины, блинчики, блиночки!»
• Выставка поделок по теме «Масленица».
Консультация для родителей в группе «Непоседы» «Почитайте вместе с нами» (тема «Масленица»).
Маршрут выходного дня : «Проводы зимы» (праздник в нашем городе «Масленичная ярмарка», «Проводы Масленицы».
Тематическое планирование
1день: «Встреча
Тематическое занятие «Госпожа Масленица»
Разучивание масленичных частушек. Катание с горки Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины»
Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)
Народная игра – забава «Петушки»
2день: «Заигрыш»
Аппликация с элементами ручного труда: Изготовление «Масленичного солнышка»
Народная игра – забава «Перетягивание каната»
Хороводная игра «Едет Масленица» Катание на санках. Отгадывание загадок о весне и зиме
Слушание песни «Ой, блины, мои блины»
Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»
3день: «Лакомка»
Беседа «Значение и символика блинов»
Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»
Народная игра – забава «Блинная эстафета»
4 день: «Разгуляй»
Чтение масленичных закличек
Хороводная игра «Заинька, попляши»
Слушание песни «Как на Масленой недели»
Рисование «Прощай Масленица»
Народная игра - забава «Ручеёк»
5 день: «Тёщины вечер»
Беседа: «Что мы узнали о Масленице»
Исполнение русских народных песен Народная игра - забава «Горелки»
Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»
Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»
Народная игра - забава «Снежный тир», «Горелки»
Заключительный праздник «Прощание с масленицей»
Организованная образовательная деятельность
(различные виды деятельности)
Социально-коммуникативное развитие : Тематическое занятие «Госпожа Масленица»
Беседы «Значение и символика блинов», «Что мы узнали о масленице?»
Художественно - эстетическое развитие: Прочтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины», масленичных закличек. »; отгадывание загадок о весне и зиме; просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица».
Аппликация: Изготовление «Масленичного солнышка»
Рисование: «Прощай Масленица», «Тарелочка для блинов»
Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»
Слушание русских народных песен «Как на Масленой недели», «Ой, блины мои блины»; разучивание и исполнение русской народной песни «Масленица - блиноеда», масленичных частушек; исполнение русских народных песен.
Музыкально – игровое творчество: хороводные игры «Заинька, попляши», «Едет Масленица». просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица».
Речевое развитие:
Прочтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины», масленичных закличек. отгадывание загадок о весне и зиме;
Музыкальная. Слушание русских народных песен «Как на Масленой недели», «Ой, блины мои блины»; разучивание и исполнение русской народной песни «Масленица - блиноеда», масленичных частушек; исполнение русских народных песен.
Музыкально – игровое творчество: хороводные игры «Заинька, попляши», «Едет Масленица».
Физическое развитие
Народные игры – забавы: «Перетягивание каната», « Петушки». «Кто быстрее на метле?» «Блинная эстафета», « Катание на санках с горки», «Снежный тир», «Горелки»
3 этап- заключительный: Итоговое мероприятие праздник « Проводы зимы»
Результаты проекта:
Повышение процента детей со средним и высоким уровнем познавательного развития.
- дети имеют представление о зиме, ее признаках ,о зимнем празднике « Масленица», приобрели новый познавательный опыт;
- знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему « Масленица»;
- владеют расширенным словарным запасом;
имеют представление о культуре родного края;
- знакомы с правилами безопасного поведения на природе в зимнее время;
разработаны рекомендации для родителей;
- оформлена выставка работ на тему: «Масленица»;
Конспект занятия по аппликации «Масленичное солнышко»
Цель:
Приобщать детей к русским традициям, к родной культуры, русским традициям, к родной культуре.
Задачи:
Познакомить детей с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями проведения праздника.
Знакомить с русскими народными играми; учить в них играть, соблюдая правила, используя заклички.
Развивать непосредственного эмоционального восприятия.
Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, любовь к родному краю.
Предварительная работа:
- Знакомство с русским народным фольклором (пословицы, потешки, скороговорки, заклички).
- Знакомство с русскими народными играми.
- Просмотр мультипликационных и художественных фильмов о традиционных русских праздниках.
- Изготовление сувениров.
Демонстрационный материал:
Игрушки «Масленицы» сделанные из соломы, из лыка, иллюстрации с народными гуляниями, солнышки из глины.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, я хочу вас познакомить с весёлым праздником - Масленицей. Вы заметили, что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник - Масленица. Весёлый и озорной праздник длится целую неделю. В эти дни устраивались игры, выступления ряженых, пляски, катания на санях. В народе недаром этот праздник называли широкой Масленицей. С песнями и весёлыми закличками звали Солнышко, чтобы оно теплее согревало землю, а Весна- красна не задерживалась.
Воспитатель:
- В старину, чтобы солнышко грело сильнее, пели солнышку песенку:
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Воспитатель:
- Из соломы делали чучело возили ее по деревне, водили вокруг него хороводы, пели песни, заклички, на седьмой день ее сжигали. Считалось, что сгорая «Масленица» уносила с собой зиму и на ее место приходила весна. А чтобы весна пришла быстрее ее зазывали блинами. Блины пекли целую неделю, угощали гостей, близких. Желали всем добра и большого урожая.
Воспитатель:
- Ребята, а кто, скажет на что похож блин?
Дети:
- На солнце.
Воспитатель:
- Правильно, блин похож на солнце, он такой же круглый, желтый и теплый, как солнце. Предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется «Гори, Солнце, ярче!»
Игра «Гори, Солнце, ярче!»
В центре круга - ребенок - «Солнце» (на голову ребёнка надевают шапочку с изображением солнца).
Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче
Лето будет жарче,
а зима теплее, а весна милее.
- Горю!
(Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон. На 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей. Игра проводится 1-2 раза).
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю сделать солнышко и подарить его своим родным. Сделаем, ребята?
Дети:
- Да
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите у каждого из вас лежат кружочки с дырочками по кромки и разноцветные ниточки. На готовые круглые формы, мы с вами по краю продеваем ниточку петелькой и в них протягиваем два конца от ниточки и затягиваем. Затем наклеим личико. Солнышко светит во все стороны. (Дети выполняют работу по показу воспитателя.). Хорошо промазать клеем внутреннюю часть в центр поместить палочку. Солнышко на палочке готово!
- Ребята, а что нужно сделать, чтобы аппликация понравилась нашим родителям?
Дети:
- Стараться.
Самостоятельная работа.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, вы очень постарались, красивые солнышки у вас получились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД (мастер-класс) по художественно-эстетическому развитию "Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы"
Представлен конспект организованной образовательной деятельности в рамках празднования Масленицы...
Конспект занятия "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"
Конспект организоанной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Широкая масленица. Изготовление куклы-масленицы"...
Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».
В сценарий праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...
Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"
Праздник "Широкая Масленица" для детей старшего дошкольного возраста. День первый - "Встреча"музыкальные нарезки к празднику на моей странице...
Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"
Сценарий праздника "Широкая Масленица или Встреча Масленицы"...
Сценарий праздника «Масленица широка, Масленица золота"» на улице (в помещении) для детей разновозрастной группы
Цель и задачи:Знакомство детей с народным праздником Масленица, с устным народным творчеством, песнями, плясками, с народными игрушками;Расширять представления о разнообразии традиций и обычаев народо...
Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»
Конспект занятия «Широкая масленица. Коллективная аппликация Куклы-масленицы»В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к с...