проект " Профессии"
проект (средняя группа)

Антонова Валентина Сергеена

        Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

Мои наблюдения за детьми в игре; индивидуальные беседы с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии; чем они занимаются на своих рабочих местах:  привели к выводу о том, что дети четырехлетнего возраста мало знают о профессиях: их название, предметах - помощниках, содержании трудовой деятельности;  у них не сформировано уважение к труду взрослых.

  Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, то, что ближе детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii.docx75.33 КБ

Предварительный просмотр:


Долгосрочный проект  «Профессии»

( для детей среднего дошкольного возраста  4-5 лет)

Актуальность  проекта.

        Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

Мои наблюдения за детьми в игре; индивидуальные беседы с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии; чем они занимаются на своих рабочих местах:  привели к выводу о том, что дети четырехлетнего возраста мало знают о профессиях: их название, предметах - помощниках, содержании трудовой деятельности;  у них не сформировано уважение к труду взрослых.

  Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, то, что ближе детям.

  Цель: формирование познавательного интереса к  профессиональной  деятельности человека.

 Задачи:

 Образовательные:

Способствовать формированию представлений у детей о различных профессиях и их особенностях, особенно уделить внимание профессиям родителей и сотрудников детского сада.

Содействовать развитию активного словаря детей.

 Побуждать детей общаться с взрослыми и сверстниками.

Развивающие:

 Развить образное и пространственное мышления, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора.

Побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Вид проекта: информационно - практико - ориентированный

По количеству участников:  групповой.

Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2 месяца)

Сроки проведения: 09.01.2023- 31.03.2023гг.

Методы: игровые, словесные, наглядные, практические.

Предполагаемый результат:

У воспитанников будут сформированы:

• представления о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах – помощниках. Это будет способствовать обогащению содержания сюжетно – ролевых игр, организуемых детьми на основе их интересов;

• представления о профессиях своих родителей;

• умение составлять описательный рассказ о профессиях с использованием опорной схемы;

• понимание значения слова «профессия» и значение выражения «все профессии важны».

Этапы работы над проектом:

    Подготовительный этап:

1.Постановка цели и задач работы над проектом.

2. Подбор художественной литературы, стихов, загадок, альбомов с иллюстрациями о профессиях.

3. Подготовка информации для родителей.

4. Разработка конспектов занятий.

5. Подбор настольных игр по теме.

6. Приобретение новых игрушек (пожарная машина, полицейская машина, набор парикмахера, кухонная плита)

7. Подготовка мультимедийных презентаций по теме: «Профессии».

Предварительный этап.

Мониторинг

Фамилия  имя ребёнка

 Знает и называет профессии

Называет предметы необходимые для работы разных профессий

Знает,  где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Определяет название профессии по названиям действий.

Имеет представления о значении и результатах труда людей разных профессий

1

2

      Сформирован: Полностью самостоятельно справился с заданием, выполнив его без ошибок.      

      Частично сформирован: Отвечает на вопросы с помощью воспитателя.

      Не сформирован: Знания поверхностны, неустойчивы или отсутствуют

Основной этап

дата

Работа с детьми

ШВЕЯ

Работа с родителями

Совершенствование

предметно-развивающей среды

Беседы:

 «Откуда берутся нитки».

Цель. Познакомить с историей происхождения швейных принадлежностей.

« Как заботиться  о своей одежде»

Цель. Учить систематизировать детские представления о бережном отношении к одежде.

Загадывание загадок о швейных принадлежностей.

Рассматривание иллюстраций с изображением: ателье, швейной фабрики, дома моды.

Рисование

 Тема: «Расписные ткани»

« Модная одежда»

Просмотр мультфильма «Все профессии важны, все профессии нужны».

Дидактические  игры:

«Найди лишнее» «Кому что нужно?»

Экскурсия: В кабинет швеи (кастелянши) д/с

Настольно – печатная игра «Профессии»

Консультация

«РАННЯЯ   ПРОФОРИЕНТАЦИЯ   ДОШКОЛЬНИКА»

 Привлечь к созданию коллекции

 пуговиц, ниток, ткани.

  «Журнал мод»

 

Создание коллекций пуговиц, ниток , ткани.

Создание  «Журнал мод»

 Подбор загадок, дидактических игр.

Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я.

Бываю на сосне, на ёлке,

А называются? (Иголки)

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот,

Он и режет, и стрижет. (Ножницы)

Маленькая головка

На пальце сидит,

Сотнями глаз

Во все стороны глядит.

На пальце одном

Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)

На одежде кругляшки -

Наши верные дружки.

Собираешься в путь -

Про них не забудь.

 (Пуговицы)

Застрочит, как пулемёт,

Платье новое сошьёт. (Швейная машина)

Он разгладит все морщинки.

Только ты его не тронь,

Он горячий, как огонь. (Утюг)

Я - сестра иголки,

Но не шью совсем, -

Скалывать детали

Помогаю всем. (Булавка)

На машинке я строчу,

Платье кукле сшить хочу,

Я к подолу  лиф пришила,

Получилось очень мило,

Пристрочила ворот лихо,

Все сказали мне: ... (Портниха)

Я есть у тех, кто очень любит шить,

Бываю разной формы и расцветки,

Во мне иголки хорошо хранить.

Кто я такая? - Догадались, детки? (Игольница)

Есть в клубочке, есть в катушке,

Даже есть в игольном ушке. (Нитки)

Я фигуру обмеряю,

Весь в полосках,

Цифры знаю.

А длинною - ровно в метр.

Называюсь… (Сантиметр).

Я за петельку цепляюсь так,

Что расцепить нельзя.

Очень прочный, из металла,

Вас не подведу друзья.

Крепко держит ремешок

Металлический ... (Крючок)

По названию похожа с той,

Что на небе сверкает.

Я ж в одежде для удобства

Тихо, мирно проживаю.

Вниз и вверх идет дорожка.

Кто я? Отгадать не сложно. (Молния)

На ткани оставляю след,

Не ради шутки, но для дела,

Завидев мой молочный цвет,

Деталь закройщик режет смело.

Мной руководствуясь одним,

Сошьёт портной карман и складки.

В шитье я всем необходим.

 Кто я такой? Вот вам загадка! (Портновский мел)

Бываю часто я бумажной,

И подхожу к размерам вашим,

В себе несу черты модели,

Которую вы б сшить хотели.

Кто любит шить, - всегда найдёт

Меня в любом журнале мод. (Выкройка)

Состою их двух частей,

Словно круглый бутерброд.

Дырочка есть в нижней части,

В верхней - все наоборот.

Куртку застегнешь ты крепко,

Если будешь со мной метким. (Кнопка)

Все одеть ее хотят.

И на ней весь день висят.

И пальто, и куртки,

Когда придем с прогулки. (Вешалка)

Краткосрочный проект «Всех излечит, исцелит…  »

Цель: Ознакомление детей  с профессией врач и медицинская  сестра детского сада, воспитывать уважение к труду медицинского работника.

Задачи:

Воспитательные:

 воспитывать у детей уважение к людям разных профессий и к труду медицинского работника, чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу;

Развивающие:

 развивать внимание детей в процессе знакомства с новой обстановкой, развивать познавательный, развивать умение излагать свои мысли, развивать способность передавать чувства и мысли с помощью законченных предложений, развивать воображение и память;

Образовательные:

расширить знания детей о работе медицинской сестры, обогатить словарный запас детей. Ознакомить детей с медицинским кабинетом, с оборудованием и медицинскими инструментами, их назначением.

Предполагаемые результаты.

У детей сформируются представления о работе врача, медицинской сестры

Дети познакомятся со специальностями врачей.

В сюжетно - ролевых играх будет просматриваться четкая сюжетная линия.

Основной этап

дата

Работа с детьми

 ВРАЧ, МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

Работа с родителями

Совершенствование

предметно-развивающей среды

 Беседы:

 «Врач - педиатр»

Цель: Познакомить детей с детским врачом, кого он лечит?

Беседа с медсестрой

Цель: Познакомить детей с профессией медсестры.

 « Врач - окулист»

Цель: Продолжать знакомить детей со специальностью врача окулиста. Кто лечит наши глаза, кто проверяет зрение детей.

Презентация «Профессия-врач»

Познавательно-исследовательская деятельность

«Оказание первой помощи»

Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи

 Чтение художественной литературы К.Чуковский «Доктор Айболит» ,А. Кардашова «Наш доктор»,

 чтение стихотворения И. Драг «Врач»

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре (костюмы, покупка шприцов, ваты.)

 Консультация для родителей:

 «Здоровый образ жизни ваших детей, или 10 заповедей здоровья»

«Начинаем знакомство с профессиями с младшего дошкольного возраста»

Подбор загадок, пословиц, физкультминуток.

дидактических и сюжетно-ролевых игр, пособий для игр.

 

Итог:  Дети познакомились со специальностями врачей.

            У детей сформировалось представление о работе врача.

           В сюжетно - ролевых играх просматривается четкая сюжетная линия.

           В результате проведенной работы разработан перспективный тематический план, создана картотека игр сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме «Профессия - врач».

Картотека сюжетно-ролевых игр

«Поликлиника»

Профессии: регистратор, врач, медсестра.

Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

Игровые ситуации: «На приеме у лор врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской поликлинике. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В.Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)

Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

«Больница»

Профессии: врач, медсестра, санитарка.

Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия: Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья.

Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

«Скорая помощь»

Профессии: врач, медсестра, регистратор вызовов, водитель скорой.

Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия: Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.

Игровой материал: телефон, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

«Аптека»

Профессии: фармацевт, водитель.

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия: Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Здесь делают микстуры, мази, капли. Некоторые посетители говорят о своих проблемах и спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В фитоотделе продают лекарственные травы, сборы, коктейли.

Предварительная работа: Рассматривание набора открыток «Лекарственные растения». Рассматривание лекарственных растений на участке детского сада, на лугу, в лесу. Загадки о лекарственных растениях. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, микстуры.)

Игровой материал: халаты, шапки, рецепты, мед. инструменты (пинцет, шпатель, пипетка, фонендоскоп, тонометр, градусник, шприц и т.д.), вата, бинт, мази, таблетки, порошки, лек. травы.

Дидактические игры с детьми на тему: «Больница».

1.Дидактическая игра «Назови предметы»

Цель: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.

Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, как они называются. (Термометр, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, таблетки, грелка, зеленка, пинцет, массажер).
А знаете ли вы, человеку какой профессии необходимы эти предметы? Врачу. Что делает врач? Лечит, следит за нашим здоровьем, делает прививки, массаж, взвешивает и т. д.)

2.Дидактическая игра «Скажи, что делают этими предметами»

Цель: активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.

Скажите, как врач использует эти предметы?
Что делает врач шприцем? Делает уколы.                                                            Что делает врач термометром? Измеряет температуру.
Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом.                                     Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину.
Что делает врач бинтом? Перевязывает рану.                                                      Что делает врач массажером? Делает массаж.
Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца.            Что делает врач грелкой? Прогревает больное место.
Что делает врач пинцетом? Достает занозы.                                                        Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.

3.Дидактическая игра «Найди различия»

Цель: развивать произвольное внимание, наблюдательность, закрепить умение различать и называть цвета.

Взгляните на эту картинку. Кто на ней изображен? Врач. Как вы думаете, почему у врачей халаты белого цвета? Если халат испачкается, на белом сразу будет заметно, и халат постирают. А на этой картинке кто изображен? Тоже врач. Одинаковые ли эти картинки? Эти картинки очень похожи, но все-таки не одинаковые. Ваша задача найти различия.

4.Дидактическая игра «К какому врачу пойдем?»

Цель: упражнять детей в различении выражений лица и сопоставлении их с чувствами и эмоциями. Учить говорить сложными предложениями.

Ребята, посмотрите на эти лица. К какому из этих врачей пошел бы ты? Почему? (К доброму, ласковому, веселому, внимательному, заботливому). Как вы поздороваетесь и представитесь врачу? Здравствуйте, меня зовут …, а беспокоит меня …

5.Дидактическая игра «Витамины – это таблетки, которые растут на ветке»

Цель: расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.  Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

6.Дидактическая игра «Кто первый окажет помощь».

Цель: учить детей пользоваться приемами первой помощи, развивать быстроту реакции.

Выбираются два ребенка. В качестве больного может быть кукла. Воспитатель показывает, что у куклы заболело, например, нога детям нужно по команде перевязать ногу кукле. Кто первый тот и победил.

7.Дидактическая игра «У кого что болит».

Цель: угадывать по движению, по эмоции состояние человека.

Выбирается один ребенок. Всем остальным детям воспитатель дает задание (Н-р: покажи, что у тебя болит нога, покажи что у тебя болит голова и т.п.).Ребенок, которого выбрали угадывает у кого , что болит.

8. Дидактическая игра «Что нужно врачу?».

Цель: закрепить знания детей о медицинских инструментах.

Воспитатель называет разные предметы, дети слушают внимательно , и когда называется предмет , который нужен врачу в работе, хлопают.(Халат, шприц, зонт, бинт , йод, градусник, игрушка, блокнот, ручка, тарелка , заколка, шарф, лекарство , бокал и т.п.)

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

        Медицинская сестра – это помощник врача, который ухаживает за больными людьми, помогает их лечить.

Медсестра должна обладать необходимыми знаниями и умениями в различных областях медицины: уметь правильно обработать рану, наложить повязку, сделать укол, провести другие лечебные процедуры. Медицинская сестра должна чётко выполнять указания врача.

В детском саду медсестра следит за здоровьем детей: осматривает их, взвешивает и измеряет рост, ставит прививки. Она составляет меню на каждый день, чтобы повар приготовил вкусную и полезную пищу.

В кабинете медсестры имеется необходимое оборудование: ростомер, весы, шприцы, различные лекарства, витамины.

Медсестра всегда ходит в белом халате и белом колпаке. Она должна быть терпеливой, доброй, дисциплинированной и наблюдательной.

Словарная работа: медсестра, ростомер, весы, меню, шприцы, прививки, процедуры, медицина, витамины.

Названия действий: лечит, ставит, взвешивает, измеряет, проверяет, осматривает…

Названия качеств личности: добрая, внимательная, терпеливая, заботливая, наблюдательная, ласковая, дисциплинированная…

Краткосрочный проект « Почта»

Цель:   Формирование представлений о необходимости и пользе   труда почтальона.

Задачи:

Образовательные:

формировать представления о труде почтальона, развивать интерес к профессии.

Развивающие:

развивать воображение, память, мышление, внимание;  развивать творческие способности;

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, ответственность, желание   приносить пользу окружающим.

Ожидаемые результаты:

1. Получение первоначальных знаний о труде работников почты, о важности их труда.

2. Расширение и активизация словаря по теме «Почта».

3. Пополнение развивающей среды в группе по теме «Почта».

4. Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности

(изобразительной, театрализованной, умственной, игровой, речевой).

Основной этап

дата

Работа с детьми

ПОЧТАЛЬОН

Работа с родителями

Совершенствование

предметно-развивающей среды

 Беседа о значимости труда почтальона.

Презентация: «История почты», «Почтовые машины»;

Экскурсия в почтовое отделение

 Рисование «Почтовые марки»

Цель: развивать навык рисования красками

Чтение художественной литературы:

 Стихотворение С. Я. Маршака «Почта» ,Ю. Кушана «Почтовая история»,  заучивание стихотворения «Почтальон»

Слушание «Песенки почтальона» Б. Савельев

 Дидактические игры:

 «Отправь письмо», «Кому письмо», «Телеграф»

 «Собери конверт»

Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино»;

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре почта.

 Консультация для родителей:«Начинаем знакомство с профессиями с младшего дошкольного возраста»

Выставка творческих работ детей  и родителей по теме «Почта»;

Подбор загадок, пословиц, физкультминуток.

дидактических и сюжетно-ролевых игр, пособий для игр.

 Создание коллекций открыток, марок, конвертов;

Рассматривание подборки детских журналов;

Он принес  нам телеграмму:

«Приезжаю. Ждите. Мама».

Деду пенсию принёс,

Хоть совсем не Дед Мороз.

На ногах с рассвета он.

Кто же это?

(почтальон)

Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нём живёт?

Дверца узкая на крыше-

Не для белки, не для мыши,

Даже и не для скворца-

Для газет и письмеца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят,

Во все стороны летят.

(почтовый ящик)

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

(газета)

Заклеили клеем прочно

И ко мне прислали срочно

Я его не пожалею

Получу и вмиг расклею.

(конверт)

Ждёт письма мой старший брат.

Я журналу буду рад.

Папа ждёт газету.

Где же взять всё это?

Принесёт нам это он-

Наш знакомый почтальон.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Дети получат первоначальные представления о профессии почтальона и почтового отделения.
  • Дети активно будут употреблять в речи, и понимать слова: марка, письмо, открытка, посылка, почтовый ящик и др.
  • марка, письмо, открытка, посылка, почтовый ящик и др.
  • У детей сформируется умение обыгрывать атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта», воспроизводя в игре различные действия, которые дети получили в жизни и знания, полученные в результате проекта
  • Будут созданы конверты для писем с помощью конструирования из бумаги
  • Дети познакомятся с произведением С.Я.Маршака «Почта», А.Шибаева «Почтовый ящик»
  • Обогатиться РППС группы атрибутами для сюжетно-ролевой игры «Почта», альбомом о профессии почтальона, а также почтовым ящиком группы
  • Дети во время экскурсии закрепят полученные знания о работе почты и профессии почтальона в ходе проекта
  • Повыситься компетентность родителей в вопросах использования метода проектов для развития детей.

Краткосрочный проект « Продавец »

Актуальность

Ранняя профессиональная ориентация – одна из ведущих задач современного дошкольного образования. Благодаря систематичной  работе в данном направлении развивается эмоциональное отношение детей в мире профессий, им предоставляется возможность проявить себя в разных видах деятельности. Помимо этого, у воспитанников постепенно формируется готовность самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать путь своего профессионального развития. Данный проект посвящен ознакомлению дошкольников с профессией продавец, которая является  одной из самых распространенных на сегодняшний день.

Цель  проекта:

 создание условий для расширения и обобщения представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • познакомить детей с понятиями: касса, кассир, продавец;
  • расширить представление о видах магазинов: продуктовый, хозяйственный, супермаркет, магазин одежды, магазин обуви и т. д;
  • познакомить детей с обобщающими понятиями «Овощи и фрукты», «хлеб», «сладости», «молочные продукты»;
  • дать представление о личностных качествах, которыми должен обладать продавец;
  • формировать представление о вежливости;
  • содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста;

Развивающие:

  • развивать воображение, память, мышление, внимание;
  • развивать творческие способности;

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к труду;
  • воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками;

Ожидаемые результаты:

Дети проявляют интерес к профессии «продавец». 

Дети ориентируются в многообразии видов магазинов.

Дети взаимодействуют в организации игрового пространства. 

Дети вступают в ролевой диалог с взрослым и сверстниками. 

Дети демонстрируют культуру общения в соответствии с возрастом.

Основной этап

дата

Работа с детьми

 

Работа с родителями

Совершенствование

предметно-развивающей среды

 Беседы:

 «Кто такой продавец»

«Для чего нужны магазины», «Кто такой кассир?»

 «Как я ходил в магазин игрушек»

Аппликация

Тема: «Конфетка»

Цель: закрепление практических навыков выполнения аппликации;

Рисование

Тема: «Моя любимая игрушка»

Цель: умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать его на листе бумаги.

Конструирование из крупного строительного материала

Тема: «Прилавок»,

Цель:  умение детей создавать конструкции из крупного строителя.

Дидактические игры:

«Собери продуктовую корзину».

«Каждому товару – свое время»

«Где что продается?». 

Чтение Ч. Янчарский «В магазине игрушек».

 Э. Мошковская «Веселый магазин». Ш.Галиев «Купили снег», Чтение стихотворения Н.Кнушевицкой «Продавец»,

 Н.Нищевой «В магазине»

Участие родителей в оформлении тематических центров

 Фотоколлаж «Продавцы – молодцы»

 обогащение предметно – пространственной среды:

- создание тематических центров;

- подбор иллюстративного и демонстрационного материала по теме;

- подбор оборудования и материала: корзинки, пакеты

 муляжи овощей и фруктов, пустые баночки и коробки, имитирующие продукты, муляжи хлеба и булочек

 витрины-столы,

 упаковки

создание и  оформление  

картотек по теме,  денежные средства (имитация), специальная форма продавца – кассира, бейджи с изображением профессии, кассовый аппарат, кошельки, ценники, Иллюстрированный материал: Магазин, Выпечка, Овощи и фрукты, Конфеты.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Кто где работает?»

Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Воспитатель – в детском саду;

учитель – в школе;

врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто это делает?»

Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.

Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.

Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.

Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.

Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

«Исправь ошибку»

Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.

Повар лечит, а врач готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

«Кому что нужно для работы?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.

Учителю - указка, учебник, мел, доска…

Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…

Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…

Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.

«Кто это знает и умеет?»

Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель. Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто что делает?»

Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.

Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…

Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…

Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.

«Для человека какой профессии это нужно?»

Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.

Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.

Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.

Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д

«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

«Продолжи предложение»

Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),

Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).

Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)

«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)

Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.

Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»

Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.

Если бы не было учителей, то …

Если бы не было врачей, то …

Если бы не было дворников, то…

Если бы не было водителей, то … и т.д.

  Продавец – это человек, который продаёт нам различные вещи и продукты. Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, мебели, книг, электроаппаратуры, хозяйственных товаров) и продавцы продовольственных товаров (овощей, фруктов, хлебобулочных, кондитерских и других товаров).

Продавец работает в магазине. Он должен хорошо знать свой товар, его свойства, помнить цены, размеры, расположение товаров. Значит, продавцу необходима хорошая профессиональная память. В обыкновенном магазине продавец стоит за прилавком. Он взвешивает товары на весах, сообщает покупателю цену. Покупатель оплачивает стоимость товара в кассе, даёт продавцу чек, получая взамен нужный товар. Продавец помогает упаковывать продукты.  Есть новые магазины – супермаркеты. Там все товары стоят на полках открыто, покупатель ходит и самостоятельно выбирает нужные, а при выходе расплачивается. В супермаркетах продавцы консультанты: помогают покупателям с выбором, разъясняют назначения продуктов, показывают в каком месте лежит нужный товар. У продавцов есть своя спецодежда, которая должна быть чистой и аккуратной. Но главное для продавца – доброе, уважительное отношение к людям, вежливость, тактичность, обаятельная улыбка.

Словарная работа: продавец, покупатель, супермаркеты, спецодежда, прилавок, касса, чек, тактичность, обаятельный, консультант.

Названия действий: продаёт, взвешивает, считает, упаковывает, советует, показывает…

Названия качеств личности: вежливый, внимательный, тактичный, добрый, терпеливый…

Кто продукты продает –

Молоко, сметану, мед?

Кто нам продает сапожки,

Туфельки и босоножки?

Все они товары знают,

Даром время не теряют

В магазинах молодцы.

Кто же это? … (Продавцы)

Все мы ходим в магазины. В магазинах продавцы

Продают нам апельсины, кофе, чай и леденцы.

И картошку, и морковку, свеклу, лук и огурцы

Быстро, вежливо и ловко нам завесят продавцы.

Вот профессия какая, и не зря, в конце концов,

Наши девочки играют в «Магазин» и «Продавцов».

«Что желаете?» - узнают, - «Вам капусты? Огурцов?

Может, кофе или чая? Есть колбаска, ветчина…».

Вот профессия, какая, всем всегда она нужна.

                ПРОДАВЕЦ

        Продавец – это человек, который продаёт нам различные вещи и продукты. Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, мебели, книг, электроаппаратуры, хозяйственных товаров) и продавцы продовольственных товаров (овощей, фруктов, хлебобулочных, кондитерских и других товаров).

Продавец работает в магазине. Он должен хорошо знать свой товар, его свойства, помнить цены, размеры, расположение товаров. Значит, продавцу необходима хорошая профессиональная память.

В обыкновенном магазине продавец стоит за прилавком. Он взвешивает товары на весах, сообщает покупателю цену. Покупатель оплачивает стоимость товара в кассе, даёт продавцу чек, получая взамен нужный товар. Продавец помогает упаковывать продукты.

Есть новые магазины – супермаркеты. Там все товары стоят на полках открыто, покупатель ходит и самостоятельно выбирает нужные, а при выходе расплачивается. В супермаркетах продавцы выполняют роль консультантов: помогают покупателям с выбором, разъясняют назначения продуктов, показывают в каком месте лежит нужный товар.

У продавцов есть своя спецодежда, которая должна быть чистой и аккуратной. Но главное для продавца – доброе, уважительное отношение к людям, вежливость, тактичность, обаятельная улыбка.

Словарная работа: продавец, покупатель, супермаркеты, спецодежда, прилавок, касса, чек, тактичность, обаятельный, консультант.

Названия действий: продаёт, взвешивает, считает, упаковывает, советует, показывает…

Названия качеств личности: вежливый, внимательный, тактичный, добрый, терпеливый…

Загадка

Кто продукты продает –

Молоко, сметану, мед?

Кто нам продает сапожки,

Туфельки и босоножки?

Все они товары знают,

Даром время не теряют

В магазинах молодцы.

Кто же это? …

(Продавцы)

Продавцы

Все мы ходим в магазины. В магазинах продавцы

Продают нам апельсины, кофе, чай и леденцы.

И картошку, и морковку, свеклу, лук и огурцы

Быстро, вежливо и ловко нам завесят продавцы.

Вот профессия какая, и не зря, в конце концов,

Наши девочки играют в «Магазин» и «Продавцов».

«Что желаете?» - узнают, - «Вам капусты? Огурцов?

Может, кофе или чая? Есть колбаска, ветчина…».

Вот профессия какая, всем всегда она нужна.

Краткосрочный проект «Строители»

Актуальность

В дошкольном возрасте  особое значение для полноценного развития детской личности приобретает    дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. При работе по проекту "Детский сад будущего", у детей возник вопрос, а от куда , и как, появляются дома и различные постройки, кто их стоит, что помогает в строительстве. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через примеры своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.

Цель:    сформировать представлений детей о мире современных профессий.

Задачи:

Образовательные:

Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;

Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.

Обогащать и расширять словарный запас детей;

Развивающие:

Развивать у детей коммуникативные навыки; побуждать к активным действиям в совместной деятельности с взрослыми и детьми;

Развивать у детей художественно-творческие способности в разных видах детской деятельности;

Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;

Воспитательные: воспитывать у детей уважение к людям разных профессий и к труду медицинского работника, чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу;

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Тип проекта: среднесрочный

Интеграция областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.

Ожидаемые результаты:

Имеют представление о личностных качествах каждой профессии, о соответствующих атрибутах, специальной одежде.

Различают виды домов, строительные материала.

Закрепили знания по строительной технике и её отличии.

В группе создана развивающая среда в соответствии с тематикой проекта - мини песочница.

Развили познавательную активность, творческие способности средствами разных видов художественно-продуктивной деятельности, коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.

Совместно с взрослыми осуществляли подбор различных материалов для продуктивной деятельности и создавали продукты этой деятельности

Возросла речевая активность детей в разных видах деятельности. Педагоги повысили свое профессиональное мастерство.

Основной этап 

дата

Работа с детьми

 

Работа с родителями

Совершенствование

предметно-развивающей среды

 Беседы:

 Беседы о труде строителей: «Легко ли быть строителем?»

«Что вы знаете о труде строителя?»

"Водитель"

"Какие бывают дома и строительные материалы"

Пословицы и поговорки о труде и строительстве.

Лепка

Тема: "Самосвалы спешат на стройку"

Цель: соблюдать пропорции при лепке.

Рисование

Тема: «Вот такой, мы дом построим»

Цель: располагать рисунок на середине листа, закрашивать в одном направлении.

Конструирование из крупного строительного материала

Тема: «Мы построим новый дом».

Цель: Развитие воображения. Умение работать в команде.

Дидактические игры:

 «Построй улицу», «Построй дом из геометрических фигур», «Собери картинку», «Кто, чем занимается"

 «Чтобы было, если не было профессии"

Чтение художественной литературы

«Кто где живёт»,

Е. Пермяк. «Мамина работа»;

Г. Люшнин. «Строители»; С. Баруздин. «Строим дом»;

И. Соколов-Микитов. «Заячьи слезы»;

С. Михалков. «Три поросенка»; В. Маяковский. «Кем быть.

С. Младовой «Как пчелы дом строили».

Участие родителей в оформлении тематических центров

 Фотоколлаж  «Мы строители»

 обогащение предметно – пространственной среды:

- создание тематических центров;

- подбор иллюстративного и демонстрационного материала по теме;

- подбор оборудования и материала:

Строительный конструктор разного вида и размера.

.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Построим магазин для кукол

Цель: Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре.

Игра: Воспитатель вносит в группу маленьких кукол. У каждой есть сумочка. Спрашивает: «Зачем наши куклы взяли сумки?». Вместе решают, что куклы собрались в магазин, а найти его не могут. Детям предлагается помочь куклам и построить из кубиков и кирпичиков магазин. Ребята строят: кто – по образцу, данному воспитателем, кто – самостоятельно.

Зоопарк для диких животных

Цель: Закреплять навыки совместной с воспитателем деятельности (строить клетки для животных); продолжать учить обыгрывать свою постройку.

Игра: Воспитатель показывает игрушки – фигурки диких животных, уточняет, где они живут, и вместе с детьми решает построить для них зоопарк.

Гараж

Цель: Закреплять умение строить из деталей крупного строителя; обыгрывать постройку.

Игра: Игровая ситуация: маленькие машины стоят в разных местах, и труд – найти ту, которая нужна. Воспитатель уточняет, где «живут» машины, и подводит детей к мысли, что надо построить гаражи. Ребята выбирают себе машинку и самостоятельно строят для неё гараж. При желании достраивают дополнительные конструкции. Потом, если хотят, обыгрывают постройки.

Построим дом для зайчика

Цель: Развивать конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи названия деталей, глагольные формы; развивать моторику, умение соотносить движения со словами.

Игра: Снежный зайчик прибежал, а жить ему негде…

Построим дом для медведя

Цель: Развивать конструктивные способности детей, учить соотносить величину постройки с величиной объекта; закрепить знания о строительных деталях; развивать планирующую функцию речи.

Игра: В гости к детям приходят три медведя из сказки и просят построить для них домик, каждому отдельно.

Терем для животных

Цель: Развивать конструктивные умения детей, учиться соизмерять постройки с величиной объекта, учиться проговаривать в речи последовательность действий.

Игра: Теремок у животных медведь развалил, им негде жить.

Конструируем из палочек

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.

Цель игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания.

Мастерская форм

Цель: Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям.

Материал: Счетные палочки, геометрические фигуры.

Ход: Детям предлагается выложить из палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами являются различные прямоугольники, квадраты, треугольники.

Детям предлагается выложить из палочек различные предметы по условиям. Например: треугольник из 3-х палочек, 5-и,6-и; прямоугольник из 6-и, 8-и; домик из 6-и, 11-и и т.д.

Построим дом

Цель: Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крыши соответствующие величине данного дома.

Материал: Части домов различного размера для составления 5-ти зданий, отличающихся по величине.

Ход: Комплекты деталей выкладываются в беспорядке. Ребенок подбирает подходящие детали. Количество составляемых домов зависит от возможностей ребенка.

«Архитектор»

Цель: Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.

Материал: Полоски разной длины (до 10 градаций); лист бумаги, простой карандаш.

Ход:

Вариант 1.

Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям разложить их по порядку: от самой маленькой до самой большой или от самой большой до самой маленькой.

«Построй по схеме»

Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.

Материал: схемы построек, строительный набор.

Ход игры. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.

«Построй по модели»

Цель игры: учить детей строить конструкции по готовой модели.

Материал: объемные модели, строительный конструктор.

Ход игры. Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети подготовительной группы конструируют по изображенным нерасчлененным объемным моделям более сложные конструкции.)

ВЫВОД: В результате проекта с помощью педагогов, родителей, детского сада  пополнилась предметно-развивающая среда согласно теме. С помощью детского сада мастерская пополнилась набором инструментов, видами крепежа: болты, шурупы и другие, разными видами конструкторов. Приобретены элементы труб, электрических проводов, сантехнический кран, лампочки, краски, розетка для демонстрации детям. С помощью родителей пополнился автопарк всеми видами строительной техники для игры различной ёмкости для строительных материалов

Литература:

«Строительные игры в детском саду», В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова.

«Игры и занятия со строительным материалом в детском саду», З. В. Лиштван

 Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. Изд-во "Николаев", 2004.

 Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.

 В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками 4-7 лет»,



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Профессии наших родителей"

Дано примерное планирование совместной проектной деятельности. Указаны цели, задачи, используемые методы и приемы...

презентация педагогического проекта "Профессии разные нужны - профессии разные важны"

В данной презентации находится презентация образовательного проекта по ознакомлению детей младшей группы с трудом помощника воспитателя "Профессии разные нужны - профессии разные важны"...

Проект "Профессии работников детского сада"

презентация по реализации проекта в старшей группе "Профессии детского сада"...

Проект "Профессии моей семьи"

Познакомить детей с  разнообразием профессий и важности труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к  профессиональной ориентации детей....

Проект "Профессии разные нужны - профессии разные важны"

Этот проект поможет ребенку узнать о разнообразии профессий, их содержании, о том, что все работы интересны, доступны и том, что любой труд важен и почётен....

Фотопроект"Мой ребенок в будущей профессии" глазами родителей, в рамках проекта "Профессию выбираю с детства"

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Семья- это то пространство, где формируется отношение ребнка к работе и к своему будущему выбору профессии. Уже в самом раннем детс...

Проект "Профессии нам нужны, профессии очень важны"

Цель проекта: формирование познавательного интереса  к профессиональной деятельности человека (к профессии воспитателя, шофера, врача, повара, продавца).Задачи:•Способствовать формированию п...