Работа с детьми в режимных моментах по развитию речи в разных возрастных группах
презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Цель : развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Задачи : - Овладение речью, как средством общения; - Обогащение активного словаря; - Развитие звуковой культуры речи; - Развитие связной речи; - Развитие речевого творчества; - Знакомство с художественной литературой; - Формирование звуковой аналитико-синтетической активности.
Утренний прием детей; Проведение утренней гимнастики; Организация культурно- гигиенических навыков; Подготовка к приёму пищи; Приём пищи (завтрак, обед, полдник); Подготовка к НОД; Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки; Подготовка ко сну, сон Игровая, трудовая деятельности, индивидуальная работа с детьми. Режимные моменты
Утренний приём детей Во время утреннего приема в старшем возрасте можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. Обратить внимание в утренний приём на настроение детей. Если, например, ребенок пришёл в детский сад нахмуренный, ни с кем не поздоровался. В младшем возрасте можно использовать потешки уговорушки . Придёт киска неспеша .И погладит малыша. Мяу-мяу- скажет киска. Наша детка хороша и.т.д
Маша варежку надела. Ой - куда я пальчик дела? Нету пальчика - пропал, в свой домишко не попал. Маша варежку сняла - погладите-ка - нашла. Ищещь , ищещь и найдешь. Здравствуй пальчик. Как живешь? Подготовка к прогулке Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым. Прогулка для детей – это пожалуй, самый любимый режимный момент в детском саду. Во время прогулок дети часто ведут наблюдение за явлениями и объектами природы.
Дежурство Во время дежурства по столовой привлечь внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, рассмотреть и назвать ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе. Беседу с детьми можно продолжить, когда они сядут за столы, но еще не кушают
Подготовка детей ко сну Во время укладывания спать, детей нужно подготовить и успокоить, ведь дневной сон очень важен для формирования крепкого здоровья детей: «Дальний лес стоит стеной. А в лесу, в глуши лесной На суку сидит сова. Там растёт усни трава…»
Развивать речь ребёнка, можно в течении дня, во всех режимных моментах c помощью потешек , стихов, чистоговорок . В перерыве между занятиями, или после сна можно использовать и другие игры.
Беседа с детьми в процессе режимных моментов обеспечивает прочность знаний, хорошее запоминание слов и новых, и ранее пройденных на занятиях по развитию речи.
. Хороши в работе игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов, потешек , песенок поскольку движения пальцами, кистями рук так же благотворно влияют на развитие речи. С этим братцем – в лес ходил. Прикасаясь кончиком большого пальца С этим братцем - щи варил. Поочерёдно к кончикам всех остальных С этим братцем – кашу ел. Пальцев, начиная с указательного. С этим братцем - песни пел.
В игре расширяется и обогащается словарный запас, повышается речевая активность, что в наше время для детей просто необходимо. Уже никому не секрет, что речь ребёнка формируется по образцу окружающих его взрослых людей. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок слышал грамотную, культурную, эмоционально-окрашенную речь взрослого.
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сада № 5 «Берёзка»
Доклад
на тему: «Работа с детьми в режимных моментах по развитию речи в разных возрастных группах»
Выполнила: воспитатель Кабанова Ксения Павловна
с. Целинное 2022г.
Развитие речи дошкольников в режимных моментах
Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах.
Цель работы с детьми по развитию речи в режимных моментах: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Задачи речевого развития:
- Овладение речью, как средством общения;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие звуковой культуры речи;
- Развитие связной речи;
- Развитие речевого творчества;
- Знакомство с художественной литературой;
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности.
Что такое режим?
Это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха
Режимные моменты
- Утренний прием детей;
- Проведение утренней гимнастики;
- Организация культурно- гигиенических навыков;
- Подготовка к приёму пищи;
- Приём пищи (завтрак, обед, полдник);
- Подготовка к НОД;
- Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки;
- Подготовка ко сну, сон
- Игровая, трудовая деятельности, индивидуальная работа с детьми.
Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления.
Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер. Сегодня я предлагаю вам поговорить о работе по развитию речи не в организованных занятиях, а в повседневной жизни, т. е. в ходе режимных моментов.
Так как малыш большую часть дня находится в детском саду, ему приходится контактировать и общаться с педагогами дошкольного учреждения. А педагоги в свою очередь должны направить свою работу на развитие речи своих подопечных детей. Каждый педагог должен знать, что для полноценного речевого развития дошкольников, необходимо постоянно говорить, общаться с ними - то есть повышать речевую активность детей, побуждать желание общаться с окружающими людьми, будь то сверстники, или педагоги детского сада.
Одним из таких приемов являются речевые игры и включение художественного слова в режимные моменты. Давно доказано, сто стихотворный язык, и поэтическая речь воспринимается ребенком на слух намного эффективнее и лучше, чем прозаический. Но постоянно говорить стихами это тоже не вариант, поэтому ребенок должен слышать разнообразную речь взрослого.
Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Игра развивает язык, а язык организует игру.
Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические и грамматические упражнения.
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в игры включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово.
Во время утреннего приема в старшем возрасте можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова.
И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем.
Так например, внести в группу игрушечного котёнка. Ребята, к нам пришёл гость. Кто это? Обратить внимание детей на гладкие ушки, лапки и мягкую пушистую шерсть. Давайте поближе познакомимся с ним. Котёнок как тебя зовут? А теперь, ребята, назовите свои имена нашему другу. (Каждый ребёнок называет своё имя.) А как зовут маму котёнка, папу? (ответы детей). А что любит кушать котик? (ответы детей). А как можно назвать ласково нашего друга? (ответы детей)
Обратить внимание в утренний приём на настроение детей. Если, например, ребенок пришёл в детский сад нахмуренный, ни с кем не поздоровался. В младшем возрасте можно использовать потешки уговорушки.
Придёт киска неспеша
.И погладит малыша.
Мяу-мяу- скажет киска.
Наша детка хороша и.т.д
В старшем возрасте предложить быть помощником в игре «Какой, какая, какое»
Помощник Серёжа достаёт из конверта картинку, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.
Белка — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто — теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное.
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, грустная.
Мяч — резиновый, круглый, большой, синий.
Очень детям нравятся игры с «тайнами». «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети изо всех сил стараются придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если воспитатель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.
Так же детям нравятся игры с картинками например, «Укрась ёлку игрушками на звук К». Дети выбирают картинки в названии, которых есть данный звук.
А так же можно предложить детям следующую игру «Кем я буду и каким?» - эта игра посвящена будущему ребят, о котором они начинают мечтать уже в старшем дошкольном возрасте: Самолётом правит… -лётчик, стены выкрасил…-маляр, доску выстрогал…-столяр, трактор водит… -тракторист, электричку… -машинист, за прилавком… - продавец, кто всё знает молодец.
Так, во время одевания или раздевания детей, воспитатель разговаривает с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д.
Для этого хороша дидактическая игра «Одень куклу на прогулку». Сейчас зима. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую, зимнюю.)
Показ и рассматривание одежды. Педагог показывает детям предметы зимней одежды, называет их, рассказывает о цвете, материале, из которого сшита одежда, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку). Подчеркивает, что зимняя одежда очень теплая, потому что зимой холодно.
Совместная деятельность: последовательное одевание куклы на прогулку.
Коля одевает кукле штаны. Что Коля надел на Катю? Теперь надо надеть теплую кофту, застегнуть все пуговицы. Где пуговица на кофте? А это петля. Маша, Женя, Алина, покажи, где петля? Вот пуговица на кофте, а это петля. Надо пуговицу застегнуть в петлю. Вот так (показывает и объясняет несколько раз). Что Маша надела?
В своей работе можно использовать и такие игры:
«Жили – были дети в д/с…» - они очень любили гулять на улице. А для этого они должны знать названия одежды и последовательность её одевания. К нам сейчас пришла весна, какой цвет символизирует приход весны (ответы детей). У кого из вас одежда имеет зелёный цвет? (ответы детей). А перед приходом весны, какое время года мы провожали? Какой цвет символизирует вам зиму. Перечислите одежду таких цветов. Дальше дети обувают обувь. У кого ботинки со шнурками, на что они похожи? (ответы детей). Далее дети надевают куртки, пуховики. Из чего они сшиты? Какие они? (ответы детей);
«Узнай, как кого зовут?» - игра может проводиться как в первую половину, так и во вторую половину дня. Ведущий ребёнок выбирает для себя одного ребёнка, но имя при этом не говорит. И составляет свой описательный рассказ. Это девочка (мальчик, волосы (тёмные, светлые, во что одет (перечислить название одежды и её цвет).
Дети так же с удовольствием играют в дидактические игры «Магазин одежды», «Куклы собираются в отпуск» (какие летние вещи они с собой возьмут?
Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым. Прогулка для детей – это пожалуй, самый любимый режимный момент в детском саду. Во время прогулок дети часто ведут наблюдение за явлениями и объектами природы. Перед этим занятием можно загадать загадки, прочитать стихотворение. Для того, что бы дети сами догадались за кем, или за чем будет вестись наблюдение. Так, например, на прогулке предлагаю поиграть детям в игру"Пароход".
• Дети, сегодня мы будем играть в игру "Пароход". В этой игре есть разные роли капитан, штурман, моряки, пассажиры и др. Сегодня капитаном будет Рома. Когда мы будем подходить к пристани и отчаливать от нее, Рома будет давать сигнал — длинный гудок: "У-у-у!" Во время плавания мы будем вести беседу.
•. В какую игру мы играем, Вика?
• Пароход.
• Кто есть на нашем корабле? Ты кто , Никита?
• Я штурман.
• А ты , Рома? Я капитан.
• Вика, какую роль исполнять будешь ты? Роль врача. И т. д.
• Какие атрибуты тебе нужны , Рома?
• Мне нужен бинокль.
• А тебе, Никита.
• Мне — штурвал.
• Вика, что возьмешь ты?
• Медицинскую сумку.
• Что делают моряки на корабле?
• Работают.
• Чем занимается штурман Рома?
• Управляет (пароходом). И т. д.
Так же на прогулке удобно будет провести игру «Пойми меня».
Можно показать детям красивую коробочку и сказать, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше объяснить детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, воспитатель спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда воспитатель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом воспитатель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.
Выйдя с детьми на прогулку предложить вспомнить названия весенних (осенних, зимних, летних) месяцев. Наши дети знают, что у каждого слова есть слова – родственники, даю задание – подобрать родственные слова к словам (весна, дождь, снег, зима и т. д.). Подберите слова к слову «весенний» (ручей, дождь, цветок, лес и т. д.) Подберите слова к слову «осеннее» (облако, солнце, небо, утро, настроение и т. д.) Предложить детям подобрать противоположные по смыслу слова. Зима ушла, а весна, зама холодная, а весна, зимой надевают шубы, а весной, зимой ветер злой, а весной….
На прогулке можно проводить наблюдения за живой и не живой природой. После нескольких наблюдений предложить детям составить или придумать сказку, рассказ про объект наблюдения. Так например, наблюдали за ручейком в дневную, вечернюю прогулку рисовали его, читали стихи и рассказы про него. После этого можно предложить детям составить сказку про весёлого ручейка. И такие сказки рассказы дети могут составлять про солнышко, про голубя, про первый появившийся цветок, про одинокую сосульку, про гусеницу, бабочку и т. д. Но не только можно сопровождать словами наблюдение за природой, но и свободную игровую деятельность детей. Например: когда дети катаются на качелях, или лепят снежную бабу. Также на прогулке очень весело для детей проводить подвижные игры с речевым сопровождением например, как: - "У медведя во бору", - "Кот и мыши». Прогулка заканчивается когда дети заходят в группу и начинают раздеваться. Здесь также можно сопроводить этот процесс словами «Любит шкафчик мой порядок! Всё лежит в шкафчике как надо!»
Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, рассматривают и называют ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе.
Например: Дежурство по столовой.
• Дети, сегодня у нас дежурные Лиза и Ваня. Они накрывают на стол, а вы послушайте нашу беседу.
• Лиза, какую посуд ты расставляешь?
• Тарелки.
• Куда ты ставишь тарелки?
• На стол.
• Какие у тебя тарелки: глубокие или мелкие?
• Глубокие.
• Какой формы твои тарелки?
• Крупные.
• Какого цвета тарелки?
• Белые с рисунком.
• Из какого материала сделаны тарелки?
• Из фарфора.
• Сколько тарелок на одном столе?
• Две тарелки.
• Как ты их ставишь? Как с ними обращаешься?
• Ставлю осторожно.
• Почему нужно ставить их осторожно? Что с ними случается, когда они падают?
• Они бьются.
• Ваня, а что кладешь на стол ты?
• Ложки и вилки.
• С какой стороны от тарелки ты положишь эти приборы?
• Справа.
• В какой руке дети будут держать ложку?
• В правой руке.
• Скажи мне все, что можно сказать про ложку, какая она?
• Тяжелая, металлическая, блестящая и др.
• Что мы будем делать ложкой?
• Кушать (суп) и т. д.
Беседу с детьми можно продолжить, когда они сядут за столы, но еще не кушают:
• Дети, скажите разными словами, как мы должны сидеть за столом?
• Прямо (ровно).
• Тихо (спокойно).
• Как мы должны кушать?
• Бесшумно.
• Молча.
• С закрытым ртом и т. д.
На основе этой игры можно предложить поиграть в сюжетную игру ждём гостей. Дети называют необходимую для сервировки стола посуду, говорят, как правильно её расставить. Называют продукты питания, угощение для гостей и соответствующую посуду. Сахар в сахарнице, хлеб в хлебнице, масло в маслёнке, молоко в молочнике, фрукты в вазе, конфеты в конфетнице.
Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами.
Во время укладывания спать, детей нужно подготовить и успокоить, ведь дневной сон очень важен для формирования крепкого здоровья детей: «Дальний лес стоит стеной. А в лесу, в глуши лесной На суку сидит сова. Там растёт усни трава…»
Развивать речь ребёнка, можно в течении дня, во всех режимных моментах c помощью потешек, стихов, чистоговорок.
В перерыве между занятиями, или после сна можно использовать и другие игры.
«Разговор красок» Поднести цветные карандаши к уху. Наши цветные карандаши заговорили. Угадайте, что они мне рассказали. Дети выбирают себе карандаши. У взрослого красный карандаш -КРАСНЫЙ – мак, флаг, помидор. Дальше по образцу рассказывают дети. Взрослый следит за правильностью ответов.
«Дикие и домашние животные» - детям предлагается закончить предложения названиями детёнышей. У волчицы появились, у медведицы родились, у белки родились, и т. д.
Всеми любимая игра «Чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, затем предлагаю вынуть предмет из мешочка и составить рассказ (из чего сделано? Где растёт? Для чего применяют? Какую пользу приносит?
Так же детям нравятся игры «Добавлялки»
Ра-Ра – Ра - начинается … (игра)
Ры-ры-ры – у мальчиков… (шары)
Ри-ри-ри - на ветках… (снегири)
Ло-ло-ло – на улице… (тепло)
«Ловушка» Взрослый предлагает детям «открыть ловушки», т. е. поставить руки, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Ведущий дает задание детям: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются в зависимости от темы занятия по развитию речи.
«Поймай слог» Воспитатель «бросает» детям слог (мяч), а дети должны «превратить» его в слово. Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т. д.
Беседа с детьми в процессе режимных моментов обеспечивает прочность знаний, хорошее запоминание слов и новых, и ранее пройденных на занятиях по развитию речи.
Так же можно предложить детям поиграть в игру «Найди себе пару».
Взрослый делит детей на две команды. Первая получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: “У меня кошка”. Ребёнок из другой – “У меня кошки”. Эти дети становятся рядом.
Игра «любопытный» - дети становятся в круг, ведущий – «любопытный» называет звук с которого должны начинаться ответы. Затем он обращается к ребёнку и задаёт короткие вопросы, типа «Кто?», «Куда?», «Когда», «Зачем?». Например, объявлен звук «Ш.». Ответы могут выть следующими: шапка, шла, шумным днём, шашлык кушать.
Так же можно использовать в своей работе игры предлагающие пофантазировать на такие темы, как: «Если бы я был волшебником то…», «Если бы я стал невидимым то …» «Если весна не наступит никогда то…», «Что было бы, если я умел летать?» и т. д.
Хороши в работе игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов, потешек, песенок поскольку движения пальцами, кистями рук так же благотворно влияют на развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи кроме того, народная потешка является прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах.
Так в утренний приём можно использовать игру «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного среднего безымянного и мизинчика.
«Пальчик – мальчик» Взрослый показывает большой палец Пальчик – мальчик где ты был? Правой руки и говорит, обращаясь к нему.
С этим братцем – в лес ходил. Прикасаясь кончиком большого пальца
С этим братцем - щи варил. Поочерёдно к кончикам всех остальных
С этим братцем – кашу ел. Пальцев, начиная с указательного.
С этим братцем - песни пел.
При выполнении каждой игры нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
Благодатными для развития речи оказываются все режимные моменты,
Можно использовать такие игры как «Хлопай не зевай», «Назови первый, последний звуки» и т. д.
В развитии лексико – грамматических процессов, можно использовать следующие игры «Назови ласково», «Исправь ошибку», «Подбери слова», «Скажи наоборот», Отгадай, что это».
В развитии связной речи, для этого предлагаем детям чтение с последующим обсуждением произведений, заучивание и выразительное рассказывание стихов, рассматривание иллюстраций на различные темы и т. д.
Также не забудем и про то, что в игре дети многому учатся: расширяется и обогащается словарный запас, повышается речевая активность, что в наше время для детей просто необходимо.
Уже никому не секрет, что речь ребёнка формируется по образцу окружающих его взрослых людей. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок слышал грамотную, культурную, эмоционально-окрашенную речь взрослого.
В заключении хочу отметить, продуманное и хорошо организованное время детей в детском саду имеет большое значение в режиме дня. Вся работа по развитию речи должна быть подчинена главной задаче – подготовке к успешному обучению в школе.
Приложение 1
Игры на формирование звуковой культуры речи
Игра «Скажи, что звучит?»
Задача: развитие слухового внимания.
Игра «Улиточка»
Задача: узнать товарища по голосу.
Игра «Улавливай шепот»
Задача: развивать остроту слуха.
Игра «Закончи фразу»
Задача: учить правильно подбирать слова близкие по звучанию и смыслу.
Игра «Доскажи словечко»
Задача: учить детей заканчивать фразу, подбирая рифму.
«Поймай звук», «Назови первый и последний звук»,
Игры на формирование лексического строя речи
Игра «Назови слово»
Задача: учить детей различать слова, обозначающие предмет,
и слова, обозначающие действие.
Составление небылиц с вопросами Кто? Что? Какой? Что делает? Где?
Игра «Что это?»
Задача: закреплять обобщающие понятия.
Игра «Солнечный зайчик»
Задача: Учить детей пользоваться в речи предлогами «НА», «В»
Игра «Скажи наоборот»
Задача: учить детей подбирать слова противоположные по смыслу (набор слов)
Игры на формирование грамматического строя
речи
Игра «Кто как кричит?»
задача: учить детей образовывать звукоподражательные глаголы (ворона – каркает, петух - …- подбор звукоподражаний.
Игра «Что с кем?»
Задача: учить правильному употреблению имен
существительных в ед. числе, творительном и винительном падежах.
Игра «Один – много» (или «Лото»)
Задача: учить употреблять р.п. мн. числа имен существительных.
Игра «Что изменилось?»
Задача: закрепление пространственных отношений.
Игра «Кого не стало?»
Задача: употреблять названия животных и их детенышей в ед. и мн. числе и в род. падеже мн. числа. (утенок – утята – не стало утят) - подбор картинок.
Задания на умение образовывать названия предметов
посуды.
Сахар – сахарница, салфетка – салфетница, масло –масленка, соль – солонка)
Игры на развитие связной речи
Игра «Кто это ползет?»
Задача: учить детей подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описания.
Игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец»
Задача: дать практическое представление о связи слов в речи
Игра «У меня друзей немало»
Игра «Что где растет?»
Игра «Когда это бывает?»
Приложение 2
II Практическая часть
1 задание.
«Чудесный мешочек» - «Назови одним словом».
Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка);
Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня);
Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина);
Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка);
Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот);
Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор);
Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня);
Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка);
Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица);
Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).
2задание.
Для работы с детьми, какой возрастной группы используются следующие произведения:
1-я команда
1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока - сорока», К.Чуковский. «Цыпленок», В.Сутеев «Три котенка».
(1-ая младшая группа)
2. З.Александрова «Мой мишка», А.Барто «Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Маша и медведь», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» .
(2-ая младшая)
2-я команда
3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик», «Коза-дереза», «Петушок и бобовое зернышко».
(средняя)
4. Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица»
(подготовительная)
3 задание. Закончите пословицу:
1-я команда
1. « Что написано пером…» (не вырубишь топором)
2. « Не плюй в колодец…» (пригодится – воды напиться)
3. « Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)
4. « Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)
2-я команда
5. «Что посеешь…» (то и пожнешь)
6. « Любишь кататься…» (люби и саночки возить)
7. « Хочешь, есть калачи…» (не сиди на печи)
8. « Не красна изба углами…» (а красна – пирогами)
4 задание. К какому виду творчества это относится?
1-я команда
« Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
«На дворе трава – на траве дрова» (скороговорка)
«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (небылица)
«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (потешка)
2-я команда
«В некотором царстве, в некотором государстве…» (сказка)
«Ехала машина темным лесом, за каким- то интересом (считалка)
«Расскажу- ка я вам про дела старые, (былина)
«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (загадка)
5 задание. Игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.
Образец:
Сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то, раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
1-я команда
«Рукавичка» от лица рукавички
2-я команда
«Лисичка со скалочкой» Расскажите сказку от лица скалочки.
6 задание. Творческий конкурс.
По одному участнику от каждой команды. Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать». Дается 1 минута.
Для первой команды «Не плюй в колодец: случится воды напиться»
Для второй команды: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»
7 задание.
Инсценировка
Ведущий: Сказка является мощным средством для речевого, познавательного художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Вам будет задание сложнее. Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами.
Такие задания развивают у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными.
8 задание
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
1. Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
2. Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
3. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)
4. Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
5. В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
6. Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
9 задание
Замените предложения пословицей (кто быстрее).
- Учись всю жизнь (век живи, век учись)
- Нужно беречь время (делу время, потехе – час) .
- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду) .
- Не болтай (держи язык за зубами) .
- Не торопись, делай всё аккуратно(поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех) .
- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело) .
10 задание
«Наоборот»
Сейчас мы все с вами превратимся в упрямцев и будем на услышанное слово отвечать прямо противоположным. Очень популярная игра в дошкольных учреждениях. Например: прятать – искать. (Слова: далеко, холодно, друг, зима, зажигать, бежать, веселиться, умный, высокий, ловкий, молчун, любознательный, активный).
Тренинг «Формула успеха»
Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, способствовать осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношений к себе и своей личности.
Раздаточный материал на каждого: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Полоски цветной бумаги; красная, желтая, зеленая, синяя, белая, черная, коричневая.
Выберете геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
Какого цвета? (красная, желтая, зеленая, синяя, белая, коричневая, черная).
ФОРМА
Круг – символ гармоничности, стремления к благополучию.
Квадрат – труженик, упорство, терпение, но не любит неожиданностей.
Овал – клей в коллективе, может и умеет сочувствовать, сопереживать.
Треугольник – лидерство, упорство, уверенность, карьера.
Прямоугольник – в постоянном поиске, любознателен, переходящий от одной формы к другой.
ЦВЕТ
Красная – лидерство, радость, общение.
Желтая– работа по настроению, зависть, ревность.
Зеленая – спокойствие, благополучие, забота о родных.
Синяя – доброта, верность, постоянство, взгляд вперед (будущее).
Белая– чистота, холодность по отношению к другим, жить по правилам.
Коричневая– твердо уверенные люди, переживают по мелочам.
Черная – тайность и неизвестность.
Список используемой литературы
- Тихееава Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -Москва: просвещение, 1972.-245с.
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: приказ Министерства и науки Российской федерации от 17 сентября2013 года №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах.
Планирование развитие речи в разных возрастных группах....
Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах.
Рекомендации воспитателям по развитию речи в разных возрастных группах....
Распределение видов деятельности по развитию речи в разных возрастных группах
Данный мотериал может быть полезным при планировании воспитательно-образовательной работы по развитию речи...
Презентация "Рекомендации к организации НОД по развитию речи в разных возрастных группах"
Рекомендации по организации НОД (речевое развитие)...
Рекомендации учителя логопеда по планированию работы по развитию речи в разных возрастных группах.
Рекомендации для воспитателей комбинированных групп....
«Отличительные особенности работы воспитателя по развитию речи в разных возрастных группах»
Выступление на педсовете для воспитателей...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей разных возрастных групп»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМтематического контроля«Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей разных возрастных групп»...