Участие в инновационной работе
материал

Галуза Ирина Сергеевна

Материалы к пункту 3.4

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Название проекта: «Волшебный мир книги»

Возраст детей: группа старшего дошкольного возраста, с 5 до 6 лет

Вид проекта: Познавательно-творческий

Цель проекта: формирование увлеченности к художественной литературе, чтению, формирование у родителей вывода о значении чтения книг детям, их совместного обсуждения для всестороннего развития дошкольников.

Задачи: развивать познавательный интерес, прививать навыки читательской культуры; воспитывать бережное отношение к книге, расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка;

Ресурсы,оборудование: интерактивная доска, костюмы для театрализации, фонотека, видеотека, книжный уголок в групповой комнате.

Аннотация проекта:

В настоящее время дошкольники увлечены современными мультиками, играми в  телефонах и различными гаджетами. В беседах с педагогами  ребята часто не могут  рассказать о любимых сказках , их героях, наблюдается отсутствие интереса детей к книгам. На вопрос  «Какие сказки, родители читают  вам дома?», дети зачастую затрудняются ответить. Все перечисленное негативно влияет на развитие речи, мышления детей, так как сказки несут в себе кроме развлекательного  сюжета, но и познавательный элемент.

Выдающий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «...без сказки невозможно представить интеллектуальных взаимоотношений между детьми, без увлечения сказкой - коллективного переживания, без создания сказки - радости, одухотворенной мыслью». Сочинение сказки он считал «счастливейшей минутой своего духовного общения с детьми», а для детей - «несравненной радостью мышления».

Сказка как нам известно - играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного  обучения. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

Предполагаемые продукты проекта: развитие интереса и навыков чтения литературы у детей, расширение кругозора у дошкольников, а также воспитание бережного отношения к книге.

Сроки реализации проекта: краткосрочный проект (04.10 – 12.11)

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап.
  • Индивидуальный опрос детей, - какие книги ты любишь слушать, твоя любимая сказка, твои любимые книжные герои, кто тебе читает книги.
  • Подготовка выставки книг.
  • Подготовка методических рекомендаций для проведения консультаций для родителей
  1. Основной этап.
  • Беседа с детьми на тему «Как обращаться с книгой».
  • Развивающее занятие с детьми «Расскажи любимую сказку».
  • Рисование «Мой любимый сказочный герой».
  • Лепка по мотивам сказки «Сказка про щенка и старую тапочку».
  • Консультации для родителей «Как организовать семейное чтение», «Если вы решили купить ребенку новую книгу».
  • Сюжетно – ролевая игра «Магазин книг», «Полечи книгу».
  • Драматизация сказки «Заюшкина избушка», «Теремок».
  • Домашнее задание для родителей «Волшебная книга своими руками».
  • Конкурс чтецов (уровень - группа).
  • Заключительное занятие для воспитанников «В мире волшебной книги»

3. Заключительный этап

  • Беседа с детьми группы о пользе  книги и домашнего чтения

План мероприятий:

1. Сценарий мероприятия для воспитанников «В мире волшебной книги»

В группе, на интерактивной доске, – изображение развернутой книги, на страницах которой размещены информационные листы с определенными заданиями. Дети сидят напротив экрана. Воспитатели приветствуют воспитанников и зачитывают стихотворение:

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы ни одной.

У меня в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет?

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что- нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

А. Лесных

Ребята по очереди показывают и рассказывают о своей любимой книге.

Как книга называется? Автор книги. Чем книга интересна? Чему книга учит?

Воспитатели благодарят детей.

Воспитатели обращают внимание на книгу, расположенную на интерактивной доске.

Первая страница сообщает о роли книги в воспитании детей.

Вторая страница предлагает загадки о литературных героях:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки на всех глядит

Добрый доктор …………

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал

А лисица на зубок

Все ж попался………..

Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Название этой сказки ………….

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое

А ну, подскажите, как звали ее?

Раз зимою баба с дедом

Внучку сделали из снега.

Жаль, друзья, что сказка эта

Продолжалась лишь до лета.

Третья страница.

Воспитатели просят детей вспомнить и назвать детских писателей.

Четвертая страница. «Узнайте сказку».

Воспитатели предлагают послушать сказку в грамзаписи.

Пятая страница. «Собери сказку». Воспитатели предложили детям

Игру «Цепочки»( сказочные герои)

Шестая страница. Доскажи слово:

Ковер - …………… Скатерть - …………..

Меч -……………… Снежная - ……………

Сапоги -…………… Красная -……………..

Шапка -…………… Кот - ………………….

Лягушка - ………… Волшебная - ………….

Кощей -…………… Гуси - …………………

Спящая - …………. Зайчишка - ……………

Седьмая страница.

Музыкальная пауза. Воспитатели провели игру «Лавата».

Восьмая страница.

Воспитатели предложили игру « ДА – НЕТ» в которой были заданы вопросы о правилах обращения с книгой:

Книгу можно кидать-

Книгу смотрят чистыми руками-

Книгу можно хранить на кухне-

Книгу посмотрели тут и оставили-

Книгу можно рассматривать под столом-

Книгу перелистывать аккуратно-

Если книга не в порядке ее нужно починить-

Девятая страница.

Сюрприз. Воспитатели предлагают найти приз, используя нить волшебного клубка. 

Воспитатели благодарят детей за интересный поучительный вечер.

2. Консультация для родителей «Книга и ее роль в развитии детей».

«Всем хорошим я обязан книге…» М. Горький

21 век характеризуется великими достижениями науки, техники, замечательными открытиями. Писатель М. Горький считал, что книга – самое сложное и великое чудо, созданное человеческими руками.

Мысли, сам «дух» человечества и его культуры заключен в литературе, книгах.

Родители нового поколения стремятся к тому, чтобы ребенок читал много и усердно, но сами уделяют данному виду деятельности мало времени, соответственно, не давая возможности чаду открыть мир художественных произведений и их героев. Предпочитая вечерами посмотреть телевизор или поиграть в телефон, мало кто задумывается о том, что в этот самый момент мозг не получает должной информативной нагрузки, информация для него легкая и преподнесенная на блюдце, в то время как разум человека похож на набор мускулов, которые нуждаются в нагрузке. Ее можно получить с помощью книг, так как задействована нервная система, которая отвечает за воображение, интеллектуальное развитие, творчество. Благодаря чтению человек становится более грамотным в родном языке, ведь головной мозг имеет свойство запоминать информацию до той степени, что приводит написание в последующем писем, отчетов и т.д. до автоматизма, поэтому все прочтенные ранее знаки препинания, причатсные обороты и обращения будут легко воспроизведены вами. Для ребенка же чтение так же важно, как свежий воздух, с помощью него он сможет научиться фантазировать, думать, анализировать и находить творческий подход в повседневной жизни.

«Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.» (Л.Н. Зеленцова).

Огромные возможности для формирования личности таятся в детской книге. Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств, отношений, поступков. Книга учит воспитывать человечность в самом себе, в конце концов объединяет людей. Что еще раз наводит на мысль о том, что совместные вечера с книгой в руках поможет вам установить более тесный контакт с ребенком, особенно, если есть зажатость в отношениях.

«Детская книга пишется для воспитания, а воспитание - велико дело: им решается участь человека.» - так говорил В. Г. Белинский. Книга богата познавательным материалом: способствует расширению представлений детей о мире вокруг них, других странах, животных и многому другому, доступному их пониманию. В рассказах Л. Н. Толстого всегда есть идея, язык этих рассказов прост и ясен. Слушая его рассказы о животных, дети узнают о их жизни, повадках, местах обитания. Книги В. Маяковского «Кем быть?» С. Маршака «Откуда стол пришел» убеждают ребенка в пользе труда. Книги о природе М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Скребицкого открывают перед детьми мир животных и растений.

При ознакомлении с произведениями устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: потешки, считалки, поговорки, пословицы, загадки выступает связь речевого и эстетического развития, так ребенок запоминает национальные особенности своего языка, воспитывается любовь к совей Родине.

Почему детям необходимо читать? Во время чтения развивается речь ребенка, умение выражать свои мысли; развиваются мышление, познавательные интересы и кругозор, книга помогает увидеть связь одного явления с другим, познать самого себя. Совместное чтение способствует общению родителей и детей на языке эмоций и чувств, установлению взаимопонимания, доверия со стороны детей. Они размышляют о добре и зле, развивается способность к сопереживанию.

Уважаемые родители! При выборе книги для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества, которые будут весьма полезны:

- Книга должна привлекать внимание. Её внешний вид и содержимое должно быть красочным, понятным. Ребенок в первую очередь воспринимает глазами, а потом воспринимает содержание книги на слух;

- Жанр произведений. Лучше найти книги, которые понравятся ребенку, можно это сделать через иллюстрации, настроение произведения, давать ребенку выбрать самому.

- Возрастные особенности. Стоит учитывать не только возраст как таковой, а выбирать истории достаточной сложности, для того, чтобы завладеть вниманием ребенка, но не забывать о линии сюжетной, чтобы маленький читатель смог следить за развитием событий;

- Учебная ценность. Любая история, которая ребенку нравится будет в этом смысле ценной, не обязательно покупать ребенку с ранних лет одни учебники и словари, так можно развить нежелание к чтению, так как будет преподноситься через навязывание;

- Эмоциональный критерий. Детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, на долгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально, подходят по настроению, образу мышления;

- Стиль написания произведения. Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению, сказ должен подходить по возрастному восприятию;

- Личное мнение о произведении. Если вам приятна мысль автора, стиль текста, итоги книги, есть вероятность ожидать, что эти же качества симпатизируют и ребенку.

Итоги реализации проекта:

Заинтересовали родителей в совместном чтении книг, дали объяснение, почему так важно развитие ребенка через литературные произведения. С открытием литературы, у детей появилось желание рассматривать книги, задавать вопросы по иллюстрациям. Так же запомнились всем выполнение правил пользования книгами. В результате нашей работы ребята стали много знать сказок, появился интерес к ним; дети могут пересказать некоторые произведения по памяти, перелистывая книги с иллюстрациями. Нам удалось заинтересовать ребят книгой, привить бережное отношение к ней.

Родители стали опытнее в подборе литературы для чтения детям и в воспитании любви к книге, надеемся, что в семье большее внимание теперь уделяется литературным произведениям и чтению вслух по вечерам.

Используемая литература:

  1. Жукова Г.Д. Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
  2. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
  3. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
  4. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
  5. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
  6. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека.-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
  7. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием МЭО по ФЭМП (средний дошкольный возраст 4-5 лет)

Работу выполнила:

Воспитатель Галуза И.С.

Тема: Порядковый счет (закрепление)

Цель: Продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов, упражнять в счете в пределах 5, различать количественный и порядковый счет в пределах 5; учить составлять узор из геометрических фигур, закреплять названия геометрических фигур. Развивать мелкую моторику, наблюдательность. Воспитывать усидчивость.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знание детей о геометрических фигурах;

- закрепить знания о цифре, о цифровом ряде от 1 до 5;

- упражнять детей в счёте, закрепить количественный и порядковый счёт.

Развивающие:

- развивать внимание, память, воображение мышление;

- развивать мелкую и крупную моторику;

Воспитательные:

- воспитывать доброту, желание помочь другу.

Оборудование: счётные палочки, снежки, интерактивная доска.

  1. Воспитатель начинает занятие с загадки: 

К нам домой под Новый год

Кто-то из лесу придёт,

Вся пушистая, в иголках,

А зовут ту гостью..(ЁЛКА)

Работа с объектами

  1. Воспитатель спрашивает ребят, чем наряжают новогоднюю ёлочку. Воспитатель предлагает начать подготовку к Новому году и отправиться на новогодний базар за ёлочкой и игрушками. Сначала воспитатель предлагает добыть ёлку. Воспитатель предлагает составить фигурки ёлочек по схеме из счётных палочек.

https://edu-3.mob-edu.ru/ui/upload/courses/65/files/web_resources/17/Images_17/DOs_4-5_17_3_1.png

(Рис1. Схема ёлочек)

Перед тем как приступить к работе, воспитатель рассматривает с ребятами ёлочки. Воспитатель может пригласить нескольких ребят к доске, задавая вопросы:

А) Какая ёлочка самая высокая?

Б )Какая ёлочка самая низкая?

В) Какая ёлочка выше, чем самая низкая?

Г) Которая по счёту самая высокая ёлочка? и т. д.

Работа с интерактивным этапом

  1. Воспитатель предлагает украсить ёлочку игрушками. Воспитатель открывает первое задание ресурса «Считаем игрушки на ёлке» и предлагает выполнить задание объекта.

При работе с объектом воспитатель задаёт детям вопросы:

А) Сколько шариков висит на ёлочке слева? Воспитатель предлагает повесить на правую ёлочку столько же шариков, сколько и на левой ёлочке.

Б) Сколько шариков на ёлочке справа?

В) Что можно сказать о количестве шариков на обеих ёлочках?

Г) Что нужно сделать, чтобы на ёлочке справа стало на один шарик больше?

Д ) Сколько стало шариков на ёлочке справа?

  1. Физкультминутка

Горит огнями ёлочка,

Под нею тени синие,

(поднимаем руки вверх)

Колючие иголочки,

Как будто в белом инее.

(опускаем через стороны вниз)

Огни на ёлке яркие

Повсюду зажигаются.

(наклоны вправо, влево)

Во всех домах, по всей стране

Ребята улыбаются.

(ходьба на месте, улыбка)

  1. Воспитатель предлагает посчитать, сколько игрушек висит на ёлочках. Воспитатель открывает второе задание ресурса «Считаем игрушки на ёлке» и предлагает выполнить задание объекта.

Работа с объектами

  1. Воспитатель предлагает игру «Поиграем со снежком». Воспитатель предлагает детям взять снежки и, держа снежок в руках, сесть на ковёр в произвольном порядке. Воспитатель даёт устные инструкции:
  • Возьмите снежок в левую руку.
  • В правую.
  • Положите снежок впереди себя.
  • С правой стороны от себя.
  • С левой стороны.
  • Положите снежок позади себя.

Завершение занятия. Интерактивная работа.

  1. В завершение занятия воспитатель спрашивает ребят, чем ещё кроме шариков можно украсить ёлочку к празднику? Воспитатель предлагает ребятам собрать гирлянды на ёлочку.
    Воспитатель открывает ресурс «
    Собираем гирлянду на ёлку» и предлагает выполнить задания объекта.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, а чем же мы с вами сегодня занимались? (ответы детей) - Понравилась вам играть? (Да).

Воспитатель: Ребята, вы и считать умеете и геометрические фигуры знаете. Спасибо всем! Все вы были молодцы!