Конспект занятия по познавательной деятельности «Кузбасс-наша малая Родина» (старшая группа)
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель:
Формирование представления детей о малой Родине - о родном городе.
Воспитание любви и уважения к Малой родине, развитие познавательного интереса к истории Кузбасса.
Задачи:
1.Продолжать знакомить детей с малой родиной;
2. Расширять представления детей о родном крае, формировать первоначальные представления об истории родного края;
3.Формировать представление о том, что наш край называется Кузбассом.
4.Познакомить детей с богатством недр родной Кузбасса и славой своего региона – углём – чёрным золотом.
5. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательной деятельности «Кузбасс-наша малая Родина» (старшая группа)
Цель:
Формирование представления детей о малой Родине - о родном городе.
Воспитание любви и уважения к Малой родине, развитие познавательного интереса к истории Кузбасса.
Задачи:
1.Продолжать знакомить детей с малой родиной;
2. Расширять представления детей о родном крае, формировать первоначальные представления об истории родного края;
3.Формировать представление о том, что наш край называется Кузбассом.
4.Познакомить детей с богатством недр родной Кузбасса и славой своего региона – углём – чёрным золотом.
5. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине;
Материалы и оборудование:
- глобус
- карта России
- макет «Мой Кузбасс»
- макет «Природное богатство Кузбасса – уголь»
- ноутбук для презентации
- альбом «Кузбасс шахтёрский край»
- столы для экспериментов (4)
- фартуки (по счёту детей)
- кусочки каменного угля (по 2 на каждого ребёнка)
- лупы (по счёту детей)
- одноразовые стаканчики с водой. (по счёту детей)
- влажные салфетки
- бумага (картон)
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций и макета «Мой Кузбасс», заучивание стихов, потешек, пословиц, рассматривание герба и географической карты Кемеровской области.
Мотивация
Воспитатель:
Ребята, скажите, что такое у меня в руках (ответ)
Правильно – это глобус, или макет нашей планеты Земля.
На глобусе много морей и океанов, разных стран, но самая удивительная и любимая - наша Родина. А как называется наша родина? (ответ)
А где ещё можно увидеть изображение России?(ответ)
Давайте подойдем к карте. (карта России)
Карта какой страны перед нами?
А почему она разноцветная (синий цвет - …, зеленый и коричневый - …)
А кто знает, где живем мы с вами? (ответ)
Как называется наш край? (ответ)
Если дети не сказали про КУЗБАСС = объяснить, КОРОТКО
Откуда это слово- Кузбасс? Нашу область называют Кузбассом, потому что в самом центре ее расположен Кузнецкий угольный бассейн, принесший славу нашему краю. Этот край богат главным богатством Кузбасса - каменным углем.
Воспитатель читает стихотворение:
Кому - то снится южный берег Крыма.
Кого - то манят пальмы и моря.
А мне Сибирь, как мать - неповторима.
Здесь отчий дом, здесь родина моя
Кузнецкий край - жемчужина Сибири.
Кузнецкий край - горняцкая земля.
Народ Кузбасса - мощь его и сила,
Богатство недр и хлебные поля.
Мне по душе сибирская природа,
Ее просторы, реки и луга,
Напевный говор русского народа
И летний зной, и зимние снега.
Беседа
Ребята, давайте присядем на стульчики.
У каждой области есть свои символы. Какой главный символ у Кузбасса? (ответ - уголь, показать, синонимы-определения: черное золото, богатство края, мощь и могущество кемеровской области)
А кто занимается добычей черного золота Кузбасса? (ответ)
Какая главная профессия в угольном крае, промышленности?
Рассматривание макета «Природное богатство Кузбасса – уголь»
Презентация
Ребята, а сейчас я предлагаю поближе познакомиться с профессией шахтер (просмотр альбома «Кузбасс шахтёрский край»)
Сейчас мы с вами немного побудем шахтерами
Физминутка
Крепильщики, забойщики, (Дети шагают на месте)
Профессий много здесь, (Делают большой круг руками)
Откатчики, проходчики, (Изображают “богатырей”)
Вам всем сегодня честь! (Размахивают руками над головой)
Воспитатель: Ребята, в моём сундучке лежит необычный камень
– слушайте загадку:
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки –
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень нужный камень.
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет.
Воспитатель. Хотите поближе познакомиться со свойствами угля?
Сейчас мы познакомимся с некоторыми свойствами угля. Для этого нам нужно пройти в лабораторию (экспериментальную зону), а стало быть, наденем СПЕЦОДЕЖДУ (одевается вместе с детьми).
Сейчас с вами мы станем юными исследователями.
Дети берут кусочки угля, рассматривают их.
Воспитатель. Какого цвета уголь?
Дети. Он чёрный, блестящий.
Воспитатель. Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?
Дети. Пробовали надавить на него или сжать в руке.
Воспитатель. Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт. Уголь рассыпался на несколько мелких кусочков. Какой вывод можно сделать?
Дети. Каменный уголь твёрдый, но не прочный.
Воспитатель. Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.) Возьмите кусочек сухого угля.
Попробуйте углём провести линию на листе бумаги.
Что вы видите?
Дети. Углём можно рисовать.
Попробуйте что-нибудь нарисовать. Солнышко, дом, облако.
Молодцы. (вытерли руки, сняли одежду)
Воспитатель. Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите (ответы детей).
Дети. - Он слоистый.
Воспитатель. - Каменный уголь - это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.
Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Уголь утонул. Почему?
Дети. Он тяжёлый.
Воспитатель. Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить?(помешать воду палочкой). - Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?
Дети. Не растворяется.
Воспитатель. Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?
Дети. Уголь чёрный, блестящий, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски. Уголь оставляет след (пачкает), он слоистый. Уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других. А самое главное и ценное свойство угля – он горючий.
Воспитатель:
Ребята, наши исследования закончились
Рефлексия.
Что сегодня вам запомнилось, понравилось на занятии?
Расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (Выслушиваю ответы детей). Что для вас было самым интересным?
Умницы, вы многое запомнили, ваши ответы меня очень радуют. Занятие наше окончено.
Предварительный просмотр:
Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие к народным мастерам» (старшая группа).
Задачи:
1. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
2. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
3. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
4. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.
Предварительная работа:
- Беседы о профессиях с использованием иллюстраций.
- Рассказ педагога о деятельности людей разных профессий.
- Экскурсии.
- Обыгрывание различный игровых ситуаций.
- Чтение художественной литературы: Маяковский “Кем быть?”, Д.Родари “Чем пахнут ремесла?”, “Какого цвета ремесла?”
Игровая обстановка: оформлении игровых уголков “Больница”, “Парикмахерская”, «Кафе», «Магазин».
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: врач, пациент, парикмахер, клиент, повар, официант, посетители кафе, продавец, покупатель.
Методы и приемы: создание игровой обстановки, беседа, художественное слово, рассказы и вопросы, мотивация, обыгрывание ситуаций.
Ход игры.
Воспитатель:
У вас, у всех растут года
Будет вам семнадцать.
Где работать вам тогда,
Чем заниматься?
Дети, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, окончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда? Я знаю один такой город, в котором можно найти себе любимую работу. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми. Хотите туда поехать? (дети отвечают).
Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.)
Поедем мы туда на автобусе. Нам надо его сделать. А как? (ответы детей). Выберите шофёра, а остальные будут пассажирами.
Проходите, пожалуйста, усаживайтесь поудобнее. Мальчики будьте вежливы.
И, так, поехали!
(Звучит песенка «Весёлые путешественники»).
Воспитатель: Ну, вот мы и приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный город мастеров. Посмотрите друг на друга - вы стали взрослыми. А раз вы взрослые, то вам можно работать. Сейчас я познакомлю вас, где можно трудиться в волшебном городе мастеров.
Вот здесь у нас «Парикмахерская». В ней работает парикмахер. Что делает парикмахер? (Ответы детей).
Здесь светло и интересно:
Зеркала, духи и кресла,
Зал большой, но видно даже
Лучше, чем у нас в трельяже.
Парикмахер подстрижёт,
Волосы на бигуди навьёт,
Феном волосы подсушит,
Если надо, вас надушит.
Вот здесь у нас «Магазин». Кто работает в магазине? Что делает продавец? (Ответы детей).
А сейчас мы в магазине -
Все продукты на витрине:
Чай, конфеты, колбаса -
Разбегаются глаза.
Подходите, покупайте,
Деньги в кассу отдавайте.
Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница». Кто работает в больнице? Что делает врач? (Ответы детей).
Всегда внимательно, с любовью
Наш доктор лечит вас, ребят.
Когда поправит вам здоровье -
Он больше всех бывает рад!
А здесь располагается кафе. Кто работает в кафе? (ответы детей)
Уютное и светлое кафе
Куда друзей охота пригласить…
Любой перекусить здесь будет рад
И раз… И два… И три…
Теперь вы видите, как много интересного в нашем городе. Вы можете потрудиться там, где вам понравится.
Дети вытягивают карточки с изображением роли. Расходятся по игровым местам и обустраивают игровое пространство. По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
Воспитатель: В нашем волшебном городе мастеров наступил вечер, рабочий день закончился, закрываются больница, магазин, заканчивают работу в кафе. Пора возвращаться в детский сад. Все собрались? Посмотрите, чтобы никто не остался. Проходите в автобус, усаживайтесь поудобнее, расслабьтесь, вы устали после трудового дня. А я включу вам легкую музыку. (Играет спокойная мелодия.)
Воспитатель: Вот и наш детский сад. Выходите, пожалуйста.
Вам понравилось в “Городе Мастеров”?
А если вам, ребята, понравилось в волшебном городе мастеров, мы с вами будем ездить туда каждый день. Там вы познакомитесь с другими профессиями и сможете поработать.
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика «Край родной».
Край родной.
Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое! (Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую! («Обнимашки»)
Предварительный просмотр:
Конспект организованной деятельности по рисованию в старшей группе
«Белая береза под моим окном…»
Цель: развитие изобразительных способностей детей в процессе восприятия художественного слова.
Задачи:
- Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения.
- Продолжать учить сочетать в рисунке разные художественные материалы для передачи заснеженной кроны.
- Совершенствовать технические умения (умело пользоваться кистью: рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие линии – концом).
- Воспитывать у детей любовь к природе, посредством восприятия поэзии, живописи и фотографии.
Предварительная работа:
Наблюдение за деревьями на прогулке. Рассматривание изображений зимних деревьев на иллюстрациях в детских книгах. Знакомство с репродукциями картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана, Ф. А. Васильева, И. Э. Грабаря.
Материалы, инструменты, оборудование:
Листы бумаги разного размера синего, ярко-голубого, гуашевые краски, ,мишура (мелко порезанная), кисти разных размеров, баночки с водой, палитры, клей ПВА, салфетки, схемы рисования березы, рисунки зимних пейзажей.
Ход деятельности:
1 часть
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам залетела снежинка. И там для вас задание, нужно отгадать загадку:
Разбежались по опушке.
В белых платьицах подружки (Берёзки).
Воспитатель: Правильно, это береза. Сегодня речь пойдет о русской красавице березе. Поэты сочиняют много красивых стихов о березе. Послушайте, как отразил в стихотворении образ зимней березы русский поэт С.Есенин (чтение стихотворения)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
.
-Не только поэты пишут стихи про нее, а еще и художники. Только поэты используют для этого слова, а художники пишут картины чем?…красками (дать возможность ответить детям).
Картины художников мы можем увидеть глазами. «Картины» поэтов мы не видим, а слышим и представляем себе. А еще мы можем поэтическую картину услышать, представить и нарисовать, как это делают художники.
Дети, скажите, как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж).
-Многие известные художники - И. И. Шишкин, И. И. Левитан, Ф. А. Васильев, И. Э. Грабарь очень любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые или чем-то необычные виды природы (таинственный лес, глубоководная река, стремительный водопад, бушующее море, цветущий луг, золотая роща и пр.), любовались этими видами сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины.
Как вы думаете, чем отличается береза от остальных деревьев, например, от ели? (У них разный цвет ствола, у ели – коричневый, а у березы - белый с черными черточками - белоствольная береза).
Физкультминутка Зима
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
- Какой красивой бывает береза зимой? (просмотр презентации «Береза в серебре» с перечислением эпитетов)
-Ребята, а давайте сегодня на занятии тоже нарисуем красивую березу в зимнем наряде.
-С чего вы начнете рисовать березу? (со ствола).
-Какого цвета ствол у березы? (белый).
-Что вы можете сказать о ветках? (они тонкие, свисают вниз, похожи на ниточки, веревочки, черного цвета).
-Как нарисовать такие тонкие ветки? (тонкой кисточкой, концом кисти).
Дети выбирают листы (разного цвета, формы) и приступают к работе.
2 часть
Дети рисуют березку.
Слежу за осанкой детей. Осуществляю индивидуальное руководство самостоятельной деятельностью через вопросы, советы, рекомендации, напоминания, обращение к опыту детей. Обращаю внимание на технические навыки при работе с кистью и гуашью. При затруднении предлагаю посмотреть на картины художников.
-Дети, а каким способом можно изобразить снег на ветках березы, похожий на серебро? (серебряной краской, блестками).
-Я приготовила для вас мишуру, которая очень похожа на снег и блестки. На ветках клеем «нарисуем» снег и присыплем эти места мишурой (После высыхания лишнюю мишуру необходимо отряхнуть)
Воспитатель помогает детям.
-Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
По мере окончания рисования, дети выкладывают рисунки на отдельный стол.
3 часть
Заканчивается занятие обсуждением и демонстрацией рисунков, из которых впоследствии организуется выставка. Дети рассматривают рисунки друг друга.
-Ребята, у нас получилась настоящая березовая роща. Каждый из вас нарисовал березку по-своему.
-Посмотрите, у каких березок получились самые тонкие веточки?
-Как вам удалось нарисовать такие веточки?
-Опиши свою березку. Какая она? (стройная, красивая, с белой бахромой на ветках).
-У вас получились замечательные рисунки. Сегодня на занятии мы еще раз убедились, как поэзия помогает лучше понять образ и передать его в рисунке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир животных» (старшая группа)
Анализ занятия с использованием информационно - коммуникационн...
Конспект занятия по познавательному развитию по программе Радуга в старшей группе «Моя Родина – Россия».
Цель: упорядочить, закрепить информацию о России, ввести понятие Родина, формировать у детей чувство любви к России.Материал к занятию: презентация Power point, раскраска «Флаг России»....
Конспект занятия по познавательному развитию «Я – мальчик, я – девочка» (старшая группа)
Конспект занятия по познавательному развитию«Я – мальчик, я – девочка» (старшая группа) Воспитатель:Чобан Ю.Ю. Вид занятия:комплексное (по центрам развития).Программное соде...
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе «Растение – живое существо»
Занятие способствует формированию представлений детей о растениях как о живых существах, умений абстрагировать свойства и устанавливать связь "Реальность-модель"....
Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.
Занятие по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАРОДЫ МИРА"Старший дошкольный возраст
Знакомство детей с различными расами людей, с их народнвми костюмами и традициями....
Конспект занятия по познавательной деятельности «Русская береза-символ Родины моей»
Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств,любви к родной природе посредством расширение их знаний о березе,как о символе России.Задачи :-расширить и уточнить представления детей ...