Детское экспериментирование
материал
Из опыта работы «Детское экспериментирование»
Детское экспериментирование.
Всем известно, что новые знания можно получать от кого-либо в готовом виде, а можно и самостоятельно. Вот и дети нашей группы научились добывать знания, они овладели технологией исследовательского поиска. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности- к экспериментированию.
Из своего опыта работы сделала вывод, что знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. не зря гласит китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Делаю большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования доставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?». Дети стремятся к познанию нового, неизвестного. Они постоянно задают много вопросов. Дети видят проблему, где другие не замечают, удивляются, анализируют, сравнивают и делают выводы.
В процессе экспериментирования развивается речь детей. На прогулке наблюдаем за голубым небом, обращаем внимание на листочки, травку. В следующий раз наблюдаем за темным небом, слышим раскаты грома и т. д.
В уголке природы или на участке проводили стихийные наблюдения и эксперименты, которые не требуют специальной подготовки. Например, как вода влияет на рост растений. Гуляя с детьми, одновременно выискиваем в природе явления, которые могут заинтересовать детей.
Например, отчего почернел снег? При плановом эксперименте планирую, выбираю объект наблюдения, знакомлюсь с ним заранее, ставлю проблему, цель, задачи, даю время на обдумывание, а затем привлекаю детей к обсуждению методики и ходу эксперимента. Например, как освободить бусинки из ледяного плена?
Стараюсь заранее не предсказывать результат, т. к. дети теряют ценные ощущения первооткрывателей, вот и тогда они работают увлеченно. В процессе работы нужно поощрять детей.
Каждый ребенок во время эксперимента от начала до конца занят делом. Занятие нужно начинать энергично, чтобы дети увлеклись интересным содержанием материала, умственным напряжением. Все действия носят пробный характер. Активность полностью исходит от самого ребенка, он самостоятельно ставит цели и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы. Пришли с прогулки, у всех мокрые рукавички. Как идти домой в мокрых рукавичках? Что нужно сделать, чтобы быстрее высушить их? Владик-нужно погладить горячим утюгом, Ира- повесить сушиться, Саша-положить в микроволновку, Арюна-положить на батарею. Проверяют гипотезы и делают вывод.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, т. к. с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за зимними изменениями природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Наблюдая за лошадью, Настя заинтересовалась, а как же лошади разговаривают? Оказывается, они разговаривают ушами.
В процессе экспериментирования ребенок чувствует себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Процесс познания- творческий процесс, и задача воспитателя и родителей- поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать для этого необходимые условия.
Темы детских исследований могут быть разными: Фантастическими, эмпирическими, экспериментальными, теоретическими. Они должны быть интересны ребенку, должны принести реальную пользу, быть оригинальными, неожиданными, чтобы дети могли выполнить относительно быстро. Например, имеет ли вода форму, цвет, запах? Из чего построен дом? Зачем идет дождь? Освободим бусинки из ледяного плена. Язык лошади. Почему вымерли динозавры? Почему надувают шары? И т. п.
Во время экспериментирования дети действуют не боясь совершить ошибку, принимают смело решение, действуют уверенно, без сомнений, работают сосредоточенно, вкладывают в исследование всю свою энергию и знания, не ограничивают собственные исследования, дают себе волю понять реальность, которая их окружает. Внимательно анализируют факты и стараются не делать поспешных выводов. А самое главное, что во время исследований мы с детьми верим, что достижением намеченной цели, преодолеем любые преграды на своем пути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_eksperimentirovanie_1.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы «Детское экспериментирование»
Детское экспериментирование.
Всем известно, что новые знания можно получать от кого-либо в готовом виде, а можно и самостоятельно. Вот и дети нашей группы научились добывать знания, они овладели технологией исследовательского поиска. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности- к экспериментированию.
Из своего опыта работы сделала вывод, что знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. не зря гласит китайская пословица «Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Делаю большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования доставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?». Дети стремятся к познанию нового, неизвестного. Они постоянно задают много вопросов. Дети видят проблему, где другие не замечают, удивляются, анализируют, сравнивают и делают выводы.
В процессе экспериментирования развивается речь детей. На прогулке наблюдаем за голубым небом, обращаем внимание на листочки, травку. В следующий раз наблюдаем за темным небом, слышим раскаты грома и т. д.
В уголке природы или на участке проводили стихийные наблюдения и эксперименты, которые не требуют специальной подготовки. Например, как вода влияет на рост растений. Гуляя с детьми, одновременно выискиваем в природе явления, которые могут заинтересовать детей.
Например, отчего почернел снег? При плановом эксперименте планирую, выбираю объект наблюдения, знакомлюсь с ним заранее, ставлю проблему, цель, задачи, даю время на обдумывание, а затем привлекаю детей к обсуждению методики и ходу эксперимента. Например, как освободить бусинки из ледяного плена?
Стараюсь заранее не предсказывать результат, т. к. дети теряют ценные ощущения первооткрывателей, вот и тогда они работают увлеченно. В процессе работы нужно поощрять детей.
Каждый ребенок во время эксперимента от начала до конца занят делом. Занятие нужно начинать энергично, чтобы дети увлеклись интересным содержанием материала, умственным напряжением. Все действия носят пробный характер. Активность полностью исходит от самого ребенка, он самостоятельно ставит цели и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы. Пришли с прогулки, у всех мокрые рукавички. Как идти домой в мокрых рукавичках? Что нужно сделать, чтобы быстрее высушить их? Владик-нужно погладить горячим утюгом, Ира- повесить сушиться, Саша-положить в микроволновку, Арюна-положить на батарею. Проверяют гипотезы и делают вывод.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, т. к. с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за зимними изменениями природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Наблюдая за лошадью, Настя заинтересовалась, а как же лошади разговаривают? Оказывается, они разговаривают ушами.
В процессе экспериментирования ребенок чувствует себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Процесс познания- творческий процесс, и задача воспитателя и родителей- поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать для этого необходимые условия.
Темы детских исследований могут быть разными: Фантастическими, эмпирическими, экспериментальными, теоретическими. Они должны быть интересны ребенку, должны принести реальную пользу, быть оригинальными, неожиданными, чтобы дети могли выполнить относительно быстро. Например, имеет ли вода форму, цвет, запах? Из чего построен дом? Зачем идет дождь? Освободим бусинки из ледяного плена. Язык лошади. Почему вымерли динозавры? Почему надувают шары? И т. п.
Во время экспериментирования дети действуют не боясь совершить ошибку, принимают смело решение, действуют уверенно, без сомнений, работают сосредоточенно, вкладывают в исследование всю свою энергию и знания, не ограничивают собственные исследования, дают себе волю понять реальность, которая их окружает. Внимательно анализируют факты и стараются не делать поспешных выводов. А самое главное, что во время исследований мы с детьми верим, что достижением намеченной цели, преодолеем любые преграды на своем пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования
Цель- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...
Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...
СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»
Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...
«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»
laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...
Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...
Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...