Консультации и рекомендации для родителей
материал (средняя группа)


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в первой младшей группе «Эрбэхэй»

Экологическое воспитание детей.

Тема: «Ребенок открывает мир природы»

Природа дарует человеку жизнь, питает его. Человек только тогда могуч, когда твердо стоит на родной земле, чувствует и любит ее, дышит одним с нею воздухом. Вспомним слова Н. Н. Сладкова «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – надо узнать. Узнав – невозможно не полюбить».

Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, с какого возраста начинается экологическое воспитание детей? (Ответы родителей).

Многие родители в анкетах написали с рождения, с одного года, с двух лет и т.д. Ранний возраст (от 1 до 3 лет) – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире, о природе. В детском саду экологическое воспитание начинается с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Задачи воспитателя в работе с детьми раннего возраста:

1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе. Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении (яркие объекты и явления природы: солнце, небо, радуга, дождь, снег, снежинки, ветер): обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях («кружатся листочки», «прыгают воробушки, цыплятки»), узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие (например, сломанная ветка плачет, и просит о помощи).

3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы (песок, вода, снег, лед, камни, глина).

4. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями (дети раннего возраста в основном только наблюдают за трудом взрослого по уходу за комнатными растениями, но есть дети, которые хотят сами ухаживать за растениями). Мы с детьми только ухаживаем за растениями, но также проводим игры «У кого, какой цветок», «Чего не стало», читаем стихотворения. Например,

Белый цвет и фиолетовый,

Розовый и голубой.

Как, фиалка, разодета ты!

Мы любуемся тобой!

Основными методами освоения задач в этом возрасте являются следующие.

- совместные со взрослым наблюдения, выявления сенсорных признаков объектов природы (цвет, величина, форма).

- игры – экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками и т.п.

- наблюдения за трудом взрослого в природе и посильное участие в нем самих малышей.

- использование иллюстративно – наглядного материала, дидактических игр с игрушками, изображающими животных, картинками, природным материалом.

- образные игры-имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра.

- продуктивная деятельность, чтение детской природоведческой художественной литературы.

Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

Уважаемые родители, скажите что, прежде всего нам поможет развивать познавательный интерес к природе?

- Совместные прогулки;

- Обращать внимание на красоту родного края;

- Экскурсии в парк.

Да, это прогулки и разнообразные наблюдения. А в дальнейшем разнообразные походы в лес, на луг, в поле, к реке.

Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, за птицами и животными.

Давайте мы с Вами поиграем в игру «Я знаю».

- Встаём в круг. Я бросаю мяч называю зверей (птицы, рыбы), родитель поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий зверей: лев, ёж, заяц, медведь, лиса».

Спасибо. Присаживайтесь.

А какое отношение к природе мы можем воспитывать в детях?

- Бережное отношение – это эмоционально-положительное отношение к природным объектам, умение бережно обращаться с ними.

- Заботливое отношение – готовность оказать действенную помощь объектам природы, защитить их от неправильных действий сверстников.

- Умение сохранять или создавать необходимые для нормальной жизни и развития живых существ условия.

Да, я согласна с Вами, но при этом надо воспитывать отрицательное отношение к негативным поступкам в природе и соблюдать правила поведения в природе.

Какие правила поведения в природе необходимо воспитывать?

- Не разорять гнёзда.

- Не рвать охапками цветы.

- Не разорять муравейники.

- Не разжигать в лесу костёр.

- Не портите деревья.

- Убирать мусор за собой после пикника.

Нужно начинать с самых простых правил: когда идете с детского сада не бросать фантики, бумажки, не ходить по клумбам, бордюрам, не рвать цветы, не ломать постройки. Вот всему этому мы должны научить наших детей.

Таким образом, в работе с детьми раннего возраста на первый план ставятся нравственные цели, а затем уже обучающие. Для того чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать ей, радоваться ей. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребенка.

Литература.

1. Воронкович О.В. Добро пожаловать в экологию! Младшая группа (3-4 года). Наглядная информация для родителей. Часть 1 (сентябрь – февраль). Часть 2 (март – август). 2010г.

2. Зенина Т.И. Ознакомление детей раннего возраста с природой. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 112с.

3. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 96с.

4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е.Вераксы., Т.С.Комаровой., М.А.Васильевой «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Мозаика - Синтез», 2017г



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей 

«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

Адаптация – это приспособление к новым условиям, причем она необходима не только при поступлении в детский сад, но и после болезни, летних каникул и т. д. Адаптация – это трудный период в жизни ребенка связанный с сильными стрессовыми переживаниями.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

Приведя ребенка в детский сад, нужно помнить о том, что в детском саду ребенка ждут новые социальные отношения. Т. е. отношения с новыми людьми: взрослыми (воспитателями, младшим воспитателем и специалистами) и сверстниками. И разбираться во всех тонкостях этих отношений, налаживать контакты ребенку придется уже без помощи папы и мамы. Такое с ним случилось в-первые в жизни, ребенок начинает самостоятельно представлять себя во “внешнем мире”, отличном от привычного домашнего мира. У детей в возрасте до 3-х лет обычно еще плохо развита речь, ему трудно выразить словами свои чувства и желания, нет навыков общения со сверстниками. Это влечет за собой эмоциональное неудовлетворение. Обращайте внимание на эмоциональное состояние ребенка, ему необходима ваша помощь.

Вы боитесь за него, и это естественно, однако ваше настроение мгновенно передается ребенку. Поэтом если вы будете излучать уверенность в том, что ребенку в группе будет хорошо, эта уверенность передастся ребенку. Расскажите ребенку о том, как хорошо детям в детском саду, зачем они туда приходят, чем занимаются.

В период адаптации у некоторых детей происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается, или например, более примитивной становится речь. Не стыдите и не ругайте своего малыша, пройдет 1 – 2 недели и все навыки восстановятся.

Хочу предупредить вас, что адаптация к детскому саду может протекать очень болезненно. Причин много: резкая смена условий, ломка привычных форм жизни, отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое число детей, новый распорядок дня и т. п. Все это может вызвать бурные реакции. Помните, что оставляя ребенка в детском саду он психологически считает себя брошенным и сильно переживает по этому поводу. Объясните ему зачем необходимо ходить в детский сад, что его там ждут дети, игрушки. Обязательно расскажите малышу о том, что вы скоро придете за ним, или расскажите о том, кто за ним придет и когда. Чаще напоминайте о том, что вы его любите.

Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается. Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь «уговорить ее» переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал. Таким образом, вы сможете узнать, как ваш малыш себя чувствовал в детском саду.

Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенным: сначала нужно привести его в группу, познакомить с воспитателем, сверстниками. Затем несколько дней пребывания в детском саду должны ограничиваться временем до дневного сна, а в дальнейшем, в зависимости от состояния ребенка, это время может постепенно увеличиваться.

Дети раннего возраста, сильно устают в детском саду. И наиболее распространенной причиной усталости является присутствие большого числа людей вокруг и необходимость сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению. Поэтому, забрав ребенка постарайтесь не слишком спешить домой. Сделав небольшой круг по окрестным дворам вы позволите своему малышу перейти на вечерний режим и перестроиться на домашнюю обстановку. Будет лучше, если вы не станете сопровождать эту прогулку беседой с кем – либо из своих знакомых, а пообщаетесь со своим малышом.

Помните, что ребенок соскучился по вам, поэтому придя домой не бросайтесь сразу же к выполнению хозяйственных дел. Пусть малыш посидит рядом с вами, расслабится от ваших прикосновений. Поиграйте с ним, поговорите. Дайте малышу самому выбрать, во что вы будете играть. А при необходимости сами предложите какую-нибудь спокойную игру.

Кроме того, и особенно в этот период, нельзя пугать детей (ни дядей, ни волком, ни Бабой Ягой). По мере развития ребенка можно указывать ему на реальные опасности, но никогда не запугивать мнимыми, придуманными коллизиями. Нельзя стыдить ребенка за испытываемый им страх. Насмешки над боязливостью ребенка - жестокость. Из чувства стыда он будет скрывать страх, который только усилится. Следует ограничить просмотр ребенком телепередач: долгое сидение перед телевизором притупляет собственную активность ребенка, мешает формированию его индивидуальных интересов. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-либо неожиданного для него. Для полноценного развития ребенка важно общение не только с близкими взрослыми, но и со сверстниками, поэтому нужно учить его знакомиться с детьми во дворе, в кружках и секциях, в детском саду. Поскольку за всеми детскими страхами стоит неосознанный или осознаваемый страх смерти, то и профилактика страхов - воспитание ребенка, уверенного в себе, самостоятельного, знающего то, что положено знать по возрасту опасностях и угрозах, но относящегося этому оптимистично. Важно помнить ребенку, лишенному помощи взрослых не познать мир без лишних страхов.

Очень важно, чтобы между вами и сотрудниками детского сада была согласованность. Постарайтесь приблизить режим дня ребенка к детсадовскому, упражняйте его в самостоятельности.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе «Наранай туяа»

Рекомендации родителям по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Внимание – один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности ребёнка. Для того чтобы ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.

1. В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание детей.

2. Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечением.

3. Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.

4. Развивая внимание ребёнка, не давите и не фиксируйте его неудачи. Большое внимание обращайте на достигнутые им успехи.

5. Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

6. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.

7. Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.

"Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!" - шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели.

"Давай пока уберем игрушку в сумку, а то она тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу", - предлагает мама сыну при переходе улицы.

"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает ребенка и дома, и в детском саду, и во время прогулок на улице. То есть всегда и везде.

На первый взгляд это поучения-нравоучения, ведь взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого. То есть, ребенок заинтересован не ложкой с кашей, а тем, что происходит на экране телевизора. Любимая игрушка в руках ребенка намного для него привлекательней, чем ситуация на дороге, тем более что рядом мама, которая этой ситуацией может управлять.

Взрослый может объяснить, что такое внимательность и внимание в целом. Но не ребенок.

Под руководством родителей ребёнок учится сосредотачиваться на занятии, даже когда ему неинтересно. Давая указания своему ребенку, следите, чтобы они были логичными и понятными ребёнку. Постарайтесь вовлечь его, освещая привлекательные стороны объекта.

Учите детей с детства подмечать необычные особенности предметов и явлений. Возрастающая любознательность и совершенствование мыслительных процессов позволяют дошколёнку лучше концентрироваться на заинтересовавшем предмете.

Вниманием детей 5-6 лет управляет взрослый при помощи речи или жестов («Будь внимательнее!», «Посмотри, какая птичка!»). В старшем дошкольном возрасте, дети управляют своим вниманием при помощи своей речи. Таким образом они планируют свою деятельность, задают ей конечную цель. Это даёт толчок к развитию произвольного внимания. Чтобы развитие произвольного внимания у детей стало успешным, родителям нужно учитывать некоторые его особенности.

Задания необходимо планомерно усложнять, они должны немного превосходить знания и умения дошкольника. Если ребенку сложно сразу его выполнить, составьте подробную пошаговую инструкцию. Обдумывая указание, он будет проговаривать вслух план выполняемых действий.

По мере необходимости повторяйте инструкции несколько раз. Только тогда ребенок сохранит в голове алгоритм действий и будет следить за их выполнением.

В силу своих возрастных особенностей ребёнок не в состоянии управлять вниманием и нередко попадает под влияние разного рода раздражителей. Формируйте у него умение сопротивляться отвлекающим факторам.

Подталкивайте на завершение действия похвалой, одобрением, восхищением будущим результатом.

Учите детей контролировать себя. Дошколята любят сравнивать свою работу с работами других ребят. Можно предложить проверить вас в выполнении задания. Ещё одним стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – стремление к соревнованию.

Не тормозите детей постоянными замечаниями. Слова типа «Не отвлекайся!», «Не трогай!», «Не смотри!» не настроят на рабочий лад.

Трудно переоценить роль игры в развитии детей. Являясь основным видом деятельности детей дошкольного возраста, она учит, формирует полезные навыки, знакомит с новыми действиями. Доказано, что продолжительность игры у шестилетки доходит до часа и более, трёхлеток же занять удастся не более чем на 20-25 минут. Следует учесть эти особенности в организации занятий выборе упражнений.

Существует большое количество интересных игр, развивающих детских книг и тетрадей, статей в журналах и социальных сетях, где можно подобрать материал, способствующий развитию внимания. Для этого достаточно лишь написать в поисковике: «Игры для развития внимания детей 3-7 лет».

Вот некоторые из них:

1. Игра на развитие наблюдательности.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку и найти на ней, например, все цветочки. А чтобы удобнее было искать, сердцевинки можно раскрасить.

Тут же можно посчитать бабочек, которые спрятались между цветами и так и просятся быть раскрашенными. А на соседней картинке можно поискать домашних животных, которые прячутся друг за друга.

А еще обратить внимание на то, что там есть и птицы.

Подобные картинки можно сделать самостоятельно, а еще лучше – вместе с ребенком, чтобы он не просто пытался по отдельным элементам определить, кто есть на картинке, но и сам четко представлял, как получается такая путаница.

2. Игра на развитие устойчивости внимания и наблюдательности.

Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть пару похожих картинок и найти на них отличия. А чтобы отличия не повторились, их можно раскрасить.

Количество отличий, предлагаемых на данных картинках зависит в первую очередь от возраста ребенка.

3. Игра на развитие объема внимания.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку в течение одной минуты, а затем убирает ее. После этого он задает ребенку вопросы по сюжету картинки:

1. Расскажи, что нарисовано на картинке?

2. Кто спит в кроватке?

3. Что находится под кроваткой?

4. Какое одеяло у мышонка?

5. Что видно за окошком?

6. Какое время су ток нарисовано на картинке? Как ты догадался?

Конечно, задаваемые вопросы так же зависят в первую очередь от возраста ребенка, его общей осведомленности и предлагаемой ребенку картинки.

7. Игра на развитие концентрации внимания.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку в течение одной минуты, а затем предлагает поискать:

- все предметы, которые имеют круглую форму;

- все предметы, которые имеют квадратную форму;

- все предметы, которые имеют треугольную форму;

- все предметы, которые имеют прямоугольную форму.

Для удобства нахождения предметов заданной формы, их так же можно раскрашивать в процессе выполнения задания.

5. Игра на развитие слухового внимания.

Взрослый подбирает несколько игрушек, которые могут издавать звуки: звон, шум, мелодию, шорох и т. п. Спрятав игрушки за ширму или за спину, предлагает ребенку послушать как «звучит» игрушка. После этого задает вопросы:

1. На что похож звук?

2. С чем его можно сравнить?

3. Какая именно игрушка так «звучит»?

4. Что еще в нашей жизни может так «звучать»?

В качестве «звучащего» предмета не обязательно брать игрушки, можно использовать все, что только позволит фантазия взрослого, начиная от полиэтиленовых пакетов и заканчивая крупой, насыпанной в банку.

6. Игра на развитие внимательности и наблюдательности.

Взрослый во время любого действия: во время игры, во время прогулки, во время посещения магазина и т. п. предлагает ребенку остановить свои действия и, закрыв глаза:

- описать все то, что находится за спиной ребенка в этот момент;

- вспомнить, во что он одет и какого цвета его одежда;

- описать тот предмет, который только что «прозвучал»;

- описать, во что был одет воспитатель в группе, на прогулке и т. п.

Конечно, данные игры не будут для взрослого единственно верным способом решения проблемы по развитию внимания ребенка. Не следует забывать о том, что все, что окружает ребенка может и должно способствовать развитию его внимания. Залог этого развития – желание и фантазия взрослых, окружающих ребенка. Здорово, если ребенок с помощью взрослого поймет это уже в детстве.

Также отличным упражнением для формирования произвольного внимания станут лабиринты, которые необходимо пройти глазками, и картинки «Найди отличия». Важно, чтобы занятия были не от случая к случаю, а систематическими.

Старайтесь не упрекать своего ребенка за невнимательность, ни при каких обстоятельствах не сравнивайте его с другими детками, просто любите и работайте над его развитием. И тогда результаты не заставят себя долго ждать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендациидля родителей по подготовке детей к школе

ldquo;Школа для родителей всегда выступаетв качестве новой формы власти над их ребёнком.А ребёнок для родителей всегда является частью их самих,причём наиболее незащищённой частью”.А. И. Лунько...

Консультация: «Взаимодействие с родителями при подготовке и реализации образовательных проектов». «Организация тематических встреч с родителями».

Консультация: «Взаимодействие с родителями при подготовке и реализации образовательных проектов». «Организация тематических встреч с родителями»....

Общие рекомендациидля родителей детей-инвалидов

материал содержит информацию для оказания методической поддержки родителям детей-инвалидов...

Консультация логопеда для родителей "О роли родителей в развитии речи детей".

Данная информация предназначена для молодых родителей. Некоторые нарушения детской речи, возможно, корригировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков, возможно, испра...

Работа с родителями. Консультация. Папка передвижка "Родителям о прививках" 01.2020

Работа с родителями. Консультация. Папка передвижка "Родителям о прививках" 01.2020...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. И всё чаще приходится обращаться за помощью к специалистам- логопедам для постановки звуков, и коррекции ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. И всё чаще приходится обращаться за помощью к специалистам- логопедам для постановки звуков, и коррекции ...