Детское экспериментирование
материал (старшая группа)

РОДИОНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Детское экспериментирование - как метод экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_eksperimentirovanie.docx16.66 КБ

Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование – как метод экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и поэтому вопрос экологии приобретает особую остроту. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Воспитание любви и бережного отношения к природе должно происходить с раннего возраста, и идти через практическое применение знаний о ней. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей. К шестому году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Огромную роль в освоении этих знаний играет творческое экспериментирование. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает речь, мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие практического материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества. Проанализировав работу по познавательной активности детей, я заметила, что дети с трудом устанавливают взаимосвязи в природе, сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, не умеют делать выводы. Поэтому, проблема разработки системы мероприятий по организации экспериментирования для меня стала актуальной. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы как, например, происходит загрязнение почвы и почему всему живому нужна вода, позволяет моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Приступая к работе с детьми в этом направлении, я поставила перед собой цель: Формирование экологической культуры у детей в процессе экспериментальной деятельности. Исходя из цели, поставила задачи: • Углублять и расширять знания детей о закономерностях и взаимосвязях живой и неживой природы, явлениях окружающего мира; • Формировать осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы; • Создать условия для развития экологического мышления, сообразительности, внимания, умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта, учить строить гипотезы; • Развивать коммуникативные навыки; • Воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и выполнять ее; • Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту; • Воспитывать бережное отношение к природе. Для решения поставленных задач мною в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. В уголке представлены материалы для исследования: различные емкости, мерные ложки, пинцеты, увеличительное стекло, магниты, песочные часы, мини – мельницы, природный и бросовый материал и т.д. Уголок постоянно пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, условные символы, схемы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература и различные макеты. Работу с детьми по развитию познавательной активности средствами экспериментирования я осуществляю в образовательной деятельности, во время самостоятельной деятельности детей (игры с магнитами, вертушками, шарами, мыльными пузырями), во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных экспериментов. Дети очень часто задают вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?». Они не только спрашивают, но и пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного. Для получения правильного ответа я предлагаю провести эксперимент. Таким образом, тематика экспериментов, в основном, исходит от детей. В начале работы по экспериментированию, опыты проводила сама. Дети быстро включились в процесс и стали принимать активное участие. Эксперименты напоминают детям фокусы, они необычны, а главное – дети всё проводят сами. Тем самым развивается у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. В процессе работы, когда дети приобрели небольшой опыт, вместо словесной задачи я предложила детям схемы. Дети с большим интересом «читали» по схемам и проводили эксперименты. При подведении итогов эксперимента, использовали также схемы – значки, при помощи которых дети без труда делали выводы. По окончании, дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, полезного. Например, при проведении экспериментов с водой, для изучения ее свойств, дети усвоили огромную значимость воды и научились беречь ее: в умывальной комнате строго следят, чтобы последний умывающийся закрывал кран, чтобы никто не открывал кран большим напором. При проращивании семян, дети сами убедились, что семена, заранее замоченные в воде, прорастают быстрее. После проведения ряда экспериментов по изучению свойств воздуха, дети усвоили огромную значимость и необходимость чистого воздуха. При этом, детям было дано задание: выбрать из 2-х иллюстрациях город, в котором они хотели бы жить,(город, утопающий в зелени и задымленный производственными трубами город). Дети, конечно же, выбрали «зеленый» город и сумели обосновать свой выбор. Наряду с работой с детьми организовываю и работу с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Для родителей оформлена подборка консультаций: «Экологические опыты для детей», «Песочная терапия», «Познавательные опыты для детей», «Эти занимательные опыты» «Маленькие исследователи» и т.д. Кроме того, родителям рекомендована литература по экспериментальной деятельности. Привлекаю родителей к созданию энциклопедий, фотоальбомов, приглашаю в группу в качестве помощника при проведении нового эксперимента. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, я рекомендую и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Проведенные дома эксперименты, дети с удовольствием проводят самостоятельно в группе. Недавно в группе проводился совместно с родителями конкурс по экспериментированию «Вечер интересных открытий». Было дано домашнее задание: подготовить интересный познавательный эксперимент и потом показать его в группе. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи. Конкурс проводился вечером в группе. Детям было очень интересно, особенно тем, кто под руководством мам показывал и объяснял. Все участники были награждены почетными грамотами . Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес. Так уголок экспериментирования был пополнен красивыми ракушками и белым песком с берегов Черного моря, коллекцией камней с Байкала, соль с берегов озер Хакасии, а горох фасоль и бобы с местных дач. В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу: проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с природой и окружающим миром, и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. И хочется закончить свое выступление китайским изречением: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...