Занятие в старшей группе. Казаки- защитники отечества
план-конспект занятия
Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.
Программные задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей представления об особенностях жизни донских казаков.
- Познакомить с легендарными казаками-героями,
- Формировать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Развивающие:
- Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.
- Способствовать развитию логического и творческого мышления.
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважительное отношение к истории, традициям и обычаям родного края.
- Закреплять заповеди казачества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Казаки - Защитники Родины. | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Организованной образовательной деятельности
«КАЗАКИ – ЗАЩИТНИКИ РОДИНЫ»
Разработал воспитатель:
Казарян Амаля Бениаминовна
Ход деятельности
Цель: Систематизировать знания детей о жизни, и традициях Донского казачества.
Программные задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей представления об особенностях жизни донских казаков.
- Познакомить с легендарными казаками-героями, формировать представление об особенностях казачьего вооружения.
- Формировать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Развивающие:
- Развивать любознательность и интерес к истории родного края, ее героям.
- Способствовать развитию логического и творческого мышления.
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважительное отношение к истории, традициям и обычаям родного края.
- Закреплять заповеди казачества
Словарная работа:
Повторение донских пословиц и поговорок.
Материалы: казачье вооружение ( шашка, нагайка, кинжал), презентационные файлы к занятию , фонотека казачьих песен,.портреты знаменитых казачьих атаманов; иллюстрации «Казаки», «М. И. Платов»; аудиозапись казачьей песни «Слава Платову-герою».
Оборудование:
Мультимедийное оборудование , фотоаппарат,
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие» (формирование грамматически правильной речи), Ознакомить детей с донскими героями - казаками. «Социально-коммуникативное развитие» (развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания).
Предварительная работа: рассматривание с детьми фотографий, репродукций с изображением различных деталей костюма и вооружения казаков, разучивание пословиц и поговорок о военной доблести и славе. Просмотр презентаций о жизни и быте донских казаков.
Методы и приемы:
-Рассматривание предметов казачьего быта.
-Просмотр презентаций, фотографий, альбомов с иллюстрациями,
- повторение разученных Донских пословиц и поговорок, пересказ, обобщающая беседа.
- Повторное проговаривание
- Объяснение, вопрос
- Оценка детской речи
Содержание образовательной деятельности
Слайд 1. Звучит казачья песня о Родине. Под песню входят дети с воспитателем (в казачьем костюме).Здороваются с гостями:
- «Здорово дневали!»
Гости отвечают – «Слава богу!»
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас в нашем зале. Я буду вам рассказывать о казаках – защитниках Родины.
- Ребята, а как вы думаете, кто такие защитники?
Предполагаемые ответы детей:
– « Люди, которые защищают свою Родину»
- Вы правы , ребята.
Славится земля донская красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Знаменита она еще и тем, что с незапамятных времен живут здесь казаки. Ребята, а что вы знаете о казаках? Кто такие казаки?
Предполагаемые ответы детей:
Слайд2. - Казак – это значит вольный человек, удалой.
Воспитатель: За спинами казаков была святая Русь и казаки были ее лучшими защитниками. Они побеждали в любой войне. Ведь вы же знаете, что казаки живут по своим, казачьим заповедям. Главная заповедь казака «Люби Россию, ибо она твоя мать». Давайте повторим вместе..
Слайд3. Воспитатель: А еще есть такие заповеди;
Предполагаемые ответы детей:
- уважай женщину, мать
- почитай старших
-честь и доброе имя для казака, дороже жизни
-казаки все равны в правах
-держи слово, слово казака дорого
-береги свою семью, служи ей примером!
-по тебе судят обо всем казачестве и твоем народе
Воспитатель: Да, именно по этим заповедям жили казаки, защищали свою семью, свою землю и свою Родину.
Россия вначале была маленькой, но когда поселились на Дону казаки – им нужно было кормить свою семью, а для этого казаки выращивали хлеб на донской земле, чем больше становилась семья, тем больше надо было земли казаку, и решили казаки присоединить себе свободные земли, и посмотрите, какой огромной стала наша Родина.
Да, в том что наша Родина стала огромной и непобедимой, есть огромная заслуга казаков – защитников Родины
- А чтобы защищать свою Родину каким должен быть казак?( ответы детей )
Слайд 4. Воспитатель: Правильно. Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость –все эти качества присущи казакам. А как вы думаете, ребята, в чем секрет смелости, отваги и бесстрашия казаков?( ответы детей.)
- А как вы считаете, в чем секрет смелости и отваги казаков
Предполагаемые ответы детей:
Слайд 5- секрет в том – КАК воспитывали казаков на Дону. Мальчики уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, именно поэтому казачонка уже в годик сажали на коня в первый раз! А лет с 3- 5 уже приучался к верховой езде.
Строго соблюдали казаки законы товарищества – об этом говорится в народных пословицах. Вы их знаете?
Слайд 6. Предполагаемые ответы детей:
- Сам пропадай, а товарища выручай.
- Конь познается в езде, а казак в беде.
- Нет друга, ищи, а нашел, береги.
- Дружбу за деньки не купишь
Воспитатель:
Ведь казак - это защитник, воин и очень важно, чтоб тебя не подвел товарищ, именно поэтому казачата с самого детства учились дружить, собирали свою команду, а называлась она как, ребята?
Предполагаемые ответы детей:
- Ватага.
С10 лет мальчики оправлялись в ночное.
Ребята, а расскажите, что такое «Ночное?» (ответы детей) Пасли коней
А почему казачатам нравилось ходить в ночное?
Правильно, ребята, любимое занятие казачат было «ночное». Потому, что возле костра казачата слушали рассказы старших казаков о своей службе на Родине, и играли в игры.
Воспитатель: давайте, и мы поиграем в казачью игру, которая называется
Игра « »
Воспитатель: С самого раннего детства прививают казаки своим детям любовь к лошадям. Обучают верховой езде, уходу за конем. Выбирают казаки для службы коней, сильных, выносливых, верных.
Ведь не зря гласит поговорка – «конь – лучший друг у казака».
Слайд 7. Воспитатель: Я начну зачитывать вам поговорки, а вы завершите !
Предполагаемые ответы детей:
- -« Конь и в бою не подведет, и из боя раненого казака вывезет!»
- -« Казак сам голодный будет, а коня обязательно накормит»,
- Без коня казак – кругом сирота!
- Казак голоден, но конь сыт.
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Казак сам голодает, но коня накормит!
- Конь казаку – отец, да и то отец один раз жизнь дает, а конь казаку сто раз жизнь спасет.
Воспитатель: Ребята, каждый казак должен уметь скакать на коне, есть даже целое искусство, которое называется - Джигитовка. – запомните это новое для вас слово.
Давайте с вами посмотрим видеоролик о джигитовке.
Просмотр видеоролика о джигитовке.
Воспитатель: Посмотрите оружие Донского казачества, давайте внимательно рассмотрим оружие, владеть которым казаков учили с самого детства .
- Какое самое главное оружие у казаков?
Предполагаемые ответы детей:
Слайд 10. - шашка, даже есть такая поговорка – шашка подруга казака
Воспитатель: давайте рассмотрим казачью шашку, - какая она?
Предполагаемые ответы детей:
- железная
Воспитатель: Еще шашка тяжелая несмотря на то, что шашка тяжелая, казаки мастерски владели шашкой, т. к.учились этому с детства. Есть даже целое искусство владения шашкой и оно называется фланкировкой. Запомните это новое для вас слово.
Просмотр видеоролика.
Слайд 11. Воспитатель: А какое вы еще знаете оружие казаков ?
Предполагаемые ответы детей: - Нагайка, - это к конская плеть — холодное оружие. Нагайка использовалась как оружие в бою
Слайд 12. А вот посмотрите - пика длинная палка с острым наконечником, чтоб достать врага сидя на коне.
Есть даже такая пословица «Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь».
Слайд 13. Посмотрите на костюм донского казака. О нем вы уже знаете всё. Давайте вспомним , что входило в костюм донского казака.? ( ответы детей)
Воспитатель: Я хочу спросить у ребят, папы и дедушки которых отслужили в армии? Как вы думаете, где они получали воинское обмундирование и снаряжение?
Предполагаемые ответы детей: всё это он получал непосредственно по месту службы.
Воспитатель: А раньше казак получал всё необходимое для службы в родительском доме.
Предполагаемые ответы детей: На войну казака собирала вся родня. Мать сама шила сыну рубаху. Старший брат дарил ремень, фуражку. Остальное снаряжение, коня и шашку сын получал от отца. Ведь конь, как мы уже сказали –лучший друг казака.
Воспитатель: а вы знаете, что казачка, провожая казака на войну, кланялась коню и просила его привести казака домой целым и невредимым, а казаку давала с собой оберег, который должен был хранить его на чужбине. Когда казачка встречала казака с войны, кланялась коню в ноги и благодарила коня, что он привез казака домой.
Ребята, А как вы считаете, почему еще казаки были непобедимы?
Предполагаемые ответы детей:
- потому что у них были хорошие командиры
Воспитатель: кто был самым главным командиром у казаков? и кто мог стать командиром?
Предполагаемые ответы детей:
- атаман, его выбирали на казачьем круге.
Итог :
- Атамана выбирали из самых смелых и достойных казаков. Ведь не зря в пословицах говориться: « Тот не казак, кто не мечтает стать атаманом», или «Из плохого казака атамана не получится»
Воспитатель: А как вы думаете, какими качествами должен обладать атаман? Давайте, мы поиграем в казачью игру «Фуражка», передавая которую друг другу, мы будем называть те качества, которыми должен обладать казачий атаман.
Игра «Фуражка».
Воспитатель:
Слайд 14. Да именно таким должен быть казак – защитник своей Родины, именно таким был
знаменитый донской атаман Матвей Иванович Платов. Девиз Атамана Платова-«Честь дороже жизни»
Платов воевал против Наполеона в войне 1812 года, это было очень давно и в одном из боев вместе со своим казачьим летучим корпусом взял в плен 15 тысяч французов, на что наполеон сказал: «– Если бы у меня был Платов со своими казаками, я победил бы в этой войне…» Только такие – бесстрашные и отважные казаки защищали нашу Родину.
Итог :
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз вспомним главную казачью заповедь: Люби Россию, ибо она твоя мать.
Так какое же главное призвание казака?
Предполагаемые ответы детей:
- Защищать Родину.
Воспитатель: В казачьих заповедях говорится, что военная служба для казака – это его жизнь, и с первых дней возникновения казачества , главным делом жизни казака была защита Родины. Вот и мы с вами будем готовиться к тому, чтобы стать настоящими защитниками нашей Родины.
Какие новые слова вы узнали? (фланкировка, джигитовка)
И как говорят на Дону : «Слава богу – мы казаки! »
Мы с вами – донские казаки и тоже будем жить по казачьим заповедям :
Воспитатель:
- Ребята, а давайте и мы с вами закроем глаза и представим себе образ донского казака., а теперь откроем глаза и расскажем, что вы представили
Рассказы детей.
Казак скачет на коне, с шашкой…..
Воспитатель: ребята, вы все представили себе казака, верхом на коне, ведь конь для казака – лучший друг., Вот посмотрите дети старшей группы «Звездочки», выполнили такую работу- это обереги в форме коня
оберег всегда казачка давала казаку перед дальней дорогой, чтоб оберег хранил казака и напоминал ему о родной стороне. Подходите, посмотрите поближе.
Ребята вы все молодцы, вы очень хорошо работали на занятии. И я вам хочу вручить вот такие знамя… Это знамя Всевеликого Войска Донского- это часть официальной символики Донского казачества.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "День защитника Отечества"
В материале предоставлен конспект занятия ко Дню защитника Отечества для детей старшей группы, а так же презентация о войсках российской армии....
Конспект занятия для детей старшей группы «День защитника Отечества»
Формировать представления о родах войск ( летчики, танкисты, моряки), воспитывать уважительное отношение к защитникам нашей Родины, обогащать словарный запас по данной теме....
Конспект занятия в старшей группе "День Защитника Отечества"
План-конспект занятия в старшей группе детского сада посвященный празднику 23 февраля....
Тематическое занятие в старшей группе "День защитника Отечества знает каждый гражданин"
Целью занятия является развитие целеустремленности, физических, волевых качеств....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «День защитника Отечества»
Конспект зянятия по рисованию совместно с музыкальным руководителем....
Конспект занятия в старшей группе «День Защитника Отечества».
Тема: «День Защитника Отечества»Цели: Образовательные: Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть с...
Праздничное занятие для старшей группы «День защитника Отечества».
Занятие способствует патриопическому воспитанию дошкольников и исторической приемственности поколений....