Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
материал
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки РБ
Муниципальное Бюджетное Дошкольное образование детский сад «Полянка»
Модифицированная программа по обучению чтения
в подготовительной группе «Хочу читать»
Воспитатель : Амрахова Г.А.
С. Бичура
2020г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………
Сроки реализации программы………………………………………
Учебный план…………………………………………………………
Используемая методическая литература…………………………..
Рекомендация родителям……………………………
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамоте” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить её.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, т.к. является частью процесса речевого развития. Оно способствует формированию навыков языкового анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Чтение выступает одним из способов получения информации и возможности использовать её.
Необходимость обучения чтению в старшем дошкольном возрасте способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков осознанного чтения зависит успешность обучения в школе.
По утверждению А.Н.Корнева, Р.С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте формируется устойчивый познавательный интерес. Данный возраст является сенситивным периодом проявления интереса к чтению, по мнению М. Монтессори.
Модифицированная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
· «Типовое положение о дошкольн6ом образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666.
· «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.3049-13 (от29 мая 2013 года №28564)
· «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. №2562 « Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Данная рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций: М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева «Обучение грамоте детей 5 -7 лет»
Обучение грамоте предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко - и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.
Принцип доступности. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и обучающей средой, поэтому использование игровых технологий положительно влияет на процесс обучения грамоте.
Целью Программы является комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. (ФГОС)
Задачи
Развивающие:
- Развивать желание читать;
- Развивать потребность в грамотности;
- Развивать фонематический слух и умение печатать буквы.
Обучающие:
- Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
- Прививать любовь к книге;
- Обогащать словарный запас и развивать речь;
- Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к книге;
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.
Условия реализации программы
Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности физкультминутки и малоподвижные игры.дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Для снятия напряжения применяются
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия осуществляются 1 раз в неделю 25-30 минут. Общее годовое количество часов – 36.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММОЙ
Отличительными особенностями рабочей программы от программы М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева, Л. В. Цыбирева «Обучение грамоте детей 5 -7 лет» является изменение количества учебных недель, изменение часов на изучение тем, расширение содержания учебного материала. Это обосновано необходимостью для успешной реализации задач по подготовке детей к школьному обучению.
Организация процесса обучения
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
Занятия проводятся с сентября по май месяц учебного года.
В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.
Продолжительность одного занятия 30 минут. В середине занятия проводится физкультурная пауза
Занятия основываются на литературном материале: загадки, стихи, сказки. В каждом занятии предлагаются задания по подготовке руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слов.
Актуальность программы.
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Главная причина актуальности этой проблемы – возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка. Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.
Новизна программы состоит в том, что занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Программа органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения.
Программа имеет социально – педагогическую направленность, при еѐ выполнении ребенок получает определенные знания, умения, навыки, а также учится адаптироваться в социальной среде.
Характеристика речевого развития детей 6-7 лет.
Словарный запас детей этого возраста увеличивается за счет качественного совершенствования. К 7 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500-4000.Активно используются синонимы и антонимы, Начинают применяться слова и выражения с переносным значением. Дети овладевают новыми понятиями.
Обогащение словаря происходит за счет точного названия качества предметов (материал, форма, цвет, размер)
Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; изменяют слова в предложениях для обозначения одного и того же предмета.
Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных, новые слова с помощью суффиксов, правильно употреблять глаголы.
Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
В развитии связанной речи происходит существенные изменения.
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы.
Дети совершенствуют свои умения в составлении описательных рассказов о предметах, по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Но одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности.
Предполагаемые результаты
· Уметь чисто и правильно произносить все звуки ;
· Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения;
· Уметь различать понятия «звук», и «буква» (различать гласные-согласные звуки, твёрдые- мягкие звуки);
· Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске
· Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
· Определять место звука в слове;
· Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий), доказывая свой ответ грамотным научным языком
- Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;
-Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
- Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3- 4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его . ! ? знаками
- Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма
- Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей
- Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их
- Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов
- Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении
- Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными
Методическое обеспечение программы выстроено с опорой на следующие источники:
М. Д. Маханева, Н.А. Гоголева. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.
Н. А. Гоголева «Я учу звуки и буквы» рабочая тетрадь М.: Творческий центр СФЕРА, 2010
Л. Е. Журова «Азбука для дошкольников» рабочая тетрадь М.: Издательский центр Вентана - Граф 2011
Т.Р. Кислова «По дороге к Азбуки» Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей. .Москва 2007.
да.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. - М.: Просвещение,1991
«Уроки сказки», Л.П. Стрелкова – М.: Педагогика, 2000г
Рекомендация для родителей по обучению детей дошкольного возраста
чтению.
Приступать к обучению чтению следует только в том случае, когда
устная речь ребенка достаточно развита, и он говорит развернутыми
предложениями. Хорошо сформирован и фонематический слух. Малыш
отчетливо слышит каждый отдельный звук в слове и отделяет его от
соседнего. Если же речь ребенка изобилует аграмматизмами или дефектами
звукопроизношения, то следует в первую очередь заняться ее исправлением у
логопеда.
Нужно учитывать индивидуальный ритм по освоению нового материала.
Предположим, ребенку исполнилось четыре года, особых проблем с речью
нет, и вы начинаете его обучать чтению, но дальше первых страниц азбуки
продвинуться не можете. Вы злитесь, малыш нервничает. Отложите
обучение на несколько месяцев, возможно, ваш ребенок психологически еще
не созрел для методических занятий. Потом вы удивитесь, когда малыш
самостоятельно за один раз прочтет то, над чем до этого вы «корпели»
несколько уроков.
В основу обучению грамоте положен звуко-буквенный метод,
являющийся традиционным для нескольких поколений россиян. Отсюда
простота в использовании – что хорошо известно самому, тому легче учить
другого. Методика обучения чтению дошкольников
отличается логопедической направленностью. Профессиональные приемы
для исправления дефектов чтения выполняют пропедевтику
(предупреждение) недостатков чтения и речи.
При работе с логопедическим Букварем необходимо учесть несколько
правил:
не увлекайтесь пропеванием звуков;
при чтении, обращайте внимание ребенка на то, что между словами
необходимо делать паузу;
при чтении предложений, выделяйте паузами маленькие слова –
предлоги и союзы;
используйте при объяснении иллюстрации – они выполнены в
соответствии с образовательной целесообразностью книги.
Методика обучения чтению "от звука к букве" оправдана структурой
русского языка. В отличии от английского, в котором при чтении слов
необходимо соблюдать много условностей.
Учебный план.
№ | Тема, задачи, литература | Дата | |||
Сентябрь | |||||
1. | Слова Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово» Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей стр.20 |
| |||
2. | Звуки. Знакомство с термином «слог», «звук». Развитие умение определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» с. 18 |
| |||
3. | Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Н. С. Варенцова «Обучение школьников грамоте» с. 54 |
| |||
4. | Гласный звук [а], буква А, а Выделение звука [а] в слове. Дать понятие гласный (свободный) звук. Развитие мелкой мышцы руки, вырабатывать графические умения. Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке» с.21,22 |
| |||
5. | Гласный звук [о], буква О, о. Выделение звука [о] в слове. Развивать умение определять место звука [о] в слове. Упражнять в правильном пользовании карандашом. Учить обводить и штриховать по нанесенному контуру. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке»с.23,24,25 |
| |||
Октябрь | |||||
6 | Гласный звук [о], буква О.о. Выделение звука [о] в слове. Определение количества звуков в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву ы, обводить рисунок по контуру Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке»с.23-25 |
| |||
7 | Гласный звук [э], буква Э, э. Определение и обозначение гласных звуков [а], [о], [э] [ы]. Определение количества звуков в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву И ,и, обводить рисунок сверху вниз. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке»с.25-27 |
| |||
8 | Гласный звук [и], буква И,и Узнавание слова по количеству звуков. Развивать умение штриховать и писать печатную букву и, обводить по контуру. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке»с.28-30 |
| |||
9 | Гласный звук [ ы], буква ы. Нахождение звуков [ы], в слове. Развивать умение штриховать и писать печатную букву ы обводить по контуру. Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке» с.30-32 |
| |||
Ноябрь | |||||
10 | Звуки [ и] [ ы] Определение гласных звуков по артикуляции. Т.Р.Кислова «По дороге к азбуке»с. 32-33 |
| |||
11 | Звук у. буквы У ,у Определение гласных звуков по артикуляции. Развивать умение штриховать и писать печатную букву У, обводить рисунок по контуру. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке»с.33-35 |
| |||
12 | Согласные звуки [м], [м,], буква М, м Выбор слова по количеству звуков. Упражнение в определении твердости и мягкости согласных звуков [к], [к,]. Развивать умение штриховать и писать печатную букву М, обводить рисунок по контуру Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» с.37-41 |
| |||
Декабрь | |||||
13 | Согласные звуки [н], [н,], буква Н, н. Выбор слов с данным звуком, определение места звука в слове, упражнять в определении количестве слогов, выбирать слово по заданной схеме. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Н, обводить линии слева направо. Т.Р Кислова «По дороге к азбуке» с. 41,45 |
| |||
14 | Согласные звуки [п], [п,], буква П, п Упражнять в определении звуков [п], [п,] в словах и слогах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву П, обводить линии слева направо. Т.Р. Кислова «по дороге к азбуке» с.45,49 |
| |||
15 | Согласные звуки [т], [т], буква Т Упражнять в определении места звука [т], [т,] слове. Упражнение в определении количества слогов в слове. Построение модели слова. Обозначение звуков буквами. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Т. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» с. 49.53 |
| |||
16 | Согласные звуки [к], [к,], буква К. Упражнять в определении места звука [к], [к,] слове. Построение звуковых моделей слова. Развивать умение штриховать и писать печатную букву С, с Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» с. 53, 55 |
| |||
17 | Согласные звуки [х], [х,], буква Х Выбор слов начинающих со звуков [х], [х,] из текста. Упражнение в определении и обозначении количества слогов в слове. Выбор пропущенной буквы в словах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву П, п. печатание букв под диктовку. Т.Р. Кислова « По дороге к азбуке» с.56,60 |
| |||
Январь | |||||
18 | Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Выбор слова к звуковой модели. Учить объединять слова в группы по первому звуку. Развивать умение штриховать и писать печатную букву З, з, обводить рисунок Т.Р. Кислова « По дороге к азбуке» с. 62,65 |
| |||
19 | Звук [ й] Упражнение в звуковом и слогов анализе слова. Учить объединять слова в группу по количеству слогов. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Й, обводить рисунок. Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке» с. 65,67 |
| |||
20 | Согласные звуки [й’о], буква Е. Повторение букв, обозначающих гласные звуки. Развивать умение штриховать и писать печатную букву й, обводить рисунок. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» с. 67,68 |
| |||
Февраль | |||||
21 | Согласный мягкий звук [й,], буква Й, й. Выбор слов со звуком [й,] в словах. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Й, й, обводить рисунок под диктовку. Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» с.68,70 |
| |||
22 | Буква Я, я – показатель мягкости согласных звуков. Анализ произношения слов начинающихся со звуков [йа], обозначение их буквой Я. Анализ звука [а] после мягких согласных и обозначении его буквой Я (мя, ля, тя, дя). Развивать умение штриховать и писать печатную букву Й, й. Нахождение изученных букв в рисунке и обводка их по контуру. Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» с. 70 |
| |||
23 | Согласные звуки [л], [л,], буква Л Упражнять в определении места звуков [л], [л,] словах и обозначение из знаками. Развивать умение штриховать и писать печатную букву Л, писать волнообразную линию по образцу, обводить рисунок. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» с. 76,80 |
| |||
24 | Звуки[ в] [в,], буква В, в. Выбор слов с мягким согласным звуком [в,], [ в] определение его места в слове. Подбор слов к определенной звуковой схеме. Развивать умение штриховать и писать печатную букву В. Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» с. 81,83 |
| |||
Март | |||||
25 | Согласный мягкий звук [ч], буква Ч. Анализ артикуляции мягкого согласного [ч]. Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слогов со звуком [ч]. Штриховка и письмо печатной буквы Ч Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» с. 85,86 |
| |||
26 | Согласный звук [щ], буква Щ. Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [щ]. Обводка волнообразной линии. Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» с.86,88 |
| |||
27 | Звуки [б],[ б’] буква Б. Анализ артикуляции согласного [б]. выбор слов с данным звуком в слове. Штриховка и письмо печатной буквы Б. Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» с. 90, 91 |
| |||
28 | Звуки [Б]-[ П], [Б’] [П’] Закреплять умение определять парные звуки, находить слова с этими звуками , определять место звука. Т. р. Кислова «По дороге к азбуке» с. 91, 93 |
| |||
29 | Звуки [ Д], [ Д’] Наблюдение за особенностью произношения слов начинающихся звуками [д и д’], и обозначение их буквой Д. Штриховка и письмо печатной буквы Д Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке» с. 93,94. |
| |||
Апрель | |||||
30 | Согласный звук [С], [ C’] буква С Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [c]. Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «По дороге к азбуке» с.96, 100 |
| |||
31 | Согласный звук [Ц], буква Ц Наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука [ц]. Определение места звука [ц] в словах. Упражнять в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами. Обводка и штриховка фигур под диктовку. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» с. 100,101 | ||||
31 | Согласный звук [ З] [З‘] Анализ произношения слов, начинающихся звуками [З] и обозначение звука буквой З. Штриховка и письмо печатной буквы З. Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке» С.107,109 |
| |||
33 | Согласный шипящий звук [ш], буква Ш Определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов со звуком [ш]. Штриховка и письмо печатной буквы. Т.Р. Кислова « По дороге к азбуке» с. 112, 113 |
| |||
Май | |||||
34 | Согласный звук [ж], , буква Ж Наблюдение за артикуляцией согласного звука [ж]. Определение места звука [ж] в словах. Упражнять в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами. Обводка и штриховка фигур под диктовку. Маханева Д. М., Гоголева Н. А. «По дороге к азбуке» с. 115,116 |
| |||
35 | Согласный звук [Р] [Р‘]Буква Р определение места звука в словах. Упражнять в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами. Штриховка букв. Т.Р. Кислова « По дороге к азбуке» с. 118,121 |
| |||
36 | Буквы Ъ, Ь Построение звуковых схем. Познакомить с ролью ъ и ь знака в словах. Штриховка букв. |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Р.Б.
Муниципальное образование «Бичурский район»
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Полянка»
«Рассмотрено » «Утверждено»
На заседании пед.совета Приказ№_______
№______ от ___________ от ______________
Заведующая детским садом
Т.А. Иванова _____________
.Модифицированная программа по изобразительному творчеству
« Мир фантазий ».
Автор воспитатель 1 категории:
Амрахова.Г.А
2022г.
Модифицированная программа по изобразительному творчеству
«Мир фантазий»
( первая младшая группа)
Срок реализации : 1 год)
Автор программы: Амрахова Г.А.
Хеппининг как эффективная технология в развитии детей к изобразительному творчеству.
Хеппининг – это форма современного искусства, представляющая собой действия ,событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хеппининг обычно включает в себя импровизацию и не имеет четкого сценария.( в переводе с английского «случаться»)
Использование «хеппининг» позволяет педагогу создать каждому малышу ситуацию успеха в деятельности, несмотря на его небольшой практический опыт, тем самым поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт в творческом процессе.
Методический паспорт программы.
Полное название программы «Мир фантазий»
Нетрадиционные техники рисования «хеппининг» в 1 младшей группе
Амрахова Галина Арсентьевна
Тип проекта
Творческий, групповой, долгосрочный срочный
Срок реализации
Один год
Исполнители и участники проекта
воспитатели детского сада;
воспитанники 1 младшей группы;
родители (законные представители) воспитанников.
Основания для разработки программы
Инновационные технологии
Проблемно-исследовательские;
личностно-ориентированные;
игровые;
проектные.
Компьютерные информационные технологии
При создании программы были использованы ресурсы сети Интернет.
Сроки и этапы реализации программы
I этап. | Организационно-подготовительный | сентябрь 2022г | Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. |
II этап. | Реализация программы | октябрь 2022- апрель 2023 | 1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы. 2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей. |
III этап. | Заключительный | май 2023 учебный год | На данном этапе будет проводиться подведение итогов реализации инновационного проекта, оформление выставки. Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами. |
Программный продукт
1. Созданы в группах необходимые условия для развития творческих способностей в уголке «Маленькие художники».
2. Разработаны методические пособия досуговой деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования.
3. Разработаны методические рекомендации по созданию развивающей среды группы.
4. Рисунки, выставки
Результаты контроля проявляются в публичных выступлениях на МО, РМО; конкурсах различного уровня, публикация методических разработок в электронных изданиях.
Введение
Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме. Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Актуальность
Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать отпечаток собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Идея программы: использование в изобразительной деятельности нетрадиционной техники рисования «хеппенинг» способствует коррекции тревожности и агрессивности ребенка, снятию его психологической напряженности, возможности самовыражения и самореализации; позволяет каждому малышу успех в деятельности .несмотря на его небольшой практический опыт и тем самым поддержать положительный эмоциональный настрой и комфорт в творческом процессе.
Цель:
Развитие творческих способностей детей раннего возраста
посредством хеппенинга.
Задачи:
- Развивать понавательную активность детей, стремлению к овладению знаниями и способами нетрадиционной техники рисования;
-Развивать интерес к действиям с различными изобразительными материалами, созданию изобразительного образа;
- Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру.
Основная часть
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Нетрадиционные техники рисования – открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Интерес у детей появляется, когда все занятия проводятся комбинированными.
В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала в младшей группе с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета («Виноград», «Козлёнок», «Осенние кусты», «Укрась ёлочку» и др.). Позднее учили рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования («Два весёлых гуся», «Солнышко»).
С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку».
Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.
Учила детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик»
Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- живая, эмоциональная речь воспитателя.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
Техники рисования прилагаются в (Приложении №1)
Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля;
- рисование ладошками.
- рисование на пленке.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь воспитателя и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я придаю большое значение общению с родителями, т.к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме. С огромным удовольствием родители включились в работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования, а затем с гордостью делились своими успехами с детьми. (Приложение №2).
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Этапы реализации программы
1 этап подготовительный (сентябрь 2022)
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания программы: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет». Хеппининг
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап основной (октябрь 2022 – апрель 2023)
1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
3 этап заключительный (май 2023)
1. Организация выставки
Продукты детской деятельности: рисунки.
К концу реализации программы дети:
• проявляют интерес к изобразительной деятельности, стремятся заниматься ею по собственной инициативе, рассказывают взрослым о своих интересах в рисунке;
• видят образ в своих рисунках; рассказывают, что рисуют, обыгрывают рисунки; радуются тому, что, получается; делятся своей радостью;
• умеют пользоваться нетрадиционными средствами рисования
• начинают выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.
Эффективность работы зависит от преемственности в работе воспитателя с родителями, которая осуществляется в разных формах:
1. Консультации для родителей.
2. Участие родителей в организации и проведении выставки.
3. Сбор краеведческого материала с участием родителей.
Возможные риски:
- нежелание родителей быть участниками программы, вероятность не укладывания по срокам;
- отказ родителей (законных представителей) и воспитанников от участия в выставках, конкурсах и в оказании помощи в создании выставки.
Перспективный план совместной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техник « Хеппенинг»
в 1 младшей группе «Одуванчики» на 2022-2023 учебный год
месяц | тема | Техника рисования |
октябрь | Виноград Дождь идет Осенние кусты Бусы | Пальчиковое рисование |
ноябрь | Два веселых гуся Солнышко Ежик Птичка | Рисование ладошками |
декабрь | Ягоды Укрась елочку Маленькой елочке холодно зимой Елочка пушистая нарядная | Оттиск штампом |
январь | Яблоки Солнышко лучистое Мои рукавички | Оттиск штампом |
февраль | Мои любимые домашние животные Веселый снеговик чашка для папы Ягоды на тарелке | Метод тычок кистью Оттиск штампом |
март | Цветочек радуется солнышку Разноцветный дождь Ветка мимозы Козленок | Оттиск штампом Рисование ватными палочками Пальчиковое рисование |
Апрель | Салют Котёнок Ёлка Ёж | Метод тычок кисточкой |
Май | Солнышко Облако Цветы Домик | Рисование мыльными пузырями Рисование по крупе. |
Заключение
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;
Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);
Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, ладошками, печатками из овощей, рисование штампом и т.д. Малышам очень нравится разнообразие техник.
Позвольте ребенку рисовать так, как ему того хочется- предоставьте ему полную свободу и отсутствие всяких границ Вам может показаться, что малыш нарисовал просто несвязные между собой объекты или фигуры, однако только ребенок может поведать вам о том, что он вложил в рисунок. Предложенные им мысли и идеи могут вас немало удивить. Этот процесс очень важен в развитии самовыражения.
«Хеппенинг» является замечательным способом создания маленьких шедевров.
Список литературы
1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
3. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. ТЦ Сфера, 2005.
9.Литвинова О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности.- СПб. 2014
Приложение №1.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5-ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печаткой (картофель, пробка и т. д.)
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Рисование по крупе.
Самым маленьким лучше всё-таки начинать рисовать на манке. Для такого занятия лучше возьмите поднос или любую ровную поверхность, но желательно с бортиками. Насыпьте манную крупу и распределите её ровным слоем. Привлекая ребёнка к рисованию, нарисуйте сами простые для него предметы: солнышко, цветочек, кошечку и так далее. Затем предложите присоединиться к вам. Не просите нарисовать что-то определённое, пусть малыш просто поэкспериментирует и привыкнет к крупе. Хвалите его за обычные линии, хвостики, загогулинки. Таким образом вы закрепляете позитивный опыт рисования.
Приложение №2
Консультация для родителей
«Нетрадиционные техники рисования «Хеппенинг» в совместной деятельности детей и родителей».
Рисование для маленького ребенка - это не только серьезный труд, но это - и большая радость.
Рисуют дети на стекле
Рисуют дети на асфальте,
Возводят город на песке, -
Такого нет еще на карте.
В руках мелки, карандаши...
Детишки - маленькие маги
Но столько вложено души
В их мир прекрасный на бумаге!
(Татьяна Щербакова.)
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Нам взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой - богатой или бедной - будет его духовная жизнь.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста советую родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоят, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно!
Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз!
Один из любимых способов нетрадиционного рисования:
- Рисование ладошкой - ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.
- Оттиск печатками из картофеля - ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
-Оттиск смятой бумагой - ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
-Монотипия предметная - ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.
-Кляксография с трубочкой - ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовать.
-Отпечатки листьев - ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
- Монотипия пейзажная - ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Любят дети рисовать и ... мыльными пузырями, и зубной щеткой, и ватой, и ступнями, и пластилином, и ... чем только можно, всем, что вам попадется в руки.
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет - радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.
Желаю вам творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Министерство Образования и науки РБ
Муниципальное образование «Бичурский район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад «Полянка»
Утверждаю заведующая
детским садом «Полянка»
Иванова Т.А_________________
Приказ№_______от___________
Протокол №_____от ________
Модифицированная программа по речевому развитию
«Разноцветное чудо»
(младшая группа)
Воспитатель: Амрахова Г.А
С. Бичура,2021г.
Содержание
1 Пояснительная записка---------------------------------------------------
2 Актуальность, цель, задачи рабочей программы--------------------
3 Этапы работы-----------------------------------------------------------------
4 Предполагаемый результат-------------------------------------------------
5 Инструменты и материалы, применяемые на занятии с детьми----
6 Методы и приемы работы с детьми----------------------------------------
7 Календарно- тематическое планирование-------------------------------
8 Мониторинг развития речи детей-----------------------------------------
9 Мониторинг развития мелкой моторики рук--------------------------
10 Методическая литература-------------------------------------------------
Пояснительная записка
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является сформированная устная речь, в настоящее время число речевых нарушений растет. Дошкольникам требуется коррекционная логопедическая помощь. Среди дошкольников с речевой патологией значительно занимает место дети с общим недоразвитием речи. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования указывает на необходимость « создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано: « ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний. Построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности ».
М.М. Кольцова пришла к заключению, что « морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц рук очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным , и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулирует развитие речи , но и является ,по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга» . Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряет развитие речи ребенка.
Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но являются средством повышения работоспособности головного мозга. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Применение камешков «Марблс»- это воздействует на рецепторы пальцев. Это включает в себя самомассаж пальцев, пальчиковую гимнастику. Систематическая работа по развитию мелкой моторики с помощью камешков «Марблс» способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности.
Разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально- положительного настроения , для релаксации. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
Вся жизнь ребенка- игра. Поэтому процесс обучения ребенка не должна проходить без нее. Мелкая моторика, тактильные ощущения , мыслительные операции развиваются в игре.
Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук с помощью камешек « Марблс» способствует развитию речи.
Цель : развитие речи при помощи развития мелкой моторики рук.
Задачи :
1.стимулировать речь детей.
2.развивать координированные движения пальцев и кистей рук.
3.обогащать словарный запас.
Предполагается проводить 1 занятие в неделю, во второй половине дня 8 минут, 36 занятий в год- с октября по май.
Мониторинг .
Педагогический мониторинг проводится 2 раза в год.( в начале учебного года-сентябрь и конец года- май)
Формы проведения итогов реализации программы: проведение открытых занятий.
Планируемые результаты
По завершению реализации программы « Разноцветное чудо» у воспитанников:
- наблюдается повышение уровня речевых способностей;
-расширяется и обогащается словарный запас;
- развивается мелкая моторика рук.
Для реализации программы необходимо обеспечение
- картотека картинок , набор камушков «Марблс». Карточки с эталоном цвета. Карточки с заданиями.
Обоснование социальной значимости. В результате реализации программы у детей сформируется интерес к предполагаемой деятельности. Повысится познавательная активность ,появится интерес к совместной деятельности со взрослыми, увеличится потребность ребенка в общении посредством речи.
Используя полученные на занятиях навыки в повседневной деятельности, воспитанники с радостью играют с камешками «Марблс».
Календарно- тематическое планирование
Месяц | Тема занятия | Цель | Задание |
Октябрь | 1.«Знакомство» 2. «Найдем предмет» 3. «Змейка» 4. «Помоги» | Привлечения внимания к тактильному объекту. развитие тактильных ощущений; развитие умение выбирать предметы, отличающие от камушек «Марблс», игрушки из киндеров. Учить раскладывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук. Развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению ; стимулирование зрительно поисковой деятельности. | Педагог обращает внимание на камушки и предлагает поперебирать камушки руками. При этом знакомит с текстурой- стеклянные, гладкие; качеством- хрупкие, прозрачные; цветом- красный, синий, зеленый и.т.д. Емкость с камушками «Марблс» Педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек с закрытыми глазами, определить что это. Емкость глубокая ; назвать какую игрушку нашли, камушки «Марблс». Игрушки из киндеров. Педагог предлагает выложить длинную змейку. Используя один цвет, два цвета чередуя их. Камушки «Марблс». Педагог обращает внимание, что камушки все разных цветов перемешались . Необходимо рассортировать их по цветам. Камушки «Марблс», карточки с эталоном цвета, емкости для раскладывания по цвету. |
Ноябрь | 5.«Цветок» 6. «Повтори узор» 7. «Помоги мишке» 8. «Морская звезда» | Развивать умения различать цвета, называть их; развивать зрительное внимание. Памяти, мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук. Учить ориентироваться на плоскости; развитие мелкой моторики рук. Обогащение словаря; развитие мелкой моторики рук. | Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец- карточку, на которой нанесен рисунок. Карточка с рисунком цветка, камушки «Марблс» Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости.Лист бумаги с шероховатой поверхностью, камушки «марблс ребенку необходимо повторить рисунок. Педагог предлагает детям выложить тропинку мишки из леса к домику .Камушки «Марблс», карточка с заданием. Педагог предлагает детям выложить по контуру рисунка. Рисунок с контуром, камушки «Марблс» |
декабрь | 9 «Угадай-ка» 10 «Сухой бассейн» 11 «Дельфин» 12 «Яблоко» | Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости; развитие мелкой моторики рук. Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения находить камушки. Цель: развивать умения различать цвета, называть их; развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук. обогащение словаря; развитие мелкой моторики рук. | Задание: педагог предлагает положить камушек на названное им животное. Материал: Картинка с животными, камушки «Марблс» Задание: педагог предлагает найти камушки, спрятанные в ёмкости с крупами (горох, фасоль). Материал: Камушки «Марблс», ёмкость с крупами. Задания: педагог предлагает разложить камушки, накладывая их на образец – карточку, на которой нанесён рисунок. Материал: Карточка с рисунком дельфина, камушки «Марблс» . Задание: выложить камешки по контуру рисунка. |
Январь Февраль Март Апрель Май. | 13 «Золушка» 14 «Елочка» 15 «Гусеница» 16 «Солнышко 17 «Пуговки» 18 «Домик» 19 «Ягоды» 20«Волшебство» 21 «Горошек» 22 «Полянка» 23 «Чудеса» 25. «Капли дождя» 26. «Точки на шарике» 27. «Сороконожки» 28. «Салют» 29. «Угощение» 30. «Ромашки» 32. «Яблочки» 32. «Бабочка» | Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. развитие мелкой моторики рук; развитие умения различать цвета. развитие внимание; закрепление цвета; развитие мелкой моторики рук. развитие мелкой моторики рук ; развитие зрительного внимания развитие умения различать камешки по величине; развитие мелкой моторики рук. обогащение словаря; развитие мелкой моторики рук; развитие умения различать цвета. развивать фантазию ребёнка; обогащать словарь; подбирать камешки определённых цветов. развитие внимания; умение различать цвета; развитие мелкой моторики рук. развитие внимание; закрепление цвета; развитие мелкой моторики рук. развитие фантазии; развитие мелкой моторики рук. развитие тактильных; развитие мелкой моторики рук. развивать мелкую моторику; обогащать словарь; развивать речь ребенка. (сочиняем сказку о лягушонке, который боялся дождя). закреплять основные цвета; сопоставлять цвет точки и шарика; развивать мелкую моторику рук. развивать мелкую моторику ; обогащать словарь. развитие фантазии; развитие мелкой моторики рук. развитие зрительного внимания; развитие мелкой моторики рук. обогащать словарный запас; закрепление цвета; развитие мелкой маторики рук. развитие внимания; умение ориентироваться на плоскости; развитие мелкой моторики рук. : развивать фантазию ребенка; обогащать словарь; подбирать камушки определенных цветов и размеров. | педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. Материал: Камушки «Марблс», ёмкости для раскладывания по цвету. педагог предлагает детям украсить ёлочку с помощью камушек разноцветной гирляндой или шариками. Материал: Камушки «Марблс», картинка ёлочка педагог предлагает подобрать камешки определённого цвета и украсить ими гусеницу. Камушки «Марблс», картинка гусеница педагог предлагает детям выложить лучики у солнышка Картинка солнышка педагог предлагает детям разобрать камушки по величине (большие камушки и маленькие). Камушки «Марблс», ёмкости раскладывания по величине педагог предлагает детям украсить домик камушками определённого цвета. Камушки «Марблс», картинка домика педагог предлагает детям подобрать камешки определённых цветов (красные как ягодки) и разложить их. Камушки «Марблс» ребёнку предлагается достать камешек из мешочка и соотнести цвет камешка с предметом на картинке. Камушки «Марблс», картинка с овощами педагог предлагает подобрать камешки зелёного цвета и разложить «горошины» по «стручкам» Материал: Камушки «Марблс», картинка гороха. Задание: педагог предлагает детям украсить полянку разнообразными камушками по их желанию. Материал: Камушки «Марблс», зелёная полянка. Задание: Воспитатель предлагает детям шаблон грибочка и детям необходимо его заполнить определенными цветами. Материал: Камушки «Марблс», шаблон грибочка : предлагается детям камешки определенных цветов как капли на картинке. Материал: камушки «Марблс», картинка по заданию Задание: педагог предлагает детям выбрать камешки такого цвета. Как шарики на картинке и правильно их разместить по цветам. Материал: камушки «Марблс», картинка по заданию: картинка цветка с разноцветными лепестками Задание: предлагается надеть сапожки ( разложить камушки) для каждой ножки сороконожки. Материал: камушки «Марблс», картинка с сороконожками Задание: Воспитатель предлагает детям выложить салют из камешков по их желанию. Материал: Камушки «Марблс». Задание: предложить детям украсить пирожные камешками. Материал: Камешки «Марблс», картинка с угощениями. предложить детям разложить камешки определенных цветов в сердцевинку каждой ромашки. Материал: Картинка с ромашками; камешки «Марблс Задание: педагог предлагает детям разложить камушки определенных цветов на дерево с яблоками. Материал: Камушки «Марблс»; картика дерева с яблоками Задание: украсить бабочек по их желанию, как им понравится. Материал: камушки «Марблс», картинка с бабочками. |
Мониторинг результатов по программе « Разноцветное чудо»
№ | Фамилия имя ребенка | рассматривает сюжетные картинки в и | Сопровождает речью игровые и бытовые игры в и | слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения в и |
Результаты мониторинга:
Оптимальный уровень-
Допустимый уровень-
Критический уровень-
Диагностика развития мелкой моторики рук.
№ | упражнения фамилия имя ребенка | кольцо в и | гусь в и | коза в и | ножницы в и | дятел в и |
Критический уровень: упражнение не выполняется или выполняется с помощью взрослого.
Допустимый уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.
Оптимальный уровень: упражнение выполняется самостоятельно.
Таким образом, исходя из данных можно сделать вывод : все ли дети имеют достаточное развитие моторики рук.
Литература.
1. Вольнова Л.Н. Движение- мысль- слово. Пермь,1999.-63
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М., 1986
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: «Сов. Россия»., 1990
4. Платонова О.А. Су-джок терапия для всех; АСТ; СПб.; Сова, 2007. С. 126
5. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973.
6. Климанова Г.Б. «Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста» 2015.- с. 28-37.
7. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. М.: Мозаика- Синтез. 2014
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение
Детский сад «Полянка»
Утверждено
Заведующая Т.А. Иванова_____________
Пед.совет №___________
От ______________2019г.
|
Модифицированная программа по обучению грамоте
«Звукоежка»
(старший дошкольный возраст)
Воспитатель:
Амрахова Г.А.
Актуальность.
Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выборов адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичным являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому, грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов. В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
Совершенствуя речевой аппарат, в занятия курса включены артикуляционные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и др.
Как известно, дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Программа «Звукоежка» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Пояснительная записка.
Учебный план составлен на основе пособий по обучению грамоте:
«Говорим правильно в 5-6 лет» О.С. Гомзяк (учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»)
Цель :
- развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза
Задачи :
- Ознакомление детей со звуковой стороной слова.
- Обучать детей звуковому анализу слов.
- Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.
- Усвоить смыслоразличительную роль звука в слове.
- Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.
- Учить обследовать звуковую структуру слова.
- Научить детей пользоваться звуковой схемой слова.
- Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие.
- Ознакомление со слоговым строением слова.
- Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
- Ознакомление со словесным составом предложения.
- Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.
- Подготовка руки к письму.
- Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.
- Развитие психических процессов: внимание, память, мышление.
Учебный план по дополнительному образованию детей 5-6 лет рассчитан на 1 год. Занятия по данному курсу проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 25 минут.
Содержание .
Принципы построения образовательно - воспитательного процесса.
Каждое занятие и курс в целом строятся по:
- принципу продвижения от простого к сложному;
- принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;
- принципу психологической комфортности;
- принципу развития творческой личности.
Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.
Методы обучения:
- Наглядный;
- Словесный;
- Практический
На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Развитие проводится по основным направлениям:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания);
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование черт гармонической личности.
Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
К концу года воспитанники должны уметь:
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук – гласный и согласный, твердый и мягкий», «слог», «предложение»;
- различать гласные и согласные звуки;
- определять местоположение звуков в словах – начало, середина и конец слова;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- упражнять в делении слов на слоги, предложений на слова;
- свободно и осознанно анализировать трёхбуквенные слова;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце(.!?)
- уметь внимательно слушать педагога и своих сверстников;
- следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи.
Список используемой литературы.
1. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1999
2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – СПб: ИД «МиМ», 1998
3. Коноваленко В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001
4. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1995
5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001
6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет: пособие для воспитателей, родителей и логопедов / Т.А. Ткаченко. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002
Перспективно-календарный план занятий по курсу «Учим звуки и буквы»
Октябрь
Номер занятия | Тема занятия, основные цели занятия |
1 занятие | «Речь – Предложение-Слово »
|
2 занятие | «Речь – Предложение-Слово. Схема предложения »
|
3 занятие | «Неречевые и речевые звуки».
|
4 занятие | «Звук и буква У».
|
Ноябрь
5 занятие | «Звук и буква А».
|
6 занятие | «Звук и буква О».
|
7 занятие | «Звук и буква И».
|
8 занятие | «Звук и буква П».
|
Декабрь
9 занятие | «Звук и буква Н».
|
10 занятие | «Звук и буква Т».
|
11 занятие | «Звук Ть. Буква Т».
|
12 занятие | «Звуки К – Кь и буква К».
|
Январь
13 занятие | «Звуки Б- Бь и буква Б».
|
14 занятие | «Звук и буква Э».
|
15 занятие | «Звуки Г - Гь. Буква Г».
|
16 занятие | «Звук и буква Ы».
|
Февраль
17 занятие | «Звук и буква С».
|
18 занятие | «Звук Сь. Буква С».
|
19 занятие | «Звук и буква Ш».
|
20 занятие | «Звуки С – Ш».
|
Март
21 занятие | «Звуки Х – Хь. Звук Х».
|
22 занятие | «Звуки В – Вь. Буква В».
|
23 занятие | «Звук З. Буква З».
|
24 занятие | «Звук Зь. Буква З».
|
Апрель
25 занятие | Звук и буква Ж».
|
26 занятие | «Звуки З – Ж».
|
27 занятие | «Гласные звуки».
|
28 занятие | «Согласные звуки».
|
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много,...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Формирование системы работы по выявлению и развитию способностей воспитанниковДошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Развитие способностей ребенка выявляется через различные развивающие проекты, презентации, педагогические технологии...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников.
laquo;Одаренность человека - это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,сделать его благороднее, чтобы он ...
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:...