«Песочная терапия как средство развития эмпатии детей дошкольного возраста»
презентация

Чарганцова Анастасия Анатольевна

Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. В процессе работы с детьми, я пришла к выводу, что именно игры на песке являются одной из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому они могут быть использованы в образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_opyta_pesok_i_empatiya.doc53.5 КБ
Файл buklet_na_29.docx1.12 МБ
Файл otkrytoe_po_pch_17.05.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное  дошкольное  образовательное учреждение
Тюменского муниципального района  Каскаринский  детский сад «Золотой петушок»

Презентация опыта работы

«Песочная терапия как средство развития эмпатии детей дошкольного возраста»

Подготовила  Чарганцова А.А., воспитатель
первой квалификационной категории

с. Каскара
2021 г.

Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. В процессе работы с детьми, я пришла к выводу, что именно игры на песке являются одной из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому они могут быть использованы в образовательной деятельности.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и нравственного, но и умственного развития. И если ребенку, испытывающему трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить познавательные способности в раннем детстве, то при переходе его в школу, он столкнется с огромным количеством трудностей при усвоении учебного материала. Учитывая то, что познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств, можно предположить, что технология «Песочная терапия» – один их эффективных методов их развития.

Принцип «Терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии «Процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике». 

Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Из основных задач, реализуемых с помощью песка, для развития эмпатии у детей особо отмечу:

  • Формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;
  • Формирование позитивных коммуникативных моделей;
  • Повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность,
  • Развитие навыков общения.

Эмпатия – это социальная эмоция. Воспитание эмпатии позволяет людям проникать в мир другого человека, лучше понимать его чувства и мотивы его поступков, сочувствовать ему и активно отзываться на его чувства.

Иногда говорят, что эмпатия – это сострадание. Действительно, сначала человек учится сострадать другому. Но эмпатия – это не только сострадание, это еще и сорадость, радость за другого, радость его успехам и счастью.

Как воспитывается эмпатия?

Ребенок учится эмпатии на личном опыте. Во–первых, чем больше ребенок осознает и принимает свои эмоции, тем проще ему распознавать чувства других. И во–вторых, наблюдая  за поведением близких ему взрослых, он учится выражать свои эмоции и реагировать на эмоции других людей. Ребенок учится понимать свои эмоции и чувства других людей, учится их предвидеть (от рождения до 4 лет). Ребенок учится эмоционально реагировать на чувства других людей, то есть сочувствовать (от  3 лет до 7 лет). Ребенок учится отзываться на чувства других, соучаствовать (от 5 до 7 лет). Другими словами, сначала ребенок начинает понимать, что может чувствовать другой в этой ситуации, потом он ему сочувствует, а потом делает что–то, что может отразиться на чувствах другого, улучшить его состояние.

Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Дидактический игровой практикум с использованием песочницы можно применять начиная с младших групп, но строго под руководством педагога. В случае с пескотерапией, ребенок самовыражается, и это помогает ему научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства. При создании песочной композиций не нужны специальные навыки. Поэтому ребенок не будет бояться совершить ошибку или неточность, и будет более раскованно и смело действовать. В процессе песочной терапии, создаваемые композиции позволяют выразить, то, что иногда не передать словами

В процессе проведения занятий:

  • желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений;
  • не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный);
  • перед проведением занятия необходимо провести инструктаж по технике безопасности и правилам работы с песочницей;

Песочные игры бывают следующих видов:

I.Обучающие игры:

1. Моделирование игр-сказок. В начале, даю установку на внимательное слушание и активное участие. Это могут быть присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний.

Затем, прослушивание начала сказки, истории и строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов - того, что требуется по сюжету игры, заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.) Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла,разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.)Обращение к ребенку за помощью: - что будет с жителями страны? Что же делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? - только ты (вы, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны. Дети обыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь - они мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Можно продолжить самим сочинить продолжение сказки.

2. Игры на развитие мелкой моторики рук.

  • “Поскользите” ладонями по поверхности песка, делая зигзагообразные и круговые движения (как машинки, санки, змейки и т. д.).
  • “Поиграйте” на поверхности песка, как на клавиатуре пианино, сравните с ощущениями от тех же движений по твердой поверхности. Выложите на песке какую-либо фигуру.
  • Одно из самых любимых игр детей - искать спрятанные игрушки в песке. Эта игра называется «Песочные прятки».

3. Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

  • Например, "Путешествие в страну "А".

Есть прекрасная страна.

Где принцессу зовут А.

Ставлю в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение буквы А.

В реке плещутся А-кулы

В песочнице создаётся река и помещаются акулята из коллекции "Киндер-сюрприза", на них тоже наклеена буква А.

А-исты в садах живут

В песочнице создаётся сад из веточек и появляются птицы, на них также наклеена буква А.

А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут

В песочнице появляются растения, на которых изображена буква А.

Можно предложить детям нарисовать на песке или выложить из природного материала цифры, геометрические фигуры. Такое задание мы часто делали уже на улице вместе с подготовительной группой. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно исправить, если допустили ошибку.

II. Познавательные игры.

  • На песке можно обучать и географии, и истории. Очень интересны путешествия в жаркие страны, или, наоборот, на далекий Север.
  • Фантастические игры. Песочница здесь превращается в неизведанную планету или во что-то другое очень необыкновенное. У детей в этом направлении фантазия не имеет границ.
  • игры на знакомство с окружающим миром.
  • Песок незаменимый материал и в экспериментальной деятельности. В первой младшей группе дети в игровой форме получают знания о свойствах сухого и влажного песка.В подготовительной группе мы проводили такие опыты: «Из чего состоит песок», «Легко ли сыпется песок», «Куда исчезла вода» и другие.
  • Еще один из способов работы с песком тоже очень нравится нашим детям. Я называю его «Рисование песком». Мы рисуем картины из песка. Работа с кварцевым разноцветным песком отлично повышает настроение. Картины получаются красочными и вызывают бурю эмоций у детей.

  • «Чувствительные ладошки»
  • Горячее-холодное, мягкое-твердое,
  • сухое-мокрое.
  • «Отпечатки наших рук» .
  • «Секретик»
  • Рисунки и узоры на песке. 
  • «Победитель злости»

Занятия, проводимые в песочнице, обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

  • Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние.
  •  Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
  • Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа).

Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, развития эмпатии.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение тюменского муниципального района «Каскаринский детский сад «Золотой петушок»

Открытое занятие по

образовательной услуге «Песочные чудеса»

«Мы рисуем наше море»

Провела воспитатель первой

квалификационной категории:

 Чарганцова А.А.

Цели:

Продолжать учить детей понимать образность поэзии о море.

Вызывать эмоциональный отклик на услышанные стихотворения о море.
Учить детей, продумывать и осуществлять замысел рисунка.
Продолжать учить детей рисовать море на песке.
Словарь: марина, художник-маринист.
Развивать творчество, мелкую моторику, правильное дыхание.

Оборудование:

Столы для рисования, песок, ракушки, камешки, бумажные кораблики, трубочки для коктейля.
Аудиозаписи фоновой музыки с шумом морского прибоя.

Ход занятия:

Поздоровайтесь друг с другом,

Улыбнитесь всем вокруг,

 Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

Игра «Капля, река, море». Инструкция: «Представьте, что мы капли. Хаотично движемся по залу в любом направлении. По сигналу «Река!» берем за руку рядом стоящего товарища, «Море» все беремся за руки».

Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего занятия? Правильно море. Как обычно перед работой немного разомнемся. 

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбки плавают, ныряют

В чистой голубой морской воде.

(Пальцы обеих рук сложены «щепотью», руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок)

То сожмутся,

(Пальцы рук очень плотно сжимаются)

Разожмутся,

(Пальчики сильно растопыриваются в стороны)

То зароются в песке.

(Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок)

Чтение стихотворения Владимира Орлова «Я рисую море»

Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!

У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая — 
Просто как живая!

Я сижу тихонько
Около прибоя — 
Окунаю кисточку
В море голубое.

Сегодня я хочу предложить вам самим нарисовать свое море — свою «марину». Вы помните, что так называют картины, изображающие море. Почувствуйте себя художниками-маринистами — нарисуйте море. Пусть у каждого из вас будет свое море — у кого-то тихое и спокойное море — штиль, у кого-то море будет волноваться рябью с белыми барашками пены, кто-то захочет нарисовать в море корабли, а кто-то нарисует шторм — морскую бурю. Закройте глаза и представьте, какое море вам хочется нарисовать сейчас.

Взгляните на наши столы— вы увидите на них самые разные предметы, может быть что-то подойдет для вашей задумки.

Участники приступают к рисованию,  рисуют под фоновую музыку со звуками морского прибоя.

 Ну вот мы свами нарисовали наше море. А как вы думаете, ему не одиноко? Правильно- одиноко, это грустно быто одному. Давайте дополним нашу картину чтобы она стала веселее.

Дети по желанию дополняют композицию. В ходе работы можно задавать уточняющие, наводящие вопросы. В зависимости от композиции каждого рисунка. Ну вот мы с вами и нарисовали «Морину»- веселую, яркую картину на морскую тему. Можете рассмотреть работы других ребят, обязательно расспросите если вам что то не понятно, или вызвало интерес. Каждому ребенку дается возможность рассказать о своей «марине»

Дыхательная гимнастика «Кораблик»

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
На столе небольшие бумажные кораблики. Затем с помощью короткий интенсивного вдоха носом и длинного выдоха ртом через трубочку бумажные кораблики «плывут».

Рефлексия занятия:

Что чувствуешь, какое настроение, что понравилось сегодня.

Прощание с детьми. Награждение каждого ребенка  грамотой за отличные успехи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

песочная терапия на световом столе для детей дошкольного возраста

Практические занятия играют компенсаторную роль в развитии ос­новных процессов познания и мыш­ления. Во время их проведения дети сравнивают реально воспринимае­мые предметы с имеющимся у них представл...

статья на тему:Песочная терапия,как средство развитие речи детей дошкольного возраста

статья на тему:Песочная терапия,как развитие речи детей дошкольного возраста...

Сказкотерапия и песочная терапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста

Доступность мультфильмов и телепередач, которые несут в себе агрессивный посыл, избыток информации несоответствующей возрасту, игровая продукция с нарушением принципов психологической безопасности, яв...

«Песочная терапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

laquo;Песочная терапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Статья на тему : "Песочная терапия как средство психологической адаптации детей раннего возраста"

Песочная терапия — это погружение в мир детских переживаний, релаксация и экзистенциальный поиск. Благодаря песочной терапии мы можем узнать о себе чуть больше, можем пр...

Методическая разработка «Песочная терапия как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

К. Д. Ушинский писал: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка - это куча песка».Песочная игро-терапии &nda...