«Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».
консультация (средняя группа)

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konultatsiya_dlya_roditeley_intelekt_karty.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад «Сказка» - СП МКДОУ «Улыбка»

Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».

Выполнила:Ударцева Н.В.воспитатель высшей

 квалификационной категории

Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Метод «интеллект-карт»  был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации,    с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.                      Существуют общие требования к составлению интеллект –карты:

v Главная идея обводится в центре страницы.

v Лист располагается горизонтально.

v Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

v Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.

v Каждая мысль обводится.

v В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

v Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».                           

\К. Д. Ушинский

Полезные свойства интеллект-карт:

Наглядность .Вся проблема  с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.  

Привлекательность.Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.                                              

Запоминаемость . Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.                                                                          

Своевременность.  Интеллект –карта помогает  выявить  недостаток информации и понять, какой информации не хватает;                        

Творчество .Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.                                                                                                                                        

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть         новые идеи.                                                                                                                          

В своей педагогической практике  применять интеллект-карты я начала в прошлом году, на тот момент возраст детей был 6-7лет.Работу, по применению интеллект-карт я продолжаю и сейчас, возраст детей моей группы 3-4 года,карта имеет упрощенный вариант, в зависимости от возраста она может и должна усложняться. В речевом развитии я применяю её в нескольких направлениях:                                                                           1 –направление Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект –карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления –анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.                                   

 2 –направление Закрепление и обобщение материала.  Создание обобщенной интеллект -карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.          

1 вариант:

Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п)                

Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.                                                                                                                                        

К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия. Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.                                                

 3 –направление Развитие связной речи Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.                                                                         

 В своей работе по применению интеллект- карт я задумалась о практичности, возможности дополнений и изменений и созданию новых. В ходе реализации проекта «Быть здоровыми хотим» нами была была изготовлена  интеллект-карта(картинки на магнитах), которую я вам предлагаю собрать (педагоги собирают карту ЗОЖ).                                                                                     

Рекомендации (из опыта работы): задавайте больше вопросов; обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;беседуйте по карте; составляйте рассказы; добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей  экспериментируйте и у вас всё получится.                                  

Использование в работе метода интеллект-карт  позволило достичь положительной динамики в речевом развитии:                                                    

 пополнился словарный запас;                                                                                   

улучшилась лексико -грамматическая структура речи;                                                             

дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.     

Вывод: В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект- карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, а также формирует преемственность между детским садом и школой.                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...

Мастер-класс «Интеллект – карта, как средство речевого развития ребенка»

Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения...

Консультация для родителей « Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».

Консультация для родителей « Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников»....

Консультация для педагогов «Интеллект карта – как средство речевого развития ребёнка»

Тема: « Интеллект карта – как средство речевого развития ребёнка».Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного в...

Презентация "Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников"

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей....

Консультация для педагогов «Интеллект карта – как средство речевого развития ребёнка»

Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возрастаАктуальностьВведение ФГОС и проблемы в обучении дошкольников подчеркивают нео...

« Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации,    с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизиру...