Педтехнология "Ситуация".
материал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие этапы включает педтехнология «ситуация» В основе педтехнологии «Ситуация» – образовательные ситуации, которые моделирует педагог. Дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что пока у них не получается, учатся понимать причины своих затруднений и находить способы, как их преодолеть. Все образовательные ситуации имеют сходную структуру и включают в себя шесть последовательных этапов: 1-й этап - введение в ситуацию . Задача педагога на данном этапе – создать условия, чтобы у детей возникла внутренняя потребность, «детская» цель включиться в познавательную деятельность. У этой познавательной деятельности должна быть и «взрослая» цель, которую определяет содержание образования. 2-й этап - актуализация детского опыта (знаний, умений, навыков). Педагог организует совместную с детьми деятельность. Она актуализирует у дошкольников мыслительные операции, знания и умения, которые необходимы им для следующего шага.
3-й этап – затруднение в ситуации (проблематизация содержания). Педагог моделирует проблемную ситуацию. В этой ситуации детям потребуется выполнить новое, незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели. С помощью вопросов воспитатель помогает дошкольникам зафиксировать их затруднение – сформулировать его и выявить, в чем его причины . 4-й этап – открытие детьми нового знания или способа действий. На данном этапе педагог организует познавательный процесс так, чтобы дети самостоятельно искали и открывали новые знания или способы действия. При необходимости педагог оказывает детям помощь, но не дает им готовое решение. 5-й этап – включение нового знания или способа действий в систему знаний. На этом этапе педагог организует различные виды детской деятельности. Дошкольники могут применить в этих видах деятельности новое знание или способ действий, которые они самостоятельно открыли. 6-й этап – осмысление. На данном этапе дошкольники соотносят цели и результаты своей деятельности. Они фиксируют, получилось ли у них достигнуть цель, и определяют условия, которые позволили им этого добыться. Данный этап помогает детям не только открыть новые знания, но и освоить путь к ним.
Как применять педтехнологию «Ситуация» на занятиях по направлениям развития Педтехнологию «Ситуация» педогоги могут применять на занятиях по всем направлениям развития детей – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, а также в иных формах организации образовательного процесса. Рассмотрим примеры, как применять педтехнологию «Ситуация» на занятиях по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию детей. Конструирование. На занятии по конструированию педагог может предложить детям преобразовать созданную конструкцию, но с учетом конкретных условий: «Постройте такую же арку, но чтобы через нее мог проехать этот грузовик с прицепом. В прицепе – вышка или жираф». Чтобы преодолеть затруднение, дети расширят арку, увеличат в высоту или сделают верхнюю часть съемной. В результате дети самостоятельно найдут новые конструктивные решения.
Речевое развитие. Воспитатель предлагает детям игру «Найди лишнее». С её помощью педагог развивает у детей разные мыслительные операции: анализ - например, дети разбирают каждый цветочек «на детали» и рассматривают эти детали в отдельности; синтез - расматривают всю совокупность объектов; сравнение – сравнивают несколько объектов. Дети учатся понимать, что задача может иметь несколько разных решений, и каждое из них будет правильным. Главное для ребёнка – обосновать свое мнение, и это уже мощный стимул для развития речи, для того, чтобы облечь свою мысль в слова, донести её до сверстников и взрослого. Вначале воспитатель не помогает ребёнку, даёт ему возможность справиться самостоятельно. Своим невмешательством взрослый как бы говорит: «Ты молодец! Я в тебя верю. У тебя всё получится». Помощь воспитатель оказывает при необходимости. Художественно-эстетическое развитие. На занятиях по данному направлению развития затруднения детей могут быть связаны с тем, как подобрать краску нужного оттенка, «открыть» новые приёмы рисования, лепки или аппликации. Возможно, новый приём найдёт только один ребёнок – и тогда педагог попросит его поделиться своим опытом с остальными, и все дети в группе смогут оценить творчество своего сверстника.
Физическое развитие . На занятиях по физической культуре или в ходе подвижных игр педагог также может предоставить возможность найти способ, как преодолеть возникшие препятствия. В этом случае задачи физического развития педагог решает вместе с задачами социально-ком- м уникативного развития детей: развивает у них уверенность в себе, в своих силах,воспитывает желание оказать помощь, вместе добиться желаемого результата. Таким образом, педтехнология «Ситуация» универсальна. Эта технология поможет педагогам развивать у детей механизмы адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, научить их действовать самостоятельно, в том числе в условиях неопределенности.
Пример 1. Формирование элементарных математических представлений у детей младшей группы 1-й этап Воспитатель предлагает детям поиграть в «Стройку». На стройку нужно доставить стройматериалы – кубики или их модели (квадраты из картона) четырех разных цветов (красного, синего, желтого и зелёного) и трех хорошо различимых размеров (большой, средний, маленький). Чтобы классифицировать объекты, педагог дает детям прямоугольники из белого картона. Это условные машины, на которых дети доставят кубики на стройку.
2-й этап Воспитатель предлагает детям «загрузить» кубики в машины так, чтобы у всех кубиков в каждой машине было что-то одинаковое, общее. Таким образом он включает детей в интересную для них деятельность, которую они способны выполнить самостоятельно. На этом этапе вариант распределения кубиков по машинам очевиден – дети классифицируют их по цвету. При этом важно, чтобы дети сформулировали, почему они так распределяют кубики. 3-й этап Далее в игре возникает проблема: одна из машин сломалась. Дети выгружают кубики. Теперь их надо вновь разложить по «машинам» и выполнить то же условие: у всех кубиков в каждой машине должно быть что-то одинаковое.
4-й этап Дети попробуют повторить уже известный им алгоритм – начнут классифицировать кубики по цвету – самостоятельная деятельность детей по поиску решения. Тогда у них останутся «лишние» кубики, и они вынуждени будут искать другие варианты, как решить проблему. При необходимости педагог может оказывать детям помощь. В итоге, дети самостоятельно открывают новый способ классификации – по размеру. 5-й этап Чтобы закрепить полученный способ действия в других условиях, воспитатель организует игровую деятельность. Дети группируют различные объекты по разным признакам и получают разные результаты классификации, и все они правильные. На этом этапе важно, чтобы дети проговаривали свои действия, что они делают и почему именно так, а не иначе. .
6 -й этап Далее воспитатель переходит к 6-му этапу, на котором дети осмысливают различные способы классификации и группировки объектов. Таким образом, технология «Ситуация» выступает инструментом, который помогает воспитателю реализовать системно-деятельностный подход к образовательной деятельности, поддерживать инициативу детей и развивать их через преодоление разумных затруднений. Пример 2. Игра «Найди лишнее» на занятии по теме «Внутри, снаружи» для детей средней группы Воспитатель показывает детям изображения пяти банок с помидорами. Дошкольники выбирают банку, которая не такая, как остальные, и объясняют, чем она отличается. При этом педагог не озвучивает детям, по какому принципу они должны выбрать эту «лишнюю» банку. .
1-й и 2-й этапы Воспитатель мотивирует мыслительную деятельность детей по поиску признаков сходства и различия. На 2-м этапе дошкольники смогут дать правильный, точнее, один из правильных ответов. В контексте темы занятия дети выберут в качестве лишней вторую банку. 3-й и 4-й этапы Далее воспитатель создает проблемную ситуацию с помощью вопроса: «А какую еще банку можно назвать лишней?». На 4-м этапе дети найдут еще четыре правильных ответа: Лишней может быть первая банка слева: в ней зеленые помидоры, а в остальных красные. Лишней может быть третья банка, потому что она самая низкая по высоте. В четвертой банке помидоры мелкие, а в остальных банках – более крупные. Последняя банка отличается от остальных количеством помидоров: у всех банок по пять помидоров, а в этой 4. 5-й и 6-й этапы Чтобы закрепить найденный способ размышлений педагог повторяет игру с аналогичными картинками. Обоснования для выбора лишнего объекта станут этапом осмысления (6-й этап) найденного способа, как надо рассуждать, чтобы найти лишний объект из предложенного ряда.
Пример 3. Занятие по развитию речи «Пространственные предлоги» для детей младшей группы Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и рассказать, где спрятались от кота мышата. Взрослая и детская цели на этом занятии различаются. Цель детей – найти мышат, цели педагога: Активизировать в речи детей пространственные предлоги «на», «под», «за»; Познакомить с новыми пространственными предлогами «между», «из-за»; Развивать способность находить отдельные объекты в общей картине, сосредоточить на них внимание; Развивать способность регулировать силу своего голоса.
1-й и 2-й этапы Дети рассказывают, что мышки спрятались на шкафу, под столом, за вазой, за диваном. 3-й и 4-й этапы На 3-м этапе педагог создает затруднение, спрашивает у детей: «Как еще можно сказать про мышку, которая спряталась на шкафу?». Возможно, кто-то из детей произнесет предлог «между»: «Мышка спряталась между коробок ». Можно уточнить положение мышки на столе: «Мышка спряталась на столе за вазой». На 4-м этапе дети формулируют где спрятались еще 2 мышки: под столом между ножек стола, за диваном среди его подушек. 5-й и 6-й этапы На 5-м этапе педагог проводит игру- дети выполняют задания: встать между Светой и Сережей, за Сашей, перед Никой. На 6-м этапе с помощью вопросов взрослого дети приходят к выводу, что они узнали новые предлоги и могут более точно определить свое местоположение.