Педтехнология "Ситуация".
материал

Симонян Армине Араевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedtehnologiya_situatsiya_wecompress.com_.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педтехнология «ситуация»

Слайд 2

Какие этапы включает педтехнология «ситуация» В основе педтехнологии «Ситуация» – образовательные ситуации, которые моделирует педагог. Дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то, что пока у них не получается, учатся понимать причины своих затруднений и находить способы, как их преодолеть. Все образовательные ситуации имеют сходную структуру и включают в себя шесть последовательных этапов: 1-й этап - введение в ситуацию . Задача педагога на данном этапе – создать условия, чтобы у детей возникла внутренняя потребность, «детская» цель включиться в познавательную деятельность. У этой познавательной деятельности должна быть и «взрослая» цель, которую определяет содержание образования. 2-й этап - актуализация детского опыта (знаний, умений, навыков). Педагог организует совместную с детьми деятельность. Она актуализирует у дошкольников мыслительные операции, знания и умения, которые необходимы им для следующего шага.

Слайд 3

3-й этап – затруднение в ситуации (проблематизация содержания). Педагог моделирует проблемную ситуацию. В этой ситуации детям потребуется выполнить новое, незнакомое для них действие, чтобы достигнуть своей «детской» цели. С помощью вопросов воспитатель помогает дошкольникам зафиксировать их затруднение – сформулировать его и выявить, в чем его причины . 4-й этап – открытие детьми нового знания или способа действий. На данном этапе педагог организует познавательный процесс так, чтобы дети самостоятельно искали и открывали новые знания или способы действия. При необходимости педагог оказывает детям помощь, но не дает им готовое решение. 5-й этап – включение нового знания или способа действий в систему знаний. На этом этапе педагог организует различные виды детской деятельности. Дошкольники могут применить в этих видах деятельности новое знание или способ действий, которые они самостоятельно открыли. 6-й этап – осмысление. На данном этапе дошкольники соотносят цели и результаты своей деятельности. Они фиксируют, получилось ли у них достигнуть цель, и определяют условия, которые позволили им этого добыться. Данный этап помогает детям не только открыть новые знания, но и освоить путь к ним.

Слайд 4

Как применять педтехнологию «Ситуация» на занятиях по направлениям развития Педтехнологию «Ситуация» педогоги могут применять на занятиях по всем направлениям развития детей – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, а также в иных формах организации образовательного процесса. Рассмотрим примеры, как применять педтехнологию «Ситуация» на занятиях по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию детей. Конструирование. На занятии по конструированию педагог может предложить детям преобразовать созданную конструкцию, но с учетом конкретных условий: «Постройте такую же арку, но чтобы через нее мог проехать этот грузовик с прицепом. В прицепе – вышка или жираф». Чтобы преодолеть затруднение, дети расширят арку, увеличат в высоту или сделают верхнюю часть съемной. В результате дети самостоятельно найдут новые конструктивные решения.

Слайд 5

Речевое развитие. Воспитатель предлагает детям игру «Найди лишнее». С её помощью педагог развивает у детей разные мыслительные операции: анализ - например, дети разбирают каждый цветочек «на детали» и рассматривают эти детали в отдельности; синтез - расматривают всю совокупность объектов; сравнение – сравнивают несколько объектов. Дети учатся понимать, что задача может иметь несколько разных решений, и каждое из них будет правильным. Главное для ребёнка – обосновать свое мнение, и это уже мощный стимул для развития речи, для того, чтобы облечь свою мысль в слова, донести её до сверстников и взрослого. Вначале воспитатель не помогает ребёнку, даёт ему возможность справиться самостоятельно. Своим невмешательством взрослый как бы говорит: «Ты молодец! Я в тебя верю. У тебя всё получится». Помощь воспитатель оказывает при необходимости. Художественно-эстетическое развитие. На занятиях по данному направлению развития затруднения детей могут быть связаны с тем, как подобрать краску нужного оттенка, «открыть» новые приёмы рисования, лепки или аппликации. Возможно, новый приём найдёт только один ребёнок – и тогда педагог попросит его поделиться своим опытом с остальными, и все дети в группе смогут оценить творчество своего сверстника.

Слайд 6

Физическое развитие . На занятиях по физической культуре или в ходе подвижных игр педагог также может предоставить возможность найти способ, как преодолеть возникшие препятствия. В этом случае задачи физического развития педагог решает вместе с задачами социально-ком- м уникативного развития детей: развивает у них уверенность в себе, в своих силах,воспитывает желание оказать помощь, вместе добиться желаемого результата. Таким образом, педтехнология «Ситуация» универсальна. Эта технология поможет педагогам развивать у детей механизмы адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира, научить их действовать самостоятельно, в том числе в условиях неопределенности.

Слайд 7

Пример 1. Формирование элементарных математических представлений у детей младшей группы 1-й этап Воспитатель предлагает детям поиграть в «Стройку». На стройку нужно доставить стройматериалы – кубики или их модели (квадраты из картона) четырех разных цветов (красного, синего, желтого и зелёного) и трех хорошо различимых размеров (большой, средний, маленький). Чтобы классифицировать объекты, педагог дает детям прямоугольники из белого картона. Это условные машины, на которых дети доставят кубики на стройку.

Слайд 8

2-й этап Воспитатель предлагает детям «загрузить» кубики в машины так, чтобы у всех кубиков в каждой машине было что-то одинаковое, общее. Таким образом он включает детей в интересную для них деятельность, которую они способны выполнить самостоятельно. На этом этапе вариант распределения кубиков по машинам очевиден – дети классифицируют их по цвету. При этом важно, чтобы дети сформулировали, почему они так распределяют кубики. 3-й этап Далее в игре возникает проблема: одна из машин сломалась. Дети выгружают кубики. Теперь их надо вновь разложить по «машинам» и выполнить то же условие: у всех кубиков в каждой машине должно быть что-то одинаковое.

Слайд 9

4-й этап Дети попробуют повторить уже известный им алгоритм – начнут классифицировать кубики по цвету – самостоятельная деятельность детей по поиску решения. Тогда у них останутся «лишние» кубики, и они вынуждени будут искать другие варианты, как решить проблему. При необходимости педагог может оказывать детям помощь. В итоге, дети самостоятельно открывают новый способ классификации – по размеру. 5-й этап Чтобы закрепить полученный способ действия в других условиях, воспитатель организует игровую деятельность. Дети группируют различные объекты по разным признакам и получают разные результаты классификации, и все они правильные. На этом этапе важно, чтобы дети проговаривали свои действия, что они делают и почему именно так, а не иначе. .

Слайд 10

6 -й этап Далее воспитатель переходит к 6-му этапу, на котором дети осмысливают различные способы классификации и группировки объектов. Таким образом, технология «Ситуация» выступает инструментом, который помогает воспитателю реализовать системно-деятельностный подход к образовательной деятельности, поддерживать инициативу детей и развивать их через преодоление разумных затруднений. Пример 2. Игра «Найди лишнее» на занятии по теме «Внутри, снаружи» для детей средней группы Воспитатель показывает детям изображения пяти банок с помидорами. Дошкольники выбирают банку, которая не такая, как остальные, и объясняют, чем она отличается. При этом педагог не озвучивает детям, по какому принципу они должны выбрать эту «лишнюю» банку. .

Слайд 11

1-й и 2-й этапы Воспитатель мотивирует мыслительную деятельность детей по поиску признаков сходства и различия. На 2-м этапе дошкольники смогут дать правильный, точнее, один из правильных ответов. В контексте темы занятия дети выберут в качестве лишней вторую банку. 3-й и 4-й этапы Далее воспитатель создает проблемную ситуацию с помощью вопроса: «А какую еще банку можно назвать лишней?». На 4-м этапе дети найдут еще четыре правильных ответа: Лишней может быть первая банка слева: в ней зеленые помидоры, а в остальных красные. Лишней может быть третья банка, потому что она самая низкая по высоте. В четвертой банке помидоры мелкие, а в остальных банках – более крупные. Последняя банка отличается от остальных количеством помидоров: у всех банок по пять помидоров, а в этой 4. 5-й и 6-й этапы Чтобы закрепить найденный способ размышлений педагог повторяет игру с аналогичными картинками. Обоснования для выбора лишнего объекта станут этапом осмысления (6-й этап) найденного способа, как надо рассуждать, чтобы найти лишний объект из предложенного ряда.

Слайд 12

Пример 3. Занятие по развитию речи «Пространственные предлоги» для детей младшей группы Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и рассказать, где спрятались от кота мышата. Взрослая и детская цели на этом занятии различаются. Цель детей – найти мышат, цели педагога: Активизировать в речи детей пространственные предлоги «на», «под», «за»; Познакомить с новыми пространственными предлогами «между», «из-за»; Развивать способность находить отдельные объекты в общей картине, сосредоточить на них внимание; Развивать способность регулировать силу своего голоса.

Слайд 13

1-й и 2-й этапы Дети рассказывают, что мышки спрятались на шкафу, под столом, за вазой, за диваном. 3-й и 4-й этапы На 3-м этапе педагог создает затруднение, спрашивает у детей: «Как еще можно сказать про мышку, которая спряталась на шкафу?». Возможно, кто-то из детей произнесет предлог «между»: «Мышка спряталась между коробок ». Можно уточнить положение мышки на столе: «Мышка спряталась на столе за вазой». На 4-м этапе дети формулируют где спрятались еще 2 мышки: под столом между ножек стола, за диваном среди его подушек. 5-й и 6-й этапы На 5-м этапе педагог проводит игру- дети выполняют задания: встать между Светой и Сережей, за Сашей, перед Никой. На 6-м этапе с помощью вопросов взрослого дети приходят к выводу, что они узнали новые предлоги и могут более точно определить свое местоположение.