Методическое пособие, проект "Музыка в картинках"
методическая разработка (старшая группа)

Чумакова Наталья Геннадьевна

Цель проекта: формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных и художественно-творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_muzyka_v_kartinkah.docx30.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ивушка»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего по ВМР

_______________Н.И. Мельникова

«__»__________________2020г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «ДС «Ивушка»

______________________Г.В. Кузик

«___»__________________2020г.

Методическая разработка для воспитателей

к образовательному проекту

 «Музыка в картинках»

Музыкальный руководитель: Чумакова Н.Г.

г. Новый Уренгой – 2020г.

Учебно – методическое пособие представляет систему работы по художественному и музыкальному развитию детей 5-6 лет средствами изобразительной и музыкальной деятельности на основе календарно – тематического планирования. Раскрывает основные задачи, базисное содержание и варианты интеграции изобразительной деятельности с музыкой, познанием, игрой, коммуникацией. В каждой образовательной ситуации описаны художественные материалы, инструменты и техники (способы создания образа), формы взаимодействия педагогов с детьми.

Материал адресован воспитателям, воспитателям изобразительной деятельности, музыкальным руководителям детских садов. Поможет  написать собственную методическую разработку. 

Содержание

 

Введение

«Я никогда не стал бы художником,

если бы с детства не полюбил музыку».

С. Конёнков

Проблема взаимоотношения между искусствами – их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияния – принадлежит к числу важнейших проблем эстетики. Достаточно много внимания в литературе уделяется классификации и специфике различных видов искусства, а вот их взаимовлияние исследовано меньше. Между тем существуя самостоятельно, искусства взаимодействуют, и основой этого взаимодействия является целостность восприятия окружающего мира, формирующаяся на основе смешения визуальной и вербальной информации.

 Связи между искусствами имеют важное значение и существенно влияют на художественную полноценность конкретных результатов творчества. Например, объединение литературы с изобразительным искусством привело к созданию нового вида художественного творчества – книжной иллюстрации, а взаимодействие музыки и поэзии к созданию романсов и песен.

 Живопись и музыка не связаны между собой столь естественно, как живопись и архитектура или живопись и литература. Кажется, что «на первый взгляд музыка и живопись вообще не интегрируются, слишком далёкие они друг от друга: одно искусство пространственное, другое – временное, одно – пластическое, другое – звуковое, одно обращается к зрению, другое – к слуху и т. д.»

 Вместе с тем разными путями оба искусства идут к одному и тому же: к созданию художественных образов, правдиво отражающих реальную жизнь.

 Нас интересует изобразительное искусство и музыка не столько в их в отвлеченном сопоставлении, сколько в их взаимодействии и синтезе.

Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления окружающего мира, природы. Для того чтобы  формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» картину и «оживить» музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира. Через музыку и рисование можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, сопереживание, воспитывать чувство прекрасного. Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается. Дети очень эмоционально на нее откликаются и безошибочно узнают даже через некоторое время. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.

   Оценив значимость данной проблемы, мы разработали проект «Музыка в картинках».

Проблемы, на решение которых направлен проект:

  1. Игнорирование или формальный подход к решению проблемы творческих способностей в детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы;
  2. В современных ДОУ мелодия лишена непосредственной видимости;
  3. Художественная среда, которая окружает детей в ДОУ и дома, ограничивается в основном только развлекательными играми, фломастерами, карандашами. 

Цель проекта: формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных и художественно-творческих способностей.

Задачи проекта:

  • Учить слушать и понимать музыку.
  • Учить определять характер музыки, ее настроение.
  • Знакомить с творчеством русских композиторов.
  • Учить воплощать музыку в рисунках.
  • Учить передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
  • Развивать мышление и воображение, познавательную активность.
  • Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.
  • Поощрять инициативу, самостоятельность.

Особенности проекта:

  1. Управление воспитательной системы по художественно-эстетическому развитию предполагает активное использование потенциала окружающего социума.
  2. Все формы организации художественно - эстетической деятельности предполагают использование аудиовизуальных средств обучения и использование новых информационных компьютерных технологий.

Гипотеза проекта:

Предположим, что образовательный проект «Музыка в картинках» позволит через синтез видов искусств развить  творческую личность, пробудить в личности ребенка целую гамму чувств и ассоциаций; позволит развить целостное художественно-эстетическое восприятие мира.

Педагогические принципы:

  • соответствует принципу развивающего обучения;
  • принцип культуросообразности;
  • соответствует принципу систематичности;
  • принцип интеграции образовательных областей;
  • основывается на принципе доступности;
  • соответствует принципу наглядности;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе;
  • строится по принципу последовательности и постепенности.

Методы и приемы:

  • Наглядные методы и приемы обучения;
  • Словесные методы и приемы обучения;
  • Игровые приемы обучения;
  • Исследовательский метод (направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества);
  • Информационно – рецептивный метод (включаются следующие приемы: рассматривание; наблюдение;  образец воспитателя; показ воспитателя);
  • Прием интонационного анализа музыкальных произведений;
  • Прием переинтонирования образа через постановку различных художественных задач.

Формы реализации проекта:

  • Непосредственно образовательная деятельность по рисованию и слушанию музыки интегрированного характера
  • музыка-рисование, 
  • музыка-поэзия, 
  • музыка-живопись.
  • Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки» 
  • Релаксационные паузы.
  • Продуктивная деятельность в НОД  и самостоятельной деятельности детей.

Практическая значимость проекта:

  1. Внедрена в практику модель организации работы по художественно – эстетическому и музыкальному воспитанию в логике личностно - ориентированного подхода;
  2. Разработано перспективное планирование;
  3. Подготовлены методические материалы по теме.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
  • Умение детей через рисунок понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.
  • Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
  • Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
  • Умение детей отражать свои впечатления в рисунке.
  • Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.
  • Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам музыкальных  произведений.

Механизмы реализации проекта:

Проект реализуется в рамках Программы муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения «Детский сад «Ивушка», целью которой является создание условий для обновления содержания дошкольного образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями и требованиями ФГОС ДО.

Контроль за исполнением проекта осуществляет заведующий МБДОУ «ДС «Ивушка» Кузик Галина Владимировна, в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.

Участники проекта:

Всего в проект вовлечены 50 детей старшего дошкольного возраста, четверо воспитателей, а также музыкальный руководитель и руководитель изодеятельности МБДОУ «ДС «Ивушка».

Научная основа:

Концепция проекта основана на «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Проект находит свое отражение и в ООП ДОУ.

Научная новизна:

Впервые в ДОУ внедряется воспитательная система художественно - эстетического развития, основанная на синтезе видов искусств:  музыка и изобразительная деятельность.

Воспитательная система по художественно – эстетическому развитию предполагает использование нетрадиционных форм организации видов художественной деятельности. Особый акцент делается на творческую деятельность детей, выявление одарённых детей.

Проект долгосрочный.

Срок реализации: 9 месяцев.

Уровень основной направленности инновационной деятельности:

  • Повышение качества деятельности педагогов;
  • Повышение качества в разработке и реализации программ;
  • Результаты изменения содержания и форм образовательного процесса;
  • Личностный рост педагогов (степень вовлеченности педагогов и инновационный процесс, повышения уровня профессионального интереса и творческой активности).
  • Изменение предметно – пространственной среды и интерьера ДОУ.

Планируемая популяризация данного проекта.

Данный образовательный проект будет осуществляться различными путями:

  • Через участие в работе методических объединений учреждения;
  • Через участие  во Всероссийском образовательном портале «Гениальные дети» в номинации «Лучшая методическая разработка»;
  • Через мульти-презентацию данного проекта для детей и родителей ДОУ, педагогов;
  • Через участие в региональном конкурсе «Моя Югра» в номинации «Методические разработки»;
  • Организацию публикаций в СМИ социально – политической газете «Правда севера».

Технология (механизм реализации проекта).

Этапы реализации проекта

Срок реализации проекта

Содержание работы

1.

Подготовительный

Сентябрь

  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала;
  • Подбор музыкального репертуара;
  • Подбор технических средств изображения.

2

Основной

Октябрь-апрель

  • Реализация работы по блочному перспективному  планированию

3

Заключительный

Май

  • Открытое мероприятие;
  • Подведение итогов работы;
  • Анкетирование родителей с целью выявления удовлетворенности качества образовательной проектной деятельности.

В образовательном проекте «Музыка в картинках» используется блочное планирование.

Проект делится на два блока:

  1. «Времена года»;
  2. «Настроение».

Перспективное планирование

I.«Времена года»

Время реализации проекта

Музыкальный репертуар

Содержание работы

Октябрь

Вивальди «Времена года «Осень»,

П. И. Чайковский «Времена года»: «Осенняя песня». «Зима» - А. Вивальди (из цикла Времена года)

«Декабрь. Святки»- муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)

  • Развивать навык слушания и понимания музыки.
  • Развивать навык определения характера музыки и ее настроения.
  • Учить передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
  • Поощрять инициативу, самостоятельность

Ноябрь

«Весна» муз. Вивальди (из цикла «Времена года)

«Март. Песнь жаворонка» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)

«Апрель. Подснежник» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)

  • Развивать навык слушания и понимания музыки.
  • Развивать навык определения характера музыки и ее настроения.
  • Учить передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
  • Поощрять инициативу, самостоятельность

Декабрь

Концерт "Лето" ("Гроза") из цикла "Времена года" (А.Вивальди)

Июль. Песня косаря» П.И. Чайковский

  • Учить слушать и понимать музыку.
  • Учить определять характер музыки, ее настроение.
  • Знакомить с творчеством русских композиторов.
  • Учить воплощать музыку в рисунках.
  • Учить передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
  • Развивать мышление и воображение, познавательную активность.
  • Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.
  • Поощрять инициативу, самостоятельность.

Настроение

Январь

И.С. Бах «Шутка»

  • Учить слушать и понимать музыку.
  • Учить определять характер музыки, ее настроение.
  • Знакомить с творчеством русских композиторов.
  • Учить воплощать музыку в рисунках.
  • Учить передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
  • Развивать мышление и воображение, познавательную активность.
  • Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.
  • Поощрять инициативу, самостоятельность.

Февраль

Клод Сен-Санс «Аквариум» или «Лебедь»

Роберт Шуман «Пьеска»

  • Учить слушать и понимать музыку.
  • Учить определять характер музыки, ее настроение.
  • Знакомить с творчеством русских композиторов.
  • Учить воплощать музыку в рисунках.
  • Учить передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
  • Развивать мышление и воображение, познавательную активность.
  • Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.
  • Поощрять инициативу, самостоятельность.

Март

Жорж Бизе «Детские игры» Галоп

Жорж Бизе «Волчок»

  • Учить слушать и понимать музыку.
  • Учить определять характер музыки, ее настроение.
  • Знакомить с творчеством русских композиторов.
  • Учить воплощать музыку в рисунках.
  • Учить передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
  • Развивать мышление и воображение, познавательную активность.
  • Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.
  • Поощрять инициативу, самостоятельность.

Апрель

Д. Кабалевский «Клоуны»

П.И. Чайковский «Вальс цветов».

  • Учить слушать и понимать музыку.
  • Учить определять характер музыки, ее настроение.
  • Знакомить с творчеством русских композиторов.
  • Учить воплощать музыку в рисунках.
  • Учить передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
  • Развивать мышление и воображение, познавательную активность.
  • Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.
  • Поощрять инициативу, самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские методические пособия по обучению детей чтению: "Уроки грамоты" и "Азбука в картинках".

Прелагаю вашему вниманию дидактический материал для обучения чтению. Играя с детьми самое эффективное обучение. На ваш суд выставляю две игры. 1. "Азбука в картинках" и 2. "Уроки грамоты". Доступен ма...

Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками с использованием рисованных карт. Методическое пособие.

Проведение индивидуальных логопедических занятий с использование  рисованных карт.Часто логопедам, бывает трудно подобрать дидактический материал, конспект индивидуального занятия, что...

Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками с использованием рисованных карт. Методическое пособие.

Проведение индивидуальных логопедических занятий с использование  рисованных карт.Часто логопедам, бывает трудно подобрать дидактический материал, конспект индивидуального занятия, что...

учебно-методическое пособие "Занимательные картинки"

Дидактическая игра на классификацию - закрепление знаний о растительном и животном мире...

Методическое пособие для совместной деятельности с детьми средней группы 2013-2014 учебный год "Олимпиада 2014 в г. Сочи в стихах и картинках для детей"

Опорный конспект совместной деятельностис детьми средней группы 2013-2014 учебный год"Олимпиада 2014 в г.Сочи в стихах и картинках для детей" воспитатель: Платунова Т.А. Дата...

Картинки музыкальные для оформления методических пособий

предлагаю использовать для оформления презентаций, докладов......

Методическое пособие "Хитрые картинки"

Цель: развитие творческой активности детей через изобразительную деятельность....