Методическое пособие, проект "Музыка в картинках"
методическая разработка (старшая группа)
Цель проекта: формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных и художественно-творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_muzyka_v_kartinkah.docx | 30.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ивушка»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель заведующего по ВМР _______________Н.И. Мельникова «__»__________________2020г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «ДС «Ивушка» ______________________Г.В. Кузик «___»__________________2020г. |
Методическая разработка для воспитателей
к образовательному проекту
«Музыка в картинках»
Музыкальный руководитель: Чумакова Н.Г.
г. Новый Уренгой – 2020г.
Учебно – методическое пособие представляет систему работы по художественному и музыкальному развитию детей 5-6 лет средствами изобразительной и музыкальной деятельности на основе календарно – тематического планирования. Раскрывает основные задачи, базисное содержание и варианты интеграции изобразительной деятельности с музыкой, познанием, игрой, коммуникацией. В каждой образовательной ситуации описаны художественные материалы, инструменты и техники (способы создания образа), формы взаимодействия педагогов с детьми.
Материал адресован воспитателям, воспитателям изобразительной деятельности, музыкальным руководителям детских садов. Поможет написать собственную методическую разработку.
Содержание
Введение
«Я никогда не стал бы художником,
если бы с детства не полюбил музыку».
С. Конёнков
Проблема взаимоотношения между искусствами – их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияния – принадлежит к числу важнейших проблем эстетики. Достаточно много внимания в литературе уделяется классификации и специфике различных видов искусства, а вот их взаимовлияние исследовано меньше. Между тем существуя самостоятельно, искусства взаимодействуют, и основой этого взаимодействия является целостность восприятия окружающего мира, формирующаяся на основе смешения визуальной и вербальной информации.
Связи между искусствами имеют важное значение и существенно влияют на художественную полноценность конкретных результатов творчества. Например, объединение литературы с изобразительным искусством привело к созданию нового вида художественного творчества – книжной иллюстрации, а взаимодействие музыки и поэзии к созданию романсов и песен.
Живопись и музыка не связаны между собой столь естественно, как живопись и архитектура или живопись и литература. Кажется, что «на первый взгляд музыка и живопись вообще не интегрируются, слишком далёкие они друг от друга: одно искусство пространственное, другое – временное, одно – пластическое, другое – звуковое, одно обращается к зрению, другое – к слуху и т. д.»
Вместе с тем разными путями оба искусства идут к одному и тому же: к созданию художественных образов, правдиво отражающих реальную жизнь.
Нас интересует изобразительное искусство и музыка не столько в их в отвлеченном сопоставлении, сколько в их взаимодействии и синтезе.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления окружающего мира, природы. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» картину и «оживить» музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира. Через музыку и рисование можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, сопереживание, воспитывать чувство прекрасного. Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается. Дети очень эмоционально на нее откликаются и безошибочно узнают даже через некоторое время. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.
Оценив значимость данной проблемы, мы разработали проект «Музыка в картинках».
Проблемы, на решение которых направлен проект:
- Игнорирование или формальный подход к решению проблемы творческих способностей в детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы;
- В современных ДОУ мелодия лишена непосредственной видимости;
- Художественная среда, которая окружает детей в ДОУ и дома, ограничивается в основном только развлекательными играми, фломастерами, карандашами.
Цель проекта: формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных и художественно-творческих способностей.
Задачи проекта:
- Учить слушать и понимать музыку.
- Учить определять характер музыки, ее настроение.
- Знакомить с творчеством русских композиторов.
- Учить воплощать музыку в рисунках.
- Учить передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
- Развивать мышление и воображение, познавательную активность.
- Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.
- Поощрять инициативу, самостоятельность.
Особенности проекта:
- Управление воспитательной системы по художественно-эстетическому развитию предполагает активное использование потенциала окружающего социума.
- Все формы организации художественно - эстетической деятельности предполагают использование аудиовизуальных средств обучения и использование новых информационных компьютерных технологий.
Гипотеза проекта:
Предположим, что образовательный проект «Музыка в картинках» позволит через синтез видов искусств развить творческую личность, пробудить в личности ребенка целую гамму чувств и ассоциаций; позволит развить целостное художественно-эстетическое восприятие мира.
Педагогические принципы:
- соответствует принципу развивающего обучения;
- принцип культуросообразности;
- соответствует принципу систематичности;
- принцип интеграции образовательных областей;
- основывается на принципе доступности;
- соответствует принципу наглядности;
- основывается на комплексно-тематическом принципе;
- строится по принципу последовательности и постепенности.
Методы и приемы:
- Наглядные методы и приемы обучения;
- Словесные методы и приемы обучения;
- Игровые приемы обучения;
- Исследовательский метод (направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества);
- Информационно – рецептивный метод (включаются следующие приемы: рассматривание; наблюдение; образец воспитателя; показ воспитателя);
- Прием интонационного анализа музыкальных произведений;
- Прием переинтонирования образа через постановку различных художественных задач.
Формы реализации проекта:
- Непосредственно образовательная деятельность по рисованию и слушанию музыки интегрированного характера:
- музыка-рисование,
- музыка-поэзия,
- музыка-живопись.
- Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»
- Релаксационные паузы.
- Продуктивная деятельность в НОД и самостоятельной деятельности детей.
Практическая значимость проекта:
- Внедрена в практику модель организации работы по художественно – эстетическому и музыкальному воспитанию в логике личностно - ориентированного подхода;
- Разработано перспективное планирование;
- Подготовлены методические материалы по теме.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
- Умение детей через рисунок понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.
- Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
- Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
- Умение детей отражать свои впечатления в рисунке.
- Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.
- Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам музыкальных произведений.
Механизмы реализации проекта:
Проект реализуется в рамках Программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ивушка», целью которой является создание условий для обновления содержания дошкольного образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями и требованиями ФГОС ДО.
Контроль за исполнением проекта осуществляет заведующий МБДОУ «ДС «Ивушка» Кузик Галина Владимировна, в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.
Участники проекта:
Всего в проект вовлечены 50 детей старшего дошкольного возраста, четверо воспитателей, а также музыкальный руководитель и руководитель изодеятельности МБДОУ «ДС «Ивушка».
Научная основа:
Концепция проекта основана на «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Проект находит свое отражение и в ООП ДОУ.
Научная новизна:
Впервые в ДОУ внедряется воспитательная система художественно - эстетического развития, основанная на синтезе видов искусств: музыка и изобразительная деятельность.
Воспитательная система по художественно – эстетическому развитию предполагает использование нетрадиционных форм организации видов художественной деятельности. Особый акцент делается на творческую деятельность детей, выявление одарённых детей.
Проект долгосрочный.
Срок реализации: 9 месяцев.
Уровень основной направленности инновационной деятельности:
- Повышение качества деятельности педагогов;
- Повышение качества в разработке и реализации программ;
- Результаты изменения содержания и форм образовательного процесса;
- Личностный рост педагогов (степень вовлеченности педагогов и инновационный процесс, повышения уровня профессионального интереса и творческой активности).
- Изменение предметно – пространственной среды и интерьера ДОУ.
Планируемая популяризация данного проекта.
Данный образовательный проект будет осуществляться различными путями:
- Через участие в работе методических объединений учреждения;
- Через участие во Всероссийском образовательном портале «Гениальные дети» в номинации «Лучшая методическая разработка»;
- Через мульти-презентацию данного проекта для детей и родителей ДОУ, педагогов;
- Через участие в региональном конкурсе «Моя Югра» в номинации «Методические разработки»;
- Организацию публикаций в СМИ социально – политической газете «Правда севера».
Технология (механизм реализации проекта).
№ | Этапы реализации проекта | Срок реализации проекта | Содержание работы |
1. | Подготовительный | Сентябрь |
|
2 | Основной | Октябрь-апрель |
|
3 | Заключительный | Май |
|
В образовательном проекте «Музыка в картинках» используется блочное планирование.
Проект делится на два блока:
- «Времена года»;
- «Настроение».
Перспективное планирование
I.«Времена года» | ||
Время реализации проекта | Музыкальный репертуар | Содержание работы |
Октябрь | Вивальди «Времена года «Осень», П. И. Чайковский «Времена года»: «Осенняя песня». «Зима» - А. Вивальди (из цикла Времена года) «Декабрь. Святки»- муз. Чайковского (из цикла «Времена года») |
|
Ноябрь | «Весна» муз. Вивальди (из цикла «Времена года) «Март. Песнь жаворонка» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года») «Апрель. Подснежник» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года») |
|
Декабрь | Концерт "Лето" ("Гроза") из цикла "Времена года" (А.Вивальди) Июль. Песня косаря» П.И. Чайковский |
|
Настроение | ||
Январь | И.С. Бах «Шутка» |
|
Февраль | Клод Сен-Санс «Аквариум» или «Лебедь» Роберт Шуман «Пьеска» |
|
Март | Жорж Бизе «Детские игры» Галоп Жорж Бизе «Волчок» |
|
Апрель | Д. Кабалевский «Клоуны» П.И. Чайковский «Вальс цветов». |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские методические пособия по обучению детей чтению: "Уроки грамоты" и "Азбука в картинках".
Прелагаю вашему вниманию дидактический материал для обучения чтению. Играя с детьми самое эффективное обучение. На ваш суд выставляю две игры. 1. "Азбука в картинках" и 2. "Уроки грамоты". Доступен ма...
Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками с использованием рисованных карт. Методическое пособие.
Проведение индивидуальных логопедических занятий с использование рисованных карт.Часто логопедам, бывает трудно подобрать дидактический материал, конспект индивидуального занятия, что...
Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками с использованием рисованных карт. Методическое пособие.
Проведение индивидуальных логопедических занятий с использование рисованных карт.Часто логопедам, бывает трудно подобрать дидактический материал, конспект индивидуального занятия, что...
учебно-методическое пособие "Занимательные картинки"
Дидактическая игра на классификацию - закрепление знаний о растительном и животном мире...
Методическое пособие для совместной деятельности с детьми средней группы 2013-2014 учебный год "Олимпиада 2014 в г. Сочи в стихах и картинках для детей"
Опорный конспект совместной деятельностис детьми средней группы 2013-2014 учебный год"Олимпиада 2014 в г.Сочи в стихах и картинках для детей" воспитатель: Платунова Т.А. Дата...
Картинки музыкальные для оформления методических пособий
предлагаю использовать для оформления презентаций, докладов......
Методическое пособие "Хитрые картинки"
Цель: развитие творческой активности детей через изобразительную деятельность....