Анализ предметно-пространственной среды в группе
материал

Анализ предметно-пространственной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_predmetno-prostranstvennoy_sredy.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ предметно – пространственной среды в подготовительной  группе «Фантазеры» МАДОУ «Малиновский д\с»

воспитателя  Кирилловой Ольги Валерьевны

Созданная мной развивающая предметно - пространственная среда   в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также территории (участок), прилегающий к  МАДОУ «Малиновский д\с».

Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает реализацию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное; речевое; художественно-эстетическое, физическое развитие. Предметно-развивающая среда организована таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его интересов, склонностей и уровня активности. Образовательное пространство группы оснащено достаточным количеством материалов для игр и  исследований, что позволяет детям найти себе дело и занятие по душе совместно со сверстниками и индивидуально. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. 

Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.  Мягкая мебель, столы, стульчики можно перемещать по группе, это позволяет организовать максимальное пространство для игр и развития детей. Для того чтобы дети могли найти себе дело по душе, в группе выделены различные центры. Эти центры не имеют жестких границ, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию детей можно преобразовать в другой (в одном и том же центре согласно принципу интеграции можно заниматься различными видами деятельности), что способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. Так же в группе есть наличие различных  предметов-заместителей, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах деятельности детей.

Насыщенность среды обеспечивает разнообразную деятельность: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительную, музыкальную, двигательную активности ребенка. Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.  

 

Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно - печатные и дидактические игры.

 

Игровая среда группы является вариативной: игровой материал периодически сменяется, согласно сезону, теме и потребностям детей.  Появляются новые предметы и материалы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В центре сюжетно-ролевых игр появляются различные атрибуты, которые способствуют обогащению или развитию нового сюжета игры. В книжном центре обновляется подборка книг, в центре дидактических игр постоянно обновляются настольно - печатные игры. Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивает свободный выбор детей. Через развивающую предметно-пространственную  среду формируется зона ближайшего психического развития ребёнка. Это обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. При создании развивающего пространства в группе «Дружба», учитывалась ведущая роль игровой деятельности в развитии детей.

Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена центрами и атрибутами  для сюжетно - ролевых игр: «Салон красоты», «Магазин», «Кухня», «Гримерная», «Гараж», подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами,  машинами, игрушечными дикими и домашними животными, кукольная мебель, наборы для кухни, игрушечная посуда, приборы, коляски для кукол, комплекты одежды и постельные принадлежности для кукол, атрибуты для ряженья, атрибуты для игр «Дочки - матери», «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители» и т.д.. Игрушки для самостоятельных игр детей находятся на открытых полках, в непосредственной доступности. Развивающая среда группы соответствует интересам мальчиков и девочек.

       

В игровой зоне располагается центр ПДД, в котором есть всё необходимое для усвоения детьми правил дорожного движения: макет  с проезжей частью и перекрестком,   светофор, жезлы, машинки, небольшие игрушки (фигурки людей). На стене висят яркие красочные плакаты по правилам дорожного движения, по безопасному поведению на дороге. В уголке имеются дорожные знаки, дидактические игры.

В групповой комнате расположен центр физического развития, который оснащен различными  атрибутами для развития двигательной активности и физических качеств детей: мячи различного размера, обручи,

флажки, обручи, кегли, кольцебросы, мишени, скакалки и т.д. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной деятельности и в свободной деятельности детей.

 Музыкально-театральный центр способствующий стимулировать творческие замыслы и проявления. Центр оборудован  разнообразными ширмами, различными видами театров: пальчиковый театр, би-ба-бо, театр масок, книжки-театры, атрибуты для теневого театра, фланелеграф с персонажами из сказок, куклы, костюмы, парики и другое. Рядом на открытых полочках находятся музыкальные инструменты  для музыкального   развития и формирования интереса к музыке. Здесь дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах: бубны, дудочки, свистульки, барабаны, металлофон, гармошка, маракасы, труба, трещотки.

Книжный центр оснащен книгами по программе, соответствующими возрасту детей. Постоянно его пополняю книгами-малютками, книгами-игрушками, сказками, детскими журналами и другое. Регулярно устраиваю выставки различных поэтов и писателей. Центр речевого развития наполнен разнообразным иллюстративным материалом по развитию речи «Космос», «Транспорт», «Техника», «Профессии» и другое, картотекой  упражнений на развитие связной речи «Веселые истории», «Доскажи словечко», «У кого что?», «Времена года» и другое, игры на развитие звуковой культуры речи, связной речи «Мои любимые сказки», «Времена года», «Дикие и домашние животные», рабочие тетради по развитию речи.  

 

В зоне образовательной деятельности размещены:  художественно-творческий центр, центр конструирования, центр математики,  центр зрительной активности.  Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

Центр художественно-творческой деятельности  стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-эстетических способностей, самостоятельности, активности, развития зрительного восприятия. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.  

         

Центр конструирования предназначен для развития пространственного и конструктивного мышления, творческого воображения, формирования умения работать по заданной схеме. Оснащен: крупным, средним, мелким строительным конструктором, тематическими строительными наборами, конструкторами типа «Лего».

   

 Так же в группе имеются ширмы, которыми можно разграничить, отделить игровые пространства, создавая  уголок уединения.

Центр математики: оснащен изготовленными своими руками логическими головоломками «Колумбово яйцо», «Танграм», игры «Время суток», «Время года», изготовленными   из пластика «Геометрические фигуры», «Цифры», геометрическое лото, настольно-печатные  развивающие  игры, «Ребусы», «Рассуждалки», с использованием природного материала,  для развития тактильного восприятия, счетный материал, комплекты цифр, схемы и планы, рабочие тетради по математике, наборы геометрических фигур, модели частей суток, месяцев, дней недели, времен года, счетные палочки, учебные приборы, настольно – печатные, дидактические игры. Центр стимулирует любознательность, самостоятельность в решении доступных познавательных задач, дети осознанно  используют разные способы и приемы познания и ориентации в окружающем мире, проявляют интерес к экспериментированию, и размышлению.         

Центр патриотического воспитания помогает познакомиться с окружающим миром, символикой родного края. Содержание материалов в данном центре обновляется в зависимости от календарных дат и изучаемых  тем на данный момент. Центр оснащен: портрет президента РФ, флаг России,   герб, картотеками народных игр и национальных костюмов.

 В зоне образовательной деятельности используются мебельные комплекты в соответствии с нормами СанПиНа - столы и стулья соответствуют росту детей, мольберт на котором можно не только писать, но и расположить различные наглядные пособия (плакаты, иллюстрации), настенная магнитная доска.

В бытовой зоне располагается уголок дежурства. Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.

Все игры и пособия доступны детям, обеспечена доступная среда во всех зонах помещения, где осуществляется образовательная деятельность. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр - инсценировок, игрушки, дидактический материал, игры, обеспечивающие все основные виды детской активности.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе. Все пространство группы безопасно: элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, оборудование и материалы, используемые в помещении, соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим требованиям, правилам противопожарной безопасности, что подтверждается наличием сертификатов соответствия (маркировка постельного белья и полотенец, правильное освещение, столы в учебной зоне с регулируемыми ножками, каждый стол и стул промаркированы в соответствии с ростом детей, у детской мебели нет острых углов, не используются предметы из стекла, мебель устойчива, надежно укреплена).

В приемной группы для родителей оформлены информационные центры, из которых они узнают о жизнедеятельности группы и получают необходимую информацию от воспитателей и узких специалистов о воспитании, образовании и развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе

Анализ проведёный старшим воспитателем, содержит описание предметно-пространственной среды в первой младшей группе "Карапузы"...

Анализ предметно - пространственной развивающей среды.

Полное описание предметно - пространственной среду старшей группы детского сада....

Анализ предметно-пространственной развивающей среды.

Материал будет полезен воспитателям....

Анализ предметно — пространственной развивающей среды в группы

   В нашей группе предметно-пространственная среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам позволяет детям...

Анализ предметно - пространственной развивающей среды в группе.

разновазрастная группа "Дружилки" (5-7 лет)...