Статья "Роль оригами"
статья (старшая группа)

Свиридова Юлия Александровна

Роль оригами для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_origami.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Свиридова Юлия Александровна

г. Братск

Роль оригами в развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев.

 От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами: чем больше

мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В. А

Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Особое значение для развития этих основ играет оригами.

Значение оригами для развития ребенка трудно переоценить. Любой вид творчества полезен, так как он развивает у ребенка определенные навыки, качества, способности. Но ни один вид творчества не сравнится с оригами в своей многофункциональности. По значимости для развития детей оригами можно поставить на первое место.

Поддерживая стремление детей к творчеству, оригами поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей интересов и предпочтений детей, оригами позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.

Данное искусство позволяет детям оценить и изучить возможности своих рук и пальчиков

 В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцаковой, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других), посвященных детскому конструктивному творчеству складыванию из бумаги, отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом.

В настоящее время доказано, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимание, восприятие, воображение. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

Анализ литературы доказывает, что техника оригами всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста и является очень актуальной на современном этапе развития отечественной педагогики.

Оригами направлено на развитие общих способностей детей,  которые пригодятся им в жизни и в процессе дальнейшего обучения в школе, способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. В процессе обучения происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

        Занятия  оригами  позволят  детям  удовлетворить  свои  познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и  приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе создания тематических композиций.

     Цель занятий оригами - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

В процессе творческой деятельности используются различные формы занятий:

традиционные;

комбинированные;

игры;

праздники;

конкурсы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный: устное изложение, беседа, рассказ;

- наглядный: показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) воспитателем;

- практический: выполнение работ по образцу, работа по  операционным картам, схемам;

   Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный: дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный: дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый: участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский: самостоятельная творческая работа детей;

   Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

- фронтальный: одновременная работа со всеми детьми;

- индивидуально-фронтальный: чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой: организация работы в группах;

- индивидуальный: индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Система  занятий оригами предусматривает следующие моменты:

  • сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет организовывать содержательное общение детей;
  • взаимосвязь занятий по оригами с другими видами деятельности: игровой (театрализованной, сюжетно-ролевой); а также с рисованием, математикой, речевым развитием, музыкой;
  • использование перед каждым занятием пальчиковой гимнастики;
  • реализацию определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка, обеспечение ему постоянного внимания; отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью, признание его права на выбор, подтверждение достижений ребенка. Его уникальности, закрепление веры в успех.
  • развитие сотрудничества с родителями.
  • используются приемы, способствующие к проявлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу:

 определенные действия, “провоцирующие к творческой деятельности”: 
“забыть” как складывается бумажная игрушка;
“ошибаться” при составлении силуэта из набора геометрических фигур;
“сомневаться”, размышляя вслух о том, как лучше поступить, советуясь с воспитанниками.

В результате освоения оригами дети:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
  • познакомятся с искусством оригами; будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"

Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"

В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...

Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".

Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....

Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами

Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...