Закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста (презентация)
материал
Детство является периодом быстрого и интенсивного развития человека. Другие периоды не предусматривают такого количества своеобразных жизненных этапов, как раннее и дошкольное детство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakonomernosti_razvitiya_detey.ppt | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ - культурно-историческая концепция (Л.С.Выготский); - деятельностный подход (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.); - учение о психологическом возрасте (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин), - закономерности развития познавательных мотивов у детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков и др.); - теория амплификации (А.В. Запорожец) - учение о ведущей роли обучения для развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин), - теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин) и другие научные подходы.
ПРИНЦИПЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов) творческий характер развития, проявляющийся в порождении ребенком знаков, символов, когда он уже с младенчества выступает как субъект культуры; ведущая роль социокультурного контекста развития, по-разному проявляющаяся в разных периодах, влияя, например, в школьном возрасте на процессы формирования образа мира, стиля поведения и деятельности; особая значимость сенситивных периодов развития (разных для разных возрастов), т. е. периодов, наиболее чувствительных к осознанию, усвоению и реализации норм, форм, условий человеческой жизнедеятельности (языка, способов общения и т. д.); совместная деятельность взрослых и детей как движущая сила развития ребенка, передача детям взрослыми достижений исторического развития человека;
РАННИЙ ВОЗВРАСТ (ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ) Предметная деятельность, выделение сенсорных эталонов. Произвольное поведение. Самосознание и самостоятельность. Увеличение запаса слов. Интенсивный рост организма. Развитие слуховой чувствительности, восприятие чтения, музыки. Развитие желания рисовать, лепить, действовать с бумагой. Ребенку все хочется потрогать, он постоянно обращается к взрослому с предложением поиграть вместе. Разворачивается ситуативно – деловое общение, которое составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым.
Развивающее образование - такой тип образования, который не просто имеет развивающий эффект, но, будучи ориентированным на каждого ребенка, ставит основной своей целью его развитие, реальное продвижение. В системе развивающего образования знания, умения и навыки выполняют функцию не столько самостоятельных целей, сколько средств в процессе развития ребенка . То есть воспитатель ставит задачу не столько научить ребенка тем или другим знаниям или умениям, сколько обеспечить его развитие с помощью этих знаний и умений. Полученные ребенком знания, умения действительно должны иметь развивающий эффект - и именно для ребенка. Откровенная заинтересованность ребенка, его вовлеченность, любознательность и инициативность - вот очевидные показатели, что идет процесс развития, а не просто «натаскивание» на определенные знания.
Создание психолого-педагогических условий для развития детей в соответствии с их способностями и интересами предполагает предоставление им широкого выбора видов деятельности и предметных областей (обеспечивать детям возможность реального выбора). Отсутствие жесткой предметности , поскольку именно в интегрированном содержании (например, проектного типа) дети свободны делать широкий выбор и проявлять свои пока еще не структурированные интересы и творческие способности.
Возрастная специфика дошкольного образования на разных ступенях (особую значимость приобретает принцип самоценности каждого возраста , который может быть раскрыт посредством двойного требования к содержанию и методам дошкольного образования: обеспечение полноты реализации возможностей ребенка определенного возраста; опора на достижения предыдущего этапа развития.
Основное достижение дошкольного возраста - это развитие базиса личностной культуры ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие индивидуальных способностей и склонностей, развитие его самостоятельности, инициативы, творческих возможностей, произвольности, любознательности, ответственности, коммуникативной и интеллектуальной компетентности.
В процессе воздействий и взаимодействий человек изменяется: растет (рост), Формируется, Развивается, Совершенствуется, Обогащается. Развитие самосознания у ребенка
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ВЕРТИКАЛИ Способности - ориентиры для воспитателей, а не знания и умения САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ личностные коммуникативные ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНИЦИАТИВНОСТЬ познавательные
« Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях» Ж. Ж. Руссо
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Багдасарова, С. К. Психология и педагогика: учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений. – М.: Ростов н/Д: МарТ, 2013. – 315 с. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 250 с. Воспитание и обучение детей раннего возраста. – Л.: Просвещение, 2012. – 176 c. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-пресс, 1999.533с.с. Казьмин А. М. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. – М.: Когито-Центр, 2011. – 74 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...
«Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования."
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризиров аны многие стороны жизн...
«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»
1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...
Социально-коммуникативное развитие детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования
Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения...
Презентация "Воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста"
quot;Недостаточно внимательноеотношение к возрасту первого детстваотражается губительно на всей жизничеловека…" ...
.Программа по речевому развитию детей раннего и дошкольного возраста в рамках образовательной области «Речевое развитие» «От «А» до «Я».
Разработанная Программа связана с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ и является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим сист...
Презентация. Закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста.
Детство является периодом быстрого и интенсивного развития человека. Другие периоды не предусматривают такого количества своеобразных жизненных этапов, как раннее и дошкольное детство....