Как преодолеть кризис -3 летнего возраста. Родительское собрание
материал (младшая группа)
К 3 годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психологический процесс – это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как –то решать свои проблемы. Кризис 3 лет называют «семизвездием симптомов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_tsarstve_upryamstva_i_kaprizov.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Октябрьский детский сад №1 «Ромашка»
Октябрьского муниципального района Волгоградской области.
Родительское собрание.
«В царстве упрямства и капризов» или «Как преодолеть кризис -3 летнего возраста»
Воспитатель:
Апарина Татьяна Александровна.
2022год
Цель: познакомить с психологическими особенностями ребенка 3 лет; активизировать проблемы воспитания и развития детей 3-летнего возраста и найти пути их решения; повысить педагогическую культуру родителей.
Задачи: привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с ребенком; наметить пути и способы преодоления кризиса ребенка, сплотить родительский коллектив; пополнить арсенал знаний родителей по конкретному вопросу.
- Вступительное слово ведущего:
Третий год жизни ребенка… Кажется, самое трудное позади, ребенок повзрослел, стал более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются, что конец раннего возраста – один из труднейших периодов в жизни ребенка, и взрослого. Ребенок все чаще говорит: «Я сам», все чаще закатывает истерики, устраивает бунт протеев окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит в тупик даже самых заботливых родителей. «Что происходит с ребенком? Неужели мы плохо его воспитывали? Как заставить его быть послушным?» - именно эти вопросы все чаще задают себе родители, когда ребенок достигает 3 летнего возраста. Так как далеко не каждый родитель знает, что кризис 3 лет – это не просто очередное возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И он того, насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.
К 3 годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психологический процесс – это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как –то решать свои проблемы. Кризис 3 лет называют «семизвездием симптомов».
Симптомы кризиса.
- Яркое выражение негативизма (стремление делать все наоборот, только потому, что его об этом попросили; при резкой форме негативизма ребенок отрицает все: «Это платье белое», - говорит мама, а ребенок – вопреки «Нет оно черное». Негативизм – это отношение не к предметной ситуации, а к человеку.)
- Упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).
- Строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).
- Своеволие (ребенок все хочет делать сам).
- Бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).
- Обесценивание ребенком личности близких (говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказывается в них играть).
- В семьях с одним ребенком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессивности, в требовании постоянного внимания к себе. Детские психологи описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «Я». Ребенок все чаще произносит: «Я - сам», что говорит о стремлении к самостоятельности, автономности. В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Появляется «гордость за достижения», ребенку требуется одобрение, похвала взрослого. Признание окружающих меняет чувства ребенка – переживание успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого.
Вас родителей не должны пугать остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И, наоборот, внешнее «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
2 .Особенности проявления кризиса.
=Период упрямства и капризности начинается примерно в 18 месяцев.
= Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальное.
= Пик упрямства приходиться на 2,5-3 года жизни.
=Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
= Девочки капризничают чаще мальчиков.
=В капризные периоды приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых до 19раз!.
= Если дети до достижении 4 лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
- Решение педагогических ситуаций
Каждой группе родителей предлагается карточки с описанием какой-либо проблемной ситуации и каждая группа вырабатывает три способа (стратегический, тактический и фантастический) решение данной проблемы.
Что делать если….
- Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать….
- Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает: «Я - сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить…
- Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение…
- Как вести себя родителям в период кризиса.
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности.
- Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте.
- Чаще всего помогает одно – взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка…)»; «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоиться.
- Рисование.
Родителям предлагается в течение 8-10 минут рисовать на тему «Мир детства и мир взрослых», а потом дать пояснения к своему рисунку.
Обсуждение по вопросам:
Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на вашем рисунке?
Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу?
В каком мире Вам хочется быть сейчас?
Как вы думаете, что хотят сказать взрослые на этом рисунке детям? А что дети хотят сказать взрослым?
- Советы психолога.
- Взрослые должны сохранить общее положение отношений ребенка к самому себе.
- Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других.
- Там, где возможно, дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности.
- Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах.
- Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения.
- Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
- Когда ребенок успокоиться, ласково поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшим он будет вести себя лучше.
- Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.
- Оценка. От участника к участнику передается клубочек. Когда он находиться в чьих-то руках, то этот человек делиться своими впечатлениями о том, как он себя чувствовал в начале, в процессе и на завершающем этапе работы, высказывает свои пожелания.
- Минута благодарности.
Воспитатель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них кто принимает активное участие в ходе занятия, делился на нем опытом семейного воспитания.
Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать….
Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает: «Я - сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить…
Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение…
Как вести себя родителям
в период кризиса.
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности.
- Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте.
- Чаще всего помогает одно – взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка…)»; «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие (собрания) для родителей детей 3-летнего возраста: «В царстве упрямства и капризов» или «Как преодолеть кризис 3-летнего возраста»
Цели: познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка 3 лет; актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого- педаго...
Кризис 3-х лет родительское собрание
Цель: Формировать активную позицию родителей в воспитании их ребёнка с учётом его возрастных особенностей...
"Кризис 7-летнего возраста"
Презентация для родителей...
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТНЕГО МАЛЫША
Что делать родителям, если ребенок ведет себя вызывающе? В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему...
Кризис 5 летнего возраста
В возрасте пяти лет ребенок старается подражать взрослым, он уже способен управлять своими эмоциями, у него появляются определенные интересы, увлечения, все больше его привлекает общение со сверс...
Кризис 5 летнего возраста
В возрасте пяти лет ребенок старается подражать взрослым, он уже способен управлять своими эмоциями, у него появляются определенные интересы, увлечения, все больше его привлекает общение со сверс...
Кризис 5 летнего возраста
В возрасте пяти лет ребенок старается подражать взрослым, он уже способен управлять своими эмоциями, у него появляются определенные интересы, увлечения, все больше его привлекает общение со сверс...