Проект «Музыкально-литературная гостиная – Времена года»
методическая разработка

Художественно-эстетическое развитие. Образовательная область "Музыка". Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx56.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект

«Музыкально-литературная гостиная – Времена года»

Разработала : музыкальный руководитель пудовкина Светлана Владимировна (высшая квалификационная категория)

Данный проект  разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию  Художественно-эстетического вкуса и привитию любви к классической музыке и великим поэтическим произведениям русской литературы. Решение задач осуществляется через интеграцию образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.  Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволяет наглядно видеть на экране слайды, подобранные в соответствии с содержанием литературных и музыкальных произведений. Детям предлагается попробовать себя в мелодекламации, в решении задач определения и  классификации звуков природных явлений и окружающей жизни. Сценарии музыкально-литературной гостиной  составлены педагогами с целью раскрытия заветной двери в мир искусства, созданием условий к творческому поиску, творческому самовыражению всех участников проекта: детей, педагогов, родителей.

Авторы проекта: Музыкальный руководитель – Пудовкина Светлана Владмировна

 Вид проекта: «Информационно-творческий»

Образовательная область: «Музыкально-эстетическая»

Цель проекта: прививать любовь к классической музыке к творчеству поэтов – классиков через синтез искусств (музыка, поэзия)

Задачи:

  привлечь внимание родителей и педагогов  к проблеме  декламирования и  мелодекламации    стихов, как к одному из условий совершенствования речевой деятельности;

 формировать способности детей к выразительному чтению наизусть, развитию поэтического и музыкального  слуха, умение понимать музыкальность поэтической речи; чувствовать и отображать поэтические  и музыкальные образы;

 воспитывать эстетический вкус: к поэтическому жанру художественной литературы, к музыкальным произведениям.

Задачи проекта ориентированные на родителей и педагогов:

  • привлечь внимание родителей и педагогов  к проблеме  декламирования и  мелодекламации    стихов, как к одному из условий совершенствования речевой деятельности;
  • Формировать у родителей установку к сотрудничеству, активной позиции как участника воспитательно-образовательного процесса, направленного на воспитание гражданских чувств;
  •  Расширить сферу участия родителей в организации жизни ребенка в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только детей, но и родителей;
  • формировать умения к выразительному чтению наизусть, развитию поэтического и музыкального  слуха, умение понимать музыкальность поэтической речи; чувствовать и отображать поэтические  и музыкальные образы;
  • воспитывать эстетический вкус: к поэтическому жанру художественной литературы, к музыкальным произведениям.

Задачи проекта ориентированные на детей:

  • Развивать музыкальные и творческие способности детей;
  • Учить самостоятельно, определять характер и содержание музыкального и поэтического произведения, эмоционально откликаться на него;
  • Передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества и умения;
  • Развивать певческие навыки, музыкальный слух, интонацию;
  • Расширять музыкальный кругозор;
  • Прививать любовь к русскому художественному слову через его нравственное и духовное восприятие;
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи, её завершённость, чистоту и чёткость поставленных звуков;
  • Воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.

Средства реализации проекта:

  1. Просмотр видеоматериалов;
  2. Слушанье музыкального и поэтического материала;
  3. Мелодекламация стихотворного материала
  4.  Исполнение пластических этюдов;
  5.  Работа со звуковыми формами;
  6. Вокальное исполнение песенного материала;
  7.  Самостоятельная изобразительная деятельность (рисунки, поделки)
  8.  Игровая деятельность: музыкально-ритмические игры, речевые  игры, логические игры, звуковые загадки.

Направления проектной деятельности:

Организационный блок: создание предметно-развивающей среды;

Информационный блок: переработка теоретических, музыкальных и литературных материалов;

Практический блок:  Разучивание поэтического материала, слушанье музыкальных произведений, проведение музыкально-литературных гостиных: «Осеняя палитра», «Зима», «Весенние нотки», «Лето».

Участники: Дети старшей и подготовительной группы, музыкальный руководитель, учителя логопеды, родители.

Сроки проекта: долгосрочный  – 1год.

 

Реализация проекта

«Музыкально-литературная гостиная « Времена года»»

Сценарий гостиной «Времена года. Осенняя палитра»

Предварительная работа:

  • беседы о характерных признаках и приметах осени;
  • подбор и разучивание песен и стихов об осени;
  • знакомство с творчеством композиторов и поэтов и писателей;
  • слушанье произведений П.И.Чайковского «Времена года», А.Вивальди «Осень»;
  • беседы о характере прослушанной музыки, создание пластических миниатюр;
  • постановка танцевальной композиции: «Танец осенних листьев», «Лебеди»;
  • индивидуальная работа с детьми по формированию навыка мелодекламации поэтического произведения

Материалы: картинки: рябина – корзина, грибок – кузовок, опята – ребята, урожай – каравай, плоды – сады, дворник – садовник, дождинка – снежинка, дорожки – ножки, ладошки – сапожки, картина – осина, берёзы – слёзы, паучок – старичок.

Ход  музыкально литературной гостиной

Сцена зала украшена в виде гостиной: стоят кресло, столик  на котором стоит ваза с букетом из жёлтых листьев…

Звучит музыка Чайковского, входит ведущий и  на фоне музыки читает стихи:

Красавица осень прощается с нами,

То солнца улыбкой, то злыми дождями,

Холодного утра туманным рассветом

И птиц в даль летящих, прощальным приветом

Печальным ноктюрном, звучащим всё тише,

То ветром, гуляющим ночью по крыше,

И лесом, что сбросил цветные наряды,

Забыв, как кружили его листопады.

Уходит красавица, слёз не скрывая,

Притихшую землю опять покидая.

Грустит, но зима уже здесь на пороге,

И первым снежком засыпает дороги.

 Вед. Здравствуйте, дорогие гости.

Вед.  Добрый вечер, друзья.

Вед. Мы сегодня в этом зале собрались, чтобы встретиться с прекрасным миром музыки, окунуться в тёплое море поэтических образов и слов, порадовать друг друга умением рассказывать стихотворения и возможно среди вас найдутся те, кто делает это особенно хорошо.

Вед. Стихи сегодня прозвучат очень разные, но все посвящены одному времени года. Какому? Вы узнаете, отгадав загадку:

Пусты поля,  мокнет земля,

Дождь поливает - когда это бывает?

Вед. Правильно, это – осень. Она дарит нам необыкновенную красоту. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и в золото одетые леса.

Ведущий. Вот как красиво и проникновенно об этом времени года говорит поэт А.С. Пушкин. Я думаю, вы тоже сможете заворожить всех чтением стихов об осени. А мы будем слушать тихо и внимательно. Ну, а вы будете читать   выразительно под красивую осеннюю музыку.

Вед Стихотворение Осень прочтёт ......

 В золотой карете,

Что с конём игривым

Проскакала осень

По полям и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

 С неба сонный месяц

Чуду удивляется

 – Всё кругом искрится

 Всё переливается.

Вед. Как называется следующее стихотворение, вы узнаете, если закончите строчку: Зелены лишь иглы сосен. Красить их боится… (осень)

Вед.  Правильно, ребята, это осень. Прочитает стихотворение об осени прочитает.......... .

Дарит осень чудеса

Да ещё какие!

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

На пеньке сидят гурьбой

Рыжие опята.

И паук – ловкач, какой!

Тянет сеть куда-то.

Дождь и сонная трава

В сонной чаще ночью

Непонятные слова

До утра бормочут.

Вед.  Не секрет, что на многие стихи, самых разных поэтов

        композиторы сочиняют музыку –  и тогда стихи не просто проговаривают - их пропевают.

Так на свет появляются – Песни.

Песня «Осень» - исполняют ребята подготовительной группы. ( стоя с мест)

Вед. Песня немного грустная, Поэт рассказывает, что  с приходом осени на улице стало холодно и дождливо, но, тем не менее, не возможно не замечать красоты этого времени года.

Вед. Например, поэт  Алексей Плещеев рассказывает об Осени в грустных, минорных интонациях. Послушаем.........

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

 Ветер в поле воет, дождик моросит.

Зашумели воды быстрого ручья,

Птички улетели в теплые края.

 Вед. А стихотворение, которое нам прочтёт  следующий наш гость,  написано поэтом в весёлых, лёгких, задорных нотках.  О том, как красиво осенью прочитает   ..........

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

 Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

 Фрукты осень дарит нам.

Вед. Отгадайте-ка, ребятки вот такую вот загадку:

 Его весной и летом  все видели одетым,

А осенью с бедняжки, содрали все рубашки. – Догадались?

Правильно, это – дерево.

Вед.  Как раз о деревьях пойдёт речь в следующем стихотворении. Его прочитает ............

Осень

Берёзы косы расплели,

Руками клёны хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Всё присмирело, съёжилось

Поникло, пожелтело.

Лишь ёлочка пригожая

 К зиме похорошела.

Вед. О том, что означает слово «осень» прочитает .........

Осень – жёлтенькое слово жёлтенькой картинки,

Потому что пожелтели листья на осинке.

Осень ласковое слово – тёплые денёчки

 Потому что солнце дружит с лёгким ветерочком.

Осень вкусненькое слово, варятся варенья

Потому что фруктов много, много угощенья.

Осень - радостное слово, вновь друзья встречаются

Потому что снова в школу – вот как получается.

Вед. Следующее стихотворение про осень прочитает..........

Осенью (Ефимцев) А.

В журавлином небе Ветер тучи носит.

Шепчет верба вербе: "Осень. Снова осень!"

Листьев желтый ливень,

 Солнце ниже сосен.

Шепчет ива иве: "Осень. Скоро осень!"

 На кустарник иней

Белый плач набросил.

Шепчет дуб рябине: "Осень. Скоро осень!"

 Шепчут елям ели

Средь лесного бора:

"Скоро заметелит. И завьюжит скоро!"

Вед. Правда, замечательные стихотворения поэты для нас придумали. Такими красивыми стихотворения делают рифмы. А вы умеете подбирать рифмы? Сейчас мы это проверим.

Игра «Подбери рифму»

Рябина – корзина; грибок – кузовок; опята – ребята; урожай – каравай; плоды – сады; дворник – садовник; дождинка – снежинка; дорожки – ножки; ладошки – сапожки; картина – осина; берёзы – слёзы; паучок – старичок.

Вед. Молодцы, ребята, умеете сочинять стихотворения.

А сегодня здесь присутствуют семьи, которые тоже умеют сочинять стихи.

Мамы, папы и ребята придумали свои собственные стихи про осень.

Давайте их послушаем!

Чтение авторских стихов:

Вед. Дети, давайте поблагодарим всех поэтов за прекрасные стихи.

 А сейчас послушайте загадку:

 Листьев летящих парад  - словом осенним зовем… (листопад)

Вед. Снова верно рифму нашли. Между прочим, следующее стихотворение тоже называется «Листопад».

 А прочитает его ..........

Листопад

Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят,

Жёлтый клён, жёлтый бук,

Жёлтый в небе солнца круг.

Жёлтый двор, жёлтый дом.

Вся земля желта кругом

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна.

Вед.  А вот в стихотворении, которое прочтёт ...........,  осенние листья называют озорниками. Давайте послушаем и узнаем – почему.

Озорники

Закружился надомной

Дождь из листьев озорной

До чего же он хорош!

Где такой ещё найдёшь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья –

Дождь из листиков и я!

Вед.  Снова стихи с музыкой объединяются, что у нас друзья получается?

          Песня снова зазвучит. Всех нас  листопадом закружит.

Песня «Осенние листочки»  Музыка и слова Сидоровой

Вед. О листопаде прочитает стихотворение  и ........, но это природное явление  называется немного по-другому «Листоход»

 

 Рыжий дождик валит с небосвода,

 Ветер рыжие листья несёт...

Листопад, Смена времени года,

 Листоход на реке, листоход.

 У реки подмерзают бока,

 И от инея некуда деться.

 шубой накрылась река,

 Но дрожит и не может согреться.

Музыкальная игра: «Узнай звуки осени»

Вед. Ребята, а вы знаете, что может быть осенним? Давайте поиграем в такую игру. (Игра с мячом). Я буду вам бросать мячик и говорить слово «осенний», а вы, поймав мяч двумя руками должны быстро сказать, что может быть осенним (листок, ветерок, дождик, день, месяц, парк).

Вед. Немного поиграли и вновь возвращаемся в волшебный мир музыки и поэзии.

Закончите строчку: Не пробьётся солнца луч  -    Из-за толстых, серых…

Тучи хоть и серые и мрачные, но и они развлечь могут. Об этом прочитает ........

Д.Лунин. Тучи

Туча – кошка, хвост трубой,

Туча с длинной бородой,

Туча – лошадь, туча – жук

А всего их двести штук.

 Бедным тучам очень тесно,

Нету тучам в небе места,

Перессорятся все вместе

А потом заплачут вместе

 И кричит внизу народ:

 «Разбегайся, дождь идёт!»

 Вед. Ребята, отгадайте загадку: Он всюду: в поле и саду, А в дом не попадёт. И никуда я не пойду, Покуда он идёт.

 Вед. Правильно. Это дождь. Послушайте стихотворение и об этом явлении природы. Его прочитает ..........

Летят дождинки - Иван Демьянов

Летят, летят дождинки,

 Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Сырой туман ползет.

У погрустневших сосен

И огненных рябин

Идет и сеет осень

Душистые грибы!

Ну вот, и подошла к концу наша встреча.  Много стихотворений было прочитано сегодня. Много красивых мелодий прозвучало  в честь этого времени года.  

А сейчас мы приглашаем всех наших уважаемых гостей на сцену.

Мы будем песню исполнять – ребята могут танцевать.

Песня «Листья жёлтые»

Вед.  Сегодня, мы не только узнали много новых стихов, услышали красивую музыку… Мы прославляли прекрасное время года «Осень»! У нас получился праздник осени!

Вед. А какой же праздник без сладостей!

Детей угощают конфетами, все расходятся.

Сценарий музыкально-литературной гостиной «Времена года. Зима»

Предварительная работа:

  • беседы о характерных признаках и приметах зимы;
  • подбор и разучивание песен и стихов о зиме;
  • знакомство с творчеством композиторов и поэтов и писателей;
  • слушанье произведений П.И.Чайковского «Зимнее утро», «Святки», «На тройке», «Вальс снежных хлопьев»,  А.Вивальди «Зима», Г. Свиридова «Метель»;
  • беседы о характере прослушанной музыки, создание пластических миниатюр;
  • постановка танцевальной композиции: «Танец снежинок»;
  • индивидуальная работа с детьми по формированию навыка мелодекламации поэтического произведения.

Ход гостиной

Под вальс Г.Свиридова из к/ф «Метель» дети заходят в зал и садятся на стульчики. В зале включён зеркальный шар имитирующий снегопад.

Ведущий1. Белым пухом покрыта дорожка…

Как прозрачен воздух зимой!

          Постою, полюбуюсь немножко,

          как снежинки летят надо мной!

          Их повсюду зима рассыпает,

          дарит всем серебристый наряд.

          Будто сказка вокруг оживает,

          и снежинки кружатся, летят!

Ведущий2. Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать  вас в нашей музыкально-литературной гостиной. «Зимушка — зима» - так звучит тема нашей с вами встречи. Она посвящена самому волшебному, самому сказочному времени года — зиме.

Ведущий1. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Её воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни, слагают стихи и волшебную музыку.

Мы отправимся в увлекательное путешествие в мир Зимней сказки, зимнего волшебства под музыку известно композитора ______________

Ведущий2. Стихотворение «Зимушка-зима» прочтёт ------------

 «Зимушка-зима» - Никонова

Снег ложится на дома,

Речка льдом покрылась.

Это зимушка-зима

В гости к нам явилась.

Как нам зиму не любить:

Выйдем на прогулку,

Бабу снежную лепить

Будем в переулке.

Будем мы играть в снежки

Там, где снег глубокий.

Побежим вперегонки,

Разгорятся щёки.

Как на санках да с горы

Полетим проворно,

Смех весёлой детворы

Зазвенит задорно.

Ведущий1: Ребята, а что вам нравится зимой? (играть, гулять)

           Давайте, расскажем об этом в песенке.

Песня «Что нам нравится зимой?»

Ведущий2. Да, хорошо зимой гулять, играть с ребятами на дворе.

И продолжит нашу литературную  программу ----------

«На дворе» — так называется стихотворение, которое она приготовила.

«На дворе» - Никонова

Ёлка в зимнем серебре.

Небо как в тумане.

— Сколько снегу на дворе! —

Удивилась Таня.

Живо сбегала домой

За большой лопатой.

— Таня!

— Танечка!

— Постой! —

Ей кричат ребята.

— Словно кукла, ты мала,

— А лопата тяжела.

— Я большая!

Мне пять лет! —

Таня им кричит в ответ.

Снег пушистый разгребла,

Тропку проторила.

Все смеются:

— Ну, дела!

Есть у Тани сила!

Ведущий1:  А теперь, ребята, послушайте загадку:

В дом чужого не пускает,

Хоть и мал, но громко лает,

Этот зверь — живой замок,

А зовут его ….. (щенок)

«Щенок» — так называется стихотворение, которое нам хочет прочитать __----------------------.

Александрова «Щенок»

Мы гулять — щенок за нами

Убежал без поводка.

Скачет он перед санями

И вокруг снеговика.

Он еще не видел снега —

Он ведь маленький у нас.

Вместе с лыжниками бегал,

Растянулся и увяз.

Влез на горку, на вершину.

Но, подняв веселый визг,

Поскользнулся, лег на спину,

На хвосте поехал вниз.

Мы домой — щенок за нами.

Черный, белый — не поймешь…

Как придем такие к маме,

Если он на нас похож!

Ведущий2: Да, ребята, зима — это время веселых каникул, забав, развлечений и игр и я предлагаю вам поиграть в весёлую игру, которая называется «Это правда или нет»

1) Листопад, листопад — хлопья снежные летят…

2) Прилетели птицы с юга, значит, скоро будет вьюга…

3) Санки вытащила Света — на дворе, наверно, лето?

4) Если спит медведь в берлоге — значит лето на пороге…

5) Мы у мамы шубы просим — значит, к нам вернулась осень…

Будем в шубах мы гулять и грибочки собирать…

6) Снеговик боялся стуж и бежал под тёплый душ. \

Очень париться любил — Часто в баню он ходил…

Ведущий1: Разгулялась зима, побелила все вокруг, куда ни глянь, белым-бело кругом. Забросала снегом дома и улицы, заморозила окна. Знай, себе гуляет, да веселится. А нам все нипочем, ведь мы «Полярники»- так и называется стихотворение в исполнении ---------------.

Марков «Полярники»

Снежок пушистый кружится,

Сверкает льдом ручей,

И стала наша улица

Нарядней и светлей.

Глядят свежо и весело

Берёзки и дома.

Пушистый мех развесила

На ёлочке зима.

С утра мы горку поливали

Студёною водой,

Два домика построили

И полюс ледяной.

Придёт сюда медведица

И увалень-медведь,

И станет зло метелица

Над полюсом реветь.

А мы не испугаемся

Ни ветра, ни зимы:

Не зря ведь называемся

Полярниками мы.

Ведущий2: Ребята, мы с вами живем на севере, кругом сугробы. Бывает, выйдешь на улицу, всё белым - бело. А на снегу – следы, следы.… Давайте, мы поиграем в игру «Угадай, чьи следы»

Игра «Угадай, чьи следы» - экран

Ведущий: Зима,…  Какая она? Какими красками художница природа рисует зиму?

( ответы детей)

Рассматривание картины «Заснеженный лес» (мультимедийная презентация)

Ведущий1: Зима. Посмотрите на эту картину (картина с изображением картины зимы). Деревья стоят зачарованные в кружевном снежном уборе на фоне чистого голубого неба. Вдали розовеет утренняя заря, но она еще не разбудила этот уголок леса. Первые лучи пробились сквозь ветви и окрасили снег розовым цветом. Деревья стоят неподвижно, растопырив огромные ветви, будто боятся рассыпать драгоценный наряд. Зима все укрыла теплым белым пуховым покрывалом.

Мы смотрим на картину, будто слышим слова «Посмотрите, полюбуйтесь, как красива наша природа!»

Ребята, а давайте попробуем соединить краски картины с красками музыки и мы увидим, как они удивительно дополняют друг друга. Слушать мы будем произведение П.И. Чайковского «Зимнее утро».

( Дети слушают музыку и любуются картинами зимнего пейзажа).

Ведущий2: Ребята, вам понравилось? Не хватает только красивых выразительных стихов о зиме, правда, ребята.

А вот ------------------- знает такое стихотворение, оно так и называется «Зимнее утро», которое написал великий русский поэт А.С. Пушкин.

А.С. Пушкин Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой, сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Ведущий1: Многие поэты о Зимушке-красавице слагали прекрасные

стихи. Мы с вами знаем, что зима бывает разная, бывает веселая, но бывает и суровая, холодная, морозная.

---------------  прочтет одно из стихотворений С. Есенина «Поет зима — аукает»

Сергей Есенин «Поет зима — аукает»

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Со звоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Ведущий2:

Послушайте следующее стихотворение Александра Фета в исполнении -------------------- «Мама, глянь-ка из окошка»

А.А. Фет «Мама! глянь-ка из окошка…»

Мама! глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

Ведущий1: Ребята, мы с вами увидели и услышали, как художники, композиторы, поэты любили зиму за ее волшебную красоту и посвящали ей свои произведения.

Ведущий2: Ребята, а вы слышали, как завывает вьюга?

(Прослушивание аудиозаписи зимней вьюги), какие звуки вы слышите ещё? Назовите их происхождение.

Игра «Звуки зимы»

Цель: развитие слуха, формировать умение классифицировать звуки, определять их происхождение и называть их.

Ведущий1: Зимой в городе кипит жизнь. Снегоуборочные машины чистят улицы после недавнего снегопада. Дети весело играют в снежки, катаются на санках, коньках или лыжах, строят крепости и лепят снеговиков и с ними случаются разные веселые и смешные истории.

Ведущий2. Ребята, а вы любите кататься на санках?

А вот что случается, когда сани едут сами.

«Мои сани»- так называется стихотворение, которое нам приготовил ---------

Бурсов «Мои санки»

Мои санки едут сами,

Без мотора, без коня,

То и дело мои санки

Убегают от меня.

Не успею сесть верхом,

Санки — с места и бегом…

Мои санки едут сами,

Без мотора, без коня.

А под горкой мои санки

За сугробом ждут меня.

Непослушным, скучно им

Подниматься вверх одним

Ведущий1: Ребята, отгадайте загадку.

И в морозы, и в метели простоял он две недели.

Донимал его мороз, покраснел морковкой — нос.

Глазки-угли смотрят зорко, вместо шапочки — ведерко:

Посреди двора возник белый, белый… (Снеговик).

Ведущий2: Следующее стихотворение называется «Возле дома снежный дед», а прочтёт нам его --------------.

М. Вайнилайтис «Возле дома снежный дед»

Возле дома снежный дед

В шубу снежную одет.

Он кряхтит на всю округу,

Он зовет свою подругу.

Мы и стали во всю прыть

Бабу снежную лепить.

А она сказала: — Скука!

Нету внучки, нету внука!

Мы слепили и внучат —

Маленьких снеговичат.

Ведущий: И завершает нашу конкурсную программу Костылева Катя стихотворением «Снежный дед»

Снежный дед

(Ю. Никонова)

Мы скатали вчетвером

Кособокий снежный ком,

А потом второй слепили

И на первый посадили.

Третий ком сел на второй,

Стал он круглой головой.

Снежный дед стоит готовый

Всем ребятам напоказ.

Вдруг спросил трёхлетний Вова

— Почему же он без глаз?

Закричала звонко Ната:

— Надо дать ему лопату

И приделать красный нос,

Чтоб он стал, как Дед Мороз.

Вслед за ней сказала Света:

— Даже рук у дедки нету!

Как без рук — хочу я знать —

Сможет он лопату взять?

И помчались Ната с Вовой

За лопатой и морковкой,

А Светлана без числа

Угольков нам принесла:

— Выбирайте покрупнее,

Покруглей да почерней!

Бойко глянул дед глазастый.

И кричим ему мы:

— Здравствуй! Не беда, что ты кривой,

Ты теперь совсем живой!

По окончанию в зал входит Снеговик, танцует.

Снеговик: Молодцы, ребята.  Хорошее стихотворение про меня рассказали.  За это я с вами поиграю, я вас в снежинки превращаю.

Танец - игра «Снеговик и снежинки»

Снеговик: Как хорошо мы с вами поиграли, потанцевали…

                  А, что же вы ребята сегодня нового узнали?…

Ведущий1. А давайте вместе вспомним…

Ведущий2. Мы слушали музыку известного композитора П.И. Чайковского,

Ведущий1. Рассматривали картину « Заснеженный лес »

Ведущий2. Читали стихи известных русских поэтов, давайте их назовём…

На экране выводятся портреты композиторов и поэтов….

Ребята, вы сегодня так порадовали, так удивили нас, а как выразительно вы читали стихотворения! Мы очень рады за ваши успехи.

Снеговик. А для милой детворы у меня с собой дары….

Раздача угощения.

Сценарий

для детей старшего дошкольного возраста

«Музыкально - литературная гостиная «Времена года. Весна»

Предварительная работа:

  • беседы о характерных признаках и приметах весны;
  • подбор и разучивание песен и стихов о весне;
  • знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о весне;
  • слушание произведений П.И. Чайковского из альбома «Времена года», А Вивальди «Весна»; «Весенний вальс» Ф. Шопена;
  • беседы о характере прослушанной музыки; разучивание народных весенних песен, игр;
  •  постановка танцевального этюда на музыку «Подснежник» П. Чайковского, «Вальс» на музыку Ф. Шопена;

Ход гостиной

Звучит «Весенний вальс» Ф. Шопена. Подгруппа девочек и мальчиков старшей и подготовительной групп исполняют хореографическую композицию, затем рассаживаются полукругом.

Входят ведущие:

1 Ведущий. «Радуйтесь, люди! Пришла к нам весна! Счастье и радость несет нам она!».

Вот и снова распахнула свои двери наша музыкально - литературная гостиная.

2 Ведущий. И так радостно и светло от того, что мы с вами, наши маленькие друзья, коллеги, родители снова собрались здесь, чтобы поговорить о чудесном времени года весне, восславить его стихами и музыкой.

1 Ведущий.

– Весна! Весна! Как воздух чист, как ясен небосклон.

Своей лазурию живой слепит мне очи он.

Весна, весна. Как высоко на крыльях ветерка

Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака.

2 Ведущий.

 Долгожданная весна!

Нарисуй мне на лице кисточкой веснушки

Зелени добавь к глазам, золото - макушке.

Ноги босые мои окружи ручьями.

Песни с юга принеси вместе с соловьями.

1 Ведущий. А на какие месяцы делится весна?

1 ребёнок. В народе весна делится на весну света. Это март – протальник.

2 ребёнок. Весну воды. Это апрель-снегогон.

3 ребёнок. Весну зеленой травы. Это май-травень.

Я предлагаю поиграть  в игру “Доскажи словечко”.

Прошла зима.И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март!)


За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель!)


И третий месяц вспоминай,
Как называется он? … (май!)

2 Ведущий. Да, ребята, март - первый месяц весны. Еще лежит снег, но солнышко пригревает всё ласковей.  --------------- расскажут нам об этом. Вот как пишет Ольга Белявская.

Стихотворение «Мне воробьи сегодня рассказали»

Мне воробьи сегодня рассказали —

Не знаю, правда ли,— что уж весна идет.

Не верится: вчера еще в снежки играли

И на пруду прозрачный крепок лед.

Чивик-чик-чик! Откуда вы узнали?

Кто о весне, пичужки, вам сказал?

«Полдневный луч нам крылышки ласкал,

Капели первые сегодня прозвучали».

 

2. ведущий:

Дни становятся всё длинней, а ночи короче. Поэтесса Поликсена Соловьёва

сравнивает это явление с маленькой мышкой и большим котом.

 Стихотворение «Ночь и день» прочтёт --------------

Ночь и день.

Ночь зимой - как чёрный кот,

День - как серенькая мышь,

Но весна, весна идёт,

Ярко, звонко каплет с крыш.

Уж морозу не сдержать

Шумной радости ручьёв,

Стали птицы прилетать,

Звонче щебет воробьёв.

Исчезают тьма и тишь,

И теперь наоборот:

Ночь - как серенькая мышь,

День - большой, блестящий кот.

(Звучит фонограмма пьесы П.И. Чайковского «Жаворонок»)

1 Ведущий.

После долгого зимнего сна начинает пробуждаться природа. Мартовский воздух еще холодный, солнечные лучи ярко блестят на белом снегу. Воздух прозрачен и чист. Что за звонкие птичьи трели слышатся высоко в небе? Кто так радостно щебечет и купается в теплых лучах весеннего солнышка?

Ведуший2. Под солнце самое взвился незримый жаворонок мой.

И в яркой светлой вышине поёт и кружится с весной.

1 Ведущий. А что за прекрасная музыка звучит сейчас?

Слайд портрета П. И Чайковского.

2 ребёнок. Это пьеса «Жаворонок» П. И Чайковского. Слушают

2 Ведущий. А русский поэт Василий Жуковский так рассказал об этой маленькой серенькой птичке. Расскажи его, --------------------

Стихотворение В. Жуковского. «Жаворонок»

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий,

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны;

1 Ведущий. Весна радостно продолжает своё шествие по земле. И вот уже апрель - второй месяц весны, весны воды.

Ведущий2.

Вода с гор потекла — весну принесла!

Апрельские ручьи всех будят.

Апрель всех напоит.

Ведущий1. ----------------  сейчас расскажут об этом в стихотворении.

 Стихотворение. «Ручьи» Е. Трутневой.

Голубые, синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые, пушистые

В небе облака

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки как рога.

2 Ведущий. Спасибо, ребята, за прочтённое стихотворение поэтессы Е. Трутневой.

 Звучит фонограмма «Подснежник» П. И Чайковского.

1 Ведущий. (читает загадку).

Хорошо гулять в лесу. Утро раннее.

Чудо – песенка звенит на лесной проталине.

Чей-то нежный голосок еле- еле слышен-

Кто, расправив лепестки, из – под снега вышел?

Дети - подснежник.

 (слайд – подснежник)

2 Ведущий. Веселые солнечные лучи искрятся в шумливых ручейках. Тревожно и радостно протягивает навстречу солнышку свой первый весенний цветок – подснежник.

 Вот какие замечательные строки вышли из-под пера поэта (З. Александрова) об этом первом маленьком цветке.

----------  читает стихотворение «Подснежник» З. Александрова.

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.

Наверно, жарко припекало

Сегодня солнышко с утра,

Цветку под снегом душно стало,

И он подумал, что пора,

И вылез…  А кругом все тихо.

Соседей нет, он первый здесь.

Его увидела зайчиха,

Понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела:

«Уж больно тонок ты, дружок!»

И вдруг пошел пушистый, белый

Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки…

Опять зима, а не весна.

И от цветка на тонкой ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую клоня,

Сказал: «Умру, но не жалею:

Ведь началась весна с меня!»

1 Ведущий. Ребята, а что за музыка звучит сейчас?

Дети – Это «Подснежник» П. И. Чайковского.

1 Ведущий.

Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство. Осторожней, осторожней! Не спугнуть бы нам его. Послушайте волшебные звуки весны и отгадайте, что это звучит…

Игра «Звуки Весны»

 Звучит концерт «Весна» А. Вивальди

2 Ведущий. В апреле дни становятся длиннее и теплее. Пробуждается природа. Прольются первые весенние дождички. Солнышко ласкает всех своими лучами.  Сейчас мы услышим стихи Ф. Тютчева «Весенние воды»

А прочтёт нам их --------------

 Читает стихотворение «Весенние воды» на фоне музыки Вивальди.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!..»

1 Ведущий. Май — третий месяц весны, весны зеленой травы. На деревьях

распускаются листочки. В мае гремят первые грозы.  Александр Сергеевич Пушкин так пишет об этом.

 Стих Пушкина «Гонимы вешними лучами» прочтёт -------------------------

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречают утро года;

Синея блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

1 Ведущий. Вдаль бегут лесные тропки, тают в дымке голубой –

Это музыка торопит и ведет нас за собой.

2 Ведущий. Все ярче и теплей греет майское солнышко, спешит, торопится весна. Н.А. Некрасов так рассказывает об этом.

Стих Н.А. Некрасова «Идёт - гудёт зелёный шум» прочтёт -------

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят;

Пригреты теплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса;

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледно листая,

И белая березонька

С зеленою косой!

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клен...

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему...

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

1 Ведущий.       ---------------  нравится стихотворение Плещеева «Травка зеленеет»

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечи с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен;

А ты песню спой

Что из стран далеких

Принесла с собой.

2 Ведущий. На зелёной травке ребятам вольготно и весело. Выходите поиграть.

Игра «Ищи»

1 Ведущий: Вот как здорово весенним днём. Матушка-весна набирает обороты. И это метко подмечают поэты.

Стих «Полюбуйся, весна наступает» читает --------------

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Скоро гости в тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!

2 Ведущий: Стихотворение Константина Фофанова «Шумят леса тенистые» читает -------------

Шумят леса тенистые,

Тенистые, душистые,

Свои оковы льдистые

Разрушила волна.

Пришла она, желанная,

Пришла благоуханная,

Из света дня сотканная

Волшебница-весна!

Полночи мгла прозрачная

Свивает грезы мрачные.

Свежа, как ложе брачное,

Зеленая трава.

И звезды блещут взорами,

Мигая в небе хорами,

Над синими озерами,

Как слезы божества.

Повсюду пробуждение,

Любовь и вдохновение,

Задумчивое пение,

Повсюду блеск и шум.

2 Ведущий. Всё в природе закономерно. Ничего нет лишнего. Каждая малая пташка имеет своё значение. ------------  расскажи всем об этом.

Стих Дмитрий Минаев «Не троньте майского жука» читает ------------.

Не троньте майского жучка.

За что его губить?

Росу небес он пьёт с листка,

К цветку порхает от цветка;

Ему не долго жить...

Не троньте майского жучка!

1 Ведущий. Вот такая многогранная наша весна! Сегодня мы с вами ещё раз могли убедиться в том, что музыка прекрасно может сочетаться со стихами. И всё это связано между собой. Выражает один образ, образ нашей русской красавицы-Весны.

2 Ведущий.

Пленительные звуки влекли нас за собой.

В душе мы навсегда оставим эти чувства.

И никогда нам не забыть, друг мой,

Чудесный мир волшебного искусства.

Детям, прочитавшим стихи, вручаются грамоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цик встреч в музыкальной гостиной "Времена года"

Ознакомление детей подготовительной группы с класстческой музыкой на тему "Времена года"...

"Литературно - музыкальная гостиная «Времена года» "Средняя группа

Литературно - музыкальная гостиная               "Времена года"               Средняя группа...

Музыкально-литературная гостинная "Времена года" - мелодекламация

Данный проект  разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию  художественно-эстетического вкуса и привитию любви к классической музыке и великим ...

Цикл сценариев литературно-музыкальных гостиных «Времена года в поэзии, музыке, живописи» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к ценностям русской поэзии, живописи, музыки, воспитание патриотических чувств, любви к родной природе....

Проект "Музыкально-литературная гостиная"Времена года"

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию  Художественно-эстетического вкуса и привитию любви к классической музыке и великим поэтическим произ...

Проект "Музыкально - литературная гостиная"

Цель: создание условий для формирования культурных умений средствами восприятия литературы и музыкально-творческой деятельности всех участников в "музыкально-литературной гостиной". Тематика...