возрастные особенности детей 5-6 лет
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старшей группе.
«Возрастные особенности детей 5-6 лет»
Форма проведения: беседа – диалог воспитателя с родителями детей старшей группы.
Участники: воспитатели, родители, узкие специалисты (педагог-психолог:
Цель: ознакомление родителей воспитанников с
- возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет);
- ознакомление родителей с играми и упражнениями, способствующими подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму.
Задачи:
- Рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 6 лет, познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы.
- Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми. Развивать интерес к познанию своего ребенка, содействовать активному взаимодействию с ним.
- Содействовать эмоциональному сближению всех участников образовательного процесса, организации их общения.
План проведения:
- Торжественное начало собрания
- Выступление воспитателя:
- возрастные особенности детей старшей группы;
- задачи воспитания и обучения в соответствии с реализуемой образовательной программой;
- режим дня, расписание занятий;
- организация дополнительного образования: кружковая работа
- Встреча с узкими специалистами, которые будут работать с детьми в течение учебного года.
- Выступление воспитателя группы на тему «Значение и способы развития мелкой моторики у детей старшей группы».
- Беседа с родителями обучающихся по вопросам безопасности детей в образовательных учреждениях и в быту.
- Заключительная часть. Коротко о разном.
- Решение собрания.
ХОД СОБРАНИЯ
Добрый вечер, уважаемые родители. Я очень рада видеть Вас сегодня собрании. Теперь мы с вами один большой коллектив. Нам вместе предстоит радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и готовиться к школе. Надеюсь, что весь этот год наш коллектив будет дружным и сплочённым, ведь только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей. Если у вас возникнут какие-либо вопросы, подходите, будем вместе их решать.
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.
Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста, нельзя упускать эти возможности. Успехи ребёнка в школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.
Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.
Чтобы образовательный процесс быль правильно организован мы в своей работе опираемся на основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ:
- Федеральный закон «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- СанПин 2.4. 1. 2660-10.
- Международная конвекция о правах ребенка.
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.
С первого сентября у ваших детей всё по-новому: другой режим, по два - три занятия в день, время занятий увеличивается (25 минут).
Мы будем много писать в тетрадях, больше раскрашивать. И писать мы будем карандашом, а не ручкой и раскрашивать цветными карандашами, а не фломастерами, т.к. именно карандаш позволяет выработать оптимальный нажим на бумагу, который будет в школе так важен для формирования навыков письма. Кроме того, развитие умения делать точные, чёткие штрихи карандашом очень важно для развития мелкой моторики руки. Карандаш позволяет равномерно нагружать мелкие мышцы кисти, при этом не перенапрягаются мышцы плеча и локтя.
А сейчас, давайте немножко поиграем.
Игра. Возьмите все по цветку. Раскрасьте их (на столах одинаковые белые цветы по размеру, по форме, цветные карандаши). А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по цвету, размеру, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно ли найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет).
Мы взрослые люди при одинаковых условиях делаем всё по-разному. Поэтому - никогда не сравнивайте своего ребёнка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше, или хуже. Есть другое. Мы будем сравнивать результаты одного и того же ребёнка. Это называется мониторинг (в сентябре, в мае). Это мы будем делать для того, чтобы знать, как и что с этим делать завтра, чтобы расти каждый день, не только в учёбе, но и в поступках.
Успешность – это каждый шажок воспитанника на пути к новым достижениям. А для того, чтобы вы видели достижения ваших детей, существует портфолио. В этом портфолио будут храниться все работы ваших детей и их достижения, поэтому активно принимайте участие в конкурсах, о которых я вам буду говорить. (Нужно завести папочку с файлами).
Сегодня на родительском собрании мы рассмотрим возрастные особенности детей старшей группы; задачи воспитания и обучения в соответствии с реализуемой образовательной программой; режим дня, расписание занятий; организация дополнительного образования.
Выступление на тему: «Старший дошкольный возраст – какой он?»
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.
Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста. Успехи ребёнка в подготовительной группе или школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно мы с вами будем относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.
Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.
Дети 6-го года жизни могут точно выполнять правила подвижной игры, более длительно рассматривать книги, рисовать, лепить. В связи с этими особенностями продолжительность образовательной деятельности теперь составляет 25 минут.
У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Благодаря более богатому детскому опыту становится содержательным воображение. Всё это надо развивать как в детском саду, так и дома. Очень важно заботиться о развитии мышления и речи детей, необходимо отвечать на детские вопросы, которые выражают интерес к причинно-следственным связям (почему? зачем, выслушивать их рассказы о замыслах и стремлениях (что и как будут делать, во что играть и т. д.).
Жизнь детей этого возраста значительно эмоциональнее, богаче, чем на предыдущем этапе, их чувства более глубоки и продолжительны. Появляются зачатки интеллектуальных чувств. Эстетические переживания детей разнообразны – их радует красота в природе и обстановке, они испытывают удовольствие от хороших песен, картин, стремятся внести элементы красоты в свои рисунки, игры.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Родители являются примером для детей, поэтому, если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.
Ребенок перенимает у родителей основы поведения в обществе, не забывайте об этом никогда.
Уважаемые родители, посещая группу, участвуя в ее деятельности, вы имеете возможность больше узнать об интересах, пристрастиях, некоторых причинах поведения своего ребенка. Дети всегда с гордостью приносят рисунки и поделки, изготовленные вместе с мамами и папами, давайте дарить радость вашим детям, совместным творчеством.
Осознавая ценность активного участия родителей в жизни группы, мы ждем вас в качестве партнеров, участников, содеятелей!
Итак, учитывая названные выше возрастные особенности детей 6-ого года жизни, необходимо осуществлять следующие задачи:
• развивать движения детей, добиваться большей их координации, точности, быстроты;
• воспитывать самостоятельность и быстроту движений при самообслуживании;
• расширять представления детей об общественной жизни, природе, труде взрослых, воспитывать правильное отношение к ним;
• воспитывать умение удерживать цель, следовать указаниям взрослого, сосредоточенность и целеустремлённость;
• формировать у детей отдельные понятия, развивать логическое мышление;
• развивать связную речь детей;
• совершенствовать художественные умения в рисовании, пении, танце, чтении стихов, пересказывании сказок, рассказов, обогащать эстетические восприятия и переживания;
• воспитывать у детей навыки коллективного труда
• развивать произвольное управление детей своим поведением.
3. Представление специалистов
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Данный этап проведения собрания заключается в представлении присутствующих узких специалистов. Вовремя их выступления обсуждаются:
- краткая характеристика особенностей работы по тому или иному направлению в развитии дошкольников;
- необходимые принадлежности для занятий.
4. Выступление воспитателя группы на тему «Значение и способы развития мелкой моторики у детей старшей группы».
Конечно, нас с вами волнует один и тот же вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка, как правильно подготовить его к школе. И сегодня ваше внимание хочется обратить на подготовку руки ребёнка к письму перед школой
Во-первых, потому что требования к детям, поступающим в современный первый класс, намного выше, чем 10-20 лет назад. И чтобы у первоклассника не было ощущения того, что он отстаёт, не успевает, как раз и необходима подготовка руки к письму. Подготовка - это полшага на пути к красивому почерку.
Во-вторых, развитие мелкой и крупной моторики напрямую связано с речью ребенка. Делая упражнения, направленные на укрепление мышц руки, мы тренируем мозговую деятельность.
Письмо - сложный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.
Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния в школе. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение.
Начиная работу по подготовке детей к письму, мы учим ребенка, в первую очередь, правильно удерживать ручку и ориентироваться в пространстве (на листе бумаги). Основное внимание мы обращаем и на формирование правильной позы при письме: детей учим сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на столе, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Ещё мы уделяем внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаем сразу две задачи:
- во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
- во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от её систематичности и регулярности.
Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.
5. Беседа с родителями обучающихся по вопросам безопасности детей в образовательных учреждениях и в быту.
6. Выборы родительского комитета группы.
Выборы родительского комитета.
7. Подведение итогов родительского собрания.
Решение собрания:
1.Совместная работа родителей и воспитателей в закреплении навыков и умений детей.
2.Активное участие родителей в мероприятиях группы.
3.Уделить больше внимания развитию навыков дорожной безопасности в совместной работе семьи и детского сада.
4.Сохранение физического и психологического здоровья детей общими силами.
8. Разное
ГРАФИЧЕСКИЕ УЗОРЫ.
Родителям дается лист бумаги в клетку. Воспитатель говорит, сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте внимательно – мы будем говорить в какую сторону и насколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые мы будем называть. Когда нарисуете одну, ждите, пока не назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Начинаем рисовать первый узор. Поставили карандаш, отступаем 4 клетки слева, семь клеток сверху, ставим точку и начинаем рисовать: 8 клеток вправо, 2 клетки вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.
Что у нас получилась? Правильно, ключик! Рисуем по клеточкам отверстие в головке ключа. Если правильно выполнить задание не удается, полезно поупражняться. Желаем Вам всем найти свой ключик к Вашему ребенку. Не забывайте хвалить детей в любом случае!
Анкета для родителей.
1.Считаете ли Вы необходимой совместную работу детского сада и семьи _________
2.Какие проблемы воспитания ребенка Вы хотели бы обсудить с педагогами ДОУ?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Испытываете ли Вы трудности в общения воспитателями?_____________________________
4.Каковы причины этих трудностей:
- недостаток знаний
- неумение вступать в диалог
- излишняя застенчивость, робость
- непонимание воспитателя
- другие________________________________________________________________________________________
5.Какие мероприятия вы могли бы провести для своих детей совместно с воспитателями? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Готовы ли вы участвовать в мероприятиях, которые предлагает коллектив ДОУ?__________________________________________________________________________________________________
7.Какие вопросы воспитания или обучения ребёнка Вы хотели бы обсудить на следующих родительских собраниях (индивидуальных консультациях): ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ну, а сейчас мы узнаем как вы знаете своих деток. (на столе лежат листочки с вопросами) родители по очереди отвечают.
1. До скольки ваш ребенок может считать?
2.Может ли ваш ребенок различать правую, левую руку, ногу?
3. На ваш взгляд ваш ребенок ориентируется в частях суток?
4. Знает ли ваш ребенок адрес проживания?
5. Может ли ваш ребенок назвать любимую сказку, прочесть стихотворение?
6. Может ли ваш ребенок сочинять сам сказку?
7. Ваш ребенок умеет беречь живые объекты окружающего мира? Как он относится к животным, растениям?
8. Как вы думаете, может ли ваш ребенок рассказать о желании приобрести в будущем определенную профессию?
9. Как вы думаете: ваш ребенок вежливый?
10. Как вы считаете, ваш ребенок может сравнить 2-3 предмета по величине? (больше - меньше, короче - длиннее)
11. Как ведет себя ваш ребенок в гостях?
12. Может ли ваш ребенок правильно держать ножницы? Сможет вырезать из квадрата – круг, из прямоугольника – овал?
13. Что ваш ребенок больше всего любит рисовать и проявляет ли он интерес к этому виду деятельности?
14. У вашего ребенка есть интерес к лепке? Что он любит лепить дома?
15. Чем Вас ребенок информирует придя из детского сада?
16. Интересуется ли ваш ребенок звуками речи? Слышит ли первый звук? Сможет придумать слово на заданный звук?
17. Сможет ли ваш ребенок сочувствовать обиженному и не соглашаться с действиями обидчика?
18. Может ли ваш ребенок определить положение предметов в пространстве по отношению к себе? (впереди – сзади, вверху – внизу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.
В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...
Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "
Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»
Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....
Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»
Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»...
Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)
Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...
Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.
Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. ...