ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
статья

Леонтьева Татьяна Борисовна

В статье раскрыты особенности организации воспитательной работы в условиях цифровой среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tsifrovaya_gramotnost_pedagogov.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровая грамотность педагогов

дошкольных образовательных организаций

Автор: Леонтьева Т.Б.,

старший воспитатель  МБДОУ д/с №2

г.Ставрополь

Аннотация: В статье раскрыты особенности организации воспитательной работы в условиях цифровой среды.

Ключевые слова: ИКТ-компетенция, технология, безопасность, информационная грамотность, цифровая грамотность, визуализация.

      Мировые тренды развития образования и вызовы времени определяют высокие требования к цифровой грамотности педагогов, в том числе и педагогов дошкольного образования. Цифровые технологии быстро распространяются и обновляются. Высокоскоростной интернет, высокопроизводительные цифровые мобильные устройства, веб -инструменты, социальные сети, облачные сервисы, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект органично входят во все сферы нашей жизни, в том числе и в дошкольное образование. Цифровизация всех сфер жизни требует от педагога новых компетенций, способствующих применению в образовательном процессе цифровых инструментов.

      Анализ различных научных подходов к определению цифровой грамотности свидетельствует о разных взглядах на понятие и компоненты цифровой грамотности. Цифровую грамотность важно рассматривать как с позиции важности для обеспечения продуктивной жизнедеятельности человека в цифровом мире, так и с позиции применения цифровых инструментов в профессиональной деятельности, обеспечивающих эффективность образовательных результатов.

        Профессиональные стандарты педагогов диктуют, что современные педагоги должны  обладать  необходимыми и достаточными  ИКТ-компетенциями для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

       Наличие компетентности  в области цифровых технологий является одним из основных профессиональных качеств современного педагога. Процесс освоения этих технологий у большинства педагогов зачастую недостаточно сформирован и имеет неупорядоченный, спонтанный характер. Это связанно с недостаточной подготовкой в этой области, отсутствием интереса у некоторых педагогов или боязнью чего-то нового. А между тем данные технологии направлены на: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; повышение уровня активности и самостоятельности; развитие навыков анализа собственной деятельности.

В организации образовательного процесса с дошкольниками и их родителями цифровые тнхнологии в современных условиях могут стать действенным инструментом для педагога. В связи с этим цифровая грамотность становится условием успешности современного педагога, так тесно связанного в основном  с цифровым поколением. 

      Информационно-коммуникационная грамотность предполагает наличие комплекса компетенций педагога. ИКТ-грамотность необходимо разделить на два компонента: первый компонент отражает комплекс умений в области использования и применения информации, а именно сбора, переработки, оценки, структурирования, хранения, адаптации информации для использования в решении образовательных задач. Информационная грамотность предполагает выявление и осознание информационных потребностей педагога: что он хочет найти? Какую проблему он пытается решить? Выявление источников информации: использовать Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники? Педагог должен определить: где     следует   искать  информацию?

К кому обратиться за помощью? как узнать, насколько надежна данная информация и как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников? Важным умением является использование информации в соответствии с этическими нормами: как действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?

       Второй компонент связан с применением информации в процессе образовательной коммуникации офлайн и онлайн, а именно с умением педагога использовать сервисы для асинхронного общения или общения не в режиме реального времени для решения образовательных задач и задач взаимодействия с коллегами и родителями (электронная почта, социальные сети, форумы, блоги); с умением использовать сервисы, позволяющие общаться с родителями и коллегами в режиме реального времени (мессенджеры, чаты и т. п.); с умением решать продуктивно коммуникативные образовательные задачи и проявлять культуру удаленного общения, используя различные каналы связи; с умением обеспечить безопасность в процессе коммуникации и защиту персональных данных воспитанников и их родителей; с умением создавать цифровую педагогическую репутацию, опираясь на морально-этические принципы педагогической деятельности.

      Цифровая грамотность с первой точки зрения — это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. В этом смысле к критериям цифровой грамотности необходимо отнести:

  •  умение молниеносно находить и оценивать большие массивы информации;
  •  умение создавать собственный алгоритм чтения, знакомства с информацией через сложные коллекции связанных текстов;
  • умение быстро создавать связи между широко разрозненными идеями и областями опыта;
  •  умение снимать, копировать и редактировать цифровые фотографии;
  • умение создавать мультимедийные документы, сочетающие в себе слова, графику, видео и аудио;
  • умение создавать и поддерживать динамические  онлайн-профили и управлять большими и сложными социальными сетями;
  •  умение эффективно учиться и ориентироваться в онлайн-мирах и взаимодействовать в виртуальных средах;
  •  умение защитить свои личные данные от неправомерного использования другими.

    Современный  педагог может определиться, взвесить, каким из умений он не владеет вообще или владеет в недостаточной степени. Что из данных умений является для него более приоритетным. Приоритеты поменяются через несколько лет, но в том и особенности современного педагогического работника – учиться всю жизнь!

      В структуру цифровой грамотности педагога дошкольного образования входят следующие компоненты:

  •  компьютерная грамотность;
  •  информационно-коммуникационная грамотность;
  •  грамотность в области визуализации образовательного контента;
  •  грамотность в создании образовательных медиапродуктов.

      Компьютерная грамотность предполагает универсальный набор знаний, навыков и стратегий работы с компьютерными системами, позволяющий достигать поставленных целей с помощью различных программных инструментов. Показателем сформированности компьютерной грамотности у педагогов является комплекс умений и навыков:

  •  представление о составе компьютера и его периферийном оборудовании;
  •  представление об операционной системе компьютера и ее основных функциях;
  •  умение работать с офисными программами (создать, отредактировать, сохранить текстовый документ, создать презентацию, документ Excel и т. п.);
  •  умение работать с программами по обработке цифровых изображений (фото, рисунок, видео);
  •  умение осуществлять безопасную работу с вычислительной техникой и сетями.

      Грамотность в области визуализации образовательного  контента. Понятие визуализации в дошкольном образовании строится на принципе наглядности в обучении. В ситуации развития цифрового образования данный принцип приобретает новые характеристики. Грамотность педагога в области визуализации образовательного контента предполагает совокупность умений, направленных на достижение максимального обучающего воздействия на дошкольника с использованием всех каналов восприятия. Показателями данной грамотности являются:

  • умение педагога использовать технические средства визуализации для достижения образовательного результата;
  • умение создавать и применять копилку визуальных методических форм и приемов в реализации образовательной программы (интерактивные игры, виртуальные экскурсии, мультимедийная презентация и т. п.);
  • владение техническими и возрастно-психологическими правилами визуального оформления образовательного контента.

Развивать данные навыки следует постепенно, системно, включая в активную самостоятельную деятельность, например самообразование. Даже самые сложные современные технологии можно освоить, начиная с доступных, понятных примеров их включения в образовательную деятельность.

      Из всего вышесказанного можно сделать вывод что информационная грамотность личности - это совокупность ее мотивов, знаний, способностей, умений, способствующих выбору, применению, созданию, критическому анализу, оценке и передаче информационных сообщений, текстов, анализу сложных процессов функционирования информационных потоков.

Живущему в эпоху цифровизации человеку, необходимо развивать осознанное восприятие технологического прогресса. При принятии информированных решений он должен учитывать отрицательные и положительные последствия любых изменений и понимать, что при выборе технологических альтернатив прогресс является лишь одним из нескольких возможных вариантов. Успешное развитие ИКТ и медиа технологий будет зависеть всецело от нашей способности принимать решения, предвидя их потенциальное воздействие. Общество глобальных коммуникаций несет в себе огромный потенциал, но и таит определенные риски. Данный потенциал может быть реализован в интересах общества при условии непрерывного укрепления сознательности и ответственности каждого человека и общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация цифровой образовательной среды в дошкольной образовательной организации

Принципы организации цифровой образовательной среды в ДОУ...

Буклет для педагогов «Цифровая образовательная среда в дошкольных образовательных организациях. Создание интерактивных упражнений Learning Apps»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"24284714","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1241","width":"1755"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"242...

Цифровые образовательные ресурсы, используемые в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, как средства информационно-коммуникационных технологий

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образов...

Обучение дошкольников основам цифровой грамотности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФОП ДО

Материал разработан для включения в образовательную программу дошкольного учреждения, составленную на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования....

Обучение дошкольников основам цифровой грамотности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФОП ДО

Материал разработан для включения в образовательную программу дошкольного учреждения, составленную на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования....