ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
статья
В статье раскрыты особенности организации воспитательной работы в условиях цифровой среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tsifrovaya_gramotnost_pedagogov.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Цифровая грамотность педагогов
дошкольных образовательных организаций
Автор: Леонтьева Т.Б.,
старший воспитатель МБДОУ д/с №2
г.Ставрополь
Аннотация: В статье раскрыты особенности организации воспитательной работы в условиях цифровой среды.
Ключевые слова: ИКТ-компетенция, технология, безопасность, информационная грамотность, цифровая грамотность, визуализация.
Мировые тренды развития образования и вызовы времени определяют высокие требования к цифровой грамотности педагогов, в том числе и педагогов дошкольного образования. Цифровые технологии быстро распространяются и обновляются. Высокоскоростной интернет, высокопроизводительные цифровые мобильные устройства, веб -инструменты, социальные сети, облачные сервисы, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект органично входят во все сферы нашей жизни, в том числе и в дошкольное образование. Цифровизация всех сфер жизни требует от педагога новых компетенций, способствующих применению в образовательном процессе цифровых инструментов.
Анализ различных научных подходов к определению цифровой грамотности свидетельствует о разных взглядах на понятие и компоненты цифровой грамотности. Цифровую грамотность важно рассматривать как с позиции важности для обеспечения продуктивной жизнедеятельности человека в цифровом мире, так и с позиции применения цифровых инструментов в профессиональной деятельности, обеспечивающих эффективность образовательных результатов.
Профессиональные стандарты педагогов диктуют, что современные педагоги должны обладать необходимыми и достаточными ИКТ-компетенциями для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Наличие компетентности в области цифровых технологий является одним из основных профессиональных качеств современного педагога. Процесс освоения этих технологий у большинства педагогов зачастую недостаточно сформирован и имеет неупорядоченный, спонтанный характер. Это связанно с недостаточной подготовкой в этой области, отсутствием интереса у некоторых педагогов или боязнью чего-то нового. А между тем данные технологии направлены на: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; повышение уровня активности и самостоятельности; развитие навыков анализа собственной деятельности.
В организации образовательного процесса с дошкольниками и их родителями цифровые тнхнологии в современных условиях могут стать действенным инструментом для педагога. В связи с этим цифровая грамотность становится условием успешности современного педагога, так тесно связанного в основном с цифровым поколением.
Информационно-коммуникационная грамотность предполагает наличие комплекса компетенций педагога. ИКТ-грамотность необходимо разделить на два компонента: первый компонент отражает комплекс умений в области использования и применения информации, а именно сбора, переработки, оценки, структурирования, хранения, адаптации информации для использования в решении образовательных задач. Информационная грамотность предполагает выявление и осознание информационных потребностей педагога: что он хочет найти? Какую проблему он пытается решить? Выявление источников информации: использовать Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники? Педагог должен определить: где следует искать информацию?
К кому обратиться за помощью? как узнать, насколько надежна данная информация и как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников? Важным умением является использование информации в соответствии с этическими нормами: как действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?
Второй компонент связан с применением информации в процессе образовательной коммуникации офлайн и онлайн, а именно с умением педагога использовать сервисы для асинхронного общения или общения не в режиме реального времени для решения образовательных задач и задач взаимодействия с коллегами и родителями (электронная почта, социальные сети, форумы, блоги); с умением использовать сервисы, позволяющие общаться с родителями и коллегами в режиме реального времени (мессенджеры, чаты и т. п.); с умением решать продуктивно коммуникативные образовательные задачи и проявлять культуру удаленного общения, используя различные каналы связи; с умением обеспечить безопасность в процессе коммуникации и защиту персональных данных воспитанников и их родителей; с умением создавать цифровую педагогическую репутацию, опираясь на морально-этические принципы педагогической деятельности.
Цифровая грамотность с первой точки зрения — это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. В этом смысле к критериям цифровой грамотности необходимо отнести:
- умение молниеносно находить и оценивать большие массивы информации;
- умение создавать собственный алгоритм чтения, знакомства с информацией через сложные коллекции связанных текстов;
- умение быстро создавать связи между широко разрозненными идеями и областями опыта;
- умение снимать, копировать и редактировать цифровые фотографии;
- умение создавать мультимедийные документы, сочетающие в себе слова, графику, видео и аудио;
- умение создавать и поддерживать динамические онлайн-профили и управлять большими и сложными социальными сетями;
- умение эффективно учиться и ориентироваться в онлайн-мирах и взаимодействовать в виртуальных средах;
- умение защитить свои личные данные от неправомерного использования другими.
Современный педагог может определиться, взвесить, каким из умений он не владеет вообще или владеет в недостаточной степени. Что из данных умений является для него более приоритетным. Приоритеты поменяются через несколько лет, но в том и особенности современного педагогического работника – учиться всю жизнь!
В структуру цифровой грамотности педагога дошкольного образования входят следующие компоненты:
- компьютерная грамотность;
- информационно-коммуникационная грамотность;
- грамотность в области визуализации образовательного контента;
- грамотность в создании образовательных медиапродуктов.
Компьютерная грамотность предполагает универсальный набор знаний, навыков и стратегий работы с компьютерными системами, позволяющий достигать поставленных целей с помощью различных программных инструментов. Показателем сформированности компьютерной грамотности у педагогов является комплекс умений и навыков:
- представление о составе компьютера и его периферийном оборудовании;
- представление об операционной системе компьютера и ее основных функциях;
- умение работать с офисными программами (создать, отредактировать, сохранить текстовый документ, создать презентацию, документ Excel и т. п.);
- умение работать с программами по обработке цифровых изображений (фото, рисунок, видео);
- умение осуществлять безопасную работу с вычислительной техникой и сетями.
Грамотность в области визуализации образовательного контента. Понятие визуализации в дошкольном образовании строится на принципе наглядности в обучении. В ситуации развития цифрового образования данный принцип приобретает новые характеристики. Грамотность педагога в области визуализации образовательного контента предполагает совокупность умений, направленных на достижение максимального обучающего воздействия на дошкольника с использованием всех каналов восприятия. Показателями данной грамотности являются:
- умение педагога использовать технические средства визуализации для достижения образовательного результата;
- умение создавать и применять копилку визуальных методических форм и приемов в реализации образовательной программы (интерактивные игры, виртуальные экскурсии, мультимедийная презентация и т. п.);
- владение техническими и возрастно-психологическими правилами визуального оформления образовательного контента.
Развивать данные навыки следует постепенно, системно, включая в активную самостоятельную деятельность, например самообразование. Даже самые сложные современные технологии можно освоить, начиная с доступных, понятных примеров их включения в образовательную деятельность.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод что информационная грамотность личности - это совокупность ее мотивов, знаний, способностей, умений, способствующих выбору, применению, созданию, критическому анализу, оценке и передаче информационных сообщений, текстов, анализу сложных процессов функционирования информационных потоков.
Живущему в эпоху цифровизации человеку, необходимо развивать осознанное восприятие технологического прогресса. При принятии информированных решений он должен учитывать отрицательные и положительные последствия любых изменений и понимать, что при выборе технологических альтернатив прогресс является лишь одним из нескольких возможных вариантов. Успешное развитие ИКТ и медиа технологий будет зависеть всецело от нашей способности принимать решения, предвидя их потенциальное воздействие. Общество глобальных коммуникаций несет в себе огромный потенциал, но и таит определенные риски. Данный потенциал может быть реализован в интересах общества при условии непрерывного укрепления сознательности и ответственности каждого человека и общества в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сертификат "Цифроврй диктант всеросийской образовательной акции по повышению цифровой грамотности"
Сертификат цифровой грамотности...
Организация цифровой образовательной среды в дошкольной образовательной организации
Принципы организации цифровой образовательной среды в ДОУ...
Буклет для педагогов «Цифровая образовательная среда в дошкольных образовательных организациях. Создание интерактивных упражнений Learning Apps»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"24284714","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1241","width":"1755"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"242...
Цифровые образовательные ресурсы, используемые в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, как средства информационно-коммуникационных технологий
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образов...
Обучение дошкольников основам цифровой грамотности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФОП ДО
Материал разработан для включения в образовательную программу дошкольного учреждения, составленную на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования....
Обучение дошкольников основам цифровой грамотности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФОП ДО
Материал разработан для включения в образовательную программу дошкольного учреждения, составленную на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования....