Проект "Широкая масленица" краткосрочный
проект (старшая группа)
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shirokaya_maslenitsa.docx | 468.08 КБ |
skazki_o_maslenitse.docx | 45.31 КБ |
maslenitsa_master_klassdocx.docx | 743.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. ПУШКИНО «СОШ №11»
(отделение дошкольного образования «АИСТЁНОК»)
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Широкая Масленица»
(краткосрочный)
Разработала воспитатель:
Чичендаева Юлия Васильевна
Пушкино 2023
Проект в старшей группе «Широкая масленица»
Тип проекта: познавательно-творческий, общественно-полезный, краткосрочный.
Срок реализации проекта: 1 неделя (с 20.02.2023 по 28.02.2023)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.
Цель проекта: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
- Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества.
- Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
- Формировать любовь к Родине, ее традициям.
- Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.
Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Ожидаемые результаты проекта:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Формы реализации проекта:
- Непосредственно образовательная деятельность
- Игры
- Беседы
- Театрализованные постановки с участием детей
- Консультации родителям, анкетирование.
Продукты реализации проекта:
- Выставка детских работ.
- Развлечение «Масленица идет, блин да мед несет»
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1. МОТИВАЦИОННЫЙ.
1.1. Разработка проекта
- Обсуждение вариантов проведения и возможностей участия в празднике родителей и детей
- Подготовка информации о народном празднике «Масленица»
- Планирование занятий совместной и игровой деятельности с детьми, родителями
- Обсуждение оформления группы
- Подбор необходимых атрибутов для игр на празднике
- Оформление уголка для родителей с информацией о народном празднике «Масленица»
- Оформление «блинного» уголка с рецептами блинов от родителей
2. МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ.
2.1. Совместная деятельность взрослых и детей:
- Беседы о празднике, о его праздновании на Руси
- Чтение и разучивание закличек, поговорок, стишков
- Разучивание хороводных и подвижных игр, знакомство со сказками про Масленицу
- Рисование по теме: «Масленица пришла»
- Лепка по теме «Солнышко»
- Ручной труд « Изготовление куклы-масленицы из лыка»
- Театрализованный праздник «Масленица»
- Участие в театрализованном праздничном гулянии во дворе детского сада
- Чаепитие с родителями в группе, проведение викторины
3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ
- Оформление выставки рисунков на тему «Масленица пришла»
- Оформление «блинного» уголка с рецептами блинов от родителей
- Фотоотчет по итогам тематической недели
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
- В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленице, символах праздника, народных гуляниях. Повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям
- Проект способствовал развитию у детей кругозора, любознательности, творческих способностей, двигательной активности. Все проводимые мероприятия повлияли на стремление изучить традиции родной страны не только у детей, но и у их родителей
ПЕРСПЕКТИВА
- Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями
- Продолжать взаимодействие с родителями.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ
- Беседы с детьми на тему «Масленица»
- Конспект занятия «Солнышко на Масленицу»
- Консультация для родителей
- Загадки про «Масленицу»
- Масленичные игры для детей
- Сказки про «Масленицу»
- Викторина для родителей
- Фотоотчет
Список использованной литературы:
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва Мозаика-синтез 2010.
2. И. В. Романова «Технология проектирования образовательной деятельности» 2011.
3. Харченко Т. Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «Детство – Пресс», 2009.
4. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия». Москва, 2005.
5. Шмелев И. С., Островский А. Н., Чехов А. П. «Детям о Масленице» - Белорусия: «Православная церковь», 2014.
6. Интернет- ресурс: http://moikompas.ru/compas/maslenitsa.
ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА « ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
НАМЕЧЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
- Совместная деятельность с детьми и родителями
- Связь со специалистами
Знакомство детей с народным праздником Масленица
- Беседа «Что за праздник Масленица?»
- Чтение стихотворения «Масленица»
- Рассматривание иллюстраций «Как изготавливается чучело Масленицы»
Воспитатели
Первый день Масленицы.
«ВСТРЕЧА»
- Рассказ о праздновании первого дня
- Знакомство с поговорками про Масленицу
- Заучивание стихотворения «Масленица»
- Знакомство с народным фольклором – закличка
- Задание детям: совместно с родителями нарисовать рисунки на тему: «Масленица пришла»
Второй день Масленицы
«ЗАИГРЫШ»
- Рассказ о праздновании второго дня
- Подвижные игры «Блины», «Золотые ворота» на улице
Художественно-творческая деятельность:
- Слушанье русских наигрышей и песен «Блины»
- Рассматривание рисунков по теме «Масленица пришла»
Продуктивная деятельность:
- Изготовление совместно с детьми подвески «Солнышко» из соленого теста.
Третий день Масленицы
«ЛАКОМКА»
- Рассказ о праздновании дня «Лакомка»
- Разучивание и проведение хоровой игры «Галя по садочку ходила»
Художественно-творческая деятельность:
- Раскрашивание картинок на тему «Масленица» (вечерний отрезок времени).
Четвертый день Масленицы
«РАЗГУЛЯЙ»
- Информация о праздновании дня «Разгуляй»
- Подвижный народные игры «Карусели», «Петушиный бой»
Художественно-творческая деятельность:
- Рассматривание картины В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»
- Чтение русских сказок о Масленице (вечернее время)
Пятый день Масленицы
«ПРОВОДЫ »
- Рассказ о праздновании пятого дня – «Вечер у тещи»
- Шестого дня – «Золовкины посиделки»
- Седьмого, последнего дня Масленицы – «Прощенный день»
- Игра в «Снежки» в группе и на улице.
Художественно – творческая деятельность:
- Участие в театрализованном праздничном гулянии во дворе детского сада
- Совместный досуг – чаепитие с родителями, проведение викторины
Конспект занятия
по познавательному развитию
в старшей группе
«Солнышко на Масленицу»
Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие, познавательное
развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие.
Цель: Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности
Задачи:
Образовательные -обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица». Возрождать интерес к обрядовым русским праздника.
Развивающие - Обогащать и активировать словарь детей. Учить детей создавать солнечные (солярные) образы пластическими средствами.
Воспитательные - Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Предварительная работа :
Беседы на тему «Масленица», разучивание народных игр, потешек, закличек .
Подготовка солёного теста– основ для лепки.
Материалы и оборудование :
Иллюстрации с изображением празднования Масленицы,
произведения декоративно-прикладного искусства с солнечными элементами декора, например,
писанка (миниатюра на яйце, дымковский) индюк, семёновская матрёшка, хохломская ложка и прочее.
таблица с декоративным изображением солнечных знаков.
Тесто, дощечки для лепки теста, стеки, формочки для вырезания фигурок из теста, салфетки, декоративные шнурки.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихи:
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Вопросы детям:
- О каком народном празднике говориться в стихотворении? (О Масленице)
-Сколько дней длиться масленица?
-Что делали в этот праздник? (Ответы детей).
Воспитатель обобщает рассказы детей: Праздник наступает тогда, когда мы прощаемся с зимой
и встречаем весну. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он
целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни.
В народе недаром его величали широкой Масленицей. Девушки водили хороводы, пели песни. В
песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.
Парни и девушки надевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы — большая
соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а
ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. На Масленой неделе
выпекались блины .
. Ребята, а вы любите блины?
Давайте и мы напечем много вкусных и золотистых блинов:
Пальчиковая гимнастика:
Мама нам печет блины,
очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
и едим их со сметаной
(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной кисти)
Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)
И Иван приди (загибаем поочередно пальчики правой руки, начиная с большого)
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка,
Ну, пожалуйста! (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки).
Стала Маша гостей угощать (похлопать в ладоши).
И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого),
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек! (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки).
Стала Маша
Гостей провожать (хлопаем в ладоши).
Прощай Иван! (по очереди машем пальчиками обеих рук , начиная с больших).
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
Прощай Митрошечка!
- Почему блины считаются главным блюдом на Масленицу? (Они похожи на солнце, такие же
горячие, румяные да золотистые)
Воспитатель рассказывает детям о том, что блин это символ солнышка: такой же горячий и
круглый. Люди как бы обращались к солнцу, чтобы оно было к людям добрым: ведь если
солнышко будет очень сильно печь, урожай сгорит, а если солнышка будет весной и летом мало,
урожай не вызреет.
- Давайте встанем в круг и обратимся к солнышку. (Дети идут по кругу и произносят закличку)
Ну-ка, Солнце, просыпайся,
В чисто небо выбирайся,
Будешь по небу ходить,
Песни петь и всем светить.
Солнышко, Солнышко,
выгляни в окошко,
Солнышко, Солнышко,
покажись немножко!
С давних - давних времен люди воспевают солнце в своих песнях и стихах, изображают в танцах.
Хоровод, например - это знак солнечного круга, изображают на своей одежде, посуде.
Воспитатель показывает детям несколько произведений декоративно - прикладного искусства
обращает внимание детей на солнечные знаки. Показывает детям их декоративные варианты
(круг, круг с точками, круг с завитками, круг с волнистыми линиями, круг с треугольниками) .
Воспитатель предлагает детям слепить портрет солнышка,
Обращает внимание детей, что само солнышко можно слепить в виде круглого диска.
Для этого из солёного теста надо скатать шарик, а потом расплющить его между ладонями. Затем положить тесто на досточку для лепки и раскатать его скалкой. Обратить внимание детей на то, что тесто должно быть раскатано равномерно по толщине. Прикладываем формочку и, с помощью стека, вырезаем по контуру солнышко.
Перекладываем наше солнышко на фольгу. Смачивая пальцы (или кисточку) в воде, сглаживаем края лучиков. Делаем дырочку для ленточки.
Формируем ещё один шарик из теста и, предварительно смочив водой середину нашего солнышка, прикладываем его на вырезанный шаблон.
Слегка придавливаем шарик теста по центру.
Затем, уже готовые подвески – солнышки выкладываем сушиться.
После высыхания, проденем в дырочку ленточку - наше украшение готово!
Дети любуются солнышками. Делятся
впечатлениями от работ. Воспитатель предлагает вспомнить еще потешки и заклички о солнышке
и Масленице.
Загадки
Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
(Масленица.)
Пред постом – народные гулянья,
Мясоед, веселье и блины.
И с зимою лютою прощанье
По заветам доброй старины.
(Масленица.)
Упало солнышко в снега,
Влилась молочная река,
Плывут в горячую страну
Там делать в дырочках луну.
(Блины.)
Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные ...
(Блины.)
Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины –
Едем к… !
(Тёще на блины)
Масленица – объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … !
(Икра)
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки –…
(Блины)
В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: …
(«Бог простит!»)
Викторина для родителей
Здравствуйте, гости дорогие!
Вы пришли масленицу встречать? (Да)
Её хвалить и величать? (Да)
Вы к ней летом пожаловали? (Нет)
Пасхи, да яйца красили? (Нет)
Тесто на блины месили? (Да)
Масленицу ругали и бранили? (Нет)
Играть с Машей в викторину все готовы? (Да)
Вы достали все обновы? (Да)
1. Как на Руси называли Масленицу?
• Кривошейка, полизуха
• Малоежка, красавица
• Убируха, облизуха
(правильный ответ: кривошейка, полизуха)
2. Чем меня будет угощать мишка меня на празднике Масленица?
• Баранками
• Вишнями
• Блинами
(правильный ответ: блинами)
3 Из каких продуктов мишка приготовит блины?
• Молоко, мука, кисель, сода
• Яйцо, молоко, мука, сахар, соль
• Макароны, молоко, мука, бананы
(правильный ответ: Яйцо, молоко, мука, сахар, соль)
4. Какую посуду приготовить для приготовления
блинов?
• кастрюля
• чашка
• сковорода
(правильный ответ: сковорода)
5. Кому было принято отдавать первый блин, испечённый в Масленицу?
• Родителям
• Старикам
• Нищим
(правильный ответ: нищим)
6. Сколько дней празднуется масленица?
• 5 дней
• 14 дней
• 7 дней
(правильный ответ: 7 дней)
7. Дайте правильные названия дням масленичной недели:
- Понедельник «Прощание»
- Вторник «Заигрыш»
- Среда «Лакомка»
- Четверг «Разгуляй»
- Пятница «тёщины вечорки»
- Суббота «Золовкины посиделки»
Воскресенье «Прощённое воскресенье»
(правильный ответ:
- Понедельник – Встреча
- Вторник – Заигрыш
- Среда – Лакомка
- Четверг – Разгуляй
- Пятница – Тещины вечера
- Суббота – Золовкины посиделки
- Воскресенье – Проводы)
Игра: «Задобри Масленицу»
8. В какой день недели «Тёщины вечера» зять ждал тёщу на блины?
• суббота
• среда
• пятница
(правильный ответ: пятница)
9. Масленица – это праздник на котором.
• Встречают лето и провожают весну
• Встречают весну и провожают зиму
• Встречают зиму и провожают осень
(правильный ответ: Встречают весну и провожают зиму)
10. Дополните символы Масленицы: Блин, чучело…
• Медведь, колесо
• Папоротник, венок
• Яйцо, вода, огонь
(правильный ответ: медведь, колесо)
Игра: «Померимся силой с мишкой»
11. Одна из традиционных масленичных забав:
• Купание в проруби
• Взятие снежного городка
• Прыжки через костер
(правильный ответ: взятие снежного городка)
12. Продолжи пословицу: «Не всё коту Масленица, будет и ….»
• Великий Пост
• Пасха
• Нам праздник
(правильный ответ: Великий Пост)
Ребята говорят пословицы.
«Без блина не Масляна», «На горах покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масленица», «Масленица объедуха, деньги приберуха», «Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить», «Не все коту масленица, а будет и Великий Пост», «Боится Масленица горькой редьки да пареной репы».
13. Ребятишки с булочками в руках забирались на крыши сараев и домов,зазывая весну. В форме кого выпекали такие булочки?
• Ягненка
• Жаворонка
• Курицы
(правильный ответ: жаворонка)
14. Как называли маленькие блины в старину?
• оладьи
• галушки
• пончики
(правильный ответ: оладьи)
Игра: «Попробуй блин с чем?»
«Горячий блин»
15. На празднике Масленица присутствовали ряженые?
•Да
• Нет
(правильный ответ: да)
Дети поют частушки:
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!
***
Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
Сшила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела.
Что же я наделала?
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели.
Ой, блиночки мои,
Подрумяненькие!
16. Зачем сжигали чучело Масленицы?
• Чтобы прыгать через костер
• Таким образом провожали весну-красну
• Таким образом провожали зиму
(правильный ответ: таким образом провожали зиму)
17. В Прощенное воскресенье, увидев знакомого, обычно говорили:«Прости меня, пожалуйста», на что отвечали:
• Не прощу никогда
• Бог тебя простит
• Может и прощу
(правильный ответ: Бог тебя простит)
Подсчитываем баллы и награждаем победителей блинами.Спасибо за участие в викторине!
МАСЛЕНИЧНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Масленичные игры для детей : 15 веселых масленичных игр-забав для детей. Сделайте праздник запоминающимся, создайте себе и детям праздничное настроение!
ИГРА 1. СКОВОРОДА.
На полу (на земле, на снегу) начертите круг. Это сковорода. Все игроки (и взрослые, и дети) берутся за руки
и прыгают на одной ноге, пытаясь толкнуть друг друга в круг. Кто попал в круг, тот «спекся» на сковороде. Задача игроков – в него не попасть.
ИГРА 2. СКОМОРОШКИ.
Наденьте на ребенка (детей) шапочку скомороха. Можно пришить бубенчики к обычной яркой шапочке. Попросите скоморошков показать, как медведи ходят, как гуси ходят, как петушки прыгают, как козлики бодаются, как солнышко по небу катится, и так далее. В конце игры после выполнения задания скоморошки пляшут под веселую музыку вместе со всеми.
ИГРА 3. ШАПОЧКИ.
Игра для мальчиков. Играют двое. Они надевают на голову шапки. Шапка должна сидеть на голове свободно. Задача – сделать так, чтобы шапка противника упала с его головы, но не уронить свою шапку.
ИГРА 4. ПРОДАВЕЦ СЧАСТЬЯ.
Переоденьтесь в продавца счастья. Можете взять в руки игрушечную птичку или обезьянку или музыкальную шкатулку (подражая артистам на ярмарке). В коробку положите записочки – их будут вытягивать «покупатели». Выкрикивайте как на ярмарке: «Продается счастье! Продается счастье!». Когда ребенок, выполняющий роль покупателя, вытаскивает записку, зачитывайте ее. Например: «Ваше счастье на Кудыкиной горе», «Найдешь клад и купишь две конфетки», «Ваше счастье в Вашем доме» и т.д.
ИГРА 5. ГОРШКИ.
Впереди сидит на корточках «горшок». Сзади него стоит «продавец». Он предлагает свой товар, выкрикивает: «Кому горшки? Кому горшки?». Покупатель (один игрок – взрослый) присматривается к горшкам, ведет диалог – задает вопросы: «А хорош ли горшок?» Выбирает понравившийся горшок и торгуется о цене (можно продавать горшок и за 10 хлопков, и за 5 прыжков и т.п.). Если цена не устраивает, то покупатель идет дальше выбирать горшок. Если цена устраивает, то покупатель и продавец бьют по рукам и сразу же бегут по кругу в ту сторону, куда они стояли лицом. Кто прибежит первым на свое место – тот хозяин горшка. Если опоздал – становишься покупателем. Так игра продолжается. Затем продавцы и горшки меняются ролями.
ИГРА 6. КАРУСЕЛЬ.
Возьмите длинную палку (можно взять гимнастическую палку или рейку из хозяйственного магазина). Привяжите к ее концу разноцветные атласные ленты одинаковой длины. Позовите детей и взрослых: «Кто хочет на нашей карусели с ленточками пробежаться?». Каждый берет один конец ленты, натягивает его и карусель кружится. Можно говорить слова в ритм движениям:
«Еле – еле – еле — еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
(убыстряем темп)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Можно после этих слов поменять направление движения.
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза)
Вот и кончилась игра».
ИГРА 7. У МАЛАНЬИ
Игра для всех возрастов. Водящий стоит в центре. Все поют песенку:
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками).
С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),
С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а все его повторяют)»
Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре.
ИГРА 8. ДУДАРЬ.
Выбирается один дударь. Определите до игры место, куда нужно будет убежать от дударя.
Все играющие берутся за руки, идут по кругу и говорят ритмично или поют:
«Дударь, дударь дударище, старый, старый, старичище.
Его под колоду. Его под сырую. Его под гнилую.
Дударь, дударь, что болит?»
Дударь отвечает, называя одну часть тела. Например: «Локоть болит». Значит, каждому игроку нужно взяться за локоть правого соседа. Получится замкнутый круг.
Идем по кругу дальше и снова говорим или поем слова. И снова спрашиваем:
«Дударь, дударь, что болит?» Дударь отвечает: «Колено болит» (или называет другую часть тела). Игроки берутся за колени друг друга и, не отпуская руки (держа их на коленях соседей) идут по кругу и поют дальше.
Игра может продолжаться долго с называнием разных частей тела: ухо болит, пятка болит, спинка болит, плечо болит, щека болит). Но в конце концов дударь говорит: «Ничего не болит! Я Вас ловлю!» и догоняет игроков. Игроки должны успеть убежать от дударя в условленное место. Кто не успел – тот становится дударем. Очень веселая игра, создающая праздничное настроение. Попробуйте – Вам понравится!
ИГРА 9. ПРЯНИЧНАЯ ДОСКА.
Все играющие садятся рядом друг с другом на скамейку или на стулья, поставленные в ряд. Это будет «пряничная доска». Вокруг скамьи или стульев должно быть достаточно места (чтобы можно было их обежать). Водящий ходит вдоль «пряничной доски», все игроки говорят или поют:
Прянична доска, с целого пенька,
С целого пенька, сбрось-ка паренька.
На слова «Сбрось-ка паренька» водящий быстро хлопает рукой по колену одного из игроков. Игрок должен быстро обежать «пряничную доску» и сесть на свое место. В это время ведущий обегает «пряничную доску» в другом направлении. Если водящий успел занять место игрока – то теперь водить будет игрок, которого хлопнули по колену. Если нет- то снова будет водить тот же водящий.
ИГРА 10. БАРЫНЯ.
Выбирается ведущий (взрослый). Играть можно с детьми 5-6 лет и старше. Маленькие дети тоже могут участвовать, но им придется помогать отвечать на вопросы (отвечать вместе с ними).
Ведущий говорит:
«К Вам барыня пришла, голик, да веник принесла.
Велела не смеяться и не улыбаться,
«Да» и «нет» не говорить,
Черное и белое не называть.
Вы поедете на бал?»
Нельзя в ответ на любые вопросы ведущего говорить слова «да», «нет». Например, можно ответить так: «я передумал» (но нельзя ответить «нет»). Эта игра учит детей управлять своим поведением и своей речью. Если игрок ошибся, то он отдает фант ведущему и выполняет смешное задание.
ИГРА 11. ПУЗЫРЬ (МЕСИМ ТЕСТО).
Игра подходит для самых маленьких деток.
Беремся за руки и говорим вместе три раза: «Месим, месим тесто». На эти слова медленно и ритмично топая подходим друг к другу (чтобы круг, образованный нашими руками, стал совсем маленький).
Затем начинаем «раздувать» пузырь, то есть расширять наш круг, приговаривая:
«Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся!
Бух! Лопнул!»(отпускаем руки и приседаем, выдыхая долго): шшшшш.
ИГРА 12. КАК ВО НАШЕМ ВО ДОМУ.
Игра для самых маленьких.
Беремся за руки, ходим и говорим ритмично:
«Как во нашем во дому
Печка истоплёная,
Блины испечёные,
Каравай состряпанный.
Эдакий уууузенький! (сходимся в узкий круг)
Эдакий ниииизенький! (садимся на корточки)
Эдакий широооокий! (делаем широкий круг, не отпуская рук)
Эдакий высоооокий! (высоко поднимаем руки вверх, встаем на цыпочки)».
ИГРА 13. НА ЛОШАДКЕ.
Игра для самых маленьких.
Обычно на Масленицу катались на лошадях. И мы тоже покатаемся. Посадим ребенка к себе на колени и «поедем».
«По кочкам, по кочкам,
По маленьким кусточкам,
На молодой лошадке
В горку – ух, ух, ух (поднимаем и опускаем колени).
А с горки – бууууух!«(вытягиваем вперед ноги и скатываем с них ребенка как с горки).
Игра нравится всем малышам.
ИГРА 14. КАТАНИЕ НА ЛОШАДЯХ.
С детьми постарше можно поиграть в катание на лошадях по-другому.
Возьмите красивую тесьму или ленту, привяжите на нее колокольчики. Получится упряжка. Ребенок встает в «упряжку», остальные участники берутся руками за концы тесьмы или ленты и говорят:
«Стук-стук, тра-та-та, Отворяйте ворота!
Отворяйте ворота! Выезжаем со двора! Но!»
На это слово лошадка начинает двигаться, звенит бубенцами, пока ей не скажут «тпру».
ИГРА 15. МЕТЛА.
Все садятся на стулья. Выбирается один водящий.
Каждому игроку назначается свое слово. Его может назвать водящий или игроки могут назначить слово друг другу. Например, первый игрок – слово «метла», второй – слово «ботинок», третий – слово «пуговица», четвертый – «ведро».
Водящий подходит к игроку и начинает задавать вопросы. Отвечать на них нужно очень быстро и употребляя «своё» слово. Нельзя смеяться и даже улыбаться (это самое сложное в игре).
Например. Водящий подходит к первому игроку и говорит:
«Кто ошибется, тот попадется! Кто засмеется, тому плохо придется!»
После этого он спрашивает:
— Кто ты?
— Метла.
— А что ты сегодня ел?
— Метлу.
— А это у тебя что? (показывает на колено)
— Метла.
--- А это что? (показывает на две ноги).
— Мётлы.
И так пока у водящего не закончатся вопросы и он не перейдет к следующему игроку.
Если отвечающий на вопросы игрок ошибется или не выдержит и засмеется, то он платит фант. Фанты разыгрываются после игры. Эта игра не просто веселая, но еще и очень полезная для развития речи детей.
Веселой Вам Масленицы! Пусть масленичные игры с детьми принесут в Вашу семью смех и радость!
Предварительный просмотр:
СОЛНЦЕ И БЛИНЫ
На Масленицу напекла баба блинов пять чугунов и на стол поставила. Заглянуло солнце в окно, увидало на столе целую гору блинов и просит:
— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!
А баба отвечает:
— Подожди, солнышко! Блины еще не маслены. Приходи через час — другой…
Приходит солнце через час — другой. Заглядывает в окно и просит:
— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!
А баба:
— Подожди, солнышко! Блины без сметаны не едят. Пойду в погреб схожу за сметаной. Приходи через час-другой.
Через час – другой заглядывает солнце в окно и опять просит:
— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!
А баба в ответ:
— Подожди, солнышко! Еще Масленица не прошла!
Солнце думает: «Пойду-ка я первой встречу Масленицу». Выкатилось на дорогу и смотрит во все глаза. Кто только по дороге не едет: мужики в санях, добры молодцы на конях, барин в карете, а Масленицы всё не видно. День прошел, другой, третий… Не стерпело солнце, вернулось опять к бабе под окно. Заглянуло: а на столе блинов уже нет: один редьки хвост – на Великий пост. Масленицу-то уже отгуляли!
КАК ВЕСНА ЗИМУ ПОБОРОЛА.
Жила в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:
— Когда Весна придет, когда талица ударится и с гор снеги скатятся, а по лужкам разольется вешняя вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать – звать.
Ждет Маша Весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, все Морозы кует; надокучила она всем, холодная, студеная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!
Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовет Солнце:
Солнышко, Солнышко,
Красное ведрышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!
Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:
— Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретила ли свою сестру?
Солнце говорит:
— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от Красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. Иди, красная девица, за мной. Как увидишь перед собой лес — зелен весь, там и ищи Весну. Зови ее в свои края.
Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес — зелен весь. Ходила – ходила Маша по лесу и заблудилась. Лесовые комарочки ей плечики искусали, сучки — крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенек отдохнуть, как видит – летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья – для всякого зелья. То лебедь была – Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает маленькие ручейки в быстрые реки. Стала тут Маша Весну кликать — звать, рассказывать:
— Ой, Весна – Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, все Морозы кует, холод – стужу напускает.
Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.
А зима не уходит, морозы кует да посылает их наперед Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнет – там и заслон сметет, другим махнет – и сугробы тают. Морозы – то от Весны бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли.
Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко- далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там ее Весна и замкнула ключом.
Так-то Весна Зиму поборола!
Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год теплый, хлебородный.
СОЛОМЕННАЯ МАСЛЕНИЦА.
Жили – были старик и старуха. Понравилось им на Масленой неделе гулять да веселиться, пирогами и блинами объедаться, лакомиться. Не хочется поститься. Надумали они свою Масленицу сделать и еще недельку-другую попировать.
Вот старик из соломы Масленицу сделал, лапти ей на ноги сплел. Старуха ее в рогожку обрядила, заплела косу длинную, триаршинную, платок на голову повязала. Масленица получилась – тоненькая, высоконькая, голова с лукошко, глаза — что плашки, нос картошкой. Радуются старик и старуха – гуляй теперь и веселись хоть до Духа.
Посадили они Масленицу за стол. Старик говорит:
— Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь блинок!
А старуха:
— Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь пирожок.
Масленица сидит, молчит. Старик ей губы сметаной мажет, старуха в рот блин толкает. Вдруг Масленица ожила, зашевелилась, открыла рот, взяла со стола и поглотала все блины и пироги. Испугались старик и старуха: старик в погреб залез, а старуха в клеть спряталась.
Ходит Масленица – пожируха, пустое брюхо по избе, ищет, чем попотчеваться: щи повыхлебала, масло полизала, сало пожевала. Видит: в печи каша в чугуне преет. Полезла Масленица в печь и на огонь рукавом попала. Пыхнула солома и сгорела.
Вернулись старик и старуха, поглядели, а у печи лишь горсточка угольков лежит. Не стало Масленицы. Загоревали старик и старуха, затянули кручинную песню:
Ай, Масленица – Обманщица.
До поста довела, сама удрала.
Эти три сказки — из сборника известного знатока русского фольклора Науменко Г.М. Русские народные детские песни и сказки с напевами. – М.: «ЦентрПолиграф», 2001.
А вот более известная сказка, в которой тоже есть персонаж — «блин масленый»
КРЫЛАТЫЙ, МОХНАТЫЙ ДА МАСЛЕНЫЙ (В ОБРАБОТКЕ И.В. КАРНАУХОВОЙ)
На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!
— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей.
«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»
Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
— Завтра же работу поменяем!
Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.
Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?
— На охоту.
— А какую ты, блинок, песенку поешь?
Блин заскакал на месте да и запел:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?
А блин ей:
— На сметане да с сахаром!
А лиса ему:
— Прыг-скок, говоришь?
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!
А блин кричит:
— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
А лиса ему:
— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!
А дома-то что делается!
Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.
«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.
А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.
Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.
Тут блин и говорит:
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.
Тут воробей со стыда под лавку забился.
Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.
СКАЗКИ ПРО МАСЛЕНИЦУ
Предварительный просмотр:
Как сделать куклу-Масленицу своими руками?
Мастер-класс по изготовлению куклы-Масленицы
Масленица – это праздничная неделя, в течение которой люди вспоминают традиции предков славян и проводят различные обряды: походы друг к другу в гости, выпечку блинов, прогулки на улице. Но главный ритуал Масленичной недели – это сжигание ритуальной куклы, который проводят в последний день праздника.
Особенности
В современном обществе сжигание обрядовой куклы – это только зрелищное представление, хоть праздник и считается христианским. Предки придавали ритуалу весомое значение – масленичную куклу облачали в одежду и сжигали на торжественной площади, где собирался весь народ. Считалось, что она представляет заснувшую и застывшую зимой природу, а огонь помогает ей проснуться. Чучело имеет множество названий, самое популярное – это Масленица и Масленка.
В разных районах России были и другие имена, например, в Нижегородской области ее звали – Баба, а в Костромской – Гаранька. В течение масленичной недели нужно было помириться, с кем в ссоре – то есть подготовиться телом и душой к предстоящей Пасхе и посту. Куклу-Масленицу делали своими руками в начале масленичной недели. Этот процесс считался очень ответственным, создание чучела проходило по нескольким правилам.
- На деревянную основу наматывали солому и старые тряпки. Это так назваемая мотанка.
- Для наряда брали только старые, поношенные и рваные вещи. В идеале это был тулуп, вывернутый на изнаночную сторону.
- Созданием куклы могла заниматься только женщина замужем, которая уже имеет детей.
- Куклу могли делать как мужчиной, так и женщиной. В старину сжигали чучело Масленицы и ее мужа Масленка.
- Чучело закрепляли на длинном шесте, чтобы ритуал был виден со всех мест деревни.
- Для костюма старались брать одежду с орнаментом в виде растений. На голове завязывали платок, а в руку давали блин или сковороду. Размер куклы – со взрослого человека или даже выше.
- Чучело должно было быть дородным или толстым. Обязательно подчеркивали ее женские прелести – делали очень большую грудь. Поначалу у Масленицы не было лица, позже его стали рисовать углем и свеклой. В качестве носа иногда использовали морковь. Сегодня чучело Масленицы ассоциируется со смешной и улыбчивой рожицей.
Не во всех уголках России Масленица – это толстая тетка. Чучело коня из соломы создавали в Поволжье.
Славяне также на масленичной неделе изготавливали куклу-оберег – для благополучия, достатка и защиты семьи. У нее всегда были подняты руки, словно она обращается к солнцу. Юбка была скручена особым образом и символизировала солнцеворот.
В течение года оберег хранился в красном углу дома, а на Масленицу куклу сжигали или пускали плыть по реке. А на ее место изготавливали новую куклу.
Домашняя кукла несколько отличается от масленичного чучела.
- Она имеет другое значение – это оберег и защитница семьи. А сжигаемое чучело олицетворяло холод и спящую природу.
- Маленький размер – около 20-25 сантиметров. Славяне иногда называли куклу – дочка Масленицы.
- У куклы не было лица. Предки считали, что через глаза в дом может попасть какая-нибудь нечисть.
- Такая кукла изготавливалась для всех членов семьи – для детей и для взрослых. А также одна «общая» – для дома.
Домашним оберегом кукла считалась, только если она была правильно изготовлена. Предки-славяне подходили к этому делу с большой ответственностью. Для создания никогда не применяли колющих и режущих инструментов, они допускались только на этапе подготовки. Материалы и нити использовали только натуральные. Все части куклы не пришивались, а только привязывались, а нить наматывалась строго по часовой стрелке. Преимущественно красного цвета – как символ жизни.
С куклами-оберегами ни в коем случае нельзя было играть.
Каркас куклы делается как для пугала, из двух брусков. Один должен быть длинным и широким, второй чуть уже и маленького размера. Заготовку с помощью гвоздей сколачивали в виде креста. Для каркаса раньше брали березовые бруски, так как они символизировали рост и развитие. Туловище формируется из соломы или из сена.
Каркас обтягивается материалом, а снизу солому распушают. Кисти рук формируют при помощи бечевки. Голова чучела делается из мешка, который набивается соломой. После он завязывается и крепится к туловищу. Для одежды подбирается два вида ткани – белая и цветная. Белая для рубашки, а цветная – для юбки. Цвет должен быть ярким и узорами.
Рисовать лицо Масленице необязательно.
Для волос чучела подбирается ткань желтого или коричневого цвета. Ее разрезают на полоски и заплетают косы, которые затем прикрепляют к голове. Так как жителям города довольно проблематично найти сено для чучела, можно сделать его из веника. Он также хорошо горит, как и солома. Для сжигания Масленицы нет каких-то определенных правил.
Для этого можно использовать свечу, спички, зажигалку, можно облить ее бензином или развести костер и сжечь куклу на костре.
Если при создании домашней куклы Масленицы соблюдать все рекомендации и правила, то она принесет в дом и семью благополучие, добро и убережет от несчастий. Процесс изготовления несложный и интересный, к нему можно привлекать даже детей. Главное и основное правило – Масленицу нужно делать только в хорошем настроении, иначе оберег может только навредить. Раньше, когда в семье случалось что-то плохое или кого-то из домочадцев начинали преследовать неудачи, женщины разговаривали и делились проблемами с куклой.
Также на ней можно было завязать ленту или узел, на которых оставались все неприятности, а в конце масленичной недели сжигались вместе с оберегом.
Из ткани
Тряпичную Масленицу делали для детей. В течение года ребенок мог развлекаться с куклой-мотанкой, а потом в Прощеное воскресенье сам бросал ее в огонь. Считалось, что таким образом с малыша уходили все болезни.
Материалы для работы такие.
- Ткань белого цвета 20х20 сантиметров – для головы.
- Два куска ткани белого цвета 10х12 сантиметров – для рук.
- Два куска ткани с рисунком (желательно растительным) 20х20 сантиметров – для юбки.
- Ткань для косынки в виде треугольника, длинная сторона которого равна 22 сантиметрам.
- Вата, ветошь или синтепон.
- Красные нитки.
Описание процесса работы.
- Края ткани не нужно как-либо обрабатывать или подшивать, достаточно вытащить несколько ниток и обтрепать ткань.
- Вата укладывается посередине белого куска ткани, предназначенного для головы. Затем формируется голова и фиксируется нитками. Лицо у куклы должно быть ровным, поэтому все складки уводятся на затылок.
- Ткань для рук сворачивается углом и скручивается. Затем руки привязывают к голове таким образом, чтобы они были направлены вверх. После каждых двух оборотов нитку нужно затянуть и завязать на узел.
- Из цветной ткани, сложенной по диагонали, сворачивается юбка для куклы. Ткань укладывается одна на другую. Нижний кусок загибается к центру, а верхний книзу и вокруг куклы, направление – слева направо. Оставшийся свободный край нижнего куска ткани нужно также загнуть к центру. Второй край верхнего куска ткани загибается вниз за спиной.
- Юбка приматывается и закрепляется нитками. На голову кукле-Масленице надевается косынка и завязывается на один узел спереди.
Процесс изготовления.
- Вату или синтепон помещают в центр белого платка, формируют голову и перетягивают ее нитками. Ее устанавливают на деревянную палочку, которая служит каркасом.
- Противоположные стороны белых платков, сложенных в треугольник, равномерно сворачивают внутрь и перетягивают ближе к концу ниткой – это будут руки.
- Руки располагаются в складках ткани, из которой формировалась голова, и фиксируются нитками крест-накрест.
- Два цветных платка нужно свернуть по диагонали, чтобы получился треугольник, уложить их внахлест.
- Заготовку куклы укладывают в середину ткани, заворачивают и перевязывают нитками. На голову повязывают платок.
- Так как у Масленицы должны быть подняты вверх руки, многие рукодельницы делают дополнительно солнце, которое кукла будет держать.
- Для этого из желтого платка нужно вырезать два круга, а ленту разрезать на 8-20 одинаковых частей. Их складывают петельками и помещают между кругами. Все это фиксируется клеем.
- Готовое солнце крепится к рукам куклы.
Несмотря на то что многие обычаи забываются и остаются в прошлом, празднование Масленицы до сих пор остается актуальным. Создание куклы своими руками – это прекрасный повод окунуться в атмосферу прошлого. Каждая деталь оберега наполнена смыслом.
Из лыка
Чучело из лыка уже не предназначено для детских игр. Эта кукла крупнее оберега из ткани. И в обязательном порядке там присутствует основа из дерева.
Материалы.
- Палка из березы около 40 сантиметров.
- Моток лыка. Он продается в цветочных и хозяйственных магазинах.
- Вата, синтепон или ветошь.
- Кусок белой ткани для головы и куски цветной ткани для платья.
- Нитки красного и белого цвета.
Процесс работы.
- Вата заворачивается в белую ткань и нитками фиксируется на березовой палке-основании. Из лыка формируется тело куклы, для этого лыко приматывается к шее таким образом, чтобы все куски ткани от головы были скрыты.
- Из пучка поменьше нужно сделать руки и перевязать нитями так, чтобы заготовка напоминала конфету в обертке. Для придания жесткости можно вставить палочку в этот пучок.
- Теперь руки устанавливаются в середину пучка лыка, из которого делалось туловище. Их фиксируют при помощи ниток, обматывая крест-накрест основу.
- Наряжать такую куклу можно хоть как, но обязательно должна быть пышная юбка. Интересное решение – это фартук. Косынка у такой куклы должна быть завязана сзади.
Из салфеток
Материалы.
- Салфетки разных цветов – 3 штуки.
- Вязальные нитки.
- Деревянные палочки.
Процесс создания Масленицы.
- Из салфетки белого цвета скатывается ровный шарик.
- Большую салфетку нужно свернуть в форме конверта. В середину помещается шарик из белой салфетки, затем она складывается пополам и формируется голова, которая дальше фиксируется нитками.
- Третью салфетку нужно разрезать пополам, из одной половины формируется полоска шириной 1,5 сантиметра. Эта полоска помещается между двумя свободными концами салфетки, из которой делалась голова. Руки нужно закрепить нитками – для этого ими обматывается тело куклы крест-накрест. На рукавах оформляются сборки – нужно немного отступить от конца полоски и перевязать веревкой.
- Кукла готова, теперь ее одевают на деревянную шпажку.