Мастер- класс для педагогов
материал
Диссеминация педагогического опыта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»
Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Задачи:
- дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ-технологии;
- познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ;
- побудить к использованию игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование ТРИЗ-технологии в своей педагогической деятельности.
Ход мастер - класса
- Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу и говорить. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка нужна больше окружающим чем самому себе, чтобы им с вами было приятно и хорошо. Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки. ( Слайд №1)
- Тема моего мастер-класса «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО». Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?
Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только ошибки в воспитании губят в детях ростки этой одаренности.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир. ( Слайд №2)
-Что такое технология ТРИЗ? (Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач. Автор теории — Генрих Самуилович Альтшуллер). ( Слайд №3)
-Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. (Слайд №4 )
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!», «Творчество во всём!» ( Слайд №5
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты — другими словами, воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.
- Я предлагаю вам сегодня поиграть в игры ТРИЗ-технологии.
1. Игра «Найди своих друзей»
Цель: формирование умения выявлять признаки и функции объекта.
Перед вами на столе лежат картинки: чайник, слон, капуста, машина, бабочка, цветок, самолет, утка, шарик, дом, ежик, лимон, рыба, паутина, гитара, лодка, часы, лягушка, телевизор, перо, гриб, заяц, кукла, крокодил, дерево, зонтик.
Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе.
2. Игра «Повторяка»
Уважаемые педагоги выберете себе любую картинку. На картинках изображения разных объектов, а каждый объект имеет определенную функцию. Я – лягушка, я умею прыгать. Предлагаю вам «примерить» эту функцию на себя. Найдите условия проявления данной несвойственной вашему объекту функции.
Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки.
3. Игра "Маша - Растеряша"
Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.
-Бывают такие рассеянные и забывчивые люди, которые все путают, теряют и забывают. И все это происходит из-за того что они невнимательны. И их часто называют Маша – Растеряша. Вы хотите помочь таким Машам - Растеряшам?
Вариант1. -Я буду в роли Машей (растерянно оглядываясь по сторонам, говорит):
- Ой! Что случилось? Я потеряла ложку. Чем же я теперь буду суп есть? (Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.)
2 вариант. Развитие игры происходит, так же как и в первом, но роль Маши Растеряши исполняют разные дети, а не только воспитатель. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников.
4. Игра "Смени цвет, форму и размер"
Цель: закреплять умение различать цвет, форму и размер объекта. Закреплять знание геометрических фигур. Учить выделять заданный признак и оперировать им.
Правила игры: построить поезд из вагончиков-фигур. Сцеплением вагончиков служат карточки-стрелочки с символами признаков, которые нужно изменить. Например, желтый маленький круг – цвет – красный маленький круг – форма – красный маленький квадрат – размер и цвет – синий большой квадрат…
1 вариант: ребенок выбирает первый вагончик-фигуру, воспитатель выкладывает карточку-сцепление. Ребенок подбирает геометрическую фигуру в соответствии с признаком или признаками, которые нужно изменить.
2 вариант: воспитатель строит поезд из геометрических фигур. Ребенок между ними расставляет карточки-сцепления в соответствии с изменившимися признаками.
3 вариант: воспитатель раскладывает карточки-сцепления. Ребенок расставляет фигуры-вагончики в соответствии с признаками или признаком, которые меняются.
5. Игра "Дразнилка"
Я буду называть объект. А вы, не называя его функцию вслух, подразниваете с помощью суффиксов: - лка, -чк, -ще и др.
Ход игры:
В: Кошка.
Д: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…
В: Пылесос.
Д: Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище…
Ознакомление с окружающим миром.
В: Кинотеатр.
Д: Смотрилище, показывалка.
В: Знаки дорожные.
Д: Указывалки, предпреждалки, запрещалочки…
Физическая культура.
В: Мяч.
Д: Прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.
Экология.
В: Снег.
Д: Укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка.
В: Когда он может быть укрывалкой?
Д: Когда его много - он укрывает землю, сохраняет тепло.
В: А как можно сказать о снеге весной, когда он тает?
Д: Таялка. Таялище, когда тает очень много снега.
В: Снег превращается только в воду или еще как-нибудь может исчезнуть?
Д: Испарялочка, исчезалка…
В: Помидор.
Д: Вкуснятище, витамилка, полезнище.
Д: Когда моя мама салат делает, она украшает его помидорами, дольками.
В: Подразните его в этот момент!
Д: Украшалочка, украшалка.
Ознакомление с трудом людей.
В: Трактор в поле.
Д: Пахалище, вспахивалка….
В: Когда трактор землю разравнивает. Подразним?
Д: Боронилка, дробилище, разравнялочка.
6. Игра «Кто, где живет? Кто что ест?»
Цель: развивать мышление, закреплять ранее полученные знания об окружающем мире.
Ход игры: правильно соотнести домик с его хозяином. Используется планшет 6*6 карманов.
7. Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
-Уважаемые коллеги! Сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части. Уважаемые коллеги, предлагаю вам рассказать о нарисованных вами волшебных картинках.
-Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
-ТРИЗ для детей как гимнастика для интеллекта и воображения.
-Организация таких игр может осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов.
- Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии -ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение заданий способствовало раскрепощению и активизации творческих способностей.
Используйте игры ТРИЗ-технологии, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.
Использованная литература:
1) Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск:
2) Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г.
3) Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н.И.Ардашева, И.Я.Гуткович, Т.А.Сидорчук, О.Н.Тарасова. -Ульяновск, 1995г.
4) Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г.
5) Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г.
6) Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – г.Ульяновск, 1996г.
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Использование Лего-конструирования
как средства всестороннего развития дошкольников»
2023
Цель мастер-класса:диссеминация педагогического опыта по использованию Лего-конструирования для всестороннего развития дошкольников.
Задачи:
- вовлечь педагогов в игровое общение;
- продемонстрировать значение Лего-конструирования для всестороннего развития детей;
- продемонстрировать возможности использования Лего –конструирования.
Ожидаемый результат мастер – класса
- Применение полученных знаний и умений педагогами в дальнейшей практической деятельности
Материалы: презентация по теме мастер-класса;набор Лего-конструктора, схемы.
Ход мастер-класса
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа Деятельность мастера | Время |
Подготовительно-организационный: постановка целей и задач. | (СЛАЙД 1)Современному обществу требуются гармонично развитые и социально ответственные личности, обладающие гибкостью ума, исследовательским интересом, навыками стратегического планирования и социального взаимодействия в практических ситуациях, мобильные, умеющие быстро меняться вместе с миром и из полученных знаний создавать целостную систему. Для этого необходимо обеспечить оптимальное сочетание классического дошкольного образования и современных образовательных технологий. Особое место среди современных образовательных технологий занимает лего-конструирование. (СЛАЙД2) Лего-конструирование – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым, междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике, ИКТ и является составной частью робототехники. (СЛАЙД 3)Лего-конструирование - вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать множество образовательных задач, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО. | |
Основная часть. Показ приёмов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих «изюминок» (приёмов) с комментариями. | (СЛАЙД 4)С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. (СЛАЙД 5)Методологическую основу Лего-технологии составляют: • исследования об особенностях конструктивного мышления у дошкольников: непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фарапонова и др.), возможность решать задачу разными путями, связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, В.Ф. Изотова); • разработки педагогов Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько «Детское конструирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития». (СЛАЙД 6)Базовые принципы Лего-технологии: •от простого к сложному; •учёт возрастных и индивидуальных особенностей; •созидательность и результативность; •развитие творческих способностей; •комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности. -Предлагаю вам окунуться в этот удивительный Лего-мир. Как правило, все занятия по лего-конструированию начинаются со вступительной беседы или игровой проблемной ситуации. (Слайд7)Звучит сигнал «SOS».На слайде дети, просящие помощи. «Внимание! Внимание! В Динопарке пропала скульптура большого динозавра. Парк стал скучным и неинтересным. Помогите восстановить парк! Вот портрет динозавра (на экране фото динозавра)» (Слайд8)Для того, чтобы восстановить скульптуру, необходимо выбрать нужную схему. На данном этапе использовался приём «Дидактическая игра «Найди схему» (во время выполнения задания по схеме, обращается внимание на расположение схемы, её величину, цвет). -Давайте посмотрим, какие детали нам нужны (проговаривает все детали из которых состоит динозавр). Обратите внимание, какой они формы и размера. Запомнили? Теперь мы добудем нужные детали с помощью волшебной коробки. Игра «Волшебная коробка» Для постройки динозавра необходимо на ощупь найти нужные детали. Нужные детали собраны, приступаем к сборке модели по заданной схеме. Работать нужно сообща, не забывайте правила вежливости. - Посмотрите, какой замечательный динозавр у нас получился! Как вы думаете, куда же он пропал из Динопарка? Давайте пофантазируем, может получиться интересная лего-сказка. Я начну, а вы добавите по одному предложению. Жил-был вПыть-ЯхскомДинопарке Динозавр. Надо сказать, неплохо жил в компании своих соотечественников, Топиарных Динозавров. Но однажды… -Теперь мы готовы помочь Динозаврику вернуться в Динопарк. (Педагог сканирует кюаркод на Динозавре и он перемещается на экран) -Нам удалось выполнить просьбу и вернуть парку прежний вид. Возможности Лего-конструирования безграничны, сегодня мы применили на практике лишь некоторые методы и приемы. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети с удовольствием используют построенные ими модели, что доставляет им радость от результатов собственной деятельности и позволяет раскрыть их потенциальные способности. | Участники мастер – класса выполняют находят нужную схему и собирают динозавра из Лего конструктора.з |
Рефлексия. Заключительное слово. | Обратите внимание на наших эмоциональных лего-человечков. Если в про-цессе участия в мастер-классе вы получили положительные эмоции (радость, удивление, восторг) и узнали что-то новое, полезное для себя, то я предлагаю вам подарить лего-цветок счастливому лего-человечку. А если нет – груст-ному. Благодарю всех за участие! | Участники проводят активизациюсамооценки и самоанализа по поводу деятельности намастер-классе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...