Музыкально-театрализованная деятельность- средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
методическая разработка
Уникальные возможности каждого ребенка наиболее ярко проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых является театрализация. Научить детей понимать прекрасное, увлечь детей искусством, – главная миссия музыкального руководителя. Музыкально - театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения в детском саду, которая тесно связана с музыкальным развитием детей. Она является самым увлекательным направлением. В этой деятельности дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявляют любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся четко формулировать и излагать свои мысли, фантазировать, придумывать образы для своих персонажей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_muz_teatr_deyat.docx | 40.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Музыкально-театрализованная деятельность- средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель:
Вакина Ольга Александровна
Нижний Новгород
Введение. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека, поэтому – это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. В дошкольный период ребёнок интенсивно растёт и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства развивать интерес маленького человека к родной культуре, литературе, театру, живописи, музыке. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Уникальные возможности каждого ребенка наиболее ярко проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых является театрализация. Научить детей понимать прекрасное, увлечь детей искусством, – главная миссия музыкального руководителя. Музыкально - театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения в детском саду, которая тесно связана с музыкальным развитием детей. Она является самым увлекательным направлением. В этой деятельности дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявляют любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся четко формулировать и излагать свои мысли, фантазировать, придумывать образы для своих персонажей.
Музыкально - театрализованная деятельность превращается для них в настоящий праздник. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, создать образ. У детей пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формируется эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.
Очевидно, что музыкально - театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Цель: Развитие у детей творческих способностей в музыкально -театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей;
2. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
3. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, музыку;
4. Формировать у детей театрально - творческие способности, навыки театральной культуры.
5. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения, побуждать к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки.
6. Снимать зажатость и скованность;
7. Создать условия для развития творческой активности детей.
8. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал.
9. Пополнить и активизировать словарь детей, познакомить детей с основными театральными терминами.
10. Повышать доверия к педагогам.
11. Научить ребёнка самовыражению в музыкально-театрализованной деятельности.
12. Формировать у детей интерес к игре драматизации, способствовать развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой и музыкальной деятельности. Содействовать гармонизации отношений между детьми и взрослыми.
Для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:
- соблюдение принципа свободы;
- накопление впечатлений от восприятия искусства;
-накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);
- развитие основных музыкальных способностей;
- оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.
По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно-эстетическое воспитание, частью которого является развитие детей в театрализованной деятельности.
Музыкально-театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов:
-основы кукловодства;
-актерское мастерство;
-игровое творчество;
-имитирование на музыкальных инструментах;
-песенное и танцевальное творчество детей;
-проведение праздников и развлечений.
Музыкально-театральная деятельность реализуется в следующих формах:
-инсценировка песен, сценок, сказок;
-праздники, развлечения;
- мюзикл,
- театрализованные представления.
Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность помогает ребенку развиваться всесторонне. В раннем возрасте театрализованная деятельность является устойчивым увлечением почти всех детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, она заметно для самого ребенка становится источником творческого развития
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Когда дети приобретают опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившееся литературное произведение с помощью слов, мимики, жестов передавать различные образы. Всё это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу.
В ясельной группе практически все занятия проходят с игрушкой. Для малышей – это как кукольный спектакль. После слов в песне про «зайку-трусишку», зайка прячется, что доставляет малышам удовольствие, ведь они чувствуют себя значимыми, ведь от них зависит – придет зайка обратно, смелыми, по сравнению с зайкой и добрыми, ведь они позвали зайчика и любят его. Очень нравится малышам песни-инсценировки «Мухоморчики», «Грибочки», «Рябинки» и др. Целый спектакль могут поставить малыши по стихотворению «Гуляет по лесочку»
В младшей группе, ставим небольшие спектакли, драматизации, сказки в которых ведущую роль исполняет воспитатель. В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку.
Примерный музыкальный репертуар: «Полёт птиц. Птицы клюют зёрнышки» Г. Фрид, «Зайчики» Т.Ломовой, «Курочка с цыплятами» М. Красева, «Кошка и котята» В.Витлин, «Зайчики и лисичка» А.Филиппенко, «Я на лошади скачу»А.Филиппенко и др. Музыкально-театрализованные игры проводятся с использованием масок, кукол, игрушек и др. Реквизитов (султанчики, фонарики, погремушки и т. п.)
В средней группе ребёнок постепенно переходит:
- от игры "для себя" к игре, ориентированной на зрителя;
- от игры, в которой главное - сам процесс- к игре, где значимы и процесс и результат;
- от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление). Например, игра «Дирижёр»
- от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена. (Игра «Пёс Барбос»)
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц.
Примерный музыкальный репертуар: «Колпачок» р.н.п, «Огородная-хороводная» Б. Можжевелова, «Мы ребята- поварята» муз. Л. Вихаревой, драматизация сказок «Теремок», «Три медведя», сценка «На огороде», «Под грибом» и др. В музыкально-театрализованной деятельности так же используются маски, костюмы, изготавливаются атрибуты. Дети сами помогают придумывать ход сказок и это их увлекает. Они входят в роль каждого персонажа, передают его характер, повадки.
В старшем возрасте в драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
Примерный музыкальный репертуар: инсценировка песен «Урожайная» А.Филиппенко, «Жил был у бабушки серенький козлик» р.н.п., «Жили у бабуси» р.н.п., драматизация по мотивам сказок «Колобок», сценки «Спор овощей», инсценировка песен и придумывание движений к определенному тексту. ( шуточная песня «Семечки»)
Дошкольники с удовольствием включаются в игру, участвуя в театрализованных играх.
Театрализованная игра - как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
Особенности театрализованной игры.
- Действия детей с кукольными персонажами;
- Непосредственные действия детей по ролям;
- Литературная деятельность через диалоги и монологи;
- Исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, ритмопластика и т.д.
В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создаю творческую атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.
В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом. Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них успехом.
Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных).
Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.
Музыкальные сказки пользуются у детей огромной любовью. С большим удовольствием дети перевоплощаются в того или иного персонажа, переживают за происходящие события, готовы прийти на помощь, бороться со злом и побеждать.
Сказка-это волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующая от детей старание, фантазии. В сюжет музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно использовать и современную музыку, доступную детям.
Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический, поэтому многие сказки переведены на стихотворный ритм, это облегчает работу над текстом. Дети c удовольствием принимают участие в различных видах театрализованной деятельности
Постановка музыкальной сказки это ключик, который открывает дверцу в волшебный мир. Ведь театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!
Литература
1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003.
3. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., Творческий центр Сфера, 2001.
4. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., Институт повышения квалификации работников образования, 1995.
5. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., ВЛАДОС, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...
Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны
Решая, социально-личностные задачи воспитания, необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...
Собственный инновационный педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста" воспитателя МБДОУ "Коммунарский детский сад "Солнышко" Акишевой Екатерины Вячеславовны
Игра - самое чистое и самое духовное проявление человека!...
педагогический опыт воспитателя Кареньковой Ирины Николаевны "Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта2.Идеи опыта3Теоретическая база опыта4. Технология опыта5.Анализ результативности6.Адресная рекомендации7.Наглядное приложениеПрилож...
"Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста....
открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»
Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...
Описание педагогического опыта воспитателя Ермолаевой Е.В. «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятель...