Консультация для педагогов "Организация и проведение родительских собраний в ДОУ"
консультация
Рекомендации для педагогов по организации и проведению родительских собраний в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
org_i_provedenie_rod_sobraniy.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Организация и проведение родительских собраний в ДОУ
Целевая группа: педагогический коллектив
Цель - повышение психолого - педагогической компетентности педагогов в вопросах организации и проведения родительских собраний в ДОУ
Место проведения: музыкальный зал детского сада
Продолжительность занятия: 1 час 20 минут.
Ход консультации:
Установление партнерства ДОУ и семьи является одной из важных задач в системе дошкольного образования.
Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с родителями.
Использование нетрадиционной методики проведения, следование принципам вариативности родительских собраний позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру в вопросах воспитания и развития детей.
Структура родительского собрания
Вводная часть:
Призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем.
Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью игры – приветствия, игр на сплочение родительского коллектива.
Основная часть:
Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Необходимо задавать вопросы родителям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т.д.
При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
Заключительная часть:
В третьей части родительского собрания – «разное» – обсуждаются вопросы:
- содержания детей в детском саду,
- проведения досуга,
- организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.
Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д.
Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Виды родительских собраний:
- Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяется участие родителей в мероприятиях.
- Установочные (инструктивные), на которых родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизнедеятельности ДОУ, режиме его работы, воспитательно – образовательном процессе, нормативно- правовой базе.
- Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.
- Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.
- Информационно – просветительские (как система психолого – педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания – конференции, лекции, психологические тренинги).
- Собрания – диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
- Собрания – практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания.
- Совместные с воспитанниками и родителями.
- Внеплановые. Собрания, созываемые по поводу какой – либо чрезвычайной ситуации.
- Отчетные (итоговые), имеющие целью показать воспитательно – образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.
Основные этапы подготовки родительского собрания
- Выбор темы собрания.
- Определение цели и задач родительского собрания.
- Определение формы.
- Изучение научно – методической литературы по рассматриваемой проблеме.
- Разработка конспекта собрания.
- Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.
- Приглашение специалистов дошкольного учреждения (старшего воспитателя, психолога, директора ДОУ, медицинского или музыкального работника).
- При необходимости проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
- Приглашение родителей и других участников собрания.
- Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания.
- Подготовка аудиозаписи ответов детей по теме собрания, видеозаписи занятий с детьми.
- Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости).
- Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Правила организации и проведения родительских собраний в ДОУ
- Собрания организуются и проводятся не реже одного раза в 3 месяца.
- Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
- Собрание должно начинаться в строго установленное время.
- Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей и заранее известна всем.
- Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить анкеты, которые помогут составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.
- Чтобы явка на родительское собрание в детском саду была высокой, родители должны быть извещены о его проведении заблаговременно, за 1 – 2 недели. Приметное объявление о собрании должно быть вывешено в раздевалке группы. Каждому родителю необходимо также озвучить о предстоящем собрании.
- Максимальная продолжительность собрания – 1 – 1,5 часа (60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).
- В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год. Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. По итогу опроса утверждается план совместной работы с родителями на учебный год.
- Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, составления краткого конспекта, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
- Информационный блок должен быть хорошо подготовлен педагогами.
- В общении с родителями воспитателю необходимо помнить, что элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т.п.)
- Организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и применения полярных точек зрения.
- Собрание — не лекции и не урок, привлекайте родителей к диалогу.
- Важно сообщать родителям положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы.
- Необходимо анонсировать будущие мероприятия ДОУ, приглашать родителей к сотрудничеству.
- Всегда поощряйте наиболее активных родителей.
- Собрание должно: запомниться; должно заставить задуматься; настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.
- Итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.
- Будьте изобретательны – проводите каждое собрание по-новому.
Таким образом, родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребёнку и имеющимся у него проблемам, от качества взаимодействия ДОУ и родителей во многом зависит развитие ребёнка.
Только в условиях сотрудничества детского сада и семьи возможно обеспечить единые педагогические принципы и требования, которые помогут в воспитании и полноценном развитии ребенка как личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проведение родительских собраний
План подготовки родительского собрания. Распределение обязанностей по подготовке собрания. План проведения собрания. Рекомендации по проведению родительского собрания. 10 правил для усешного проведени...
Организация и проведение родительских собраний
Консультация для воспитателей ДОУ...
Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы проведения родительских собраний"
29 октября провела консультацию для педагогов.Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В последнее время стали популярны нетрадиционные родительские собр...
Ознакомление педагогов с инновационными формами организации и проведения родительских собраний.
Материал может быть использован для выступления на методическом объединении....
Консультация для педагогов. «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний»
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие это актуальный воп...
Консультация для молодых педагогов " Секреты успешного проведения родительского собрания"
Работа с родителями всегда считалось одной из самых трудных работ в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог детского образовательного учреждения, педагоги ...
Консультация для педагогов «Игры для проведения родительских собраний.»
Игра «Связующая нить» или «Радостная песенка»Участники в кругу. По кругу передается клубок ниток. Ведущий обматывает край нити на палец и передает клубок следующему участнику, ...