Картотека "Самомассаж"
картотека

Родичева Ирина Сергевна
Материал содержит картотеку самомассажа для развития мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Картотека «Самомассаж» 

                                      (развитие мелкой моторики рук)
Массаж ладоней и пальцев рук:

Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко
покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают
напряжение. Научить детей самомассажу рук не сложно. С помощью
шестигранных карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы,
ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и
игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша, способствуют
овладению тонкими движениями пальцев.

1. «Веселые пальчики».
Карандаш положить на нескользящую поверхность, прогладить его
сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных
направлениях.
               «Карандаш щекочет пальчики
                Веселятся девочки и мальчики!

2. «Добывание огня».
Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой
ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от
кончиков пальцев к запястьям.
                      «Быстро палочкой мы трем-
                       Огонек сейчас найдем»
3. «Юла».
Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и большим
пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение
большим и средним пальцами.
                      «Стану я сейчас юлой-
                       на ноге кручусь одной»
4. «Вертолёт».
Вращать длинный тонкий карандаш между большим, указательным и
средним пальцами.
                   «Вертолет готов к полету,-

                      Говорим ми все пилоту.
                    Винт скорее закрути и лети, лети, лети».
5. «Скольжение»
Продвигаться вверх и вниз по длине шестигранного карандаша, уперев
острым концом в стол, перехватывая его пальцами.
                  «Гладко вниз сейчас скольжу,
                    Съехать с горки я спешу».
6. «Послушный карандаш»
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая
его в определенном положении в правой и левой руке.
                    «Карандаш в руках катаю,
                     Между пальчиков верчу.
                     Непременно каждый пальчик
                     Быть послушным научу».
7. «Лягушки»
Прокатывание карандаша между ладонями сначала в вертикальном, а
затем в горизонтальном положении карандаша.
                «Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!
                 Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!
Прокатывание карандаша тремя пальцами правой, а затем левой руки.
                 Мы лягушки-попрыгушки, ква-ква-ква!
                 Тренируем наши ручки, раз-два, раз-два!»

Массаж фундуком (грецким) орехами, гладкой галькой:

Самомассаж с данным оборудованием оказывает существенное влияние
на процесс формирования пространственного и логического мышления,
речевое развитие ребенка, развитие координации и внимания.
- Катать два ореха между ладонями;
- Прокатывать один орех между ладонями;

-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами
ведущей руки;

1.»Белка»
Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
                    «Белка принесла орешки-
                      Какой хочешь, выбирай,
                     В ручку ты возьми орешек
                     И легонько нажимай»
2. «Фокус»
Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.
                       Я орешек зажимаю
                       Словно я его теряю,
                       Раз! Ладошка открывается
                       И орешек появляется!
3. «Прогулка»
Прокатывать орех по поверхности ладони с тыльной стороны, лежащей
на столе, от кончиков пальцев до запястья. (Все движения выполняются в
соответствии с текстом и инструкцией)

«Правую ручку на стол я кладу,
 В левую ручку орешек беру,

Вот мой орешек по ручке гуляет
На ней он дорожку свою оставляет.

«Наш орешек непростой,
Он волшебный, золотой.

С орешком будем мы играть

Своим ручкам помогать»

«Мы с орешком поиграем, (в правой руке)
Его с горочки катаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
Снова весело играем, (в левой руке)
По другой руке катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!»
«В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)
И немного повернём.
Крепко пальцами держи
И ещё раз поверни.
В другую руку мы возьмём (в левой руке)
И немного повернём.
Крепко пальцами держи
И ещё раз поверни.
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни,
И немного отдохни!»

Массаж с прищепками

Игры с прищепками особенно полезны, если пальчики ребенка действуют
неуверенно, неловко. Игры хорошо развивают щипковый хват,
способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень
важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки,
переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и
средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем).
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые
фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия —
смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)
«Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.

—Но я же играю с тобою, малыш!
—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».

Слова Действия
Мы весёлые прищепки,
Коль поймам держим крепко!
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на левой руке, любуемся
ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и
прокатываем между ладонями)
Большой пальчик мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим прищепкой большой палец левой руки и
качаем пальчик с прищепкой)
Указательный поймаем
И немного покачаем! (Ловим указательный палец левой руки и качаем)
Средний пальчик мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим средний палец левой руки и качаем)
Безымянный мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)
И мизинец мы поймаем
И немного покачаем! (Ловим мизинец левой руки и качаем)
Раз, два, три, четыре, пять!
Прищепки будем мы катать! (Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем
аналогичные действия на правой руке)
1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхни
И немного отдохни! (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук,
встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)

Массаж лица и пальцев рук с помощью зубных щеток.

Массаж должен быть нежесткой зубной щеткой. Щетки индивидуальны и
тщательно обрабатываются мылом после использования. Самое главное :
ребенку не должно быть больно!
Этапы массажа:
поглаживание – легкое, затем более интенсивное;
разминание – щетка прижимается к коже и, не сдвигаясь по поверхности,
вращательными движениями разминает глубже лежащие ткани;
вибрация – похлопывание щеткой.

1. «Пальчики-удальчики»
Начиная с большого и до мизинца растирать зубной щеткой сначала
подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
«Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.»
Заканчивается массаж поглаживанием массируемых мест (мышц лица и
пальцев рук).

2. «За ягодами»
Ребенок берет в руки зубную щетку. Под счет растирает щеткой подушечки пальцев сначала левой, затем руки.
Слова Действия
Раз, два, три, четыре, пять –
В лес идем мы погулять! Растирает щеткой ладонь правой руки
Большой палец
За черникой, Указательный палец
За малиной, Средний палец
За брусникой, Безымянный палец
За калиной, Мизинец
Землянику мы найдем
И братишке отнесем!

Убирает зубную щетку в сторону. Вытягивает руки вперед – «угощение.

Массаж «Волшебные дорожки» аппликатор Кузнецова.

Приспособление для стимуляции нервных окончаний на ладонях и
кончиках пальцев рук.
1. «Гладкие ладошки»
Пластмассовые иглы закреплены на тканевой основе в форме дорожек.
Расстояние между ними от 2 до 8 мм. Ребенок прижимает ладони (в пределах
болевой переносимости) в течение 40-60 секунд.
«Мы ладошки прижимаем-
Быть здоровыми желаем»

1. «По дорожке»
Слова Действия
1, 2, 3, 4, 5! (Загибаем пальчики
на обеих руках одновременно)
Дорожкой будем мы шагать! (Шагают все пальчики обеих рук)
Свои ручки развивать! (Удары кулачками и ладошками попеременно по
дорожке)
Пальчики потопали,
Потопали, потопали! (Все пальчики обеих рук "топают"
на месте по дорожке"
Ладошками похлопали,
Похлопали, похлопали! (Обе ладошки хлопают по дорожке, не отрывая
запястья от стола,
А большой он умный самый
Потанцуй-ка вместе с нами! (Большой палец танцует по дорожке)
Указательный танцуй
И старайся не балуй! (Танцует указательный палец)
Средний пальчик попляши
Постарайся от души! (Танцует средний палец)

Безымянный дорогой
Потанцуй и ты со мной. (Танцует безымянный палец)
И мизинец маленький

Самый он удаленький! (Танцует мизинец)
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть! (Загибаем пальчики на обеих руках, (удары
кулачками и ладошками)
На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения
ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони.
Направления движения – к себе.

2.«Мама-ежиха»
«Гладила мама-ежиха ежат:
Что за пригожие детки лежат!»

3. Расслабление «Ловим тишину»
Ладошки лежат на столе, тело расслаблено, глаза закрыты. Дети находятся в таком положении в течении 30-40 секунд, после чего глаза открываются и педагог спрашивает: «Получилось поймать тишину?»

Массаж с разными крупами и бусами. 

Перебирание круп или бусинок развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество бусинок. Проводится под присмотром взрослого.

1. Массаж "четками". Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы,
успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).

«Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю»
2. «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой
платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из
кулачка не должны).
Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками,
косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.