Проект "Посуда"
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Звездочка»
Проект
в первой младшей группе №2
«Посуда».
Подготовила:
воспитатель первой категории
МБДОУ детский сад №5 «Звездочка»
Зубарева Светлана Валентиновна
г. Осташков
2023 г.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Вид проекта: краткосрочный (6 февраля – 10 февраля 2023г.)
Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы и их родители.
Актуальность:
Детей привлекает яркость и красочность предметного мира, что позволяет взрослым целенаправленно развивать их сенсорные и речевые способности, составляющие фундамент умственного развития ребенка-дошкольника.
Предметный мир, окружающие малыша вещи и игрушки имеют особое значение в развитии маленьких детей. Ребенок активно входит в предметный ми, начинает знакомиться с большим количеством предметов, их качествами и свойствами, практически осваивает способы использования предметов в бытовой, игровой и других видах детской деятельности. Дети этого возраста активно экспериментируют как с предметами, так и с материалами.
Реализация данного проекта позволяет ребенку обобщить свой познавательный чувственный опыт, научиться первым обследовательским действиям, незаметно овладеть простейшими сенсорными эталонами цвета, формы, величины. Словарь ребенка может быть обогащен названиями предметов, например, посудой, с которыми он активно действует, словесным обозначением самих действий, а также словами, обозначающими многообразие качеств, свойств и признаков этих предметов.
Также актуально обратить внимание детей на различие в классификации посуды (чайная, столовая).
Цель проекта:
Формировать элементарные представления о посуде, учить узнавать, называть и обобщать предметы посуды.
Задачи проекта:
- Формирование обобщенного понятия «посуда» и её назначение, выделение характерных признаков (форма, цвет, размер).
- Активизация словарного запаса.
- Воспитание бережного отношения к предметам рукотворного мира.
- Формирование навыков культурного поведения во время приёма пищи.
Ожидаемый результат:
- Дети знают и называют предметы быта (посуды);
- Могут называть части предмета, свойства и назначение посуды;
- Повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Посуда»;
- Развитие познавательно исследовательских и творческих способностей детей;
- Развитие мелкой моторики посредством выполнения творческих работ по проекту.
Реализация проекта:
1 этап – Подготовительный
- сбор информации по теме;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- подбор материала для продуктивной деятельности;
- подбор аудио – и видеоматериала;
- подбор художественной литературы по теме;
- подбор дидактического материала;
- оформление папки – передвижки для родителей;
- обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
2 этап – Основной
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Познавательная | НОД «Кукла обедает». Беседы на темы: «Знакомство детей с названиями и назначением посуды», «Какая бывает посуда», «Если ты разбил посуду», «Опасные предметы». Дид.игры: «Найди кукле её тарелочку», «Чего не стало», «Найди чашку к блюдцу». Рассматривание иллюстраций «Чайная посуда», «Столовая посуда». Рассматривание сюжетных картинок «Дети обедают». |
Социально – коммуникативная | Сюжетно – ролевые игры: «Сервировка стола к завтраку», «Угостим игрушки». |
Художественно-эстетическая | НОД Рисование «Тарелки и блюдца с полосками». НОД Лепка «Испечем оладушки». Прослушивание аудиозаписей: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Федорино горе». Просмотр мультфильмов по теме. |
Речевая | Чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Федорино горе», Л. Лихачева «Уроки этикета». Русские народные сказки: «Три медведя», «Жихарка», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин». Рассказы Н. Носов «Мишкина каша», В. Осеева «Почему?». Дыхательная гимнастика «Каша кипит», «Дуем на горячий чай». Совместная пальчиковая гимнастика «Пироги», «Готовим салат». Загадывание загадок о посуде. |
Физическая культура | Под.игры: «Найди пару», «Попади в круг», «Веселые дорожки». |
Взаимодействие с родителями:
- Консультация для родителей «Воспитание у детей культуры поведения за столом».
- Оформление стенда с детскими работами.
3-й этап – заключительный.
- Экскурсия на кухню.
Литература:
1.О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. 2005.
2.Г.И.Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет».
3.Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками — развиваем речь» Москва, 2008.
4.Интернет-ресурсы
Консультация для родителей
«Воспитание у детей культуры поведения за столом.»
Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.
Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.
Уважаемые родители, обратите внимание на:
*как ест ребенок;
*каково его поведение за столом;
*умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, полотняной и бумажной салфетками;
*знает ли он, что люди оценивают его по манере еды.
Овладение этими навыками следует начинать как можно раньше. Очень важно не упустить момент желания ребенка делать все самостоятельно! Своим стремлением помочь ему, сделать быстрее и аккуратнее вы оказываете ребенку медвежью услугу. Потому как неосвоенный в определенном возрасте навык создает потом трудности не только ребенку, но и вам.
Уже с раннего возраста желательно придерживаться следующих правил столового этикета:
• на столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;
• за столом сидим с чистыми лицом и руками;
• застолье проходит без крика и резких замечаний;
• правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками;
Ребенок только взял в руку ложку и тянет ее ко рту, а мама уже ласково, спокойно и настойчиво должна приучать его держать ложку правильно.
• обязательно благодарим за еду и совместную трапезу.
Постепенно внушайте ребенку разумность этих правил и начинайте его этому обучать.
Конечно, детям нелегко соблюдать все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, да не получается. Тогда в некоторых семьях застолье превращается в мучение для ребенка, ведет к сплошным наказаниям. Не следует особенно остро переживать его неудачи: он не хуже других, даже если не может запомнить такие простые правила. Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Будьте терпеливы, хвалите и демонстрируйте уверенность в способностях ребенка - все это приведет к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.
Не следует просто перечислять правила. Постепенно, в игровой и шутливо-доброжелательной форме их надо довести до сознания ребенка. Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть «развалившись», то прольешь на себя суп из ложки…И помните, что Вести себя ДОМА нужно ТАК ЖЕ, КАК И В ГОСТЯХ! Никогда не делайте скидку «ничего страшного, он же дома! Здесь же все свои!» Ребенок искренне не поймет, почему дома ему разрешали (или не обращали внимания) есть торт руками и плеваться тем, что ему не нравится, а в гостях вдруг начали ругать!
Также как можно раньше посадите ребенка за общий стол. Пусть он сам подумает и объяснит, как можно за столом ухаживать за мамой и бабушкой, почему нельзя поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом, что делать, если на тарелке лежат сыр и ветчина, а хочется еще съесть шпроты, почему благодарим за угощение, а не отзываемся о нем плохо, если оно нам не понравилось, и т. д. Приучая ребенка пользоваться бумажными и полотняными салфетками и столовыми приборами, нужно объяснить, что опытная хозяйка по расположению на столе салфетки или столовых приборов может определить желание гостя закончить или продолжить трапезу.
С 5-6-летнего возраста необходимо приучать пользоваться ножом и вилкой. Мы решили изменить возрастные критерии, начать приучать с 3-4 лет. Ребенок легко запоминает эти правила. Ему кажется, что, соблюдая их, он стал старше и умнее. Он сравнивает себя со взрослыми - так ли они ведут себя во время приема пищи. Надо поддерживать у него возникший интерес к правильному поведению за столом. Взрослых нередко мучает вопрос: что и как едят. Родители могут создать своему ребенку необходимые условия, чтобы он, став взрослым, редко задавал себе подобный вопрос. Для этого надо обучить его правильно есть разные блюда: овощи, фрукты, сладости и т. д.
Целесообразно убедить ребенка, что лучше есть за столом. Расскажите ему о пищеварении, микробах, чистых и грязных руках. Желательно называть и другие причины: можно случайно кого-нибудь испачкать, а значит, огорчить; жующий на улице человек выглядит некрасиво. Став старше, ребенок, возможно, не придаст значения таким аргументам, но в раннем детстве мы воспитаем у него привычку не есть на улице. Создайте особые условия для правильной и красивой еды. Например, в праздничном застолье старайтесь все делать правильно. Если ребенок за столом допустил оплошность, не следует его ругать, надо понять причину: у ребенка еще не закреплен навык, он волнуется, его еще не научили, слишком сложное для его возраста требование.
Только терпение и любовь родителей помогут ему освоить этикет, соблюдение которого столь важно в жизни каждого человека для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком.
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.
Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом.
В жизни и на картинках уверенно узнавать и называть процессы еды.
Знать предметы и действия, связанные с выполнением гигиенических процессов при приеме пищи
Знать отдельные правила поведения за столом (не разговаривать пока не прожевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших)
Знать стихи о приеме пищи, прослушать и рассмотреть детские книги и с соответствующим содержанием.