"Ни шагу назад!" Пешка.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Технологическая карта занятия по шахматам "Ни шагу назад!" Пешка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_po_shahmatam.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Рябинка»
Тема занятия:
«Ни шагу назад! Пешка. Превращение пешки»
план – конспект занятия №9
по дополнительной общеобразовательной программе «Мои первые шахматы»
дата проведения: 27.01.2020г.
Разработала:
Кузнецова Надежда Викторовна
педагог дополнительного образования
Технологическая карта урока
Тема | «Ни шагу назад! Пешка. Превращение пешки». |
Предмет | Шахматы |
Тип занятия | Урок открытия нового знания на основе практических умений |
Цель | Формирование способности «действовать в уме» на основе изучения пешки |
Задачи | Обучить азам шахматной игры – правила хода, взятия и превращения пешки; развивать умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать фигуры, работать с диаграммами, представлять, анализировать и интерпретировать данные; воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения, самодисциплину, умение владеть собой, уважение к партнеру |
Основные понятия | Правила хода и взятия, превращения пешки, взятие на проходе |
Межпредметные связи | Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, определение наиболее эффективных способов достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальными формами познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, выполнения алгоритмов; |
Ресурсы: -основные -дополнительные | демонстрационная доска с фигурами, игральные комплекты шахмат для каждого ребёнка и учебник И.Г. Сухина «Шахматы или Там клетки чёрно – белые чудес и тайн полны» 1 год обучения; |
Мешочек с шахматными фигурами, на дне которых приклеены «адреса» - нотация полей для выполнения задания |
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | ||||
УУД (универсальные учебные действия) | Предметные | |||||
Личностные | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |||
I.Организационный момент
| Обеспечение мотивации и организация внимания учащихся Добрый день! Мы продолжаем знакомится с волшебным миром шахмат и давайте вспомним, что мы узнали на предыдущих занятиях: |
| ||||
II.Актуали-зация знаний | Повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы: -Вспомним названия шахматных дорожек! - Сегодня мы с вами продолжим путешествие по удивительной шахматной стране. Но вначале нашего урока хочу проверить, хорошо ли вы запомнили, что узнали раньше? - какая фигура ходит по горизонталям и вертикалям? -какая фигура ходит по диагоналям? - какая фигура объединяет в себе ладью и слона? - покажите руками, как ходит конь? | осмысление необходимости сотрудничества | Информация для самостоятельного осмысления ситуаций | умение определять и формулировать цель деятельности | умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами | повторить и закрепить базовые понятия шахмат, связанные с шахматной доской и фигурами: вертикаль, горизонталь, диагональ, названия и ходы фахм. Фигур, кроме пешки и короля |
III. Введение в тему занятия. Постановка проблемы IV. Открытие новых знаний V.Релаксация VI. Первичное закрепле-ние VII. Примене-ние знаний и способов действий VIII Подведе-ние итогов, оценки, рефлексия | возникновение проблемной ситуации, умение определять и формулировать тему и цель деятельности. - Какая фигура никогда не стояла на 1-ой горизонтали? (Пешка) - Вы догадались, какую фигуру мы будем изучать? - Сколько пешек в каждой армии? (8) Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации - Какие однокоренные слова можно подобрать к слову «пешка»? (…) - Пешком с посошком идёт пешка – медленно на одно поле вперёд по вертикали (демонстрация) _ А когда белая пешка доходит до 8-ой горизонтали, происходит волшебство… Кто знает – какое? (Превращение в любую фигуру своего цвета, кроме короля) - Самый первый ход пешка может делать двумя способами: идти на одно поле вперёд или на два. - Взятие пешка делает по диагонали вперёд на одно поле и держит под боем два поля. - Есть у пешек ещё одно удивительное правило – взятие на проходе. Когда пешка противника делает длинный ход из начального положения, то наша пешка может при желании её сбить и стать на поле по диагонали – то поле, через которое пешка противника перескочила. Физминутка на координацию движений рук: - Руки согнуть перед грудью – правая рука делает вращения от себя, а левая – к себе (одновременно) - правая рука рисует в воздухе цифру 8, а левая - знак бесконечности (одновременно) Сейчас каждый на своей доске сделает взятие на проходе (учитель проверяет) - Работа по учебнику: стр.5 «Один в поле воин»: побей белой пешкой все чёрные фигуры, беря каждым ходом по фигуре (отвечают дети по цепочке) стр.6 «Лабиринт»: проберись пешкой в ракету (отвечают дети по цепочке) Дидактическая игра «Волшебный мешочек» -В непрозрачном мешочке дети на ощупь определяют фигуру, называют её, затем – достают и называют «адрес» поля на дне фигуры. Такую же фигуру по этому «адресу» ставим на демонстрац. доску. Когда все фигуры выставлены, нужно белым конём сбить незащищённую фигуру. - Какая фигура никогда не стояла на 1-й горизонтали? (пешка) - Мы с вами выучили почти все шахматные фигуры, кроме короля. И сейчас будем играть. Правила игры: со своих игральных досок убираем королей и играем всеми остальными шахматными фигурами из начального положения. Белые начинают. Выиграет тот, кто собьёт все фигуры противника. Что узнали нового о шахматах? Я: Узнал …. Запомнил …. Повторил…. – Молодцы, ребята! Мы с вами замечательно провели время в шахматной стране. -Спасибо всем! | личностная мотивация к познавательной деятельности личностная мотивация к познавательной деятельности личностная мотивация к обучению осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи; уважение мнения сверстников по обсуждаемой проблеме. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -личностная мотивация к познавательной деятельности Умение анализировать свою деятельность и делать выводы | ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять поиск существенной информации ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять поиск существенной информации ориентироваться в своей системе знаний; умение анализировать свои действия во время игры и делать выводы, осуществлять поиск существенной информации
Поиск и выделение необходимой информации, применяя метод наблюдения Структурирова-ние знаний ориентироваться в своей системе знаний | умение высказывать своё предположение на основе шахматных ситуаций умение высказывать своё предположение на основе шахматных ситуаций Координация работы левого и правого полушарий мозга для активизации работы детей на уроке умение определять и формулировать цель деятельности; умение предвидеть на основе примерных игровых шахматных ситуаций; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности. Прогнозирова-ние результатов уровня усвоения изученного материала | умение ориентироваться на позицию собеседника в общении умение ориентироваться на позицию собеседника в общении; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. умение ориентироваться на позицию другого умение ориентироваться на позицию собеседника в общении и при игре в шахматы; умение планиро-вать учебное сотрудничество разрешать конфликтные ситуации Оформление своих мыслей в устной форме, слушать и понимать речь других | Закрепить базовые знания о начальной позиции пешек на шахматной доске Познакомить с правилами хода и взятия, превращения пешки, взятием на проходе умение использовать полученные знания на практике деятельность школьников по самостоятельно- му применению знаний в шахматной игре Закрепление изученного материала
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами" во второй младшей группе.
Программное содержание:1. Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.2. Ра...
"К нам весна шагает быстрыми шагами.."
Продолжать закреплять знания детей о признаках весны, о том, как просыпается природа после зимней спячки. Создать радостное настроение....
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "К нам весна шагает быстрыми шагами"
Познакомить детей с особенностями жизни леса, луга в весенний период, формировать реалистическое представление о жизни лесных животных. Развивать творческое воображение, логическое мышлени...
Конспект открытого занятия "К нам весна шагает быстрыми шагами"
Конспект занятия по развитию речи в саршей группе...
"К нам весна шагает быстрыми шагами»
Дети запоминают названия весенних месяцев, рассказывают об изменениях , происходящих ранней весной в природе. участвуют в исследовательской деятельности, логически мыслят....
Конспект непосредственно образовательной деятельности (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. ТЕМА: «К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ БЫСТРЫМИ ШАГАМИ»
Конспект непосредственно образовобразовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация и конструирование в технике квиллинг) в старшей логопедическ...