Методическая копилка педагога
план-конспект занятия
Данный раздел интернет - портфолио представляет собой методическую копилку педагога, объединяющую в себе методические разработки дидактических и интерактивных пособий, сценарии образовательной деятельности, проектной деятельности, семинары-практикумы и практикумы для педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Звездочка»
г.Красный Кут Саратовской области
_______________________________________________________________________
Проект:
«Растим дошкольных «Эколят» - защитников природы».
Подготовила:
Митрофанова Ольга Викторовна.
Воспитатель 1кв. категории
2021г
г. Красный Кут.
Все хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
1.Паспорт проекта.
Структура | Содержание |
Тема проекта | «Растим дошкольных «Эколят» - защитников природы». |
Сроки реализации проекта | долгосрочный 01.09.2019 года по 31.08.2022года. |
Автор | Воспитатель: Митрофанова О.В. |
Участники проекта | Дети старшей группы, педагоги, родители |
Особенности проекта | природоохранный, познавательно-исследовательский, долгосрочный. |
Актуальность и социальная значимость проекта | Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наш детский сад сегодня-это образовательное учреждение, обеспечивающие физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей. Эколого-ориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру осуществляем постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом отметили, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример. |
Анализ ситуации | Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в ДОУ. Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия. От нас, взрослых зависит, какими вырастут наши дети! Мы, взрослые (родители, воспитатели) должны научить наших детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять ее и преумножать ее богатства. Осуществляя организацию работы по экологическому образованию в группе, оценила состояние окружающей среды своей малой Родины – г. Красный Кут Саратовской области. Административный центр Краснокутского района, расположен в нижнем Заволжье, на правом берегу реки Еруслан (левый приток р. Волги) Экологическая обстановка города имеет свои экологические проблемы: загрязнение атмосферы города, р. Еруслан, питьевой воды, несанкционированное размещение отходов, деградация растительности и почвенного покрова (засоление, усиление ветровой и водной эрозии почвы), состояния окружающей среды. Территория ДОУ, на мой взгляд, недостаточно озеленена, мало деревьев, кустарников, цветущих растений, цветов других островков природы, где дети могли бы проводить наблюдения за живой и не живой природой, позаниматься в цветнике, на огороде, развивать свои познавательные способности. Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста стал новый природоохранный социально-образовательный проект «Растим дошкольных «Эколят» – защитников природы», по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия. Проект «Растим дошкольных «Эколят» – защитников природы», является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Проект является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в ДОУ. |
Постановка проблемы | Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием, с экологией Краснокутского района. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова). |
Аннотация проекта | В рамках реализации нашего проекта предусматривается разносторонняя деятельность в ДОУ с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры. На торжественной церемонии воспитанников группы приняли в команду «Эколят – дошколят». Дети понимают, что они вошли в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней. Особенностью Проекта «Растим дошкольных «Эколят» – защитников природы» по формированию культуры природолюбия у воспитанника детского сада является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Работая по проект,провели комплекс занятий, заданий и мероприятий, используя, учебные и учебно-методические пособия, тематические книги, игровой, аудио, видео и другой материал, подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к природе. Систематически проводим тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы. Особое внимание в Проекте уделяем формированию у воспитанников целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды. |
Цель проекта | Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия. |
Задачи проекта | - дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы; - способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; - помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека; - расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей; -помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром; - разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс ДОУ новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приемов, способных сформировать у ребенка чувство любви, разносторонне - ценностное, бережное и уважительное отношение к природе; - способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности. |
Принципы, лежащие в основе проекта | - реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости; - интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания; - создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска; - наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения; - создание условий для практического экспериментирования с разными материалами; - простота и доступность изучаемого материала; - поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях; - добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении проблемного вопроса и темы; - безопасность в организации и проведении воспитательно-образовательного процесса; - наличие осознанного подхода при организации совместной деятельности со стороны воспитателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка; - уважение к свободе и достоинству каждого ребенка; - принцип системности и наглядности; - принцип доступности изучаемого материала; - эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий - проблемно – исследовательский характер заданий - вариативно – дифференцированное содержание заданий - опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения; - привлекательность, занимательность и образность содержания заданий; - психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации занятий; - принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений; - принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия; - любовь к природе родного города, к природе Отечества, природоохранная деятельность; - принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природоохранной деятельности, накопление им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы; - принцип интегративности: сотрудничество с семьей, сочетание разных видов деятельности; - принцип наглядности: изготовление ряда нагляднодидактических пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе экологического материала. |
Этапы реализации проекта | I этап – подготовительный: - внедрение в проект образы сказочных героев; - изучение и создание информационной базы, подбор материала по проекту? II этап – основной: - совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей - включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам; - активизация взаимодействия родителей с детьми посохранению единства человека и природы? III этап – заключительный: - подведение итогов деятельности в рамках проекта; - результаты мониторинга по экологическому воспитанию; - создание фотопрезентации в рамках проекта. |
Ресурсы проекта | Информационно-техническое: - фотоаппарат, - телевизор Информационное обеспечение: - интернет, - Программа экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой «Юный эколог» -комплексные занятия по экологии С.Н. Николаевой - тематические книги; - хрестоматии; - альбомы и тетради для раскрашивания; - дидактический материал: схемы, таблицы, дидактические игры по краеведению; - наглядные, дидактические и раздаточные материалы; - художественные, познавательные и научно-популярные произведения; - семейные фотографии общения с природой, - тематические альбомы и фотоальбомы, - энциклопедические и справочные издания; - аудио и видеоносители информации; - настольные, напольные, компьютерные и другие игры, - элементы мультипликации; - художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры. |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Предполагаемые результаты: - повышение общей культуры ребенка; - формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; - формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; - развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; - расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей. Продукт деятельности детей: - Рисунки детей на экологическую тематику, по полученным впечатлениям; - Модели и схемы, - Творческие работы Продукт деятельности педагогов: - Разработка и оформление проекта; - Разработка конспектов НОД по тематике проекта; - Консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т.д.) - Тематические стенды и выставки, - Сценарии и конспекты музыкальных, спортивных, тематических мероприятий - Презентация итогов проекта. |
Перспективы распространения | Использование данного педагогического проекта в ДОУ. |
2.Этапы работы над проектом.
Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный | |||
1 этап - подготовительный | |||||
Разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Поиск информации, подготовка информационного стенда для родителей, центра экологии «Эколята–дошколята», наглядного и дидактического материала. | |||||
Предварительная работа с детьми, беседы, чтение худ. Литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику, диагностика | сентябрь | педагоги | |||
Организация предметно-развивающей среды группы в рамках реализации проекта; | сентябрь-октябрь | педагоги, родители | |||
Поиск информации по проекту: логотип, гимн, клятва, создание грамот, медалек, для посвящения в «Эколята-дошколята», элементов костюмов | сентябрь-октябрь | педагоги, родители | |||
Создание стенда «Эколята-дошколята» с возможностью использования элементов стенда для проведения занятий с детьми | сентябрь-октябрь | педагоги | |||
Создание странички «Проект «Растим дошкольных «Эколят»-защитников природы .на сайте ДОУ | В течении года | педагоги | |||
2 этап - основной | |||||
Конкурс поделок из природного материала «Творчество Эколят» | октябрь | дети, родители | |||
Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» | октябрь | педагоги | |||
«Эколята знают все!» (беседы, игры, викторины, ООД, наблюдения) Умница в сему научит! | В течение года | Педагоги , дети | |||
Развлекательное мероприятие «Посвящение в Эколята». Проведение акции принятие детей в Эколята- дошколята. | ноябрь | педагоги, дети | |||
Методическая разработка «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры» | В течение года | педагоги | |||
Экологические опыты и эксперименты «Шалун исследователь» | В течение года | Педагоги, дети | |||
Неделя экологических игр «Елочка и Тихоня очень любят поиграть» | В течение года | Педагоги, дети | |||
Конкурс рисунков «Экология глазами малышей» | декабрь | Педагоги, дети | |||
Тематическая неделя «Путешествие Эколят» (тематические дни: «Эколята и мир растений», «Эколята и мир животных») | январь | Педагоги, дети | |||
Квест-игра «Берегите нашу планету от мусора» | Февраль-март | Педагоги, дети |
3.Работа с родителями.
Участие в акциях
Название акции | Срок проведения |
«Эколята-дошколята» | Сентябрь-октябрь-ноябрь |
«Накорми птиц» | Декабрь-январь |
«Берегите воду» | Февраль-Март |
«Чистый город» | Апрель-май |
«День Земли» | Апрель |
Предварительный просмотр:
Образовательная область: Познавательное развитие
Цель:- формировать у детей основы экологической культуры.
Задачи:
•Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их; закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; закрепить знания детей о лесе; развивать представления о том, как действия людей вредят природе; Закрепить названия цветов-первоцветов: одуванчик, подснежник, грибов : съедобные -несъедобные.
•Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; связанную речь, развивать мелкую моторику рук.
•Воспитательные: воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу;
Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приёмы:-
погружение в игровую ситуацию;
- беседа;
- групповая, коллективная работа; - релаксация, динамическая пауза,
- создание проблемной ситуации.
Предварительная работа:
- прогулки.
- уборка территории детского сада вместе воспитателями. - изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями); чтение стихов и рассказов о природе,
-рассматривание иллюстраций леса, природы.
- раскрашивание экологических знаков;
- беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе; - составление рассказов о природе по опорным схемам и мнемодорожкам; - проведение дидактических игр («Кто где живёт» , «Кто лишний», «Хорошо или плохо», «Найди отличия»)и подвижных игр
- игровые экологические ситуации по правилам общения с животными; - инсценирование сказок о животных (игры-драматизации);
- релаксация «Звуки леса»
Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экологические знаки, , «аудиозапись игры «Здравствуйте», макеты деревьев, «мусор»:коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков, перчатки, мешок для мусора, макеты подснежников, одуванчиков, , ковер-самолет с заплатками ( нарисованные первоцветы одуванчики, подснежники, волшебная коробочка, медали защитники леса, бинт, гнездо с птицей,
Структура НОД:
I. Вводная часть:3 мин
II. Основная часть:19 мин
III. Заключительная часть:3
Ход НОД.
Дети входят в группу.
Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся.
Проводится игра «Здравствуйте!» ( под аудиозапись)
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!
Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!
Здравствуйте, ребята! Всем привет!
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(лес)
Воспитатель Правильно это лес. Какие деревья растут в лесу? Какие животные живут в лесу?
(появляется сорока)
Сорока:-«Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда!
Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!
Помогите! Помогите!»
Воспитатель:
Да, ребята, что-то случилось серьезное в лесу.
Воспитатель: Похоже кто-то нарушил правила поведения в лесу. И я их подзабыла, напомните пожалуйста их.
Воспитатель подводит детей к знакам- правилам поведения в лесу.
Дети: Да, знаем. В лесу нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.
Воспитатель: Молодцы! Если вы знаете правила, то можем идти на помощь лесу.
Я предлагаю полететь на волшебном «ковре-самолёте».
Разворачиваю «ковёр», а там дырки в виде цветов-первоцветов.
Ой, ребята, его прогрызли мыши. Помогите починить ковёр.
( на подносе лежат цветы мать-и-мачеха, подснежник, одуванчик). Дети накладывают и определяют, те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра).
- Назовите цветы-первоцветы, которые вам понадобились.
- Теперь возьмемся за ковер и повторяйте волшебные слова:
Наш ковёр по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Унесет нас до небес,
Попадём на нём мы в лес!
Воспитатель:
- Ну вот, мы с вами в лесу. Здравствуй лес, полон сказок и чудес.
Воспитатель: Что за лес? Ой, как грустно, ой, как скучно и темно.
Не слышно пения птиц. Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?
Дети: Пакетов, бумаги, бутылок…
Воспитатель: Правильно, мусора. Что же делать, как помочь лесу?
Дети: Давайте уберем весь мусор на полянке.
И тогда наш лес и все его жители будут очень рады.
(Очищают лес от мусора).
Воспитатель: Какой знак нам нужно поставить в лесу?
Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор.
(Дети ставят знак в лесу).
- А что ещё вы заметили, ребята?
(Веточка у берёзки сломана).
- Что же нам нужно сделать?
(Полечить берёзку).
Воспитатель с помощью детей завязывает берёзке веточку.
- Давайте и здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что нельзя ломать веточки на деревьях. (Дети ставят знак.)
Ребята посмотрите на экран, Вам нравится такая полянка?
Дети; нет.
А когда-то на этой полянки росли красивые цветы. Что произошло с ней? Почему она так выглядит? Что можно сделать, чтобы она стала красивой? (ответы)
Давайте мы с вами выполним пальчиковую гимнастику «Цветок» и на нашей полянке появится опять много красивых цветочков.
Воспитатель: - Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? (ответы) Давайте поставим знак (ребенок выбирает нужный знак).
Воспитатель: – Ребята, а что еще кроме деревьев и цветов растет в лесу. Какие грибы вы знаете. Какие грибы можно собирать? (ответы) Как следует собирать грибы? А какие грибы собирать нельзя? Почему?
Воспитатель: - Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы? (ответы детей)
-Какой знак мы можем здесь поставить? (ребенок выбирает и ставит знак)
Воспитатель. Как вы думаете, зачем нужны деревья? (Ответы детей: Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)
- Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы) Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении. Давайте представим с вами, что мы маленькие семечки, которые упали в землю.
-Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше.
-Какой знак нужно поставить здесь?
(ребенок выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите (гнездо) Каких птиц вы знаете? (ответы) Сейчас я вам буду называть разные слова, а вы как только услышите название птиц - хлопайте в ладоши, а если я буду называть другие слова – топайте.
Игра на внимание «Птицы»
-Зачем птицы строят гнезда? (ответы) Какое правило, мы знаем про птиц? (ребенок выбирает знак, объясняя, что он означает)
Ребята а как зимой можно помочь птицам.(ответы)
Посмотрите какой маленький ежик к нам прибежал, давайте возьмем его к нам в группу. (ответы детей)
Ребята, а можно забирать животных домой? (Правильно, нельзя)
Люди очень часто ведут себя нехорошо, забирают их домой.
(Ставят знак, запрещающий брать животных домой.)
Воспитатель:- Молодцы Природу надо беречь! Посмотрите, как в лесу стало светло.
Воспитатель находит под деревом коробочку.
-Посмотрите, ребята, какая коробочка, наверное, сорока нам оставила.
Открывают коробку, в ней медали «Юный эколог»
Дети получают медали.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали?
Воспитатель: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!
А теперь, нам пора возвращаться в детский сад!
Дети садятся на ковер-самолет и улетают в детский сад.
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по рисованию во 2 младшей группе
На тему: «Нарядные матрешки»
Цель: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования с помощью ватной палочки.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с историей появления русской матрёшки;
- Уточнять и обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- Развивать связную речь детей;
- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память;
- Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес;
- продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;
- воспитывать самостоятельность, активность, творческое воображение.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.
Демонстрационный материал: игрушка – Матрешки, картинки с изображением матрешек: Семеновская, Тверская, Майдановская, Сергиевская, Вятская, магнитофон.
Демонстрационный материал: Матрешка из пяти элементов, , показ слайдов с изображением матрешки.
Оборудование: краска гуашь (красный,), заранее вырезанные из бумаги силуэты Матрешек (по одной на каждого ребенка), ватные палочки, салфетки (на каждого ребенка). Фонограмма русских народных мелодий и песен. Использование ИКТ (Презентация "Матрешки").
Ход НОД:
Ритуал приветствия
Воспитатель:
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Основная часть
Воспитатель:
Ребята, а у меня для вас есть сюрприз. А что это за сюрприз вы узнаете, когда отгадаете загадку, слушайте внимательно:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянилась немножко
Это русская…матрешка
Воспитатель: Правильно, ребята!Сегодня к нам в гости пришла Матрёшка.
Присаживайтесь на стульчики!
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу, как появилась русская матрёшка, а вы слушайте и запоминайте.
Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.Однажды задумал он сделать необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: взял деревянный брусочек и сделал куколку, внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и ещё, и ещё. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в русский сарафан с передничком, на голову повязал яркий платочек, нарисовал ей красивые глазки и яркие щёчки. Веселая получилась куколка.И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все её звали.
Воспитатель: Давайте все вместе посмотрим на матрёшку и расскажем о ней.
Воспитатель:
Что у неё на голове? (платочек)
А во что же одели мастера матрешку? в сарафан
Чем украшен сарафан? (цветами)
Какой секрет есть у Матрёшки? внутри спрятаны ещё матрёшки
Воспитатель: Матрёшки очень любят играть, поиграем?
Ну-ка за руки беритесь,
В круг скорее становитесь.
Вы, ребята, не зевайте.
Вместе с Матрёшкой всё выполняйте!
Физкультминутка "Нарядные Матрешки"
Хлопают в ладошки, дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны вперёд)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Матрёшке очень понравилось с вами играть.
Самостоятельная часть (рисование)
Воспитатель достает из сундучка заготовки матрёшек.
Воспитатель: Посмотрите, а эти матрешки грустные? Как вы думаете почему?
Дети: потому что у них сарафаны не украшены.
Воспитатель: Что же нам делать? Как же быть? Как нарядить матрешек?
Дети: нужно разукрасить сарафаны.
Воспитатель: Рисовать мы с вами сегодня будем палочками – цветочками.
Пальчиковая гимнастика.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Кулачки разжали – сжали,
Вот и пальчики размяли.
Воспитатель:
Мастера, скорей за дело
Украшай платочки смело.
Ребята, подходите к столам, украшайте сарафанчики!
Дети украшают сарафаны (под русскую народную мелодию)
Воспитатель: Наши пальчики готовы к рисованию. Но сегодня мы, ребята, будем заниматься необычным рисованием. Вместо кисточки перед вами лежат ватные палочки и сейчас они превратятся в волшебные палочки. (воспитатель показывает детям ватные палочки).
Воспитатель: Ребятки, смотрите внимательно, я покажу вам, как правильно нужно рисовать. Берем палочку и обмакиваем ее в краску, но не всю палочку, а только ее кончик, держим ее прямо, затем прикладываем ватную палочку к фартушку нашей матрешки и прижимаем ее.
Посмотрите, какие остаются следы-отпечатки. Вот какой цветочек у меня получился. Теперь, ребята, вы сами попробуете украсить фартуки матрешек, приступаем к рисованию.
Воспитатель: Рисуйте аккуратно, набирайте достаточно краски на палочку, чтобы цветочки были яркими, красивыми и помните, что в любом деле лучшие помощники - терпение и тишина.
Воспитатель: Ребята, возьмите каждый свою работу и принесите на выставку! Посмотрите, какие яркие сарафанчики получились. Матрешки теперь улыбаются!
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, давайте похвалим нашу Матрёшку. Матрёшка какая?
Дети:красивая, нарядная, расписная, веселая, розовощекая, пухленькая, деревянная, красочная, яркая, интересная, загадочная, румяная.
Итог.
Ребята, кто приходил сегодня к нам в гости?матрёшка
Что мы делали с Матрёшкой? играли, рисовали.
Воспитатель: Давайте скажем Матрёшке до свидания!
Дети: До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Расширить знания педагогов о театрализованной деятельности, показать целесообразность ее использования в процессе развития речи детей – дошкольников.
Способствовать активизации имеющихся у воспитателей теоретических знаний, практических умений и навыков. Привлечь внимание педагогов к рассматриваемому вопросу, повысить их активность, побудить размышлять, анализировать. Содействовать творческому поиску, а также созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов .
Задание: посовещаться и придумать название каждой команде и представить ее
Вопросы1 команде: 1. Способность отчетливо произносить слова в речи 2 . Перерыв, временная остановка в речи, музыке 3. Манера ходить, поступь 4. С помощью чего обозначаются предметы, понятия в устной и письменной речи? 5. Манера произношения, обозначающая различные чувства говорящего 6. Чувство, душевное переживание
Вопросы 2 команде: 1. Движение рукой, что-то обозначающее 2. Искусство, в котором чувства, настроение передаются с помощью звуков 3. Перемещение кого-нибудь в определенном направлении, иногда в определенном ритме 4. Специальный прибор для извлечения определенных звуков 5. Особенности окраски звука у голоса, инструмента 6. Мимика лица, губ, глаз, выражающее удовольствие
Вопросы капитану 1 команды: 1. Сказка о хлебобулочном изделии 2. Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыбным промыслом 3. Сказка о ледяной особе королевских кровей 4. Если бы раньше был птичий грипп, этой сказки не было бы 5.Сказка о пернатом, который после тяжёлого детства в юности всё- таки добился всеобщего признания
Вопросы капитану 2 команды: 1. Сказка о деревенском семействе, вырастившем овощ- гигант 2. Сказка о лесном общежитии 3. Сказка о девочке, чьё имя предопределил головной убор 4. Сказка о мальчике, который своим появлением на свет обязан не матери, а отцу 5. Сказка о трёх пятаках, трёх крючках и двенадцати копытах
Вопрос 1 команде: Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена
Вопрос 2 команде: Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?
Предварительный просмотр:
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – ЭТО СЕРЬЕЗНО
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.
Материал: фишки для жюри, педагогические ситуации для каждой команды, кроссворд, карандаши, листы бумаги для жюри с заданиями, 3 маркера.
План проведения:
- Перечисление методов и приемов руководства игрой
- Продумывание сюжетов развития игр «автобус» и «моряки».
- Презентация подготовленных игр каждой командой.
- Решение педагогических ситуаций.
- Разгадывание кроссворда.
- Перечислить названия сюжетно-ролевых игр для старшей группы, для средней группы и для младшей группы
Ход.
Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.
Сюжетно-ролевая игра - хозяйка игрового процесса.
Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимому форме игровой деятельности.
Развитие игры.
Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это - сюжетно-ролевая игра.
Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия "я - милиционер", "я - воспитатель ". Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: "я повар - готовлю обед", "я папа - иду на работу".
Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сю жетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.
Структура сюжетно-ролевой игры
СЮЖЕТ - РОЛЬ - СОДЕРЖАНИЕ
Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны. (По Д. Б. Эльконина)
Роль взрослого - явная и незаметная.
Существуют два противоположных и одинаково ложные взгляды на сюжетно-ролевую игру: ее либо трактуют как средство для «самовоспитания», и воспитатель при этом отмежевывается от участия в ней, или вторая крайность - организовывают игру «по подготовленному сценарию», когда ее полностью регламентирует взрослый (тема, замысел, сюжет, распределение ролей).
В первом случае воспитатель выпускает из своих рук эффективное средство влияния на детей. Во втором - педагогическая ценность игры теряется, поскольку она лишает детей самостоятельности.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
- Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).
- Прямое руководство (с вмешательством в игру).
1. Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.
Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли):
В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.
2. Воспитатель - партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст)
Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:
- Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст) руководство и помощник.
Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с их.
Создание предметно-игровой среды
Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего, необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.
Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.
В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы игрушка-заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью.
Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условное игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.
Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм.
Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности. На сегодняшнем семинаре мы попытаемся найти ответы на вопросы. Почему дети не играют? Как сделать игру ребенка более насыщенной и интересной?
Предлагаю провести семинар в виде деловой игры. Нам надо разделиться на две команды. За каждое выполненное задание команда получает снежинку
Первое задание. Представить команду и ее название.
Второе задание. Перечислите методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой. Т.е. какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры. /Команды совещаются и поочередно называют метод или прием; команда, назвавшая больше методов и приемов побеждает/
Предполагаемые ответы.
- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений.
- на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад.
- использование сюрпризных моментов
- внесение новой игрушки
- наблюдение за игрой других дошкольников
- наблюдение за трудом взрослых
- чтение литературных произведений
- обсуждение телепередач
- определение содержания игры
- восстановление последовательности событий
- игровые действия
- обыгрывание персонажей и их взаимодействие
- драматизация сказок
- учет интереса детей
- планирование игры
- рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру
- определение темы
- умение согласовывать свои действия с остальными детьми
- придумывание сюжета сказки или рассказа
- совместный пересказ сказки
- придумывание сюжета для двух противоположных по нравственным качествам
- преднамеренное изменение ситуаций
- учет индивидуальных особенностей
- учет личного опыта ребенка
- привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов
- использование мимических этюдов, элементов психогимнастики
- обсуждение хода и результатов игры
- совместная с детьми игра
- использование технических средств обучения.
В ходе игры решаются многие задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания; развиваются творчество, самосознание и активность ребенка.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой должны быть направлены на:
- формирование игры как деятельности;
- использование игры как средства нравственного воспитания. Т.е. формирование дружественных отношений, усвоение детьми норм поведения.
Предпосылки для развития длительной игры.
- умение детьми выбрать тему
- важная часть игры – умение распределить роли (как правило, это делает ребенок-лидер)
- придумывание подбор игрового материала
- умение устанавливать правила и четко выполнять их.
Третье задание. Попробуйте развить сюжеты следующих игр: «салон красоты» и «магазин игрушек». /Одна команда берет одну игру, другая – оставшуюся/. В чем заключается задание? Рассмотрим на примере «Поликлиника» - регистратор - врачи - медсестра - педиатр прививочный кабинет - лаборатория - дневной стационар –гардероб, главврач.
Предполагаемые ответы /учитывать разнообразие, количество ролей/
Принципы.
- На начальном этапе совместно с детьми играет воспитатель.
- На каждом этапе «открывать» и усваивать новый способ ее построения.
- Ориентироваться на осуществление игрового действия и пояснение смысла действия партнером по играм.
- Воспитатель формирует игровое умение, дети – разворачивают игру.
Четвертое задание. Презентация любой сюжетно-ролевой игры каждой из команд (предварительно подготовлена). Каждая команда презентует по две игры.
Критерии оценки – занятость детей, возраст, интерес сюжета, разнообразие ролей, есть ли итог игры, действия воспитателя в ходе игры.
Пятое задание. Разобрать педагогические ситуации и внести свои предложения. Оценивается точность, правильность и методическая грамотность за каждую педагогическую ситуацию.
- Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?
- В детском саду организуются игры в «прачечную», «мастерскую по ремонту книг». Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то? Почему?
- Для игры в школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса учительница, взяла себе портфель, тетради, указку и книги.
«А с чем нам играть? – разочарованно произнесла Таня, - ты, Лариса, тогда сама и играй». Девочка смутилась, опустила голову, потом сказала: «Ребята, это я в класс все принесла для игры, а вы теперь выбирайте, что вам нужно», - и положила все предметы перед детьми. Вопросы: какие чувства испытывала Лариса? Какое влияние оказывает игра на формирование характера?
- Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
- Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Как поступить воспитателю?
- Девочка пришла в группу. Ребята приглашают ее в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю?
Шестое задание. «Склады слова». Каждая команда получает лист бумаги, на котором записано слово в вертикальном положении «Сюжетно – ролевая игра».
За две минуты игроки должны составить больше слов или словосочетаний по теме «Сюжетно-ролевая игра» из букв слов, содержащихся на листе. За каждое правильно образованное слово команда получает 1 снежинку
Седьмое задание. Решение кроссворда. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевым играм. (Сетка кроссворда в конце)
Вопросы к кроссворду:
- Вид игры, в которой ребенок выступает одновременно и в качестве режиссера – постановщика, и в качестве исполнителя всех ролей. Она является важным этапом на пути к созданию сюжетно – ролевых игр со сверстниками.
- Он – главная фигура в дошкольном учреждении.
- Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними
- Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих – либо движений, действий, манер и т.п., играет большую роль в овладении общественно-выработанных норм поведения.
- Отрасль педагогики, изучающие принципы, приемы и средства учебно – воспитательной работы.
- Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия.
- Образ, созданный и воплощенный ребенком – актером в своей игре.
Ответы: 1. Режиссерская
2. Ребенок
3. Игра
4. Подражание
5. Методика
6. Правила
7. Роль
Восьмое задание. Попробуйте перечислить названия сюжетно-ролевых игр в старшей группе. За каждую названную игру жюри дает команде 1 очко.
Предполагаемые ответы.
- Детский сад
- Семья
- Магазин – овощной, хлебный, игрушек
- Пароход
- Больница
- Парикмахерская
- Автобус
- Зоопарк
- Моряки
- Зубной врач
- Прачечная
- Салон красоты
- День рождения
- Столовая
- Кондитерская фабрика
- Поликлиника
- Животноводы
- Аптека
- Строители космодрома
- Путешествие в дальние страны
- Цирк
- Пограничники
- Рыболовецкое судно
- Зоолечебница
- Почта, телеграф
- Газетный киоск
- Дискотека
- Космическое путешествие
- Лесная школа
- Улица и др.
Обилие игрушек-копий реальных предметов тормозит сюжет игры, т.к. действия становятся однообразными (бесконечное переодевание кукол, приготовление пищи, уборка квартиры). Поэтому на начальном этапе развития игры или при новизне игры используют игрушки реальные копии. Для хорошо известных игр можно использовать игрушки-заменители. В некоторых случаях целесообразно использовать и то и другое. Воспитатель может посоветовать детям, как заменить игрушку (конфету на камешек, из скакалки выложить контур корабля или мелом нарисовать комнату).
Подведение итогов семинара, слово жюри.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры. Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая копилка для педагогов
Презентация проекта "профессии родителей" (старшая группа)...
Методическая копилка для педагогов
Предложены игры и упражнения, которые могут использовать воспитатели в работе с детьми...
Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду.
Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду. Воспитатель – это, несомненно, творческая профессия. Именно воспитатель придумыв...
Методическая копилка педагога, Материалы межрегиональных семинаров-практикумов
Статья Е.В. Бибиковой , Г.В. МАлаховой "Приобщение детей старшего дощкольного возраста к основам православной культуры".В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается наше ...
Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5–6 лет в детском саду
Воспитатель – это, несомненно, творческая профессия. Именно воспитатель придумывает идеи для поделок, рисунков, аппликаций, которые потом воплощают в жизнь дети. Творчество воспитателей про...
Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду.
Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду....
Методическая копилка педагога
Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в дошкольном учереждении...