Что такое ТРИЗ?
картотека (подготовительная группа)
ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ?
Теория решения изобретательских задач
Задача ТРИЗ в дошкольном возрасте — развивать фантазию и воображение детей, учить их системному мышлению и осознанию происходящего вокруг, а также дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и уметь находить решения. Полезна технология ТРИЗ и в речевом развитии детей, потому что в процессе выполнения различных заданий существенно пополняется словарный запас ребенка, а специфика заданий стимулирует устную речь.
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
«Где живет?»
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов геометрических фигур и чисел, активизация словаря.
- Я буду задавать вопросы, а вы на них по очереди отвечать.
Воспитатель: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?
Дети: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке и т. п.
Воспитатель: Где живет цифра 3? Дети: В днях недели, в месяцах года
Воспитатель: Где живет цифра 5? Дети: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада и т. п.
«Системный оператор».
Загадывается загадка про число 5.
- Каким числом было число 5 прошлом? (числом 4).
- Каким числом станет число 5 в будущем? (числом 6).
- Из каких двух чисел можно составить число 5? (1 и 4, 2 и 3, 5 и 0).
- Из каких двух чисел можно составить число 4? (1 и 3, 2 и 2, 4 и 0).
- Из каких двух чисел можно составить число 6? (1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 6 и 0).
- Между какими числами находится число 5 в числовом ряду? (между 4 и 6).
- Между какими числами находится число 4 числовом ряду? (между 3 и 5)
- Между какими числами находится число 6 в числовом ряду? (между 5 и 7).
Игра «Мои друзья».
Дети берут себе карточки с изображением каких-либо объектов. Ведущий выбирает функцию и называет ее. Дети, объект которых имеет данную функцию, подходят к ведущему. Незнайка: мои друзья - это то, чем можно измерять. Дети - линейка, веревка, палочка, рука, градусник, весы....
Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Игра «Один – много
«Дразнилка» (проводится с 5-лет). Правила игры: Ведущий называет объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: — лка, -чк, -ще и др. Ход игры:
Воспитатель: Квадрат
Дети: квадратище, квадратулька…
Воспитатель: плюс
Дети: складывалка, прибавлялка, плюсище…
«Хорошо-плохо»
Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры: Ведущим называется любой объект у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры. В: Сегодня пятница — хорошо.
Почему? : Потому, что завтра выходной.
Сегодня пятница — плохо. Почему?
Конец еще одной недели. То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...