Методическая разработка "Организация процесса обучения детей игре в шахматы"
методическая разработка (младшая группа)

Соболькова Ольга Сергеевна

Данная методическая разработка представляет собой систему работы по обучению детей игре в шахматы. Основное назначение методической разработки оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по обучению детей навыкам игры в шахматы в условиях дошкольного учреждения.

Отличительные особенности данной методической разработки: развивающая функция обучения, предусматривается широкое использование обучающих игр, чтение и разыгрывание переделанных сказок и т. д. Система занятий разработана для детей начиная с 4 летнего возраста.

К методической разработке прилагается практический материал для воспитателей: перспективное учебно-тематическое планирование, конспекты занятий, картотека дидактических игр по обучению детей игре в шахматы, литературный материал, консультации для педагогов и родителей, буклет.

В данной разработке использовались материалы следующих авторов: «Шахматы для самых маленьких. Шахматы для детей: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей». И.Г.Сухин. «Детский шахматный учебник». А.С.Трофимова. Игры и упражнения по шахматам, которые предлагают авторы данных методик, можно использовать на занятиях, в свободной деятельности и в работе с родителями и педагогами.

Данной разработкой могут пользоваться воспитатели детских садов, специалисты по дошкольному образованию, и все, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx71.41 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» -

филиал «Афанасьевский детский сад «Колосок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 «Организация процесса обучения

детей игре в шахматы».

 

http://xn--80aaaquui7agdlq1b7gf.xn--p1ai/img/870115/chess-for-children.jpg

 

 

Автор: Соболькова Ольга Сергеевна

воспитатель

 

 

 с. Афанасьевское

2023


СОДЕРЖАНИЕ:

 

Содержание

Стр.

1.

Введение

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи

4

2.

Основная часть

4

2.1

Этапы обучения игре.

4

2.2

Взаимодействие детского сада с родителями (законными представителями)

10

2.3

Диагностический инструментарий

11

3.

Заключение

14

4.

Методическое обеспечение

14

5.

Приложение

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Введение

             Одним из ведущих принципов ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Обучение дошкольников игре в шахматы способствует осуществлению этого принципа и является весьма актуальным на сегодняшний день.

Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме — «внутренний

план действий». Идеальным инструментом для формирования умственных действий являются шахматы. Ведь ещё В. А. Сухомлинский писал: « В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Игра

в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь — это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

Актуальность Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

    Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда – либо придуманных человечеством.

 Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизовать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.

Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Новизна методической разработки состоит: сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение сказок, стихов, решение логических задач, использование на занятиях литературных шахматных викторин и т.д.

  

1.1.  Пояснительная записка.

Данная методическая разработка представляет собой систему работы по обучению детей игре в шахматы. Основное назначение методической разработки оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по обучению детей навыкам игры в шахматы в условиях дошкольного учреждения.

Отличительные особенности данной методической разработки: развивающая функция обучения, предусматривается широкое использование обучающих игр, чтение и разыгрывание переделанных сказок и т. д. Система занятий разработана для детей начиная с 4 летнего возраста.

К методической разработке прилагается практический материал для воспитателей: перспективное учебно-тематическое планирование, конспекты занятий, картотека дидактических игр по обучению детей игре в шахматы, литературный материал, консультации для педагогов и родителей, буклет.

В данной разработке использовались материалы следующих авторов: «Шахматы для самых маленьких. Шахматы для детей: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей». И.Г.Сухин. «Детский шахматный учебник». А.С.Трофимова. Игры и упражнения по шахматам, которые предлагают авторы данных методик, можно использовать на занятиях, в свободной деятельности и в работе с родителями и педагогами.

Данной разработкой могут пользоваться воспитатели детских садов, специалисты по дошкольному образованию, и все, кто интересуется проблемами воспитания и обучения дошкольников.

1.2 Цель и задачи.

Цель – с использованием игровых технологий привить интерес к игре в шахматы, формировать начальные представления о правилах игры. Для достижения цели определены задачи:

- расширять кругозор детей, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности;

-развивать изобретательность и логическое мышление.

           - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность.  

 - обогащать внутренний мир, развивать фантазию, учить радоваться красивым комбинациям.

 

          2. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Занятия проводятся с подгруппами из 6 детей.  Количество занятий для каждого ребенка планируются с учетом индивидуальных особенностей, в соответствии с возрастными особенностями. Каждую новая тема дается на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал.

2.1. Обучение игре шахматам проходит в несколько этапов:

1 этап - Знакомство с фигурами.

Задачи первого этапа:

1. Элементарное знакомство с понятием «шахматная доска».

2. Знакомство со всеми шахматными фигурами.

На данном этапе знакомим детей с шахматной доской  (Приложение 1) и постепенно заселяем ее «жителями» - шахматными фигурами. Используя, различные приемы: загадывание загадок, рассказывание сказочных историй о шахматных фигурах, проводились игры  и игровые упражнения, которые позволяют детям с легкостью запомнить внешний вид фигуры и их название.

 «Волшебный мешочек», «Большая и маленькая»,   «Что общего?», «Цвет», «Пирамида», «По росту». «Убери такую же», «Полна горница».

 Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным.

 К концу данного этапа дети знают названия всех шахматных фигур и могут найти заданную фигуру.

2 этап - Фигуры и правило хода.

На этом этапе мы продолжаем знакомство детей с фигурами и изучаем ходы фигур. Продолжаем знакомство с шахматной доской - «дорожками» (горизонталь, вертикаль, диагональ).

 3 этап - Элементы шахматной игры.

Данный этап подразумевает игры с ограниченным количеством фигур. На

шахматной доске появляются несколько фигур. Дети взаимодействуют

этими фигурами в соответствии с правилами игры.

Например, в игре «Пешечный бой», пешки находятся на доске в начальном

положении. Детям предлагается дойти до противоположного конца доски.

Выигрывает тот, кто доберется первым. В этой игре объясняем понятие

«Взятие» фигуры противника.

Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций:

- Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться крохе не надо, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости. Но если он все время будет в проигрыше, быстро потеряет интерес к шахматам.

- Лучше играть с определенной периодичностью и продолжительностью занятий.   На первых порах они должны носить краткий характер.

     Юный шахматист, играя даже эпизодически, в дальнейшем легче освоит математику и прочие точные науки. Влияние игры на формирование личности трудно переоценить. Станет кроха гроссмейстером или нет, не угадать, но то, что он вырастет самостоятельным, научится побеждать и проигрывать, анализировать и принимать решение — однозначно.

            Начинать обучение игре на уровне, доступном для ребенка. Следуя дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от неизвестного к известному, внося элемент

занимательности и новизны.

Чтобы ребята четко усвоили понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ, так как в шахматах они являются основополагающими, благодаря использованию различных игр и игровых приемов. Например, в игре «Покажи…», дети с помощью рук показывали горизонталь, вертикаль и диагональ.  Дидактические игры: «Составь доску» (из клеток, из кубиков), «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ» (выложить на шахматной доске из фишек, бусин линии).

 Твердо запомнить шахматные фигуры и умение отличать одни фигуры от других не всегда легко, в этом нам помогают такие игры как:

- «Кубик»: на гранях приклеили изображения фигур и по очереди бросали, называя фигуру, которая выпадет на верхней грани кубика.

-«Волшебный мешочек» - в непрозрачный мешочек прятали фигуры и по очереди на ощупь определяли их название.  

- Подвижная игра «Не зевай»: шахматные фигуры лежат на полу, под музыку дети бегают по кругу, с окончанием музыки берут фигуру и называют её.

В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому разработаны шахматные спектакли по сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка». 

Практическое использование игровых приемов и технологий показывает, что эффективным является:

- переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;

- еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала.

     Шахматные уроки должны дарить ученикам только радость, давать лишь положительные эмоции!

А нам, быть хорошими наставниками, правильно их учить и направлять, запастись терпением.  

Во время занятия для предупреждения переутомления, снятия напряжения организуются физкультминутки, разминки для глаз, необходимо следить за осанкой.  Для воспитания здорового ребенка создаются условия:

  • Взаимодействие с воспитанниками по шахматной деятельности     выстраивается в увлекательной, доброжелательной атмосфере, что создает положительный настрой на обучение.
  • Обеспечение смены деятельности, которое благотворно влияет на физическое и эмоциональное состояние дошкольников.
  • Непосредственно образовательная деятельность проводится в удобном, хорошо проветриваемом помещении с достаточным освещением.

      Шахматная игра многим взрослым кажется непонятной, но при правильном преподавании она настолько увлекает детей, что они с нетерпением ждут следующего занятия. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Гиперактивному малышу помогает стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности. 

 

Образовательно-тематический план работы (Первый год обучения)

 

 Сентябрь

          1. В стране шахматного королевства.        Познакомить детей с шахматной игрой, способствовать развитию интереса к шахматной игре.

        2. Знакомство с шахматными фигурами

        Познакомить детей с шахматными фигурами. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

        3.Самостоятельные игры с шахматными фигурами.        Развитие интереса к игре, внимания.

                  4. Шахматные фигуры (Показ сказки «Шахматный теремок»).         Закрепить названия шахматных фигур, развивать внимательность, память. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Октябрь         1. Шахматные фигуры (Показ сказки «Шахматная репка»)

 

        Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур.  

        2 Д/и «Чудесный мешочек», Белые и черные», «Большая и маленькая»         Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

                    3.  Волшебная шахматная доска.         Дать представление о «шахматной доски». Белые и черные поля.

        4. Вертикальные и горизонтальные линии. Упражнять детей в быстром и правильном нахождении вертикалей, горизонталей, показывая и называя их вслух.

 

Ноябрь        

1. Героическая пешечка. Познакомить детей с шахматной пешкой.  

 2.Шахматная Пешка-маленький человечек в круглом шлеме. Упражнять в нахождении шахматной пешки в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук.

        3. Маленькое войско.        Познакомить с местом пешки в начальном положении Ход пешки, взятие. Превращение пешки.

4.  «Шахматный Король – Его Величество».        Познакомить детей с шахматным королем.  

 

Декабрь

        1. Король.         Показать, как ходит король.

        2. Д/и «Найди фигуру».         Упражнять в нахождении шахматного короля (пешки) в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук.

        3. Шахматный Конь.        Познакомить детей с шахматным конем.  

        4. Конь.        Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать

Январь        1. Шахматная Ладья.        Познакомить детей с шахматной ладьей.  

 2. Ладья.        Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту

        3. Д/и «Построй башню».        Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику.

        4. Шахматный Слон. Познакомить детей с шахматным слоном.  

 

Февраль        1. Слон.        Формировать представления о шахматной фигуре «слон», месте слона в начальном положении. Ходом слона. Разноцветные и одноцветные слоны.

 

        2. Шахматный Ферьз - фигура ростом вышла чуть меньше короля.        Познакомить детей с шахматной ферзем.  

        3.Ферзь.        Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием

        4. Д/и «Что общего?»         Закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Продолжать сравнивать фигуры между собой.

Март        1.  Признаки шахматных фигур и отгадывание загадок.        Закреплять знание шахматных фигур и их отличительные признаки – название, учить отгадывать загадки.

 2. Шахматные фигуры (драматизация сказки «Шахматный теремок»).        Закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур.  

        3.Шахматные фигуры (драматизация сказки «Шахматный колобок»).        Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур.  

        4. Шахматные фигуры         Развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её, находить фигуру по словесному указанию.

Апрель        1. Раскраски «В шахматном королевстве».        Побуждать детей самостоятельно закрашивать шахматные фигуры. Закреплять название шахматных фигур.

 2. Шахматные фигуры (драматизация сказки «Шахматная репка»).        Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур.  

        3. Игры с шахматными фигурами. Какой фигуры не стало? Найди ошибку в расстановке.        Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур.  

        4.Начальное положение. Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Учить правильно, располагать доску между партнерами.  

 

Май        1.Начальное положение. Продолжать знакомить с материалом посредством дидактических игр-заданий. Развивать память, внимание, мелкую моторику, воспитывать усидчивость.

        2. Правила для играющих. Объяснить детям правила для играющих: «Тронул - ходи», «Ход сделан- обратно не вернёшь». Формировать представления об элементарных правилах.

        3. Закрепление правил.        Закреплять представления об элементарных правилах. Развивать мелкую моторику

        4. Шахматный досуг (Игры, конкурсы, отгадывание загадок, коллективный рисунок на шахматную тематику, сюрприз)        Закрепить знания детей о шахматной игре, развивать интерес к играм соревновательного характера, воспитывать интерес к шахматной игре.

2.2.  Взаимодействия детского сада с родителями (законными представителями).

Воспитанники детского сада обучаются игре в шахматы, умеют играть, но не всегда родители могут ответить на предложение своего    ребенка сыграть в шахматную партию, так как сами не умеют играть и не знают правила этой игры

Анкетирование родителей. Опрос родителей, для того чтобы узнать, что знают родители о шахматном образовании детей, интересует ли их данная тема, и наметить дальнейшую работу.

Пример вопросов для анкеты:

1.  Что такое шахматы?

а – игра;

б – труд;

в – спорт

2. Умеете ли Вы (члены Вашей семьи) играть в шахматы?

а - не умею;

б - есть общие понятия о шахматах;

в - умею

3. Умеет ли ваш ребенок играть в шахматы?

а - не умеет;

б - есть общие понятия о шахматах;

в – умеет; если ваш ребенок умеет играть в шахматы, где он этому обучался?    ____________________________

4. Есть ли желание у вашего ребенка играть в шахматы?

а – да;

б – нет;

в – не знаю.

 5. Смогли бы Вы (члены Вашей семьи) заниматься шахматами с Вашим ребенком дома?

а - да;

б - да, но не постоянно;

в - нет.

6. Планируете ли вы отдать ребенка обучаться шахматам  в «Точку роста»?

а - да;

б – не знаю;

в - нет.

Индивидуальные беседы об успехах детей, «Использование детской литературы по изучению шахмат дома», «Обыгрывание шахматных ситуаций» с целью установления доверительных отношений между родителями и педагогами, а также привлечение их к сотрудничеству, оказания своевременной помощи по тому или иному вопросу по шахматам, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

 Памятки «Как научить ребенка играть в шахматы», «Значение игры в шахматы для развития детей дошкольного возраста».  Памятки помогают родителям разобраться в этой непростой игре, знакомят с методами и приемами обучения детей игре в шахматы. Памятки предоставлены в буклетах.

  Проведение мастер -  класса «Обучение родителей игре в шахматы». (Приложение 2)    с целью: Показать методы и приёмы обучения детей шахматам в условиях детского сада.  

Привлечение родителей к проведению мероприятия «Драматизация сказки «Теремок» на шахматный лад».

Цель мероприятия: закрепить названия шахматных фигур.

Задачи: Обогащать словарный запас детей. Развивать умение выразительно читать свой текст, передавать мимикой, жестами свой образ. Воспитывать чувство коллективизма. Доставить эмоциональную радость, вызвать желание участвовать в постановке сказки.  (Приложение 3)

           С целью вовлечения семьи в единое образовательное пространство, укрепления детско-родительских отношений создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов раскрывают широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «Семья – ребенок – детский сад».

     2.3. Диагностический инструментарий 

Знание шахматных фигур (Дидактические игры)

 «Волшебный мешочек».

По очереди прячем в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просим малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана, здесь же развиваются тактильные ощущения, мелкая моторика. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

 «Большая и маленькая». Поставим перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросим выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т.д.

 «Что общего?». 

Возьмем две любые шахматные фигуры и спросим малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).

«Белые и чёрные». 

В беспорядке поставим на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставим в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например, «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета, обязательно называя её. Например, «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляем мы и т. д. 

«Угадай-ка». 

Загадаем какую-нибудь шахматную фигуру и спрячем её в кулаке. Предложим ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам. 

«Куча мала».

 Все шахматные фигуры лежат в куче. Мы закрываем глаза, берём какую-нибудь из фигур и ощупываем её. Выбранную шахматную фигуру мы умышленно называем неправильно, открываем глаза и спрашиваем ребёнка: «Так?». Малыш поправляет нас. Затем поменяемся ролями

«Цвет».

 Попросим малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяемся ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставим там же одну, две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить нашу ошибку и указать на неё.

«Пирамида».

 Посоветуем малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросим у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

«По росту».

 Попросим ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

«Догонялки».

 Выберем одну из белых фигур, например, пешку, имитируем её бег по столу. После этого предложим ребёнку выбрать и назвать какую - либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за нашей фигурой. Пусть наша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяемся ролями.

«Прятки».

 Спрячем в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш

 «Над головой». 

Назовем какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

«Убери такую же»

Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберем одну из фигур в коробку. Попросим малыша назвать эту фигуру и положить в коробку аналогичную шахматную фигуру.

«Полна горница».

 Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложим ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете мы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.

Шахматная доска

Дидактические игры и задания:

  1. В тетрадях в крупную клетку необходимо нарисовать шахматную доску, закрашивая черные поля и оставляя белые поля пустыми.
  2. Детям предлагается на демонстрационной шахматной доске заполнить центр фишками (магнитами).

Вопросы:

 -Как называется это доска?

-Что мы видим на шахматной доске?

-Как называются квадраты на шахматной доске?

Задание: «Расположи шахматную доску перед игрой»

 

Мониторинг подведения итогов реализации программы (1-й год обучения)

 

Фамилия имя ребенка

Знание шахматных фигур

Шахматная доска

Проявление фантазии в игре с шахматами

Итог

Умеет отличать фигуры по цвету и форме

Знает названия некоторых шахматных фигур

Основные характеристики: квадратная, её клетки черные и белые

Расположение: справа от каждого игрока угловое поле белого цвета

Критерии уровня развития детей первого года обучения

  Высокий уровень:

Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые фигуры, сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше.

Различать левую и правую руку и пространственные направления от себя: справа, слева, впереди, позади, вверх, вниз. Знают некоторые названия шахматных фигур, с удовольствием по – своему играют в них.

  Средний уровень:

Интерес у детей к шахматной игре не продолжительный, затрудняются найти две одинаковые фигуры. Сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше с небольшой помощью взрослого. Допускают ошибки при различии левой и правой руки. Игра с шахматными фигурами однообразная.

  Низкий уровень:

Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной игре. Сравнивают две группы фигур по цвету: черные и белые, размеру: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше с помощью взрослого. Не умеют различать левую и правую руку. Не хотят играть с шахматными фигурами.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. В настоящее время шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в воспитанниках эти черты более эффективно, чем другие виды спорта.

Использование современных образовательных технологий в воспитательно – образовательном процессе позволяет значительно повысить качество образования, организовать обучение детей увлекательным, разнообразным и интересным, успешным освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования.

Методическое обеспечение:

- Программа «Феникс». Шахматы для дошкольников / А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский. – М.: Линка-Пресс, 2017.

- Шахматы для самых маленьких. Шахматы для детей: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г.Сухин. – Москва. Издательство АСТ: 2020

- Детский шахматный учебник. /А.С.Трофимова. – Ростов-на-Дону: Феникс-Т, 2018.

- Приключения в шахматной стране./  И.Г.Сухин – М.: Педагогика, 1991  

- Интернет ресурсы:

 http://billionnews.ru/sport/1570-spustya.html

http://www.chess-online.com/ru-ru/site/welcome

http://chessplanet.ru/

 

Приложение 1.

Конспект занятия “Знакомство с шахматной доской”

Тема: «Шахматная доска»

Цель: формирование интереса к игре в шахматы.

• развитие внимания и логического мышления;
• обучение шахматным терминам;
• воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.

Материалы: на каждого ребенка раздаточный материал: лист с расчерченными квадратами (белый), черные квадраты, кисти, клей

Ход занятия

1.     Вступительная часть

– Добрый день, ребята! Мы с вами отправляемся в сказочное шахматное государство, где жил маленький Гномик.

      2.  Основная часть.

– Итак, в некотором царстве – шахматном государстве жил-был добрый Гномик. Однажды, в его день рождения друзья подарили ему белый коврик. Гномик грустно посмотрел на свой подарок – на нем были только квадраты, ни рисунков, ни цветов разных…И только хотел он убрать в сундук белый коврик, как подумал, что сходит лучше к Королю Шахматного Государства и спросит, может быть этот коврик умеет что-то делать….

 -Ваше Величество, – обратился Гномик к Королю, – взгляните, пожалуйста, на мой подарок…Обычный белый коврик с белыми квадратиками…Зачем он нужен?

– О! Это отличный подарок! – ответил Король и улыбнулся. – Он живой!

– Как это, живой? – удивился Гномик.

– Это коврик, который превращается в шахматную доску для игры. Ты знаешь игру «ШАХМАТЫ»? – спросил он своего гостя.

– Нет, – ответил Гномик. Расскажите, пожалуйста, что это за игра….

– Конечно, расскажу! Я очень часто в нее играю! – с радостью ответил Король.

– Вы в игры играете? Я думал, что взрослые не играют в игры…- ответил, подумав, Гномик.

– В эту игру играют и взрослые, и дети. Только, вот, нам не хватает черных клеточек.

Король попросил слуг принести черные квадратики, кисти, клей.

Физкультминутка:

 Мы поднялись, потянулись – Это раз!

Наклонились и прогнулись – Это два!

И в ладоши три хлопка – Это три!

Руки в стороны, пошире, – Вот четыре!

На носочки встать и руками помахать – Это пять!

И опять за столик сесть – Это шесть!

Дети вместе с воспитателем наклеивают квадратики

В. – Клеточки, на какую геометрическую фигуру похожи? (квадрат) Черные и белые клеточки одинаковые? (ответы детей) Как мы можем их сравнить? (методом наложения)

В. – И черных, и белых одинаковое количество. У нас получилась шахматная доска. Каждая клеточка называется ПОЛЕ.  И как только Король закрасил черные клеточки и сказал:

 -Я буду первой фигурой на этой шахматной доске! – после этих слов Король превратился в фигуру КОРОЛЬ.

 В. – Ребята, это главная фигура в шахматной игре. Наш Король отправится на сражение с противником! Как вы думаете, как он будет добираться? На чем раньше сражались короли? (ответы детей)

В. – Нашему КОРОЛЮ нужен КОНЬ! Еще одна шахматная фигура

 Логопедическая гимнастика.

В. – Ребята, а давайте покажем, как скачет конь. Попробуем язычком издать соответствующий звук.

Игра «Найди в мешочке на ощупь КОРОЛЯ и КОНЯ»

В. – В какой стране вы сегодня побывали? С какими фигурами познакомились?

В. – На следующих занятиях мы будем знакомиться с другими фигурами и узнаем, как они двигаются по шахматной доске. С какими понятиями, новыми для вас, вы сегодня познакомились?

ШАХМАТЫ

ШАХМАТНАЯ ДОСКА

ПОЛЕ

ФИГУРА КОРОЛЬ

ФИГУРА КОНЬ

Приложение 2.

         Мастер-класс «Обучение родителей игре в шахматы»

Цель проведения: Показать методы и приёмы обучения детей шахматам в условиях детского сада. 

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы;

- формировать умение играть в шахматы через ознакомление с правилами.

Содержание мастер-класса

Опрос родителей:

- Кто умеет играть в шахматы?

- Кто хотя бы знаком с игрой?

Ведущая: Дети в течении всего года изучали шахматы, драматизировали сказки, на занятиях клеили, лепили, рисовали и сегодня  вам покажем и расскажем чему они научились.

Сейчас, предлагаем вашему вниманию танец с шахматными досками.

Ведущая:  Я хотела бы вам рассказать одну древнейшую легенду. Когда-то давным-давно в Персии жил Хан.  Он провёл много войн. И наконец-то понял, что все ближайшие территории завоёваны.  Что же делать? Ему стало скучно.

Он созвал визирей и дал им задание придумать для него интересное занятие. Пустились визири во все страны искать занятие для своего господина. И вот, наконец, первый визирь приехал и привёз Хану необыкновенную птицу с золотым оперением и чудесным голосом. Хан обрадовался, но птица ему быстро надоела. Тогда второй визирь привёз хану кеглю золотую с камнями и научил новой игре, но и эта забава быстро наскучила Хану. Третий визирь вышел вперёд, положил перед Ханом необычную красивую доску и начал расставлять перед ним фигурки, объясняя: «Хан, больше всего тебе нравится воевать, но все территории завоёваны, и много твоих подданных потеряно, много крови пролито. Вот тебе твоё войско. Здесь есть всё: и твой визирь и башни, и конница и слоны, попробуй выиграть сражение. И начал объяснять правила игры.

Ведущая: Давайте и мы с вами познакомимся с некоторыми азами шахматной игры. «Снова в бой ведёт войска - деревянная доска». Вот перед вами шахматная доска. Состоит она из 64 чёрных и белых полей. Правильное положение доски, когда белое поле находиться справа внизу (описание и рассматривание настольной шахматной доски)

Задание №1. Положите шахматные доски перед собой правильно.

Всю доску можно разложить на 8 горизонталей (покажите рукой горизонталь перед грудью).  На 8 вертикалей (покажите рукой вертикально).  На большие и маленькие диагонали (руки крестом)

Задание №2. У вас на столах   лежат фишки, выложите на шахматной доске горизонтали, вертикали, диагонали.

Давайте теперь познакомимся с шахматными фигурами.

Задание №3. Расставь фигуры.

Я буду читать стихотворение, и расставлять фигуры, а вы буде повторять за мной и выставлять на своей доске те же фигуры.

В каждом отряде –

Ты сам погляди – оба угла занимают ладьи.

Рядом с ладьями кони видны

Рядом с конями встали слоны.

Кто ж посредине? Ферзь с королем –

Самые главные в войске своем.

Чтобы не путать какие поля

Тут для ферзя и короля,

Нужно запомнить одну из примет:

Ферзь выбирает свой собственный цвет

Белый на белом квадрате стоит

Черному, черный удачу сулит.

А перед всеми – ладьей и конем,

Перед слоном, королем и ферзей

Пешки – малышки стали стеной,

Им начинать этот сказочный бой.

 

В результате все фигуры занимают свои места, в шахматной игре – это начальная позиция.

Задание №4. Игра «Волшебный мешочек» каждый гость на ощупь выбирает себе фигуру.

Задание №5. «Назови фигуру» Воспитатель поднимает фигуру, гости называют её

Продолжение легенды… Король проигрывал партию за партией, но интерес его к игре не угасал. И вот наконец-то долгожданная победа! Король вскочил от радости и провозгласил «Король – умер!», что в переводе с персидского обозначает «Шах-мат!». Отсюда и пошло название ШАХМАТЫ.

                                                                                                     

                                                                                                    Приложение 3. Сказка «Шахматный Теремок».

Цель: познакомить с шахматными фигурами

Задачи: Обогащать словарный запас слов детей.

Развивать умение выразительно читать свой текст, передавать мимикой, жестами свой образ.

Воспитывать чувства коллективизма. Доставить эмоциональную радость, вызвать желание участвовать в постановке сказки.

 Предварительная работа: Знакомство с шахматными фигурами и правилами игры в шахматы.

Мотивационный момент.

Дети заходят в музыкальный зал, и Ведущая обращает внимание на домик, состоящий из черных и белых квадратов: «Это что за теремок?»

Ребята как вы думаете, кто может жить в теремке?

Дети: Герои сказки: «Теремок»

Ведущая:

 А если теремок состоит из черно-белых квадратиков, то каких героев можно поселить в него?

Дети: шахматные фигуры

Ведущая:

 Давайте представим, что волшебник заколдовал героев «Теремка» и превратил их в шахматные фигуры, чтобы получилось тогда?

Дети: «Шахматный теремок»

Ведущая: Было бы интересно посмотреть такую сказку, покажем сказку новую, интересную.  (Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»)

Ведущая:

В некотором царстве, в некотором государстве

В далекой стране Индия

Жили – были славные жители-шахматные фигуры

Фигуры были белые и черные

И ходили они только по белым и черным клеточкам

И вот однажды по волшебству попали эти фигуры

В сказку знакомую старинную «Теремок»

И вот получилась новая сказка.

Как на горке, на крутой стоит терем расписной.

Терем, терем, теремок, он не низок, не высок.

Кто там по полю бежит

И сухой травой шуршит?

Это маленькая пешка

Ищет на зиму домишко.

 ПЕШКА:

Это что за теремок?

 Посмотрю - ка я поближе…

Посмотрю - ка я выше, ниже…

 Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет!

Ведущая:

Ни ответа, не привета

И хозяев, значить нету!

 Пешка вымыла крылечко.

Затопила жарко печку.

Подметает пешка пол,

Накрывает пешка стол.

На зеленую опушку

Прискакал волшебный белый конь.

 КОНЬ:

Это что за теремок?

Из трубы идет дымок!

Подскачу- ка я поближе,

Посмотрю-ка я выше, ниже…

Подойду и позову:

Эй, хозяева, ау!

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет!

ПЕШКА: Я - пешка     а ты кто?

КОНЬ: Я волшебный белый конь.

 Ведущая:

 Поселились пешка и конь в теремке

Стали жить да поживать

И друг другу помогать.

Вместе накрывают стол,

Вместе чай с малиной пьют,

Очень весело живут.

Вдруг откуда не возьмись

К теремочку ладья приплыла.

ЛАДЬЯ:

Это что за теремок?

Подойду - ка я поближе,

Посмотрю - ка выше, ниже.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

ПЕШКА: Я пешка белая  

КОНЬ: Я волшебный белый конь.

Вместе: а ты кто?

ЛАДЬЯ: Я - ладья  

Вместе: а что ты умеешь делать?

ЛАДЬЯ:

Я умею делать гимнастику, хотите и вас научу?

Ведущая:

Знают все, что физкультура

Сильной делает фигуру.

Выходите по порядку

На веселую зарядку!

Зарядка

Ведущая:

Вот живут они втроем: ладья, волшебный белый конь, пешка маленькая, но очень смелая.

Тут по полю мимо слон шагал.

Вслух, о чем - то размышлял.

Увидал он теремок
и решил заглянуть на огонек.

СЛОН:

Это что за теремок

Из тубы идет дымок.

Подойду - ка я поближе,

Посмотрю - ка выше, ниже.

 Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

 ПЕШКА: Я пешка белая  

 КОНЬ: Я волшебный белый конь.

 ЛАДЬЯ: Я ладья,  

Вместе: а ты кто?

 СЛОН: Я –слон,  

Пустите меня в теремок жить.

Ведущая:

Вот живут они в теремочке, теремке

Сделав дело отдыхают смело.

Вдруг по лугу ферзь идет,

Песни весело поет.

 ФЕРЗЬ:

Это что за теремок?

Подойду-ка я поближе,

Посмотрю-ка выше, ниже.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

 ПЕШКА: Я пешка белая.  

 КОНЬ: Я волшебный белый конь.

 ЛАДЬЯ: Я ладья

 СЛОН: Я слон  

Вместе: а ты кто?

 ФЕРЗЬ: Я ферзь  

Вместе: а что ты умеешь делать?

 ФЕРЗЬ: Могу загадывать загадки:

Ведущая:

Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…   (Конём) 
Их на поле всего два, 
Из-за них идет война. 
Одного поймать в ловушку - 
Прекращается игра.   (Шахматный король) 
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это -…  (Пешки) 

Здесь войско выстроилось в ряд:
Слоны и кони, и ладьи,
И пешки чинно все стоят!
Скорей игру мне назови!   (ШАХМАТЫ)

Может он ходить и прямо,
И наискосок.
Высоко его оценит
Опытный игрок.      (Ферзь)
 

Ведущая:

Стали шахматные фигуры с ферзем жить.

Вместе терем убирают,

И друг другу помогают.

Вдруг откуда не возьмись

Появился на лугу   король.

Оглянулся, потянулся, сам с собой заговорил:

 КОРОЛЬ:

 Это что за теремок?

Подойду-ка я поближе,

Посмотрю-ка выше, ниже.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

 Пешка: Я пешка.

 КОНЬ: Я   конь.

 ЛАДЬЯ: Я ладья

СЛОН: Я слон  

 ФЕРЗЬ: Я ферзь могучий

Вместе: а ты кто?

 КОРОЛЬ: Я король

Вместе: а что ты умеешь делать?

 КОРОЛЬ: Я умею танцевать могу вас научить.

Танец с шахматными досками

Ведущая:

Вшестером теперь живут,

Вместе песенки поют.

Подметают и стирают,

Варят кашу и кисель.

Вот такая карусель.

Хорошо у них мы видим,

В тесноте, да не в обиде.

Ведущая:

 Вот такая сказка получилась у нас, надеюсь вам понравилась.

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и игровые задания по обучению детей игре в шахматы

Картотека дидактических игр по обучению детей игре в шахматы....

Методические разработки по обучению детей игре в шахматы

модель организации педагогического процесса и  комплекс логических игровых упражнений по шахматному образованию; мониторинг качества образования детей по обучению игре в шахматы...

Методические рекомендации "Использование технологии ОТСМ - ТРИЗ в обучении детей игре в шахматы"

   Шахматы - это древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас - одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искус...

Дидактические игры по обучению детей игре в шахматы

Цель игр: Знакомство (закрепление) с названием шахматных фигур, формирование представлений о их силе и ценности....

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы

Возраст: для детей от 6 до 7 лет Цель: развитие памяти, формирование умения называть наклеенные на циферблате фигурыцифры по образцу и по словесному указанию; закрепление знания цветов и оттенков...

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы

Известно, что занятия шахматами с детьми дошкольного возраста положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их формируютс...

Программа по обучению детей игре в шахматы "Шахматная Азбука" 1 год обучения

Программа по обучению детей игре в шахматы "Шахматная Азбука" 1 год обучения...