Картотека игр на формирование грамматического строя речи
картотека (старшая группа)

Дарья Анатольевна Уманская

Игры для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на формирование грамматического строя речи в старшей группе

«Посчитай»

Цель игры: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков

«Назови ласково»

Цель игры: развивать у дошкольников умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова.

Ход игры: по цепочке дети называют существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами.

Например: береза — березка — березонька;

книга — книжечка — книжонка.

Соловей – соловушка,

 журавль - ….,

лебедь - ……,

скворец – скворушка…

«Большие и маленькие»

Цель игры: упражнять согласовании   прилагательных с существительными в роде и числе, образовании прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами.

Ход игры:

Дети стоят напротив магнитной доски или садятся на стульчики.

Воспитатель: я буду говорить, что есть у больших снеговиков, а вы будете говорить про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково. Например, у больших снеговиков красные носы, а у маленьких снеговиков красненькие носики. У больших снеговиков черные глаза.

Д е т и. У маленьких снеговиков черненькие глазки.

Воспитатель. У больших снеговиков лохматые метлы.

Дети. У маленьких снеговиков лохматенькие метелочки.

Аналогично педагог дает еще два-три задания по образованию словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных.

Воспитатель. Чудесно! Вы выполнили очень трудную задачу. Думаю, что вы хорошо рассмотрели снеговиков.

«Подбери слова»

Цель игры: совершенствовать навык словообразования (подбор однокоренных слов).

Оборудование: мяч

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч.

Воспитатель. Давайте будем бросать мяч друг другу и подбирать слова одной семейки, похожие на слово одежда.

Педагог бросает мяч первому ребенку.

1-йребенок. Одевать.

2-й ребенок. Одетый.

3-й ребенок. Оденусь.

 4-й ребенок. Надеть.

Воспитатель. Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание

«Близкие слова»

Цель игры: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Оборудование: Фишки.  

Ход игры:      

Осенью дни пасмурные, …                                    серые, унылые…      

Осенью часто погода бывает холодной, …       ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное, …                           печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые, …                                                холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи, …                             тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни, …                  безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно, …                 пасмурно, ветрено…

«Добавь слова»

Цель игры: научить составлять распространенные предложения.

 Ход игры: «Сейчас я скажу предложение.  Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

 Предложения для игры:

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

«Какое это блюдо?»; «Какая это посуда?»

Цель игры: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Ход игры:

Воспитатель задает вопросы:

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки …)?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

«Скажи одним словом»

Цель игры: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Оборудование: мяч.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и говорит:

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

«Размытое письмо»

Цель игры: упражнять в составлении распространенных упражнений.

Оборудование: Игрушечный мишка.

Ход игры:

Взрослый: - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, взрослый интонацией побуждает детей дополнять предложения.

«Правильно или нет?»

Цель игры: учить находить грамматические ошибки.

Ход игры: «Как вы думаете, можно ли так сказать?»

1. Мама ставит вазу с цветами в стол.

2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.

3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

4. В полу лежит красивый ковер.

«Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.

«Один-много»

Цель игры: закрепить представление о множественном числе существительных.

Эта игра упражняет детей в образовании множественного числа и правильном употреблении

слов в родительном падеже; учит их подбирать к словам определения и действия,

согласовывать их.

Оборудование: картинки, на которых изображено много предметов, например: лыжи, коньки, предметы мебели, одежды и т. п.

Ход игры:

— Это... стол, а это... (столы). Здесь много.... (столов). Какие столы? (Деревянные,

письменные, обеденные).

— Это. ромашка, а это... (ромашки). В букете много.... (ромашек). Какие они? (Белые, с

желтой серединкой.) Что еще бывает белым? Желтым? Как ты понимаешь выражение

«Скатерть бела весь мир одела»? Где встречается такое выражение? (В сказках, загадках.) В

каких сказках? (О зиме.)

— Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает».

Это... (лук). Какой он? (Желтый, сонный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.)

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображено много предметов,

например: лыжи, коньки, предметы мебели, одежды и т. п.

— Чего здесь много?

— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Лыж, коньков, столов,

платьев.

«Кто хитрее?»

Цель игры: подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имен прилагательных;

образовывать новые слова (имена прилагательные) с помощью суффиксов еньк — оньк, оват

— ев am; ущ — ющ; енн — ейш.

Оборудование: картинки к сказке «Лиса и журавль»

Ход игры:

— Вспомним сказку «Лиса и журавль». Какой показана в сказке лиса? (Зубки острые, шубка

тепленькая, она красивая.) А какой характер у лисы? (Она хитрая, лукавая, коварная.)

— Какой был журавль в сказке? Если лиса хитрая, то журавль оказался еще... (хитрее) или...

(хитрющий). Лиса умная, а журавль (еще умнее, умнейший).

— Волк злой, а волчище... (еще злее, злющий). Заяц труслив, а зайчишка... (еще трусливее,

трусоватый). Этот человек худой, а этот... (еще худее, худющий). Один человек полный, а

другой не совсем полный, а... (полноватый). Этот человек толстый, а тот еще... (толще,

толстенный). — Будьте внимательны! Этот дом большой, а этот... (еще больше, большущий).

Этот платок синий, а этот не совсем синий, а... (синеватый). Этот лист зеленый, а этот... (еще

зеленее). Этот лист зеленый, а этот не совсем зеленый, слегка... (зеленоватый). Это платье

красное, а это не совсем красное, а... (красноватое).

— Бабушка старая. А как сказать ласково? (Старенькая.) Умный щенок. А как сказать подругому? (Умненький.) Рисунок плохой или... (плохонький, плох


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по формированию грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

данная картотека пригодится всем логопедам при работе с детьми ОНР...

Картотека игр по формированию грамматического строя речи.

Развитие грамматического строя - залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы....

"Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе"

Картотека игрпо формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе....

Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...

Картотека игр по формированию грамматического строя речи

Картотека игр по формированию грамматического строя речи...