Картотека игр на формирование грамматического строя речи
картотека (младшая группа)
Игры для младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_na_razvitie_grammaticheskogo_stroya_rechi_mladshaya_gruppa.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр на формирование грамматического строя речи во 2 младшей группе
«Кто что умеет делать?»
Цель игры: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Оборудование: картинки животных
Ход игры:
Детям показывают картинки животных, а они называют, что они любят делать, как кричат.
Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы, например о животных и птицах: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.
«Оркестр»
Цель игры: образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.
Оборудование: игрушки, музыкальные инструменты: барабан, балалайка,гармонь, дудочка, звоночки.
Ход игры: к детям в гости приходит заяц и загадывает загадки из книги Э. Мошковской «Какие бывают
подарки»:
Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит, А всего-то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка! Это наша... (Балалайка.) | В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная, Заиграет, только тронь. Как зовут ее? (Гармонь.) |
— А что звоночки делают? (Звенят.) Погремушки? (Гремят.) Барабан? (Барабанит.) Дудочки?
(Дудят.)
«Покатай»
Цель игры: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.
Оборудование: машина, игрушки мышка и мишка
Ход игры: В гости к ребенку на машине приезжают игрушки: мышка, мишка. — Хочешь, чтобы мишка покатал мышку? Надо попросить его: «Мишка, поезжай!» А сейчас ты попроси мишку, чтобы он спел, потанцевал. А теперь мышке скажи, чтобы она спряталась, помахала лапкой, покружилась. («Мышка, помаши лапкой!», «Мишка, спой».) Можно давать мышке и мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и т. П
«Чего нет у куклы?»
Цель игры: упражнять детей в образовании форм родительного падежа множественного (единственного) числа имен и существительных
Оборудование: Кукла с предметами одежды
Ход игры:
Детям предлагается коротко ответить на вопрос.
— Есть ли у нашей куклы тапочки? — Нет тапочек.
— Есть ли у нашей куклы шапочка? — Нет шапочки.
— Есть ли у нашей куклы бантик? — Нет бантика.
— Есть ли у нашей куклы зонтик? — Нет зонтика
— Есть ли у нашей куклы штанишки? — штанишек.
Игра «Прятки»
Цель игры: упражнять детей понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около. Обучать правильному использованию разных падежных форм.
Оборудование: кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать; котята, зайчата; лягушата; кукла Света
Ход игры:
На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.
— В этой комнате живет девочка. Ее зовут. (дети дают ей имя, например, Света). Здесь ее комната. Назовите все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель). К Свете в гости пришли друзья. Это. котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под(кровать), лягушата прыгнули на (диван), зайчата спрятались за (шкаф).
Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помогите Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?
А если бы кто-то из вас стал прятаться, куда бы вы залезли, чтобы вас долго не находили?
Игра повторяется несколько раз.
«Наши игрушки»
Цель игры: упражнять детей в согласовании существительного и местоимения в роде и числе.
Оборудование: любимые домашние игрушки детей.
Ход игры:
Дети играют с воспитателем. В группу входит помощник воспитателя и вносит игрушки, которые она «встретила» в коридоре. Дети подбегают к ним. Каждый из детей узнаёт свою любимую игрушку.
Воспитатель: «Дети, чья это кукла?» («Это моя кукла» - отвечает Аня). «Дима, чья это кукла?» («Это Анина кукла»).
Аналогично дети рассматривают и разбирают остальные игрушки. Во время беседы необходимо следить, чтобы в своих ответах дети использовали местоимения.
Игра «Кого нет?»
Цель игры : упражнять детей в употреблении родительного падежа имён существительных в единственном числе, составлении словосочетаний и предложений.
Оборудование: игрушки – кошка, собака, уточка, курочка, корова, лошадь.
Ход игры: «К нам в гости пришли разные животные. Посмотрите, какие» (по одной показывает детям, просит назвать животных). «Это кошка. Давайте скажем – это кошка. (дети повторяют). Но кошка захотела кушать и убежала домой» (убирает кошку, «кого нет?» (кошки). «Нет кошки, давайте скажем вместе – нет кошки». Тоже самое повторяем с другими игрушками.
«Кто как говорит»
Цель игры: научить детей правильному согласованию слов в предложении, звукоподражанию, употреблению глаголов.
Оборудование: картинки, изображающие разных животных и птиц (собака, кошка, корова, свинья, гусь, утка)
Ход игры: воспитатель показывает поочерёдно картинки с изображением животных, спрашивает, как разговаривает каждое животное. Необходимо обращать внимание на правильность построения предложений детьми: «Как разговаривает кошка?» (мяукает)
«Кошка мяукает, давайте повторим – кошка мяукает» «А как кошка мяукает?» (мяу-мяу). «Кошка мяукает вот так – мяу» (дети повторяют). Аналогично продолжаем игру, используя изображение других животных и птиц
«Помоги найти маму»
Цель игры: закрепить правильное произношение звуков. Упражнять в формировании грамматического строя речи.
Оборудование: предметные картинки с изображением детёнышей животных.
Ход игры: у всех детей предметные картинки с изображением детёнышей животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля?» (цыплёнок); «Кто у цыплёнка мама?» (курица). Позови цыплёнок свою маму (пи-пи-пи) и т.д.
«Бабочка и грибок»
Цель игры: совершенствовать грамматический строй речи, закрепить в речи предлоги: НА, С, В, ИЗ.
Оборудование: магнитная доска, мухомор, островок травы, бабочка
Ход игры: на магнитной доске закреплено изображение мухомора и островка травы.
Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:
Где сидит бабочка? Дети отвечают: на грибке.
Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает:
Откуда слетела бабочка? (с грибка)
Воспитатель помещает изображение бабочки в траву:
Где сидит бабочка? (в траве)
«Непослушный колобок»
Цель игры: упражнять детей в изменении существительных по падежам (родительный падеж с предлогом и без, употреблении имён прилагательных в именительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением медведя, волка, лисы, зайца, настольный театр по сказке «Колобок».
Предварительная работа: чтение сказки «Колобок».
Ход игры: В группу вкатывается Колобок. Дети здороваются с ним, усаживаются на ковре. Воспитатель помогает малышам вспомнить сказку, затем просит детей ответить на вопрос: «Кого встретил Колобок в лесу?»
Воспитатель показывает картинку с изображением зайца. Дети рассматривают её, называют части тела, отмечая характерные признаки: длинные уши, короткий хвост, имитируют движения зайца.
Аналогичная работа проводится с картинками волка, медведя и лисы.
В конце занятия воспитатель поясняет, что Колобок поступил плохо – без разрешения ушёл из дома и поэтому попал в беду – его скушала хитрая Лиса
«Наша любимая посуда»
Цель игры: упражнять детей в словообразовании (использование уменьшительно-ласкательных форм существительных, обобщении предметов.
Оборудование: предметы игрушечной посуды (ложка, тарелка, кастрюля, вилка, чашка, блюдце).
Ход игры: «Посмотрите, ребята, что это у меня на столе?» (на столе стоит посуда) (дети называют все предметы по очереди). «А как одним словом назвать все эти предметы?» (если вариантов ответа нет, то подсказываем) «Все эти предметы – посуда».
«Посмотрите, какая красивая посуда» (показывает)
«Вот ложка. А как ласково можно её назвать?» (ложечка) «Красивая ложечка» (дети повторяют). Аналогично продолжаем упражнение с другой посудой.
В завершении упражнения можно предложить детям самостоятельную игру с посудой. Например, предложить приготовить куклам обед.
«Один – много»
Цель игры: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Оборудование: парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой - несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
Ход игры: вначале воспитатель выкладывает предметные картинки
с изображением одного предмета. Ребенок составляет простое предложение: «Одна утка» … и.т.д.
Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено много предметов. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Картотека игр...
Картотека игр по формированию грамматического строя речи.
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
данная картотека пригодится всем логопедам при работе с детьми ОНР...
Картотека игр по формированию грамматического строя речи.
Развитие грамматического строя - залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы....
"Картотека игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе"
Картотека игрпо формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе....
Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста...
Картотека игр по формированию грамматического строя речи
Картотека игр по формированию грамматического строя речи...