"Трудовая деятельность детей дошкольного возраста"
материал

Трудовая деятельность является важным средством различия личности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovaya_deyatelnost_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовая деятельность детей дошкольного возраста.

Трудовая деятельность является важным средством различия личности ребёнка- дошкольника, становления его самостоятельности, осознания ценности труда в жизни современного человека и определения своих возможностей в интересном, посильном виде деятельности.

«Труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей»

Психолог Б.Г. Ананьев указывал, что именно простейшее самообслуживание обеспечивает развитие самостоятельности как стержневого личностного качества. Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, познании собственных возможностей в интересном, посильном виде деятельности, сближает его со взрослыми.

В дошкольном возрасте дети получают представление о роли труда в жизни человека и общества, знакомятся с трудовой и профессиональной деятельностью взрослых, включаются в посильную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретают первоначальные трудовые умения и опыт трудовой деятельности, учатся планировать, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с партнёрами, оказывать помощь, ценить результаты своего и чужого труда. Необходимо знакомить дошкольников с трудом взрослых, воспитывать интерес и положительное отношение к нему, трудолюбие, самостоятельность, настойчивость, ответственность, дружеские взаимоотношения со сверстниками в процессе индивидуальной и коллективной деятельности.

Труд детей- дошкольников своеобразен. Наиболее существенной особенностью детского труда является отсутствие значимого результата, имеющего материальную ценность продукты детского труда имеют ценность для самого ребёнка или группы детей. При сравнении детского труда и трудовой деятельности взрослых прежде всего усматривается различие в результативности, неспособности ребёнка в силу возрастных особенностей создавать материальные и духовные ценности установки в труде, преобладание игровой мотивации, отсутствие предварительного планирования, несформированность трудовых умений и способов самоконтроля, недостаток волевого усилия для преодоления внешних и внутренних препятствий для достижения цели и т.д.

Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру- играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия. Но труд, в отличие от игровой деятельности, всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребёнка или детского сообщества. Процесс труда без достижения результата смысла не имеет.

Трудовая деятельность- понятие, обобщающее разные виды труда, состоящие из трудовых процессов (например, одевание, раздевание, мытьё рук, накрывание на стол, вытирание пыли с мебели и т.д.). Трудовой процесс- единица трудовой деятельности. В его структуре представлены все компоненты: цель труда, материал и трудовое оборудование (инструменты); набор трудовых действий человека по преобразованию материалов с помощью инструментов; достигнутый результат труда, удовлетворяющий потребности человека.

Трудовые процессы постепенно складываются в виды труда. Первым по времени ребёнок овладевает самообслуживанием, характерной особенностью которого является направленность на самого себя, а содержанием- умение обслужить себя (одевание – раздевание, приём пищи, гигиенические процедуры. Хозяйственно- бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в окружающей обстановке группы детского сада, на участке, дома (накрыть на стол, подготовить необходимый материал для изготовления поделок и др).

Труд в природе по уходу за животными и растениями является для ребёнка проявлением гуманного отношения, помощи живому и требует от детей определённого круга представлений о жизни растений и животных, умение контролировать свои действия, проявления ответственности, поскольку он направлен на помощь живому.

Ручной труд предназначен для удовлетворения эстетических потребностей. В его содержание входит изготовление игрушек из бумаги, дерева, природного, бросового материала, ремонт книг, рукоделие и т.д. Он требует умений  владеть ножницами, иглой, а также знания материалов. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, развитию умения доводить начатое до конца. Результатами освоенного труда дети радуют других людей, создавая для них подарки, сюрпризы. Они учатся украшать своими изделиями пространство группы, детского сада к празднику, оформлять выставки и т.д.

Практикуются разные формы организации труда детей дошкольного возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Эпизодический труд детей организуется в виде отдельных поручений- это обращение к ребёнку, просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие (например, убрать игрушки, протереть полочки шкафчиков) или в виде общего дела (рыхление земли в цветнике, посадка растений, уборка участка и т.п). Поручение рассматривается как средство совершенствования опыта и развития ребёнка.

Дежурство как вид повседневного труда вводится после того, как дети освоили соответствующие трудовые процессы. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурство детей направлено на полное освоение ими трудовых процессов, развитие самостоятельности, воспитание отношений поддержки, взаимопомощи сверстникам. Дежурство по столовой (привлечение детей помочь няне, когда она накрывает столы), в уголке природы, по подготовке необходимых материалов организованной деятельности (раскладывание картинок, бумаги, подносов с краской, кисточками и т.п)

Общий, совместный и коллективный труд объединяет то, что результатом труда всегда является польза для всех (например оформление помещения к празднику и др.). Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребёнок выполняет какую- то часть работы самостоятельно (например, одним детям поручается протереть полки с игрушками, другим сложить строительный материал, третьим- надеть чистые платья куклам).

При совместном труде взаимодействие детей зависит от темпа и качества работы каждого из них, ориентирует на других. Каждая подгруппа детей имеет своё задание, а внутри подгруппы дети работают «цепочкой» (один собирает игрушки, составляют на стол, второй моет, третий протирает, четвёртый ставит на место).

Коллективный труд- такая форма организации труда, при которой дети договариваются о разделении труда, помогают друг другу по необходимости, переживают за качество общей совместной работы. Это  форма способствует целенаправленному воспитанию взаимной поддержки, взаимопонимания, защищённости между дошкольниками, создаёт положительный эмоциональный настрой (например, подготовка к празднику: организация работы в «мастерских», изготовление поделок, организация выставки).

Общий труд возможен в средней группе, совместный и коллективный- в старшей и подготовительной группах.

Становление трудовой деятельности в дошкольном детстве происходит в процессе взаимодействия со взрослым. Исследования показывают, что детский труд и игра как бы «вырастают» из предметной деятельности. Интерес к отдельным действиям с предметами в дальнейшем проявляется в желании наблюдать за трудом взрослых, подражать их действиям с предметами. Познавая мир вещей, ребёнок знакомится с будущими предметами труда, материалами и инструментами для трудовой деятельности. Ребёнка увлекает сам процесс, например, мытьё игрушек превращается в «игру с водой», то есть труд уступает место игре.

(Материал взят из учебника «Дошкольная педагогика»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.Различают четыре основных вида детского труда: са...

Трудовая деятельность детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов детского сада, конспект занятия...

Статья на тему: " Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста".

Статья на тему : "Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"....

«Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста» Труд детей в детском саду многообразен, который позволяет поддержив...

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Трудовая деятельность дошкольников...

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для родителей:ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА     Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – дело огромной государственной важности. Уважен...

Консультация для родителей "Трудовая деятельность детей дошкольного возраста"

 Основная задача трудового воспитания в дошкольном детстве – формирование положительного отношения к труду, то есть:1.  Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений...