МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Роспись дымковской игрушки»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Цель: знакомство с историей дымковского промысла, с технологией выполнения росписи народной глиняной игрушки.
Задачи:
- познакомить с декоративно – прикладным искусством – дымковской игрушкой;
- сформировать умение выполнять элементы дымковской росписи, используя разнообразные приемы работы кистью, тычком;
- развивать воображение, художественный вкус, чувство ритма, цвета, творческие способности;
- вызвать интерес и уважение к народным промыслам России, дать возможность почувствовать себя народными мастерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymkovskaya_igrushka.docx | 352.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
для педагогов
«Роспись дымковской игрушки»
Выполнила: Иванова Оксана Анатольевна
МКДОУ «Тарутинский детский сад»
Тема: «Роспись дымковской игрушки»
Цель: знакомство с историей дымковского промысла, с технологией выполнения росписи народной глиняной игрушки.
Задачи:
- познакомить с декоративно – прикладным искусством – дымковской игрушкой;
- сформировать умение выполнять элементы дымковской росписи, используя разнообразные приемы работы кистью, тычком;
- развивать воображение, художественный вкус, чувство ритма, цвета, творческие способности;
- вызвать интерес и уважение к народным промыслам России, дать возможность почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование для педагогов: образцы дымковской игрушки - барышни, кормилицы, животные, птицы; таблица с элементами дымковской росписи, альбомный лист (для каждого), заготовки дымковской игрушки (лошадки, козлики, барашки), наборы красок гуаши, емкость для воды, салфетки, подставки, кисти -2,4,5, тычки.
Ход
(На столе приготовлена дымковская игрушка)
Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народных игрушках, о дымковской игрушки. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов.
Рассказ: «Секреты глиняной игрушки из Дымково».
Слобода Дымково расположена на окраине старинного города Вятка (ныне г.Киров)
Народные мастера жили в деревянных домах слободы за рекой. В каждом доме топилась печь. Появление над крышами дыма значило, что скоро наступит пора ставить для обжига в печи игрушки, но они не обжигалась при высокой температуре, а лишь прокаливалась, после чего расписывалась. Может быть, поэтому и назвали слободу Дымково. Но в узорах дымковской игрушки нет ничего от цвета серого дыма. Если посмотреть на узор - он необычно прост. Зато краски яркие-яркие. Давайте рассмотрим элементы, входящие в состав узора.
Фигурки барышень в шляпках, с муфтами, с зонтиками, с сумочками. На голове кудри. На плечах перелина, пышные рукава. По низу юбки или передника оборки. Фигурки в кокошниках с детьми на руках изображают кормилицу, няньку или мамку. Многоцветный веселый узор украшает фигурки людей и животных. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем. На его груди сияет круг - символ солнца.
Голосисты эти птицы
И наряды, словно ситцы.(народное творчество)
Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц.
Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Почему свистунья? Об этом рассказывает легенда. Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи - люди находчивые. Придумали горожане «военную хитрость». Все жители, и стар, и млад взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И так сильно засвистели! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой ярмаркой «Свистуньей». Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготавливаемой на продажу. Из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».
- Вы сегодня народные мастера из Дымково и будете расписывать игрушки. Выбирайте себе игрушку.
Рассматривание таблицы «Элементы дымковской росписи».
- Посмотрите, как красив дымковский узор.
Какие элементы узора повторяются? (круги большие и маленькие, полоски, клеточки, овалы, кольца, точки, волнистые линии).
- Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающий с гладкоокрашенными частями (например, рукава кофты игрушки - показываю барышню и рассматриваем узор). Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особенный смысл:
o круги – означали солнце,
≈ волнистые линии – небо,
∙ маленькие кружочки – семена,
∙ круг с серединкой – звездочкой – солнце.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, их поля.
Орнамент- это узор, основанный на повторе и чередовании состоящих его элементов, предназначен для украшения различных предметов быта, одежды, обуви…
- Какие краски используют народные умельцы в своих работах? (Цвета насыщенные, без оттенков, что создает красочный, праздничный образ).
- Что такое тычок?
Тычок – самый простой из приемов народных росписей, а поэтому нанести рисунок с его помощью смогут даже те, кто не умеет рисовать. В качестве тычка можно использовать ватную гигиеническую палочку, а также можно использовать обратную сторону кисточки.
Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом - так рисуют народные мастера. Прямая линия наносится концом кисточки вертикально, точки – горошины узор наносится тычком.
Практическая работа.
Начинают роспись с крупных цветовых пятен. Тонкие и темные точки наносят в последнюю очередь. Если темные и светлые цвета расположены рядом, то начинайте со светлого. Фигурки животных начинают расписывать с опорных деталей - копыта, лапы). Кистью работайте свободно, поворачивая лист в разные направления. Не забывайте оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность. Напоминаю, что основной композиционный прием - ритмичное повторение и чередование элементов.
Продолжение самостоятельной работы - роспись игрушки под музыкальное сопровождение.
Итог.
Чтение стихотворения:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости сырей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.
Спасибо, за совместную творческую работу..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
Мастер-классдля воспитателей "Давайте жить дружно!"
Мастер-классТема: «Давайте, жить дружно!»Ф.И.О. – воспитатель Камышанская Инна АнатольевнаДата проведения: 28.10.2016г.Цель мастер-класса: объединение педагогического коллектива, фор...
Мастер-классдля детей и родителей "Я и мой ребёнок"
Укрепление отношений между родителем и ребёнком, сформировать позитивную коммуникацию....
Мастер-классдля педагогов ««Использование метода кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»»
Знакомство участников мастер-класса с методом кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста. Представить модель кинезиологического тренажера. Повысить мотивацию педагога к овладению нетради...
Мастер-классдля родителей Подкова счастья на удачу
Сегодня на мастер – классе, мы поговорим о народных поверьях, приметах, суевериях и славянских оберегах. Вы узнаете, как сделать оберег своими руками. Познакомитесь с основными правилами изготов...
Мастер-класс для педагогов "Роспись дымковской игрушки"
Чем знаменито Дымково?Игрушкою своей!В ней нету цвета дымного,Что серости сырей.В ней что-то есть от радуги,От капельки росы.В ней что-то есть от радости,Гремящей, как басы!...
Мастер-классдля родителей «Экспериментирование с разнообразными Материалами» Старшая группа.
Цель: Показать родителям разнообразные видыэкспериментирования с бумагой, картоном, водой.Задачи:1. На примере опытов показать, как можно экспериментировать вместе сдетьми.2. Развивать познавательный ...