Дыхательная гимнастика
материал

Шистерова Галина Владимировна

Дыхание  - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно.  На  дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка -  детский сад»

городского округа Красноуфимск Свердловской области

Дыхательная гимнастика.

Составитель: музыкальный руководитель

Шистерова Г. В

Разнообразие дыхательных упражнений на музыкальном занятии".

Дыхание  - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно.  На  дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс  дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: вдоха, паузы, выдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Дыхательная система детей несовершенна. Чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под воздействием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы делаются еще уже, и ребенку становится трудно дышать.  Поэтому помещение, в котором  находится  ребенок,  всегда  должно быть хорошо проветрено. В чистом воздухе меньше микробов, снижается риск заболевания.

Жизненная емкость легких у ребенка маленькая, а потребность в кислороде велика, поэтому он дышит часто и поверхностно.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходиться вдыхать воздух чаще.

 

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

  • Укреплять физическое дыхание детей (без речи)
  • Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
  • Тренировать силу вдоха и выдоха.
  • Развивать продолжительный выдох.

Работа над дыханием предваряет пение песен, может быть и самостоятельным видом  деятельности. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. Часть упражнений выполняется под счет. Часть – под музыку. При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ объяснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движения каждого ребенка и направляя движения рук, головы, туловища.

В качестве речевого материала на музыкальных занятиях используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:

  • Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочные ткани;
  • Способствует восстановлению центральной нервной системы;
  • Улучшает дренажную функцию бронхов;
  • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

 

Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой:

На музыкальных занятиях я использую наряду с другими и несложные упражнения А.Н.Стрельниковой. Александра Николаевна Стрельникова  - оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. В 1972 году было зарегистрировано авторское право на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса»,

Принцип гимнастики А.Н.Стрельниковой – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:

  • Вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая).
  • Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.
  • Каждое упражнение должно разучиваться детьми до автоматизма (около месяца)

Практический материал

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса

 

«Игрушки сели на качели»

Дети лежат на спине – на животе у них игрушки. Вдох через нос – живот надуть максимально.

«Снегопад»

 Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее.

Снег, снег кружится, белая вся улица!

Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок.

«Бабочка»

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку:

Бабочка - коробочка, полети на облачко,

Там твои детки — на березовой ветке!

Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале

гласных и согласных звуков

«Гудок паровоза»

Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком “у” (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 раз. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

«Полет самолета»

Дети-самолеты “летают” произнося звук “У”. При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

 «Пузырь»

Ай, дуйся, пузырь,

Раздувайся большой,

Становись вот такой

Да не лопайся!

Дети, взявшись за руки, стоят плотной стайкой. Произнося слова, постепенно отходят назад и образуют круг. По окончании слов руки делают «рупором» и «надувают»:  «фу-фу-фу-фу». 

   - Лопнул!  - хлопок в ладоши перед собой

Дети медленно приседают и говорят: «ш-ш-ш-ш» на выдохе.

 

«Осенние листочки»

Текст говорит взрослый:

- Шаловливый ветерок в лесочек залетел:                          - «крылышки», кружатся;

Дети: Ш-ш-ш!

- Тихо-тихо веточкам он песенку запел:                              - качают руками внизу;

Дети: Ш-ш-ш! /тихо/

- Сильный ветер в наш лесочек тоже прилетел:                           - «крылышки», кружатся;

Дети: Ш-ш-ш!

- Громко-громко веточкам он песенку запел:

Дети: Ш-ш-ш! /громко/                                                        - качают руками вверху;

- Ветерки по очереди листьям песни пели –

То тихую:

Дети: Ш-ш-ш! /тихо/                                                   - качают руками внизу;

То громкую:

Дети: Ш-ш-ш! /громко/                                                        - качают руками вверху;

То тихую:

Дети: Ш-ш-ш! /тихо/                                                   - качают руками внизу;

То громкую:

Дети: Ш-ш-ш! /громко/                                                        - качают руками вверху;

- А после  - улетели!                                                           - дети «улетают»  на стулья

 

«Ладошки»

Мы погреемся немножко /растирают ладошки, массируя их/

И подуем на ладошки.

 

Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале слогов

 

«Говорилка»

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик?        -  Ту-ту-ту.

Как машинка гудит?                        -  Би-би-би.

Как «дышит» тесто?                        -  Пых-пых-пых.

«Умный молоток»

Дети произносят звукоподражание «тук-тук», имитируя забивание гвоздя, в темпе и ритме режима работы.

«Паровоз»

Дети друг за другом выстраиваются «паровозиком». Начинают движение со звукоподражанием «чух-чух-чух». По условному сигналу «паровозик» то ускоряет, то замедляет движение и соответственно речевое сопровождение.

 

«Дрова»

На зиму дрова пилили                             –З-з-з»

         И. п.: ноги на ширине плеч, туловище немного наклонено вперед, руки соединены, имитируют движения с пилой – вперед, назад.

Мы дрова кололи вместе топором                   –Ух!»

         И. п.: ноги на ширине плеч, туловище немного наклонено вперед, руки соединены, имитируют движения с топором - вверх (вдох, вниз (на выдохе «Ух»).

 

Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале слов,

предложений и фраз

 

«Далеко-высоко»

Муз.рук.:             Куда, птицы, летели?

Дети:                                      Далеко-о-о-о!     

Муз.рук.:              Как, птицы, летите?

Дети:                                      Высоко-о-о-!

Перед словами «далеко» и «высоко» сделать глубокий вдох носом, слова произносить на максимально длинном выдохе.

«Обратный счет»

Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Для самоконтроля ладонь ребенка лежит на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе:

- десять, девять;

- десять, девять, восемь;

- десять, девять, восемь, семь;

- десять, девять, восемь, семь, шесть.

 

«Считалочка»

Произносим считалку. Контроль над дыханием: вдох расходуется не в паузах, а только на очередное сочетание слов.

Как за нашим за двором (Вдох.)

Стоит чашка с творогом, (Вдох.)

Прилетели две тетери, (Вдох.)

Поклевали, улетели. (Вдох.)

Поклевали, улетели, (Вдох.)

На лугу зеленом сели. (Вдох.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...