Консультация для педагогов ДОУ "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
консультация
«…музыка, как и всякое искусство,
помогает детям познавать мир и воспитывает детей,
причём воспитывает не только их художественный вкус
и творческое воображение, но и любовь к своей Родине,
любовь к жизни, к человеку, к природе, интерес и чувства
дружбы и взаимного
уважения к народам других стран»
Д.Б. Кабалевский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_pedag.dou_n-p_vospitani_.doc | 138.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Городской округ город Выкса
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №33 «Земляничка»
Консультация
для педагогов ДОУ
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
средствами музыки"
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Тарбаева Елена Валерьевна
2023г.
«…музыка, как и всякое искусство,
помогает детям познавать мир и воспитывает детей,
причём воспитывает не только их художественный вкус
и творческое воображение, но и любовь к своей Родине,
любовь к жизни, к человеку, к природе, интерес и чувства
дружбы и взаимного
уважения к народам других стран»
Д.Б. Кабалевский
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 [ред. от 07.10.2013]) ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального.
В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической,политической, социокультурной жизни страны, наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
В дошкольном возрасте идет процесс формирования знаний, чувств, оценок, интересов ребенка. Этим обусловлена необходимость формирования его личности через родную культуру.
Важно в этом возрасте зародить в детях чувство любви к своей малой родине, патриотические чувства, которые, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, вырастут до осознанного чувства любви к своему Отечеству. Нужно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте ощутил личную ответственность за родную землю и ее будущее. Вик. Петр. Астафьев говорил: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он еще не сирота».
В воспитании личности дошкольника искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы, формирования ценностного отношения к окружающему его миру, а музыка –эмоциональное искусство по самому своему содержанию.
Роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей, а также взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений их личности и музыкально-эмоционального развития доказана исследователями в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального воспитания: Бор. Влд. Асафьевым, Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготским, В. И. Петрушиным,Б. М. Тепловым и другими. Необходимость приобщения ребенка к миру музыкальной культуры, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку подчеркивается в трудах Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой, В. А. Сухомлинского, Т. Н. Тарановой, Г. С. Тарасова, В. Н. Шацкой и других.
Опираясь на труды вышеперечисленных авторов, хочу поделиться своим опытом работы с дошкольниками по формированию понимания чувства патриотизма средствами музыки.
Цель работы: Создание условий для решения задач нравственно - патриотического воспитания детей на музыкальных занятиях.
Задачи: 1. Формировать гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:- к семье, городу, стране;- к природе родного края;- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитывать чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
3. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей;
4. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою страну, край.
Данные задачи могут быть успешно реализованы, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива, общественности.
- Работа с детьми;
- Работа с родителями;
- Работа с педагогами;
Это глобальные цели и задачи, и процесс их реализации проходит на протяжении всего образовательного процесса, и в разных образовательных областях.
- Работа с детьми.
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к Родине, родному краю, семье.
Поэтому при подготовке занятия очень важно грамотно отобрать музыкальные произведения, чтобы они были доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста.
Большое нравственно-патриотического воздействие на ребенка оказывает РУССКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКА. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываются качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ТАНЦЫ, ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ПЕСЕН, РАБОТА С МУЗЫКАЛЬНО – ШУМОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ. Все эти виды музыкальной деятельности развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении. Но самое главное, музыка входит в быт семьи, в которой воспитывается ребенок.
РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на музыкальных занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах, важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.
Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников.
Праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».
В рамках нравственно-патриотического воспитания хочется выделить:
Развлечение «Осенняя ярмарка», знакомя с традициями русского народа, с его обрядами, костюмами, фольклором.
1. Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества».
Это день воинской славы, в который мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени!
2.Праздники с мамой, «День матери», «Праздник 8 марта»;
Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
3.Праздник ко «Дню Великой Победы».
Формированию чувства понимания патриотизма у дошкольников является тема Великой Отечественной войны. Чем раньше воспитывать в детях чувство сопереживания к тем, кто не вернулся с войны, чувства благодарности и гордости за свой народ, перенесший тяготы войны, за отвагу и мужество своих прадедов, защитивших нашу землю, тем более мужественными и сильными духом вырастут наши воспитанники.
В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён.
Организовываем «Бессмертный полк» и т.д.
4. Открытые уличные мероприятия, для детей всего детского сада «Выше, быстрее, сильнее», «Масленица», День Защиты детей.
- Работа с родителями.
Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО являются равноправными участниками образовательного процесса.
Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают стихи, песни, танцы с детьми. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы и как их изготовить.
Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах.
- Работа с педагогами.
Для достижения поставленных целей в формировании нравственно – патриотического воспитания дошкольников огромное значение имеет системная работа музыкального руководителя с другими педагогическими сотрудниками, воспитателем, логопедом, физкультурным работником. Это отражается в проведении совместных мероприятиях, с физ. работником, например «Веселые старты», «День защиты детей», интегративные занятия совместно с воспитателями, мероприятия, в подготовке, которых принимают участие оба музыкальных руководителя, «Масленица», «Здравствуй, лето!»
Использование классической, народной музыки в режимных моментах, разучивание стихов о родине, дидактические игры, загадки по данной теме – все это способствует нравственно-патриотическому развитию ребенка .
Вывод: Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию нашего народа, мы воспитываем в ребятах чувство патриотизма, а оно неотделимо от чувства национальной гордости за свое Отечество. Я стремлюсь к тому, чтобы средствами
музыки сделать жизнь наших «успешат» содержательной и интересной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, чтобы музыка стала для них неотъемлемой частью их души.
Используемая литература:
Статьи изд. «Уч.мет» http://www.uchmet.ru/iо/
- «ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»
Арапова Л. Г.*
- РУССКИЙ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАК КУЛЬТУРЕ СВОЕГО НАРОДА
Волкорезова Н. А.*
- ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К ИСТОКАМ, ТРАДИЦИЯМ МАЛОЙ РОДИНЫ
Круглова О. А., Смирнова Т. В.*
Ссылки на сайты: http://festival.1september.ru/articles/504208/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей "Патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Консультация по патриотическому воспитанию дошкольников...
Консультация для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...
Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки".
консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки" (10.12.2020)
Консультация с презентацией для педагогов...
Презентация для педагогов ДОУ "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки" (10.12.2020)
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке....
Консультация для педагогов " Нравственно патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в области художественно - эстетического развития детей""
Духовно - нравственные ценности этноса, национально - культурные традиции, его история являются основой для гармоничного развития детей, воспитания в них нравственных ка...
Консультация для педагогов " Нравственно патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в области художественно - эстетического развития детей""
Духовно - нравственные ценности этноса, национально-культурные традиции, его история - основа для гармоничного развития детей, воспитания в них нравственных чувств - добросердечия, не...