Передовой педагогический опыт
материал
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peredovoy_pedagogicheskiy_opyt.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Передовой педагогический опыт
воспитателя высшей квалификационной категории
муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения
«Детский сад №143» г. Оренбург
Эшкининой Елены Николаевны
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей»
Идея опыта: формирование у детей правильного произношения используя
упражнения для развития речи на основе театрализованной деятельности»
Актуальность и перспективность опыта.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребёнка. Таковой является театрализованная деятельность.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям -осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, -невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия театрализованной деятельностью - это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика неограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Используемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Кроме того в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, что обусловлено рядом наиважнейших факторов, влияющих на речевую функцию:
1 .Ухудшение состояния здоровья детей.
2.Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе.
3.Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве
- одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она
- неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Считаю, что изучаемая и обобщаемая мною тема: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста в системе дошкольного учреждения» является актуальной и перспективной.
Теоретическая база опыта.
Теоретической базой при создании данного опыта являлись:
- положения отечественной психологической науки о том, что игра -наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки знаний и эмоций, выражения впечатлений и эффективное средство личностного развития (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.).
понимание роли театрализованной деятельности как наиболее эффективного средства развития речи в дошкольном детстве (Н.Ф. Сорокина, Е.А. Антипина, Е.В. Мигунова).
- идеи отечественных психологов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.) о роли воображения в развитии у дошкольников связной речи.
- идеи известных ученых и педагогов (Т.С. Комарова, Т.К. Козакова, М.А. Васильева, В.В. Гербова и др.) о роли художественно-эстетического воспитания в процессе личностного становления дошкольника, развития его эмоциональной и духовно-нравственной сферы.
Условия формирования опыта.
Существует множество программ по организации театрализованной деятельности дошкольников. Эта программа Э.Г.Э Чуриловой «Арт-фантазия», программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, А.Г. Миланович; программа «Театралазованные занятия в детском саду» М.Д. Маханевой, программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной и др. Все программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка, развития его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивающих выраженность индивидуальности личности, понимания внутреннего мира по средствам театрализованной деятельности.
Внимательно изучив предложенные программы в своей работе использую совокупность двух программ «Театра-творчество-дети» (Сорокиной, Миланович) и «Театрализованная деятельность в детском саду» (Антипиной). В основе занятий лежит индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его возможности. Особое внимание уделяется театрализованной деятельности с художественно-речевой: работа над звуковой культурой речи (дикция, артикуляция), инсценирование художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки); знакомство с литературными произведениями; речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью); использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывание.Занятие
театрализованной деятельностью всегда вызывают у детей положительные эмоции
Для успешной реализации своего опыта изучила опыт коллег своего дошкольного учреждения:
- Тажгуловой Е.А. «Развитие детей старшего дошкольного возраста, через театрализованную деятельность».
- Ивановой Г.А. «Разработка системы дидактических игр, направленных на формирование устной речи детей в игровой деятельности».
- Маликовой М.В. «Совместная деятельность ДОУ и семьи в формировании ценностного духовно-нравственного воспитания, в процессе знакомств с родным краем».
Прошла курсы повышения квалификации в Оренбургском Государственном Педагогическом университете по программе курсов базового повышения квалификации к аттестации на первую категорию педагогов дошкольных образований в 2009 году.
Прошла курсы повышения квалификации в оренбургском филиале образовательного учреждение профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» по программе «Педагогика управления профессиональной деятельностью воспитателя дошкольного образовательного учреждения» в 2013 году.
Прошла курсы повышения квалификации ФНО ДПО «Оренбургская бизнес- школа» по программе «Профессиональная деятельность воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования 2018г.
Прошла курсы повышения квалификации Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Учитель» г. Волгоград 2021г по теме «Речевое развитие ребенка раннего и дошкольного возраста».
Технология опыта.
Одним изэтапом в развитии речи в театрализованной деятельности, является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течении сего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой, у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение «Сеня в лесу встретил лису»). Закрепляются умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах, игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр «Под грибом»). Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение «Художница-осень», мини-сценка «Лиса и журавль», инсценировка стихотворения А. Тараскиной «Воробей»). Закрепляется умение выразительно произносить предложенную фразу (игра «Угадай, чей голос?»). Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка «Встреча»).
В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, её интонационной выразительности (инсценировка «Вежливое слово», театрализованная игра «Кто колечко найдёт?»). Продолжается развитие монологической и диалогической речи (постановка спектакля «Теремок», спектакль по сказке «Колобок», в кукольном театре «Пых»). Продолжается работа по развитию умения эмоционально общаться, произношению скороговорок.
Дети привлекались к режиссёрской работе, развивались навыки бесконфликтного общения.
Новизна опыта.
В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Театрализация в дошкольном возрасте так или иначе основана на разыгрывании сказок.
Для этого я использовала театр плоской игрушки, театр платковых кукол, теневой театр, пальчиковый театр, театр масок, настольный театр, театр на руке (с использованием игрушки БИБАБО).
Все чаще привлекаются родители к участию в детских праздниках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).
Проводился семинар-практикум с целью ознакомления организации домашнего театра.
Для создания дружеской творческой атмосферы в группе и семейных отношений проводился праздник «Семейные посиделки», где дети и родители разыгрывали сценки из русских народных сказок и драматизировали любимые стихотворения. С огромной удовольствием родители знакомили детей со своими любимыми стихотворениями.
Особое внимание уделялось занятию основам актерского мастерства, культуре и технике речи.
Адресность опыта.
Практическая значимость опыта в том, что его могут использовать воспитатели ДОУ в работе с детьми.
Трудоёмкость опыта.
При использовании данного опыта я испытала трудности связанные с поздним появлением речи у детей, нарушением её произносительной стороны, бедностью активного словаря и нарушением грамматического строя. Все это связано с ухудшением состояния здоровья детей, глобальным снижением уровня речевой культуры в обществе.
А так же столкнулась с семьями детей, родители которых практически не уделяют внимание формированию у детей художественно-эстетических навыков.
Одной из основных трудностей состояла в нехватке дидактических материалов в работе с детьми и методической литературы для педагогов и детей.
Результативность опыта.
О результативности данной работы позволяет судить педагогическое исследование, которое было проведено мною в начале и конце данного педагогического опыта, анализ которого позволяет сделать следующие выводы: что работа над театрализованными играми способствовала активизации разных сторон речи детей - словаря, грамматического строя, диалога, совершенствования звуковой стороны речи и др. Речь стала более эмоциональной, выразительной развилось словесно художественное творчество детей. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учит замечать и оценивать свои, и чужие промахи. Дети стали более доброжелательными, раскрепощёнными, общительными, появилось желание помочь, научить. Положительно повлияли игры на подвижных несдержанных, стеснительных детей. Дети умеют четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствуют и познают окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
передовой педагогический опыт
«Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников»....
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ».
Содержание работы. Введение. Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.1.1.Понятие нетрадиционного рисования.1.2.Нетрадиционные приемы р...
Передовой педагогический опыт работы тема: "Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в контексте валеологического воспитания"
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.Введение.Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.1.1. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ.1.2.Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и...
ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
МАТЕРИАЛ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ И СОДЕРЖИТ ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Передовой педагогический опыт
ППО на тему : "Приобщение старших дошкольников к традициям кубанской культуры" + Презентация к ней)))...
Передовой педагогический опыт
ППО по теме "Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром". Тема ППО несомненно актуальна, т.к. одним из важных способов полу...
Передовой педагогический опыт по ОБЖ
Целью моего педагогического опыта является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности....