Практический кейс для работы с родителями и воспитателями дошкольников
материал
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЙ КЕЙС
для работы с родителями и воспитателями
дошкольников
Дети дошкольного возраста отличаются от сверстников не только выдающимися способностями, но и особенностями поведения как дома, так и в детском саду. Поэтому у воспитателей появляется масса поводов для общения с родителями. Не всегда профессиональная подготовка даёт возможность грамотно разрешить проблему. Использование кейс-технологии призвано облегчить педагогам общение с родителями в конкретных ситуациях реальной жизни.
Структура кейса включает:
Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни
Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
Комментарий ситуации, представленный автором
Решение кейсов
Первый этап – знакомство с ситуацией, её особенностями.
Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.
Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Педагогические ситуации
Ситуация 1.
Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.
Ваши действия.
Вариант 1.
Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.
Вариант 2.
Провести беседу с ребёнком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди.
Вариант 3.
Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.
Вариант 4.
Организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре).
Вариант 5.
Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.
Ситуация 2.
Мальчик, 7 лет.
С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создаёт необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребёнок в себе».
Ваши действия.
Вариант 1.
Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребёнка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.
Вариант 2.
Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребёнку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.
Вариант 3.
Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребёнка. Предложить им учитывать мнение ребёнка при выборе дополнительного образования, чтобы ребёнок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.
Ситуация 3.
Мальчик Саша, оставшись ещё на один год в детском саду в другой группе, скучает по своим воспитателям, к которым ходил четыре года. Саша часто приходит в гости в свою бывшую группу: общается с воспитателями, играет с малышами, учит создавать постройки из конструктора и т.д. Воспитатели всегда принимают ребёнка, маме Саши тоже нравятся эти посещения – с воспитателями у неё хорошие, доверительные отношения. Однажды, забирая ребёнка из детского сада, Ольга Петровна (мама) обнаружила у него чужую маленькую машинку.
Как быть?
Вариант 1.
Расспросить ребенка:
- Саша, чья это машинка? Нужно её отдать хозяину.
- Я ходил в гости к Нине Ивановне, учил малышей строить гараж и случайно положил в карман,- хитрит Саша.
- Сходи завтра к малышам и верни машинку.
- Нет, она мне нравиться, у меня такой нет,- упрямиться мальчик.
- Саша, может это домашняя машинка, и малыш плачет, ищет, - убеждает мама.
- Нет, не пойду. Нина Ивановна, будет сердиться, скажет, что я украл, нет, мне стыдно.
- Саша, давай завтра вместе сходим к Нине Ивановне и отдадим машинку, хорошо?
Вариант 2.
Убедить ребенка вернуть машинку, предварительно обсудив ситуацию с педагогом.
Вечером, прежде чем забрать ребенка, Ольга Петровна заходит к Нине Ивановне, рассказывает о случившемся и предупреждает, о своем приходе с сыном. Нина Ивановна поддерживает линию поведения мамы и когда ребёнок возвращает машинку, обрадовано говорит:
-Ой, Саша, ты нашёл Димину машинку! А мы её весь день ищем, Дима плачет, иди скорее, отдай её Диме, спасибо тебе большое.
Вариант 3.
Маме самой взять машинку и отнести её Ольге Петровне. Объяснить ей ситуацию. Но предварительно побеседовать с сыном о том, что нехорошо брать чужие вещи.
Ситуация 4.
Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.
Вариант 1.
Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.
Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.
Вариант 2.
Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.
Вариант 3.
Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.
Ситуация 5.
Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег её стукнул.
Вариант 1.
Объяснять правила игры до её начала. Обговаривать с детьми правила безопасности.
Бегущие дети должны смотреть вперед и уворачиваться от других детей, чтобы избежать столкновения.
Вариант 2.
Если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Остановить игру, успокоить детей.
Вариант 3.
Обратиться за помощью к другим играющим детям, чтобы выяснить, как все произошло. Успокоить и пожалеть детей, ещё раз напомнить правила безопасности во время бега.
Ситуация 6.
Света (6 лет) посещает подготовительную группу детского сада. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама ею гордиться, а Света – сама собой.
Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Завтра в садик не пойду! Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».
Как отреагировать маме?
Ситуация 7.
Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.
Ситуация 8.
Родители часто умиляются замысловатости детской речи, называя своих детей вундеркиндами.
Когда мама говорит Диме: «Не удирай так далеко!» - Дима отвечает: «Не беспокойся, мама, я удеру и придеру!»
■ С чем связано подобное явление?
Ситуация 9.
В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми.
Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».
А вот мама Тани, желая, чтобы её дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Всё у неё получается, а у тебя...»
■ Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего результата в воспитании?
■ Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от особенностей личности самих мам?
Ситуация 10.
Нередко мы слышим, как разные мамы, общаясь со своими детьми, по-разному оценивают их возможности. Одни говорят: «Ты умеешь делать то, что я не умею! Ты говоришь правильно, молодец!»
А другие матери говорят: «Ты маленький ещё, слушай, что взрослые говорят! Да что ты понимаешь, вот научится, тогда поймёшь!»
■ В чем принципиальное различие в общении со своими детьми разных матерей?
Ситуация 11.
«Мой сын Миша (7 лет), - пишет мама, - почти совершенство. Но в своей группе на людях всегда молчит. Я старалась его оправдать какими-то причинами: устал, торопится домой и т.д. Когда же он дома — всё в порядке. А на людях — замыкается. Посоветуйте, что делать?»
■ Дайте совет маме.
ИГРА И РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ
Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.
Вопросы:
1. Как должен поступить воспитатель?
Сделать замечание детям.
Терпеливо ждать, пока закончится игра с водой.
2. Как бы вы поступили?
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.
Игры не получилось, воспитателю всё время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.
Вопросы:
Объясните, почему не получилась игра?
Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ИГРЕ
Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полёт на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.
Я буду врачом, — кричала Наташа.
А я- бортмехаником! — сказала Саша.
Чур, я командир! — сказали одновременно Коля и Вова.
Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.
А я первый сказал!
Ну и что, ты уже был капитаном на корабле!
Но тут подошла воспитатель и разрешила все споры.
— Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.
Вопрос: дайте оценку действиям воспитателя.
ИГРА В МАГАЗИН
Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Девочка, изображающая продавца, отвешивает на игрушечных весах «продукты» «покупателям». Тут к ней подходит мальчик, который «купил» у неё минуту назад килограмм лука и говорит, что продавец не довесила ему 100 грамм. Он начинает кричать и настаивать на том, чтобы ему вернули якобы не довешанный лук. «Продавец» возмущена несправедливостью покупателя и тоже переходит на крик.
Вопрос: что бы сделали вы в подобной ситуации?
Пакет кейсов по формированию социально – коммуникативного развития старших дошкольников
Кейс 1. «Знакомство»
Задачи:
-формировать культуру общения;
-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
*
Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоём.
Вопросы:
• Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
• Что они должны были сделать?
• Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
• Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
Кейс 2. «Благодарность», «Прощание».
Задачи:
-формировать культуру общения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
*
Бабушка гостила у Даши и её родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша:
- Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока!
Внучка махнула рукой и убежала в комнату.
Вопросы:
• Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?
• Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?
• Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
• Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?
Кейс 3. «Разговор по телефону»
Задачи:
-закреплять знание правил и норм речевого этикета;
-продолжать формирование культуры общения;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.
*
Аня звонит Маше по телефону.
- Маш, привет.
- Это не Маша. Это её мама.
- А мне Маша нужна.
- Сейчас я её позову.
- Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.
- Хорошо.
- Ну ладно, пока!
Вопросы и задание:
• Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?
• Умеет ли Аня разговаривать по телефону?
• О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?
• Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.
Кейс 4. «Вежливый отказ»
Задачи:
-продолжать формирование культуры общения;
-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;
-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
*
Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама.
- Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.
Вопросы:
• Как вы думаете, как поступит Витя?
• Какой разговор возможен с мамой?
• Что Витя скажет ребятам?
• Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты ответа.
Кейс 5. «Просьба»
Задачи:
-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
-упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.
* У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой.
Папа только что вернулся с работы.
- Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.
Вопросы:
• Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?
• Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?
• Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?
• Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты разговора с папой.
Кейс 6. «Прощение»
Задачи:
-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
*
Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андрей:
- Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец.
- Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу.
- Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался.
- что ты наделал! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола.
Она прижала остатки рисунка к себе, а из её глаз брызнули слезы…
Вопросы:
• Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?
• Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?
• Как бы вы поступили в данной ситуации?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе с родителями» Подготовила воспитатель: Белова Yfnfkmz Fktrcfylhjdyf
Консультация для воспитателей "ИКТ в работе с родителями"...
Кейс-метод "Мостик между родителями и воспитателем ДОУ"
Кейс-метод «Мостик между родителями и воспитателя ДОУ»1. Прежде чем сказать – посчитай до десяти,Прежде чем обидеть – посчитай до ста,Прежде чем ударить...
Практический кейс для работы с родителями и воспитателями дошкольников
Использование кейс-технологии призвано облегчить педагогам общение с родителями в конкретных ситуациях реальной жизни....
"Семейная гостиная" Сборник практического материала для работы с родителями
В сборник практических материалов включены мероприятия по ознакомлению и приобщению детей и родителей к духовно – нравственному воспитанию. Сборник адресован для православных ...
Практический кейс для работы с родителями и воспитателями дошкольников
Дети дошкольного возраста отличаются от сверстников не только выдающимися способностями, но и особенностями поведения как дома, так и в детском саду. Поэтому у воспитателей появляется масса пово...
Методический кейс по работе с родителями «Семейные традиции – культурное наследие»
Связь семьи и детского сада позволяет организовать единое воспитательное пространство, основанное на взаимопонимании, доверии и сотрудничестве. В методическом кейсе «Семейные традиции – ку...