картотека опыты
опыты и эксперименты (младшая группа)

Екатерина Геннадьевна Гулюк

Картотека 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:


Картотека опытов для второй группы  раннего возраста.

1.Опыт «Нужен ли растениям снег»

Материалы: 2 ёмкости с водой.

Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время.

Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло.

2.Опыт «Снег и лёд»

Цели: выяснить, снег и лед рыхлостью и хрупкостью.

Материалы: ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток.

Вывод: снег- рыхлый, лёд- твёрдый, но в то же время хрупкий, колется как стекло.

3.Опыт «Лед и соль»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.

Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп.

Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую  мисочку и посыплет каждый кубик: рисом, сыром, солью, перцем, укропом.

Главное посыпать один из кубиков солью. Пусть дети наблюдают, как влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает быстрее других?

4.«Опыты: измерение термометром температуры воздуха, снега, воды».

5.Опыт «Зимние веточки»  

6.Опыт «Освобождение пуговицы из ледяного плена».

Материал: лёд, пуговица.

Цель: подобрать быстрый и безопасные способ освободить пуговицу.

Дети выдвигают предположения.

После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:

- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут)

- можно отогреть в варежках (варежки намокнут)

- можно положить на батарею

- разбить лед молотком (сломаешь пуговицу)

- можно отковырнуть ножом (можно пораниться)

- можно положить в теплую воду

- можно просто оставить в стакане в классе (долго ждать)

Положили замороженную во льду пуговицу в теплую воду.

Вывод. Пуговица быстро освободилась в теплой воде.

7.Опыт «Сколько воды получается из снега?»

8.Опыт «Что быстрее растает?»

Оборудование и материалы: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки.

Первая группа – рыхлый снег.

Вторая группа – комок снега.

Третья группа – лёд.

9.Опыт «Определение тяжести»

Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.

Что тяжелее: снег или лёд?

Первая группа– опустить в воду рыхлый снег. Вторая группа опускает в воду комок снега, а третья – лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?

Вывод:

Первая группа – рыхлый снег сразу растворился, он очень лёгкий.

Вторая группа – снежный комок держался на воде, постепенно утонул, он тяжелее рыхлого снега.

Третья группа - лёд не тонет, он ещё тяжелее.

– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?

Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.

10.Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»

Материал: формочки, снег, лёд.

Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.

11.Опыт «Почему снег мягкий?»

Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.

Материл: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как  он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.  Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

12.Опыт «Замерзание жидкостей».

Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал: Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод.  После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости  замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительное время замерзания.

13.Опыт «Откуда берётся иней?»

Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал: Термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку выносится термос с горячей водой.  Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды.  Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки.  В конце  прогулке дети легко увидят на ней образование инея.  Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении  превращается в воду, вода в иней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...