Информация для родителей "Пальчиковые игры для развития мелкой моторики"
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
А что же такое вообще моторика и пальчиковые игры?
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.
Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
• Снимает тревожность.
Пальчиковые игры и игры на развитие мелкой моторики проводятся в течение всего дня в разных видах деятельности.
С их помощью передают события (эпизоды и т.д.) сказок, стихов и др. –
получаются своеобразные инсценировки.
При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: примерно до четырех – пяти лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами.
Пальчиковые игры можно условно разделить на три группы: игры без предметов; с использованием атрибутики; игры с предметами.
Пальчиковые игры без предметов обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук («Пальчик, пальчик, где ты был?», «Раз, два, три,
четыре, пять, хотят пальчики спать»).
Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая его для ребенка более привлекательным.
В качестве атрибутов можно использовать перчатки, где на каждом пальце вышиваются (приклеиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т.д.).
Очень нравиться детям использовать изображение небольших фигур (7–
8 см) из журналов, открыток, старых книг и т.д. Выбранный персонаж приклеивается на картон и вырезается по контуру. Затем к фигурке пришивают круглую резинку, диаметр которой должен быть таким, чтобы она плотно облегала основания детских пальцев (среднего и указательного или указательного, среднего и безымянного).
Зарядка.
Дети выбирают понравившиеся им фигурки и надевают на основания среднего и безымянного пальцев. Эти пальцы – ноги, указательный и мизинец – руки. Большой палец прижат к ладони. Воспитатель предлагает сделать зарядку (на столе): ходьба – шагаем на месте, высоко поднимаем ноги (средний и безымянные пальцы); шагаем в перед; останавливаемся – раз, два.
Упражнения для рук (указательный палец и мизинец): подняли обе руки – опустили (несколько раз). Подняли праву руку – опустили; подняли левую руку – опустили; подняли обе руки – опустили (несколько раз).
Упражнения для ног (средний и безымянный палец): вытянули вперед одну ногу, согнули в коленке, отпустили; вытянули другую ногу, согнули в коленке, опустили. Повторить один – два раза.
Пальчиковые игры с предметами.
Любимые колпачки (шапочки) для пальчиков.
Для выполнения упражнений каждому ребенку понадобятся колпачки. Их можно сделать из бумаги или срезать верхушки со старых детских перчаток. Дети выполняют действия по ходу рассказа (говорит педагог).
«Жили – были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки (шапочки). Утром вставали и сразу колпачки (шапочки) надевали. (Дети надевают колпачки (шапочки) на все пальцы ведущей руки.) весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали колпачки (шапочки)». (Дети снимают каждый колпачок (шапочку) при помощи других пальцев этой же руки. Пальцы другой руки не помогают.)
Вырезание. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Поэтому чем больше ребенок действует ножницами, тем лучше получаются его работы, тем совершеннее смена тонуса руки.
Обрывание листа бумаги. Эта работа связана с содружеством обеих рук. Технику обрывания и вырезания используют на занятиях по аппликации, ручному и художественному труду. Для развития рук желательно предлагать детям задания не только на произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные).
Практика показывает, что у детей в дошкольном возрасте обнаруживается недостаточность таких двигательных качеств, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость, а также имеется недоразвитие пальцевого праксиса. Пальчиковые игры помогают детям в развитии мелкой моторики, им они интересны, занятие превращается в увлекательную игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация для родителей "Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи"
Информация для родителей на стенд о нетрадиционных приемах развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Консультация "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет. Игры на развитие мелкой моторики"."
Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет"...
Информация для воспитателей и родителей "Развитие мелкой моторики при помощи мячика СУ- Джок"
Представляю вашему вниманию нетрадиционную технологию работы – Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечи...
Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
Информация для родетелй "Игры для развития мелкой моторики"
Игры для развития мелкой моторики рук у дошкольников...