Дидактические игры для детей первой младшей группы ДОУ, направленные на восприятие цвета.
методическая разработка (младшая группа)

Крючкова Надежда Николаевна

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvet.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей первой младшей группы ДОУ, направленные на восприятие цвета.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.

Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно знакомить их с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.

В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

 1. Различение цветов по принципу «такой — не такой»

зрительное сравнение предметов по цвету при непосредственном их сближении — прикладывание, примеривание. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость - Пример — игра «Цветные парочки»: ребенок среди одинаковых или разных предметов ищет пары по цвету. Взрослый произносит название цвета после того, как ребенок сравнит цвета, не требуя от него повторения.

2. Зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Это настоящее восприятие цвета, не требующее непосредственного контакта (наложения и приложения). Пример — игра «Найди предмет»: ребенку показывают карточку определенного цвета и предлагают найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. Взрослый произносит название цвета после выполнения ребенком задания.

3. Закрепление представлений о цвете в слове-названии — ребенок различает цвета по слову-названию без необходимости прикладывания или сопоставления на глаз с образцом цвета, а также самостоятельно называет основные цвета. При помощи слова накопленный ребенком опыт восприятия цвета становится представлениями о цвете, которые ребенок использует в жизни

 (в быту) и деятельности — игре, изобразительной и трудовой деятельности.

Также дети учатся оперировать представлениями о цвете не только в реальных действиях, но и мысленно.

Пример- игра «Назови, какого цвета!» (можно использовать предметы и картинки).

Материалы и способы изучения цвета

Изучать цвет и закреплять знания о цвете можно несколькими разными способами:

— используя специальные дидактические игрушки и настольно- печатные игры, направленные на изучение цветов;

— в специально организованных подвижных играх;

— рассматривая и используя на занятиях и в быту реальные предметы — овощи и фрукты, одежду, игрушки и т.д.;

— рассматривая цветные картинки — карточки, книжки и др.,

— рисуя вместе с ребенком простые изображения цветными карандашами, фломастерами, красками или мелками.

Цветные парочки

Цель: учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы. Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка.

Ход игры:

Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (например, красные

кубики, желтые шарики, зеленые карандаши или фломастеры и др.), затем разные

(например, красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок,

зеленая елочка и зеленый листок, синяя ручка и синяя рыбка, коричневый

медвежонок и коричневый брусок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары,

остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные

пары своим предметам.

В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары

предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парами, группируя их по

цвету Количество цветных пар следует увеличивать постепенно.

Разноцветные палочки

Цель: учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать

предметы по цвету.

Материалы. Счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 шт. каждого цвета).

Ход игры:

Высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки.

Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай, разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай».

Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек:

«Молодей, ты отлично справился. Сюда положил все красные палочки, а сюда все зеленые».

Постепенно количество палочек можно увеличить.

Построим башню

Цель: Учить различать цвета по принципу «такой — не такой».

Материалы. Крупные пластмассовые или деревянные кубики двух контрастных цветов,

например, красные и желтые (зеленые и красные, синие и желтые).

Ход игры:

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню,

например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте

построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики».

Помогайте малышам прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и

сравнить их («такой», «не такой»). Если кубик «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите ребенку принести другой кубик.

В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!»

В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов.

Разложи по коробочкам

Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знание цветов.

Материалы. Небольшие предметы разных цветов (шарики, бусины, пуговицы, детали мозаики или конструктора «Лего» и др.);

Маленькие коробочки или мисочки, коробка побольше.

Ход игры:

Поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов.

Предложите малышу "разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.

Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4-8 шт. одного цвета). Со временем количество предметов и цветов можно увеличить.

Четвертый лишний

Цель: закреплять знание цветов.

Материалы. Игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы

по четыре предмета (в отдельных рамках):

желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин;

• зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленая груша, синяя слива;

• красная клубника, красный помидор, красная редиска, зеленый арбуз;

• оранжевый апельсин, оранжевая хурма, оранжевая тыква, желтая дыня и пр.

Можно нарисовать не только фрукты и овощи, но и различные игрушки.

Ход игры:

Положите на стол четыре предмета, три из которых одного цвета, а один отличается по

цвету. Предложите детям найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие пред меты и повторите игру.

Такую же игру можно провести с использованием карточек. Раздайте детям карточки и

предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.

 Цветные кубики.

Цель: Обучение сличению цветов по принципу «такой — не такой»; обучение подбору пар одинаковых по цвету предметов; знакомство с названиями основных цветов.

Материалы: Пары цветных пластиковых или деревянных кубиков: красные, желтые, синие, зеленые.

Ход игры:

Высыпьте кубики на ковер, затем выберете один кубик, покажите детям.

Из кучи на полу возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет пары кубиков не совпадет.

Затем предложите малышам самостоятельно по очереди найти

пары остальным кубикам. В конце игры взрослый обозначает цвет

кубиков при помощи слов:

- Для каждого кубика мы подобрали пару. Этот кубик красный, и этот тоже красный. Эти кубики зеленого цвета. Эти кубики — желтые, а эти — синие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей первой младшей группы «Собери картинку»

Дидактическая игра для детей первой младшей группы «Собери картинку» является прекрасным помощником в развитии у деток памяти и мышления. Это игра, в ходе которой нужно правильно подо...

Педагогический проект по формированию и развитию сенсорных способностей средствами дидактической игры у детей первой младшей группы (2 – 3 года) "Учимся, играя"

Цель проекта:Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры. Задачи проекта:1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсо...

Дидактическая Игра для детей первой младшей группы «Найди пару»

Дидактическая Игра для детей первой младшей группы «Найди пару»...

Дидактические игры для детей первой младшей группы в зимний период

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«ЗАБОЛЕЛА КУКЛА КАТЯ».Программное содержание: формировать социально-нравственное воспитание. Познакомить с профессией врача. Обогащать игровой опыт детей. Со...

Дидактические игры для детей первой младшей группы в зимний период

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«ЗАБОЛЕЛА КУКЛА КАТЯ».Программное содержание: формировать социально-нравственное воспитание. Познакомить с профессией врача. Обогащать игровой опыт детей. Со...

Дидактическая игра для детей первой младшей группы "Подбери вагончики к паровозу"

Дидактическая  игра для детей первой младшей группы "Подбери вагончики к паровозу"Задачи:Учить находить и правильно называть основные цвета.Развивать речевую активность, внимание, мелку...

Дидактические игры для детей первой младшей группы в зимний период

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«ЗАБОЛЕЛА КУКЛА КАТЯ».Программное содержание: формировать социально-нравственное воспитание. Познакомить с профессией врача. Обогащать игровой опыт детей. Со...