Дидактические игры для детей первой младшей группы ДОУ, направленные на восприятие цвета.
методическая разработка (младшая группа)
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvet.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для детей первой младшей группы ДОУ, направленные на восприятие цвета.
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.
Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно знакомить их с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.
В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:
1. Различение цветов по принципу «такой — не такой» —
зрительное сравнение предметов по цвету при непосредственном их сближении — прикладывание, примеривание. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость - Пример — игра «Цветные парочки»: ребенок среди одинаковых или разных предметов ищет пары по цвету. Взрослый произносит название цвета после того, как ребенок сравнит цвета, не требуя от него повторения.
2. Зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Это настоящее восприятие цвета, не требующее непосредственного контакта (наложения и приложения). Пример — игра «Найди предмет»: ребенку показывают карточку определенного цвета и предлагают найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. Взрослый произносит название цвета после выполнения ребенком задания.
3. Закрепление представлений о цвете в слове-названии — ребенок различает цвета по слову-названию без необходимости прикладывания или сопоставления на глаз с образцом цвета, а также самостоятельно называет основные цвета. При помощи слова накопленный ребенком опыт восприятия цвета становится представлениями о цвете, которые ребенок использует в жизни
(в быту) и деятельности — игре, изобразительной и трудовой деятельности.
Также дети учатся оперировать представлениями о цвете не только в реальных действиях, но и мысленно.
Пример- игра «Назови, какого цвета!» (можно использовать предметы и картинки).
Материалы и способы изучения цвета
Изучать цвет и закреплять знания о цвете можно несколькими разными способами:
— используя специальные дидактические игрушки и настольно- печатные игры, направленные на изучение цветов;
— в специально организованных подвижных играх;
— рассматривая и используя на занятиях и в быту реальные предметы — овощи и фрукты, одежду, игрушки и т.д.;
— рассматривая цветные картинки — карточки, книжки и др.,
— рисуя вместе с ребенком простые изображения цветными карандашами, фломастерами, красками или мелками.
Цветные парочки
Цель: учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы. Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка.
Ход игры:
Перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые (например, красные
кубики, желтые шарики, зеленые карандаши или фломастеры и др.), затем разные
(например, красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок,
зеленая елочка и зеленый листок, синяя ручка и синяя рыбка, коричневый
медвежонок и коричневый брусок и др.). Раздайте детям по одному предмету из пары,
остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей найти цветные
пары своим предметам.
В эту игру можно играть и с одним ребенком. Соберите в коробку пары
предметов. Затем предложите ребенку разложить предметы парами, группируя их по
цвету Количество цветных пар следует увеличивать постепенно.
Разноцветные палочки
Цель: учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать
предметы по цвету.
Материалы. Счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 шт. каждого цвета).
Ход игры:
Высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки.
Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай, разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай».
Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек:
«Молодей, ты отлично справился. Сюда положил все красные палочки, а сюда все зеленые».
Постепенно количество палочек можно увеличить.
Построим башню
Цель: Учить различать цвета по принципу «такой — не такой».
Материалы. Крупные пластмассовые или деревянные кубики двух контрастных цветов,
например, красные и желтые (зеленые и красные, синие и желтые).
Ход игры:
Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню,
например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «Давайте
построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики».
Помогайте малышам прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и
сравнить их («такой», «не такой»). Если кубик «такой», поставьте его сверху. Если «не такой», предложите ребенку принести другой кубик.
В конце игры назовите цвет башни: «Вот какая у нас получилась красивая красная башня!»
В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов.
Разложи по коробочкам
Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знание цветов.
Материалы. Небольшие предметы разных цветов (шарики, бусины, пуговицы, детали мозаики или конструктора «Лего» и др.);
Маленькие коробочки или мисочки, коробка побольше.
Ход игры:
Поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов.
Предложите малышу "разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек.
Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4-8 шт. одного цвета). Со временем количество предметов и цветов можно увеличить.
Четвертый лишний
Цель: закреплять знание цветов.
Материалы. Игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы
по четыре предмета (в отдельных рамках):
желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин;
• зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленая груша, синяя слива;
• красная клубника, красный помидор, красная редиска, зеленый арбуз;
• оранжевый апельсин, оранжевая хурма, оранжевая тыква, желтая дыня и пр.
Можно нарисовать не только фрукты и овощи, но и различные игрушки.
Ход игры:
Положите на стол четыре предмета, три из которых одного цвета, а один отличается по
цвету. Предложите детям найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие пред меты и повторите игру.
Такую же игру можно провести с использованием карточек. Раздайте детям карточки и
предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.
Цветные кубики.
Цель: Обучение сличению цветов по принципу «такой — не такой»; обучение подбору пар одинаковых по цвету предметов; знакомство с названиями основных цветов.
Материалы: Пары цветных пластиковых или деревянных кубиков: красные, желтые, синие, зеленые.
Ход игры:
Высыпьте кубики на ковер, затем выберете один кубик, покажите детям.
Из кучи на полу возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет пары кубиков не совпадет.
Затем предложите малышам самостоятельно по очереди найти
пары остальным кубикам. В конце игры взрослый обозначает цвет
кубиков при помощи слов:
- Для каждого кубика мы подобрали пару. Этот кубик красный, и этот тоже красный. Эти кубики зеленого цвета. Эти кубики — желтые, а эти — синие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра для детей первой младшей группы «Собери картинку»
Дидактическая игра для детей первой младшей группы «Собери картинку» является прекрасным помощником в развитии у деток памяти и мышления. Это игра, в ходе которой нужно правильно подо...
Педагогический проект по формированию и развитию сенсорных способностей средствами дидактической игры у детей первой младшей группы (2 – 3 года) "Учимся, играя"
Цель проекта:Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры. Задачи проекта:1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсо...
Дидактическая Игра для детей первой младшей группы «Найди пару»
Дидактическая Игра для детей первой младшей группы «Найди пару»...
Дидактические игры для детей первой младшей группы в зимний период
СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«ЗАБОЛЕЛА КУКЛА КАТЯ».Программное содержание: формировать социально-нравственное воспитание. Познакомить с профессией врача. Обогащать игровой опыт детей. Со...
Дидактические игры для детей первой младшей группы в зимний период
СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«ЗАБОЛЕЛА КУКЛА КАТЯ».Программное содержание: формировать социально-нравственное воспитание. Познакомить с профессией врача. Обогащать игровой опыт детей. Со...
Дидактическая игра для детей первой младшей группы "Подбери вагончики к паровозу"
Дидактическая игра для детей первой младшей группы "Подбери вагончики к паровозу"Задачи:Учить находить и правильно называть основные цвета.Развивать речевую активность, внимание, мелку...
Дидактические игры для детей первой младшей группы в зимний период
СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«ЗАБОЛЕЛА КУКЛА КАТЯ».Программное содержание: формировать социально-нравственное воспитание. Познакомить с профессией врача. Обогащать игровой опыт детей. Со...