Консультация для педагогов "ЛЕГО - конструирование"
консультация

Фесько Татьяна Анатольевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_lego_konstruirovanie.docx50.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«ЛЕГО– конструирование»

         ЛЕГО - развивающая и обучающая среда

    Всё больше и больше новых познавательных интересов стало появляться у детей за последнее время. Один из них – ЛЕГО-конструирование. Что же это такое? Ещё одно веянье моды или требование времени? Чем занимаются дошкольники в кружке по  ЛЕГО-конструированию: играют или учатся? И каковы другие области применения ЛЕГО в дошкольной жизни? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы.

   Наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки учащегося.                      

    Дети  – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Дошкольники учатся конструировать «шаг за шагом». Обучение «шаг за шагом» позволяет детям продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые, более сложные задачи. Любой признанный и оценённый успех приводит к тому, что ребёнок становится более уверенным в себе, и позволяет ему перейти к следующему этапу  в обучении.    В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей.  Повышается мотивация к учению.                  

  Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.    Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре.

        История ЛЕГО ведёт своё начало с 1932 года. Сам знаменитый пластиковый кубик ЛЕГО, который мог соединяться с другими подобными деталями, появился только в 1947 году. И с тех пор элементы LEGO, во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом.

     Занятия Лего-конструированием помогают детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.  При создании постройки из Лего дети не только учатся строить, но и выбирают верную последовательность действий, приемы соединений, сочетание форм и цветов и пропорций.

  На занятиях по Лего-конструированию дети:

получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;

 расширяют свои представления об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ландшафте;

развивают мелкую моторику, стимулирующую в будущем общее речевое развитие и умственные способности;

развивают пространственное воображение;

развивают внимание, память, способность сосредоточиться;

развивают творческие способности, эстетическое восприятие;

развивают логическое и аналитическое мышление (умение мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое);

занятия по Лего-конструированию учат детей работать в коллективе и находить совместное решение задач.

       На занятиях дети знакомятся с основными видами конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

                   Детское конструирование

                     Конструктивная деятельность  4 – 5  лет

                 Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

 Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.     На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

 При правильно организованной деятельности дети приобретают:

 1.   конструктивно-технические умения:

 -сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;

 -делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.;

 2.   обобщенные умения:

 -целенаправленно рассматривать предметы,

 -сравнивать их между собой и расчленять на части,

 -видеть в них общее и различное,

 -находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,

 -делать умозаключения и обобщения.

 Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

 Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

 -речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;

 -дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий   — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево,   вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).

 Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

 -трудолюбие,

 -самостоятельность,

 -инициатива,

 -упорство при достижении цели,

 -организованность.

 Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

 -умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для  выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);

 -работать дружно, не мешая друг другу.

 Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

 Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.

 Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

 Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

 При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования:

 -конструирование из строительного материала,

 -конструирование из бумаги,

 -конструирование из природного материала и т. д.

 Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. Во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.

 Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью — домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей. Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, при этом материал всегда должен быть уложен строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них. Раскладывание материала по формам не только облегчает работу с ним, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.

  Конструктивная деятельность   5 - 6  лет

 Образовательные задачи

 Конструирование из строительного материала:

 - учить преобразовывать образцы в соответствии с заданными условиями машины для разных грузов, гаражи для разных машин, горки разной высоты с одним скатом и двумя и т.д.);

 - подводить к пониманию зависимости структуры конструкции от ее практического использования;

 - поощрять конструирование по собственному замыслу (индивидуальному и коллективному).

 Конструирование из деталей конструктора:

 - поддерживать создание на основе самостоятельного экспериментирования с деталями конструктора простых конструкций по собственному замыслу;                            

 - учить создавать разные поделки на одной основе;

 - развивать воображение и творчество, умение использовать свои конструкции в игре.

 Конструирование из бумаги:

 - формировать обобщенные способы формообразования: закручивание прямоугольника в цилиндр, круга в тупой конус, учить создавать выразительные поделки на основе каждого из них, а также использовать уже знакомые способы, в том числе и очень простые (разрывание, скручивание, сминание и др.);

 - поощрять творческие проявления и инициативы в поиске сочетаний цвета, бумаги с другими материалами, места своей поделки в общей композиции.

 Конструирование из природного материала:

 - формировать создание художественного образа с опорой на материал (его форму, фактуру, цвет) и свой опыт, учить видеть материал с точки зрения возможностей его использования в конструировании;

 - развивать сенсорные и умственные способности;

 - помогать овладевать анализом природного материала как основы для получения выразительных образов;

 - осваивать такие приемы, как изменение пространственного положения основы, дополнение ее и извлечение лишнего;

 - формировать воображение и творчество;

 - поддерживать желание рассказать о своей поделке;

 - воспитывать бережное отношение к природе.

    Конструктивная деятельность    6 -7 лет

 Рекомендуем

 Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особыми усердием и старанием, что приносит ему большое удовлетворение, поэтому следует поощрять ребенка к такой деятельности.

 Основные задачи:

 Конструирование из строительного материала

 -развивать умения анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать ее образ;                                                        

 -формировать умение создавать варианты одного и того же объекта в соответствии с постепенно усложняющимися условиями;                                                                                                                                    

 -учить конструировать знакомые объекты по фотографии, рисунку, схеме а также по собственному замыслу;                                                                                                                                                                    

 Конструирование из деталей конструктора

 -развивать творчество, воображение, интеллектуальную активность, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе;

 -организовывать конструирование по собственному замыслу без опоры на рисунки и схемы сборки моделей;

 -учить встраивать в свои конструкции механические элементы (подвижные колеса, вращающееся основание подъемного крана и т.д.), использовать созданные конструкции в играх.

 Конструирование из бумаги

 -развивать творческое мышление и воображение, умение преобразовывать плоскостной материал в объемные формы;

 -способствовать овладению способами закручивания полукруга в острый конус и преобразования квадрата в куб, плетения;

 -учить использованию одних и тех же способов формообразования для создания разных поделок, поощрять деятельность в этом направлении;

 -развивать у детей самостоятельное конструирование в соответствии с интересами и потребностями (например, для изготовления кукольной одежды и т.д.).

 Конструирование из природного материала

 -развивать творческое воображение, умение строить выразительный образ с опорой на наглядность (природный материал) и собственные представления;

 -учить использовать один и тот же материал и как основу, и как деталь образа;

 самостоятельно применять уже знакомые приемы (изменение пространственного положения основы, дополнение ее и извлечение лишнего) в разных условиях;

 -поощрять сюжетное конструирование в разных условиях (, на участке с использованием снега, камней, песка, бревен);

 -развивать инициативную речь (описание своих героев, включение их в общий сюжет и придумывание рассказа, сказки, создание на этой основе книжек с иллюстрациями).

 

Консультация учителя – дефектолога  для воспитателей..

«Строительные игры в детском саду».

Детские виды деятельности – игра, рисование и конструирование – имеют моделирующую природу: в ходе игры моделируются отношения людей, в рисовании – образы предметов. Моделирование проявляется в конструктивной деятельности при создании конструкций, являющихся моделями реальных предметов. Строительные игры в детском саду – это один из видов продуктивной деятельности и основа воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность, с одной стороны служит отправной точкой для формирования познавательной деятельности, а с другой – значима для воспитания личностных качеств ребёнка и его поведения. Становление конструктивной деятельности начинается с воспитания интереса, заинтересованности в процессе и результате. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок, а именно развитие интереса к конструктивному виду деятельности, формирование способов обследования предметов, развитие зрительно – двигательной координации, совершенствование ручной моторики. Дальнейшее развитие конструктивного вида деятельности направлено на формирование у детей умения анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством конструкций. Конструирование в специальном дошкольном образовательном учреждении тесно связано с содержанием других разделов программы: занятиями по сенсорному восприятию, ознакомлению с окружающим, обучению игре, изобразительной деятельностью, ручным трудом, развитием речи, социальным развитием, ознакомлением с художественной литературой.

 Во время проведения занятий проводится специальная работа по речевому развитию детей, что в свою очередь способствует развитию представлений и наглядных форм мышления.

  В возрасте 4 – 5 лет, когда нормально развивающиеся дети с большим удовольствием играют со строительным материалом, создают постройки в ходе сюжетно – ролевых игр, малыши с общей интеллектуальной недостаточностью  только начинают знакомиться с предметными действиями. Со строительными деталями они часто ещё не знакомы, не понимают их значения, не умеют создавать узнаваемые конструкции предметов. Они перекладывают элементы строительных наборов, нагромождают их, нередко облизывают, пробуют «на зуб» и т.д. Конструктивные материалы привлекают их внимание на чрезвычайно короткое время: завладев ими, ребенок быстро теряет к ним интерес, поскольку не умеет правильно их использовать.

   Важной задачей обучения является умственное воспитание детей. Известно, что наиболее эффективно мышление развивается только в тех случаях, когда обучение направлено как на приобретение новых знаний и умений, так и на развитие способности использовать их в изменившихся условиях. Поэтому в ходе конструирования дети выполняют, знакомые задания с новыми видами конструктивных материалов, а также создают различные конструкции объектов, имеющих одно функциональное назначение (например, зданий).

    На начальных этапах обучения очень важно пробудить у детей интерес к конструированию и желание самим создавать постройки для дальнейшей игры. С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру (машины, здания, мосты, улицы), при этом он действует эмоционально, вызывая у детей ответный отклик. Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментариями, насыщен игровыми моментами. Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний: вопросы, побуждения, сообщения. Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций. Они начинают понимать, что конструкция является особым заместителем предмета, обладающим всеми присущими ему функциональными свойствами.  

     Особое внимание необходимо  уделять формированию у детей представления о связи предмета со всеми видами изображений, когда ребёнок не только строит, но тут же сразу зарисовывает, наклеивает на бумагу, показывая тем самым, что каждый объект может быть изображён в графической, аппликативной, конструктивной формах. Это помогает ребёнку понять единство предмета и всех его изображений, познакомиться с различными видами моделирования образа предмета.

    Конструирование оказывается эффективным не только в самом начале обучения, но и в старших группах, особенно при знакомстве с восприятием – воспроизведением обобщённых моделей. Дети могут при этом видеть общие конструктивные, опорные особенности целой группы объектов, замечать различия, выделять индивидуальные черты каждой постройки. Именно то, что дети с общей интеллектуальной недостаточностью не замечают общих структурных компонентов класса предметов, приводит к однообразию создаваемых ими конструкций, к умению видоизменять их в связи с потребностями и содержанием игр.

    В связи с этим особенно важно педагогам проводить коррекционную работу, уделяя большое внимание выбору тематики конструирования. Все объекты, подлежащие дальнейшему конструированию, должны быть хорошо знакомы детям, иметь ярко выраженную игровую направленность и практическую необходимость (кукольная мебель, дома, улицы, дорога, туннель). Наблюдение за конструированием этих предметов, как и дальнейшее овладение, умением строить самим, помогает ребёнку с общей интеллектуальной недостаточностью  постигать функциональную сторону окружающего, что очень важно с коррекционной точки зрения.  В занятия по конструированию необходимо включать:

-Игры на ознакомление с формой, так как форма является одним из важнейших пространственных свойств, определяющих индивидуальный облик конкретного предмета. На 1 этапе происходит практическое ознакомление с формой (Д/и «катится – не катится»), на 2 этапе детей нужно учить таким действиям восприятия. Как соотнесение форм и выбор по образцу, соотнесение объёмных и плоскостных фигур.

-Игры и упражнения на соотнесение реальных предметов с формами-эталонами. Важно сначала в качестве эталонов использовать объёмные фигуры, затем плоские (контурные). Для того чтобы дети запомнили названия фигур, указанных в программе, необходимо предусмотреть также игры на называние фигур. В ходе этих игр дети показывают их по названию, учатся диалогу, обращаясь с просьбой дать  определённую фигуру, опознают фигуры на ощупь, называя их.

- Игры на ознакомление с отношениями по величине. Чтобы привлечь внимание ребёнка к величине предмета, сразу необходимо ввести сравнение по этому признаку.      Сначала выбор проводится на специально подобранных одинаковых предметах, например на матрёшках, шарах одного цвета, машинах, куклах. Главное условие выбора – наличие предметов, в которых величина является единственным различительным признаком. Затем используем элементы строительных наборов. В ходе ознакомительных игр внимание детей привлекается не только к длине, но и к объёму, толщине, высоте. Во всех случаях обязательно использовать практическую проверку правильности выбора. Рекомендуется в коррекционной работе проводить

игры на выбор по образцу, а также простейшие группировки. Сравнивая предметы, параллельно идёт работа по развитию и обогащению словарного запаса, возможность усвоения необходимых слов, отражающих отношения по величине: длиннее-короче; выше-ниже; больше-меньше.

-Игры на ознакомление с пространственными отношениями. Игры такие можно разделить на 4 вида:

а) восприятие объемных образцов и воспроизведение на объемном материале.

б) восприятие объемных образцов и воспроизведение на плоскостном материале.

в) восприятие плоскостных образцов и воспроизведение на плоскостном материале.

г) восприятие плоскостных образцов и воспроизведение на объемном материале.

На одном занятии можно сочетать различные виды восприятия – воспроизведения.

Учитывая индивидуальные возможности и особенности детей опыт работы, показывает: что дети с общей интеллектуальной недостаточностью  способны при  особой организации  коррекционно – педагогического  воздействия и использовании специальных приёмов и методов  овладеть навыками конструктивной деятельности  в рамках программы (Екжанова Е.А.; Стребелева Е.А. «Коррекционно развивающее обучение и  воспитание») и добиться положительных результатов и позитивной динамики развития.

Литература:

1. Гаврилушкина О.П. Конструирование /Дошкольное воспитание аномальных детей/ под редакцией Носковой Л.П.    М/1993 г.

2.Екжанова Е.А.; Стребелева Е.А. «Коррекционно развивающее обучение и  воспитание». М/ 2003 г.

3.  Катаева А.А.; Стребелева Е.А. «Дошкольная олигофренопедагогика» М/1998 г.

Консультация для родителей

«Создаём с детьми картины из природного материала»

Осень, листопад. Почти у всех  это явление вызывает восторг, удивление, желание пройтись по этому шуршащему осеннему ковру, поймать на лету ещё один, попрощавшийся с веткой и стремящийся вниз  листочек. Очарование листопада можно сохранить в виде картин, панно и очаровательных композиций  из листьев и цветов, каштанов и желудей, орехов, веточек, семян-крылаток и многого другого. Такие занятия развивают воображение и творчество детей, мелкую моторику, наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, формируют чувство коллективизма .

При рассматривании листьев у каждого рождаются свои ассоциации. Образы из листьев не только легко придумывать, но и создавать.  Создание картин из листьев и других природных материалов проще, чем аппликация, ведь ничего не нужно вырезать. Остаётся лишь красиво разложить природный материал на основу и аккуратно наклеить, чтобы получилась ожидаемая картина.

Из листьев легко делать пейзажи. Очертание любого листочка напоминает  крону дерева, нужно лишь присмотреться и увидеть сходство малого с большим. Если подобрать красивые листья и приклеить их в ряд, получится красивый лес или парк. Дубовые листья – вот вам и дубрава, листья ивы – пирамидальные тополя встали в ряд. Приклеим берёзовые листья – низкие кусты появились у деревьев. Дети постарше могут передать перспективу, показать, будто одни деревья расположены дальше – они низкие, маленькие. Другие ближе, они высокие и большие. В пейзаж можно включить изображения животных и людей.

Рассматривая листья, попытайтесь подобрать их для портретов. Посмотрите, какой лист подойдёт для овала лица, для рта, носа, глаз. Перебирая листья, пробуйте сложить из них различные портреты и лишь когда вы полностью определились и нашли все листья для работы, необходимо подобрать фон, чтобы достичь большей выразительности.

Выбрали фон, сложили портрет отдельно на столе. Пришло время  приклеить наш портрет к фону отдельными частями. Если для носа, рта и глаз не нашлось маленьких листочков, их можно просто нарисовать или использовать другой природный материал.

Но как, же приготовить листочки для работы? Ничего нет проще!  Листья можно прогладить утюгом  между газетными листами 2-3 минуты, или же сложить собранные листочки  между страниц журналов и выдержать 5 дней.  Материал для творчества готов, успехов вам!

КОНСУЛЬТАЦИЯ  для  родителей

      «Приобщаем  детей к  творчеству в поделках  из  бумаги»

Желание  творить  есть  в  каждом  из  нас.  Вспомните  своё  детство. Современных  детей,  увлечённых компьютерными  играми  и  многочисленными  готовыми  игрушками, сложно  удивить  зайчиком  или  лягушкой  сделанной  из бумажного  квадрата .Но  чем  раньше  мы  начнём  их  удивлять  бумажными  поделками  и  привлекать  к  процессу  сотворчества,  тем  раньше  наши  дети  научатся  мастерить  без  нашей  помощи.

Конечно,  с  детьми  3,  4  и  5  лет  придётся  посидеть  рядом,  прочитать  инструкцию  и  помочь  мастерить,  но  поверьте,  ваши  заботы  не  пройдут  даром.  Тот,  кто  приобщился  к  созидательному   процессу   и  увидел  результат  своего  труда,   испытал  радость  творчества,  а  потом  ещё  и  поиграл  своим  «творением»,  не  захочет  в  дальнейшем  быть  сторонним  наблюдателем  и  потребителем  готовых  развлечений.

Делая  игрушки  своими  руками,  ребёнок  приобретает  трудовые   и  творческие  навыки,  развивает  наблюдательность,  терпение  и  воображение  и,  самое  главное,  творческий  взгляд  на  привычные  предметы.  Ведь  от  поделки  до  произведения  искусства  один  шаг.  Помогите  вашему  ребёнку  сделать  этот  путь  радостным.  Подчас  простая,  на  первый  взгляд , операция  для  ребёнка  может  стать  непреодолимо  трудной,  ведь  он  делает  это  впервые.  Начните  с   более  простых  поделок.

Используя  оригамские  игрушки,  можно  не  только  разыграть  сказку,  но  и  многое  другое,  а  так,  же  придумывать  сюжеты  своих  сказок.

Можно  сделать  пальчиковые  игрушки. (  С.  Соколова     предлагает  в  своей  книге  «Театр  оригами»  схемы  забавных  игрушек.)  Надевая  их  на  пальчики,  можно  инсценировать  сказку  или  её  эпизод.          

Пальчиковые  игрушки  очень  просты  в  изготовлении,  их  легко  хранить  в  небольшом  мешочке  или  коробочке,  из  которой  в  любой  момент  можно  извлечь  фигурки,  чтобы  разыграть  сценку  из  сказки,  прочитать  стишок,  загадать  загадку,  спеть  песенку,  придумать  весёлую  историю.  Для  пальчикового  театра  достаточно  сделать  мордашки  зверюшек,  но  самые   трудолюбивые  могут  сложить  и  туловище.

                          УСПЕХОВ  ВАМ  И  ВАШИМ  ДЕТЯМ!  

Конструирование из бумаги.

Особенности конструктивной деятельности дошкольников

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio - построение.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки . Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности ребенка.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе

Основные приемы обучения конструированию

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи.

Программа воспитания в детском саду» планирует для этой группы, помимо игры и занятия со строительным материалом, изготовление поделок из бумаги, природного и других материалов. В средней группе примерно во втором квартале учебного года вводится новый вид занятий - конструирование из бумаги, коробок, катушек и других материалов.

Программа очень проста. Детей обучают некоторым операциям с бумагой: сгибать лист пополам, добиваясь совпадения при сгибе сторон и углов, приклеивать мелкие части (окна, дверь, трубу и т. п.) к основной форме.

Задача состоит в том, чтобы первые навыки, которые приобретают дети, были усвоены, чтобы в работе с бумагой и клейстером они стремились как можно точнее, тщательнее выполнить задание. Конечно, ребятам трудно самостоятельно добиться этого. Воспитатель должен помочь им.

При этом с самого начала дети должны учиться контролировать себя, правильно ли они выполнили ту или иную операцию. Обучая детей приклеивать мелкие детали, надо уделить особое внимание самому способу наклеивания: как намазать клеем деталь, как пользоваться салфеткой, проверить, хорошо ли, правильно ли наклеено. Нужно воспитывать у детей желание правильно выполнять все действия, усваивать последовательность их, радоваться успешному выполнению задания. Воспитатель должен обращать внимание не только на то, чтобы ребенок выполнил игрушку, но и на то, правильно ли он работает, все ли понимает, чему учится.  Старшая группа детского сада.

Программа в этой группе предусматривает следующие виды конструирования: из строительных наборов, бумаги, различных коробок и природного материала. Но задачи в обучении конструированию значительно возрастают.

Дети приобретают много новых знаний, технических умений. Так они постепенно готовятся к школе, т. е. учатся внимательно воспринимать задания и выполнять их, самостоятельно решать ряд конструктивных задач, сознательно и настойчиво овладевать новыми способами работы.

Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, конструкций, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета.

У детей вырабатывается умение самостоятельно рассматривать предметы, знать порядок пользования ими без помощи воспитателя. Они должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.

Большое внимание воспитатель должен уделять играм детей с элементами конструирования, где закрепляются приемы, с которыми они познакомились на занятиях. Необходимо при этом поощрять творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобретательность. И в старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.

Для конструирования из бумаги и дополнительного материала ребята должны научиться сгибать бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге), сглаживая сгибы, делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии. Эти навыки помогут детям выполнять более сложную работу.

Для изготовления поделок используют плотную белую и цветную бумагу, тонкий картон, всевозможные коробки и другие материалы. В конце занятия можно предложить ребенку рассмотреть свою игрушку и рассказать, все ли выполнено хорошо, какие затруднения были в работе и чему он научился.

Воспитатель должен разнообразить задания. Например, если детский сад находится недалеко от пионерского лагеря, можно научить ребят сделать палатку из квадратного лист бумаги, согнутого по диагоналям и разрезанного по одному сгибу до середины. Дети склеивают вместе два треугольника, разделенные этим разрезом. Сверху приклеивают флажок и вырезывают дверь в виде буквы «Г». Остальные атрибуты лагеря (спортплощадку, деревья, мачту и т. д.) дети выполняют сами, а воспитатель помогает советом.

Весной можно детям показать, как, сгибая бумагу в разных направлениях, делать из нее игрушки: стрелу, лодочку, кораблик, шлем (буденовку). Стрелы хороши для знакомства с силой ветра, дети узнают, что по ветру стрелы летят дальше, против ветра - ближе. В игру можно включить моменты соревнования: чья стрела полетит дальше? Кто найдет наиболее удачное направление ветра? Ребята узнают и о том, что бумажные кораблики, опущенные в расплавленный стеарин, становятся прочными, они могут плавать в ручьях, в бассейне.

В подготовительной к школе группе большое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Образец чаще используют для сопоставления объемной игрушки с ее плоскостной выкройкой-разверткой. Здесь детям предлагаются тема и условия, которым должна отвечать игрушка, постройка. Причем сами условия более сложные, чем в старшей группе, например выполнить из природного материала зверушек, которые бы свободно разместились в клетках зоопарка, сделанного из строительного материала; из круга, разрезанного по радиусу, изготовить игрушку, у которой конус будет основной частью.

Конечно, и в этой группе используют образец, выполненный воспитателем из материала, с которым дети работают.  Например, в работе с бумагой воспитатель объясняет, как сделать закрытую или полую коробочку из квадратного листа бумаги, разделенного на 16 маленьких квадратиков, а уже затем дети используют ее для поделки игрушек по своему замыслу. В конце занятия надо разобрать с детьми, кто как применил показанный прием, каковы индивидуальные решения общей для всех задачи, и отметить наиболее удачные.

И в этой группе занятия конструированием тесно связаны с игрой. Нередко у детей возникает желание переделать игрушки, постройки или изготовить новые. Конечно, хорошие игрушки необходимо сохранить, а менее удачные исправить, усовершенствовать.

Итак, в подготовительной к школе группе на занятиях конструированием из бумаги и дополнительного материала детям необходимо освоить следующие способы работы: складывать квадратный лист бумаги в 16 маленьких квадратиков, затем сделать выкройки кубика, бруска, таких же по форме коробочек, а уж потом выполнить из них игрушки; делить лист бумаги по диагонали; чертить круг с помощью шнурка и карандаша; делать игрушки, складывая лист бумаги в разных направлениях; готовить бумажные формы, которыми дети пользуются как деталями для изготовления объемных игрушек (автомашин, елочных игрушек и т. д.).

С первых занятий детей учат делать коробочки из квадратного листа бумаги, сложенного сначала в 9 квадратиков. Затем они усваивают способ изготовления выкройки домика, корзиночки из бумаги, сложенной в 16 квадратиков. Если выполняют домик, то выясняют, где будут у него окна, двери, далее делают надрезы с двух противоположных сторон, выкройку складывают и склеивают, добавляют некоторые детали: крышу, трубу, балкон и т. п.

Это занятие (как и последующие) можно использовать для развития пространственной ориентировки, пространственного воображения, элементарного умения видеть в плоскостной выкройке объемный предмет. Детей нужно научить самостоятельно готовить выкройку игрушки, умению выделить основную ее часть, определить форму, а затем изготовить, дополняя деталями, характеризующими данную игрушку. Так, из кубической коробочки можно приготовить много разных игрушек: корзиночку, стол, стул, коробочку с крышкой и т. д. Важно, чтобы дети сами нашли, у каких предметов основная часть похожа на коробочку, и сделали соответствующую игрушку.

Для закрепления умения видеть в выкройке объемный предмет необходимо, чтобы каждый ребенок умел сравнивать эту выкройку с готовым изделием, а затем уже самостоятельно сделал игрушку.

Самостоятельное выполнение детьми задания поможет воспитателю увидеть, насколько правильно ребенок представляет, где находятся на выкройке отдельные части изделия. Ребята всегда с увлечением выполняют такую работу.

Дети 6-7 лет могут изготовить игрушки из картона, отдельные части которых делаются подвижными (зайчик шевелит ушами, Петрушка машет руками, двигает ногами и т. д.). Для таких игрушек заготавливают шаблоны из плотного картона. Дети обводят их на картоне тонким карандашом, вырезывают, раскрашивают, а затем соединяют части с помощью ниток или проволоки.

Чтобы вызвать у детей интерес к изготовлению таких игрушек, воспитатель делает 2-3 игрушки в присутствии ребят, а затем предлагает попробовать сделать самим такую же игрушку.

Изготовление из бумаги лодочек, корабликов, пропитанных расплавленным стеарином, вертушек, голубей - любимое занятие ребят весной и летом. Яркую вертушку можно поместить за окном, и дети будут наблюдать изменение силы ветра.

Интересным занятием для детей 6-7 лет является приготовление игрушек для малышей. Конечно, воспитателю необходимо следить за этим процессом, вовремя помогать детям советом, как сделать ту или иную игрушку.

В  старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.

Для конструирования из бумаги и дополнительного материала ребята должны научиться сгибать бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге), сглаживая сгибы, делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии. Эти навыки помогут детям выполнять более сложную работу.

В старшей группе при обучении детей методам и приемам  конструированию из бумаги воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления, показ способов изготовления, обследование готового образца, вопросы к детям с целью привлечения имеющегося у них опыта и т.д.

Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависит от задач обучения в наличия опыта у детей.

Если на занятии при изготовлении поделки используется новый способ действия, то воспитатель, во-первых, дает детям для воспроизведения поделку простой конструкции, а во-вторых, подробно показывает и объясняет как сам способ, так и последовательность ее выполнения. По мере овладения детьми этим способом воспитатель отходит от подробного объяснения и показа и больше использует готовый образец, его обследование и вопросы к детям, активизирующие имеющиеся у них знания.

Так, например, при изготовлении поделок из цилиндров воспитатель не объясняет детям поделку самого цилиндра, так как им уже знаком прием изготовления этой формы, а вопросами: «Из каких форм сделаны эти игрушки?», «Как свернуть полосу в цилиндр?» - заставляет детей вспомнить последовательность соединения частей и показывает способы передачи позы фигур (например, чтобы собака сидела, ее передние лапы приклеивают немного наклонно).

Или занятия по поделке парашюта воспитатель после обследования готового образца говорит детям: «Вспомните, как надо сложить, квадратный лист бумаги пополам (совместить стороны и углы. А как сложить круг пополам?» (надо, чтобы одна половина круга совпала с другой). А дальше предлагает детям рассказать, что надо сделать, чтобы получился парашют. Однако, если дети затрудняются в ответе или отвечают неправильно, воспитатель подсказывает детям или поправляет их.

С целью привлечения детского внимания к новым видам поделок воспитатель за несколько дней до занятия в уголке ручного труда организует небольшую выставку образцов предстоящей работы. Например, перед обучением поделкам из бумажных цилиндров на выставке показывает маленькие композиции

Дети подготовительной к школе группы осваивают изготовление достаточно сложных конструкций, требующих больших технических умений, поэтому подробное объяснение последовательности изготовления поделки и показ используются воспитателем достаточно часто.

Так, например, при поделке дома с балконами из тонкого картона воспитатель вначале показывает готовую конструкцию многоэтажного дома с балконами-лоджиями, а затем объясняет последовательность работы, показывает, как надо складывать лист, надрезать его, чтобы получились балконы, как склеивать дом, чтобы он получился прямоугольный. Как делать крышу и т.д.

При поделке вертушки воспитатель также подробно объясняет и показывает, как надрезать квадрат (на одинаковом расстоянии от центра до линии), как загибать надрезанные уголки (через один) и приклеить в центре квадрата один на другой, как прибить вертушку к палочке и т.д. украшение своей вертушки дети делают самостоятельно.

Однако если в поделке используются уже знакомые детям способы действия, то воспитатель ограничивается обследованием образца и частичным показом (например, на занятии по изготовлению из бумаги мебели) или вопросами к детям, активизирующими имеющиеся у них знания. Так, например, на занятии по изготовлению елочных гирлянд вначале обследуются готовые образцы, а затем воспитатель спрашивает детей, как их надо делать, уточняет ответы, после этого дети самостоятельно выполняют задание.

Если поделка достаточно трудоемкая и требует большой затраты времени, то ее изготовление воспитатель может распределить на два занятия, как это делается, например, при поделке игрушек с двигающимися деталями. На первом занятии воспитатель показывает одного-двух забавных зверушек, сделанных им самим из картона, и говорит, что дети будут делать такие же игрушки для игры в театр, и сегодня они нарисуют на картоне животное, которое придумают сами. Дети рисуют и раскрашивают в соответствии с замыслом (туловище, голову, лапы и т.д.). на втором занятии дети по показу и объяснению воспитателя мастерят из этих рисунков игрушек.

Организация занятий по изготовлению игрушек требует большой предварительной подготовки, которую воспитатель начинает иногда за несколько дней до занятия, привлекая к этому детей. Дети не только помогают готовить материал - резать бумагу, раскладывать ее по форме и т.д., но и заранее склеивают листы бумаги в трубочки (заготовки для ножек мебели), делают аппликации персонажей для игрушек-забав и т.д.

Успех занятий по замыслу в основном зависит от тщательной предварительной подготовки: чем раньше дети задумаются над тем, что они хотят сделать, какие материалы им для этого понадобятся и т.д., тем интереснее и содержательнее будут их поделки.

Методика работы

В подготовительной группе основное внимание обращается на более сложные формы обследования предметов с целью формирования обобщенных представлений о группах однородных предметов и установления связи формы с теми функциями, которые эти предметы выполняют в жизни, а также для овладения обобщенными способами действия. Обследование здесь направлено и на то, чтобы дети могли видеть предметы в разных пространственных положениях и представить последовательность процесса конструирования.

В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу.

Дети должны знать, что для успешной работы необходимо: четко представлять предмет, его строение, пространственное положение; иметь хорошие технические навыки; видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки.

Воспитатель так должен вести занятия, чтобы у детей появился интерес к приобретению знаний.

В подготовительной к школе группе большое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Образец чаще используют для сопоставления объемной игрушки с ее плоскостной выкройкой-разверткой.

Для обмена опытом детьми (в подготовительной группе выполненные работы часто являются результатом индивидуального решения) следует организовать выставки детских работ, сделать альбомы с фотографиями построек, игрушек. Для обогащения впечатлений ребят можно оформить тематические альбомы.

Конструирование из бумаги в подготовительной группе. Оригами.

Задачи обучения

Общие задачи по обучению конструирования из бумаги на год обучения составляют:

1. Оперирование основными понятиями моделирования оригами.

2. Вкладывание внутрь боковых треугольников и сторон.

3. Закрепить складывания "складкой".

4. Создание осознанного интереса к оригами. Развитие самоконтроля и самооценки.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:

Владение ножницами.

Обработка квадрата.

Создание основ оригами:

а) складывание квадрата пополам / вдоль, поперек, по диагонали /

б) складывание сторон от одного угла к центральному сгибу

в) деление квадрата на четыре части:

вкладыванием боковых треугольников внутрь

вкладыванием боковых сторон внутрь

г) складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон

д) складывание складкой

е) частичное отгибание и вкладывание углов

4. Аппликативное оформление оригами.

5. Составление творческих композиций

 

        

Конструирование из бумаги (бумажных салфеток)

         Конструирование из бумажных салфеток очень нравится детям 2 – 3 летнего возраста, они с удовольствием сминают салфетки и последовательно скатывают из них комочки или жгутики. Дети сминают салфетки в комочки, зажимают пальцами, раскатывают между ладонями, придавливают салфетки ладонями, в дальнейшем это позволяет ребенку развивать навыки лепки. Работая с  салфетками проще и легче освоить технику лепки из пластилина, научиться катать палочки и шарики.

         В ходе этих занятий у ребенка развивается мелкая моторика рук, речь, память, происходит сенсорное развитие. В процессе работы с салфетками ребенок знакомится с цветом, формой и величиной предметов, их количеством, а так же он знакомится со свойствами бумаги.

         Ребенок приобретает первые навыки аппликации, учится работать с клеем при помощи взрослого, учится аккуратности.

         Детям в этом возрасте очень нравится из сделанных самостоятельно бумажных комочков выкладывать рисунок. Они с большим удовольствием приклеивают их на заранее подготовленный контур предмета, полностью заполняя его.

         Когда дети освоят приклеивание к готовому контуру, им можно предложить самостоятельно выложить на листе, например, облачко, лужу или цветок. Важно обращать внимание ребенка на то, что располагать свою работу надо на всем листе бумаги. При самостоятельном выкладывании рисунка у детей развивается воображение, фантазия и творчество маленького гения.

         Такие занятия можно проводить с детьми подгруппами  по 4 – 6 человек. Можно делать индивидуальные и коллективные работы, когда подгруппа детей на одном листе выполняет совместную работу. Например, цветы на поляне, снежная крепость, листья на дереве и т.д.    

         Можно предложить родителям дома с детьми выполнить такие поделки.   Эти занятия с детьми могут длиться примерно 10 минут, в зависимости от желания ребенка, если ребенку такая работа нравится, время занятий можно увеличить.

Программное содержание:  

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в работе с бумажными салфетками. Делать палочки и колбаски, раскатывая салфетку между ладонями прямыми движениями ладоней. Формировать умение сминать и раскатывать салфетку круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы.

 Формировать умение различать количество предметов: много – один (один – много). Закреплять сенсорные эталоны.

Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага). Дать элементарные знания свойств бумаги.

          Вызвать у детей интерес к действиям с мятой салфеткой. Привлекать внимание детей к созданным ими образам.  Поддерживать желание детей выполнять работу самостоятельно. Вызвать чувство радости от совместно выполненной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Конструирование и ручной труд в помощь для будущих школьников"

В консультации раскрыты важные элементы воспитания детей в свободное время по ручному труду, художественному конструированию....

Консультация "Обучение детей конструированию"

как правильно учить детей конструированию...

Консультация для воспитателей "Конструирование в детском саду"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)  Консультация для воспитателей.Подготовила во...

Консультация для родителей «Конструирование из строительного материала»

Данная консультация полезна для родителей и воспитателей...

Консультация для родителей. Конструирование с детьми из природного материала "Осенние фантазии"

Консультация для родителей. Конструирование с детьми  из природного материала...

Консультация для родителей "Конструирование в детском саду"

В данном материале представлены рекомендации для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Конструирование из строительного материала"

В данном материалы даны рекомендации для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста по теме "Конструирование из строительного материала"....