Проект "Масленица"
проект (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_maslenitsa1.docx | 75.33 КБ |
Предварительный просмотр:
проект
«Совершенствование представлений дошкольников
о традиционном празднике»
Паспорт проекта:
Наименование проекта | Масленица |
Авторы проекта | |
Тема | Масленичная неделя «Совершенствование представлений дошкольников о традиционном празднике Масленица» |
Вид проекта | Социально - познавательный |
Участники проекта | дети средней и старшей группы, физкультурный руководитель, музыкальный руководитель, воспитатели, родители. |
Срок проекта | недельный |
Анализ внешней среды.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традицией проведения этого праздника по программе «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, поэтому возникла потребность силами ребят провести праздник. Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди испокон века воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять кислое тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. А еще Масленица – это чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день Масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.
Данный проект позволит детям познакомиться с возникновением праздника, старинными обрядами и традициями. Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине заключается в воспитании интереса к культуре, традициям и обычаям, развитее способности понимания красоты и многообразия народного творчества.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам русского народа.
Анализ внутренней среды.
Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.
В нашем детском саду тематическая неделя начинается с беседы с детьми об этом обрядовом празднике, рассматривания и чтения произведений художественной литературы. Рисование картин празднования Масленицы. Привлечение родителей к выпечки блинов, подготовка к
Далее планируется различный игровой и музыкальный репертуар из текущей работы. При разработке сценария народного праздника особое внимание выделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для детей.
Цель проекта:
• Знакомство детей с народным праздником Масленица;
Задачи:
- Обеспечить условия для создания у детей положительных эмоций и реализации творческих способностей в проведении праздников и развлечений.
- Учить бережно относится к народным традициям и обычаям.
- Возрождение интереса к обрядовым русским праздникам;
- Воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
- Обогатить духовный мир;
- Провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы;
- Формирование у детей начал национального самосознания.
Ожидаемые результаты проекта:
• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
• Повышение познавательного интереса к родной истории.
Для воспитателей:
- работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
- выбор формы реализации проекта.
- помощь в написании сценария по воплощению проекта.
- презентация «Масленичная неделя»;
- организовать праздник для детей по данной теме.
- помощь в подборе музыкального сопровождения.
- разучивание песен, частушек, танца для выступления во время праздника.
- организация места проведения праздника.
- проведение инструктажа по технике безопасности.
Для детей:
-познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;
-умение самостоятельно анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
-иметь представление о значении праздника в жизни человека;
-участие детей в развлечениях, организованных воспитателем.
Для родителей:
- участие родителей в изготовлении атрибутов для развлечений;
- участие родителей в приготовлении блинов;
-показ презентации «Масленица»
Этапы проекта
1)Подготовительный этап:
- Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника).
- Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
- Провести начальный опрос детей.
2)Деятельный этап:
- Коммуникативная деятельность
- Восприятие художественной литературы
- Музыкально-художественная деятельность
- Восприятие произведений изобразительного искусства
- Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность
- Продуктивная и восприятие произведений изобразительного искусства
- Развитие двигательной деятельности
- Игровая и познавательная деятельность
- Работа с родителями
3) Заключительный этап:
Презентационный, обобщение результатов работы на педсовете, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса.
Этапы реализации проекта
Этапы | Виды деятельности | Формы работы |
1 этап | - Создание технической базы (оборудование, костюмы, оформление места проведения праздника). - Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий. - Провести начальный опрос детей. | |
2 этап | Коммуникативная деятельность | Беседа на тему «Праздник Масленица». Цель: Познакомить ребят с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Развивать у детей коммуникативные качества, совершенствовать речь, расширять кругозор детей. Беседа «Как отмечать Масленицу». Цель: Дать представление о традиционном празднике, народных посиделках, чаепитиях с песнями, хороводами, народными играми, национальными кушаньями. Обогащение знаний и представлений о национальной культуре. |
Музыкально-художественная деятельность | Слушание русских народных песен Цель: Закреплять умение чувствовать музыку, ее изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре. Продолжать учить инсценировать знакомые песенки. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству. | |
Восприятие художественной литературы | Заучивание поговорок про масленицу, стихотворения «Масленица», разучивание масленичных закличек. | |
Восприятие произведений изобразительного искусства | Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», Соловьёва “Тройка”. Цель: Познакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь. | |
Познавательно- исследовательская и продуктивная деятельность | Изготовление чучела Масленицы. Цель: Познакомить детей с особенностями изготовления чучела. Развивать мышление, общую и мелкую моторику. Воспитывать заинтересованность к отображению своих представлений. | |
Продуктивная деятельность | Рисование «Ах блины, до чего вкусны». Цель: Совершенствовать технику рисования красками; обогащать знания детей о народном празднике. Лепка «Масленица». Цель: Развивать художественно-творческие способности. Аппликация «Забава-свистулька». Цель: Развивать творчество, воображение, эстетическое восприятие. Ручной труд «Куклы мотанки». Цель: Вызвать интерес к русской народной кукле. | |
Развитие двигательной деятельности | Физкультурный досуг «Широкая Масленица». Цель: Упражнять детей в различных видах бега, прыжках на обеих ногах, совершенствовать умение исполнять движения по сигналу, развивать координацию движений, ловкость, память. Подвижные и хороводные игры. Цель: Дать детям представления о русских народных играх – забавах. | |
Игровая и познавательная деятельность | Развлечение в музыкальном зале и на улице Цель: Углубить представления детей о народных традициях. | |
Работа с родителями | Выпечка блинов, чаепитие «Блин не клин, живота не расколет». Участие родителей в изготовлении атрибутов для развлечений. Цель: Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | |
3 этап | Презентационный, обобщение результатов работы на педсовете, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса. |
Формы работы
Оценка результатов проекта
Для выявления результатов по вопросу по формированию знаний детей о русском традиционном празднике была проведена диагностика в начале работы над проектом и по ее окончанию.
Для выявления знаний были подготовлены вопросы, которые мы представили в таблице.
№ | Вопрос | Начало проекта | Конец проекта | |
Какие народные праздники вы знаете? | ||||
Какие русские народные игры ты знаешь? | ||||
Знаешь ли ты потешки, заклички, пословицы про Масленицу? | ||||
Какое блюдо готовят на масленицу? | ||||
Какие картины о масленице знаете? |
Результаты знаний представлены в диаграмме
1. Имеют представления о народных праздниках.
2. Имеют представления о народных играх.
3. Используют устное народное творчество в повседневной жизни.
4. Владеют знаниями масленичной кухни.
5. Владеют знаниями о творчестве художников.
Отчет о реализации проекта.
Особое место в нашем проекте отведено народным играм, дети с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложения взрослых поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут … учиться. Нами были проведены такие подвижные игр такие как «Гори, гори ясно», «Звонарь», «Заря», «Ручеек»; хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»; игры-эстафеты «Перетягивание каната», « Бой с подушками», «Снежки», «Катание на санках».
В свою работу мы включили разнообразную деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, заучивают стихотворения, колядки, заклички.
При работе над проектом, у детей произошли позитивные изменения в отношении к народным играм и обрядам. Дети стали более эмоционально восприимчивы к народным традициям, играм и обрядовым праздникам.
Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень интереса к традиционным народным праздникам у детей значительно возрос. У них значительно повысился интерес к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Достигнутые результаты.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными фактами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.