Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

Аношкина Нина Валентиновна

В школу с радостью

(рекомендации родителям будущих первоклассников)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_shkolu_s_radostyu._konsultatsiya.docx483.08 КБ

Предварительный просмотр:

В школу с радостью

(рекомендации родителям будущих первоклассников)

 Скоро ваши дети пойдут в школу. И с того момента, когда прозвенит первый звонок у ваших детей начнётся новая, очень интересная полная неожиданностей (приятных и не очень) школьная жизнь.

Но что же стоит за этим коротким и ёмким словом «школа»?

Родители порой считают, что цели и интересы в жизни у ребёнка должны измениться в один день. Но ребёнку очень трудно перестроить свою жизнь, изменить свои прошлые установки.

А теперь давайте подумаем, а что именно меняется для детей, в связи с поступлением в школу? (Изменится режим дня, место, где проходит большая часть дневных часов, привычное окружение. Изменится привычный набор того, что можно и что нельзя. У детей меняются и авторитеты. Если до школы наиболее значимы и влиятельны были родители, то в школе - это учителя. Кроме того, происходит смена ведущей деятельности).

Если ведущей деятельностью дошкольника была игра, то с поступлением в школу она меняется на учебную. Основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности (игры, рисования, конструирования) является то, что ребёнок (ученик), принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах её решения. В школе овладение знаниями и умениями является осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определённых усилий. В дошкольный период знания усваиваются детьми большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной для ребёнка форме, в привычных для него видах деятельности.

Педагогам и психологам, принимающим детей в 1-й класс, часто приходится слышать и жалобы родителей на то, что ребёнка по какой-то непонятной причине не взяли в школу или гимназию, хотя он умеет достаточно хорошо читать и считать. Давайте попробуем разобраться, что же стоит за определением «готовность к школе»?

«Готовность к школе» - это тот уровень развития ребёнка, при котором требования школы не приведут к нарушениям здоровья. Под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения. А их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные составляющие, причём уровень их развития должен соответствовать определенным нормам.  Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Давайте подумаем, почему ребёнок может хотеть пойти в школу? (туда пойдут все его сверстники; это может быть стремление к взрослости и желание называться уже школьником; он слышал дома, что попасть в эту школу очень важно и очень почётно; к школе он получит красивый ранец, пенал и другие подарки, все новое привлекает детей, а со школой ассоциируется все новое. Это для ребёнка может быть и требование родителей.) В данном случае мотив посещения школы следует отличать от мотива обучения. Учебная мотивация-это осознанное стремление ребёнка стать школьником, готовность соблюдать школьные правила и обязанности. А самое главное - должен быть сформирован познавательный интерес к обучению, интерес к получению новых знаний. Отсутствие мотива обучения свидетельствует о неготовности ребёнка к обучению в школе

Мотивационная готовность ребёнка к обучению не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Почему дети не хотят идти в школу? Причина подобного отношения к школе - результат ошибок воспитания. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредоносно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям. «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдёшь?» «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»

Такими словами взрослые сами формируют у детей отвращение к школе. Придётся потратить много времени и сил, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Но встаёт вопрос как, же сформировать у ребёнка положительное отношение к школе? Покажите ребёнку положительные моменты взросления. «Как хорошо ты... сделал. Сразу видно, что ты большой. А когда ты пойдёшь в школу, тебя научат..., ты сумеешь делать что-то ещё лучше». Быть взрослым - это значит не только иметь больше обязанностей, но и больше прав, больше самостоятельности и ответственности (за себя и других).

Не сводить весь смысл учёбы только к оценкам. Не соответствие ожиданий (родителей, самого ребёнка) реальности приведёт к «трагедии» и сделает их зависимыми от оценок. Не воспринимайте оценки как безусловную ценность. Проявляйте озабоченность не школьными оценками, а самим процессом усвоения знаний.

Формируйте положительный образ педагога: «Я думаю, что твоя учительница сможет научить тебя тому, чего не знаю даже я». Хорошо если есть возможность познакомить ребёнка с будущим учителем заранее (дни открытых дверей, подготовительные курсы).

Рекомендации для родителей:

 1. Помните, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

2. Знайте, что причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям, и возможностям ребёнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны, и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности.

  3. Постарайтесь, изменить, своё отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

4. Тон приказа и назидание в этом возрасте малоэффективен, старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребёнком возможные последствия его действий.

 5. Если ваши отношения с ребёнком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твёрдое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.

 6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

И ещё несколько советов для родителей:

1. НЕ ПИЧКАЙТЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

За оставшееся время никаких «хвостов» вы не подтянете. А если будете наседать на ребёнка с чтением и счётом, вы сможете вызвать у него отрицательные эмоции по поводу школы. Конечно, почитать немножко, порешать несложные примеры можно, но все это должно быть в игровой, непринудительной форме. Кроме того, дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность, и тогда им будет абсолютно несложно уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение».

2. РАССКАЗЫВАЙТЕ ПОЗИТИВНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ СВОЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Важно сформировать у будущего школьника позитивное отношение к школе. Если ребёнок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будет успешно преодолён. Для этого чаще рассказывайте своему чаду забавные истории из своей школьной жизни.

3. НЕ ДЕЛАЙТЕ АКЦЕНТ НА ОЦЕНКАХ

Многие родители допускают грубую ошибку, когда начинают стращать: «Читай, а то двойки мне будешь приносить». Важно акцентировать внимание ребёнка на процессе учёбы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным), а не на результате хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать, тем более что в первом классе их не ставят.

4. НЕ ПУГАЙТЕ ШКОЛОЙ

Ни в коем случае не ведите при ребёнке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни.

Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров.

5. ПОКУПАЙТЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ

Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребёнком, тогда он оказывается вовлечённым в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф — дайте их ребёнку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он чётко будет знать, где у него что лежит. Хорошо также сходить с ребёнком в выбранную школу, если вы ещёэтого не сделали. Погуляйте возле школы. Так малыш быстрее привыкнет к новому месту.

6. ИГРАЙТЕ В ШКОЛУ

Пусть все игрушки вашего чада пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене (15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).

           7. НАЧИНАЙТЕ ЖИТЬ ПО НОВОМУ РАСПОРЯДКУ ДНЯ

За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребёнок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать.

Для начала попробуйте наглядно объяснить, что нужно сделать перед сном: собрать портфель, приготовить одежду (трусики, маячку, носочки), проверить, чистая ли форма. Все эти действия лучше обозначать рисунками: портфель, разложенные вещи на стуле. В преддверии первого сентября выполняйте этот ритуал, играя. Пусть ребёнок собирает свои детские книжки в портфель, складывает одежду на стул. С помощью рисунков можно изобразить и утренний распорядок: умываемся, одеваемся, кушаем, чистим зубы, облачаемся в школьную форму, чистим обувь, выходим из дома. Все это поможет малышу лучше понять, как строится его день.

8. ПОДРУЖИТЕ МАЛЫША С ЧАСАМИ

Необходимый для школы навык — ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, научите его этому. Многим деткам легче ориентироваться по электронным часам. Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребёнок мог узнавать по ним время). Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.

9. ПОБОЛЬШЕ КОМАНДНЫХ ИГР

В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Без понимания этих элементарных законов ребёнку будет трудно в 1-м классе. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть по правилам, используйте командные игры. Благодаря им ребёнок усвоит, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат. Ещё один важный урок, который дают малышу командные игры, — это спокойное отношение к проигрышу.

              10. ТРЕНИРУЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ПАМЯТЬ

Хорошая игра на внимательность: всем раздаётся одинаковый текст, засекается время и нужно как можно больше и быстрее найти и вычеркнуть букв «с». Проводите «занятия» сначала по 10 минут, назавтра 15, доведя время «урока» до той продолжительности, которая будет в школе. Тогда ребёнка не будут так пугать бесконечные полчаса занятий. Ещё можно почаще играть в «Отвернись и назови». Разложите на столе игрушки и дайте ребёнку посмотреть на стол в течение 1-й минуты. Затем он отворачивается и называет игрушки, лежащие на столе. Усложняйте задачу: добавляйте игрушки, сокращайте время на запоминание. Можно заменить игрушку другой — ребёнок, повернувшись, должен рассказать, что изменилось.

Успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребёнка!

Подготовила воспитатель:

 МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавлёнок» города Новочебоксарска

Аношкина Нина Валентиновна

Используемые сайты:

1. http://www.school-15-kaluga.narod.ru/files/08_08_2012.jpg

2. https://edu.tatar.ru/almet/dou39/zol-petushok/page1855351.htm

3. https://infourok.ru/vistuplenie-na-temu-v-shkolu-s-radostyu-rekomendacii-roditelyam-398722.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...