Консультация "Диво дивное, чудо чудное"
консультация
Знакомство с обрядовыми праздниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_detey_s_obryadovymi_prazdnikami.docx | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство детей с обрядовыми праздниками
« ДИВО ДИВНОЕ, ЧУДО ЧУДНОЕ»
(приобщение детей к истокам русской народной культуре)
ДЕВИЗ: Благословите, братцы,
Старину сказать,
С обычаев, поверьев,
Предрассудков
Сняв маску старины –
На правду указать.
Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями, зачастую необычными и непонятными. Почему люди из года в год, из века в век в определенные дни словно исполняют хорошо заученные роли? Почему, например, под Рождество ходят от дома к дому и поют колядки – песни с пожеланиями благополучия и богатого урожая? Почему на Масленицу пекут блины, делают соломенное чучело и бросают его в костер? Почему на Троицу воздают почести березке, украшают ее цветными лентами, водят вокруг нее хороводы?
Мы можем сказать, такова традиция.
Верно. Традиция. И корни ее уходят во времена седой старины, во времена языческие. Тогда еще человек не думал о себе как о «хозяине» природы. Он ощущал себе ее частью и считал, что, подобно ему, живыми были земля и небо, вода и огонь, гром и молния, деревья и камни…
Шло время. Славяне от охоты и собирательства перешли к земледелию. Вместе с развитием человека развивались и его религиозные представления. Появились новые культы, но они не вытесняли прежних, а существовали наряду с ними.
Но поскольку корни всех языческих представлений уходят в отдаленную первобытность, невозможность было так сразу уничтожить древнюю веру. Более того, язычество стало проникать в христианство. И чтобы подчинить русский народ своему влиянию, Церковь вынуждена была пойти на компромисс: христианскую обрядность (церковные службы, посты и т.п.) стали сочетать с языческими отправлениями культов; и в число христианских были включены главные языческие праздники, например Масленица.
Столкновение двух религий, их взаимовлияние породили в результате такое уникальное явление, как Русское Православие, сущность которого стало двоеверие.
Назовите русские народные обрядовые праздники?
- праздник урожая, - Святки, -Рождество, -Масленица, -Вербное воскресенье, -Пасха ,-Троица, -праздник Ивана Купалы.
Христианство пришло на русскую землю в 988 году, пришло оно со своим календарем – святцами. В них каждый день был посвящен памяти одного или нескольких святых. Святцами крестьяне научились пользоваться лишь не раньше 15 века. Привлекало их, что святые имели каждый свои «обязанности»: одни должны были заботиться о здоровье людей, другие – о здоровье скота и т.п. Крестьянину ясно было, к кому обращаться за помощью в конкретном деле.
Народ принял христианские праздники, т.к. церковь постаралась приурочить их к языческим.
Языческие и христианские праздники слились в единое целое, приспособившись к народному быту. Череда праздников и памятных дат стала для крестьян удобной системой времяисчисления.
Участие в праздниках для всех было строго обязательно. Эти радостные события украшали жизнь, полную забот и непосильного труда.
Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до принятия христианства. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полнейшей утраты и забвения. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.
ЧАСТУШКИ.
1. Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
2. Не хотелось выходить –
Стояла и стеснялась!
А гармошка заиграла –
Я не удержалась!
3. Как все местные ребята
Стали моде подражать:
Надели чистые рубашки –
Шеи грязные видать!
4. Эй, топни нога,
Топни, правенькая!
Все равно плясать пойду,
Хоть и маленькая!
5. Если б не было воды –
Не было бы кружки!
Если б не было девчат –
Кто бы пел частушки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми по проекту " Чудо-чудное, диво-дивное".
В помощь воспитателям, занимающимся проектной деятельностью....
Схема-паутинка содержания проекта "Чудо-чудное, диво-дивное"
План работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Составитель ст. воспитатель Прапро Е.А. МБДОУ д/с ОВ № 6 Краснодарский край ст.Кущевская ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Тема: "ДИВО ДИВНОЕ, ЧУДО ЧУДНОЕ"
Составитель ст. воспитатель Прапро Е.А. МБДОУ д/с ОВ № 6 Краснодарский край ст.Кущевская ДЕЛОВАЯ ИГРА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Тема: "ДИВО ДИВНОЕ, ЧУДО ЧУДНОЕ" После выступления ведущий зад...
Родительское собрание: "Диво-дивное, чудо-чудное. Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Тема: "Диво-дивное, чудо-чудное. Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...
Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»
Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...
родительское собрание диво дивное ,чудо чудное
Формирование у детей представления о народном искусстве в детском саду....
План проведения Дня открытых дверей «Диво – дивное, чудо - чудное»
Цель проведения: формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей и общественности; демонстрация всех видов образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской наро...