картотека марийских подвижных игр
картотека

Зуева Алёна Олеговна

 

картотека марийских подвижных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_mariyskih_podvizhnyh_igr.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека марийских подвижных игр

1.  «Барабанные палочки» («Тумыр пашкар»)

Все участники сидят на скамейках полукругом, а в центре стоит марийский музыкальный инструмент – тумыр (барабан). В руках ведущего барабанная палочка, он начинает игру, если это юноша, он выбирает девушку и осаливает ее палочкой, затем быстро бежит к барабану и кладет на него палочку, девушка старается успеть взять палочку с барабана (чтобы она упала) и догнать юношу, если догоняет, тоже осаливает и бежит на свое место. Юноша снова выбирает девушку и т.д. 

2."Катание мяча" ("Мече дене модмаш")

Играющие договариваются, в каком порядке они будут катить свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3 - 5 м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка (диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не попадет в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первым наберет условное количество очков.

3. "Биляша"

На площадке чертят две линии на расстоянии 3 - 4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша! » бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды. Правила игры. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.

4. "Бой петухов" ("Агытан кучедалмаш")

Играют от 2 до 20 человек. Игроки  делятся на две команды. Команды выстраиваются в две шеренги одна против другой на расстоянии 1 м. Каждый захватывает ногу, согнутую в колене, за спиной двумя руками. По сигналу  ведущего соперники из каждой пары сближаются и начинают толкать друг друга плечом, прыгая на одной ноге. Кому удастся вывести своего соперника из равновесия (соперник стал на обе ноги), тот выходит из игры.

 

5. "Щелчки" ("Туп перен")

Играют молодёжь и взрослые. Один игрок, закрыв глаза, встаёт на колени, сложив одну руку на спину. Остальные участники встают в круг, тихо договариваются, кто будет «бить» по ладони. Игрок, открыв глаза, должен угадать, кто бил. Угадал, меняются местами - новый игрок встаёт на колени и игра продолжается.

6. "Волк и ягнята" ("Пире ден пача - влак")

 Выбирают волка, овечку, а остальные- ягнята. Овечка с ягнятами идут по дорожке, навстречу им волк. Овечка спрашивает: -Мом тыште ыштет?( Что ты делаешь, волк?) -Тендам вучем (Вас жду)- отвечает волк. - А молан мемнам вучет? (А почему?) -Пача-влакым кочкаш. (Чтобы съесть твоих ягнят.) После этих слов волк ловит ягнят. Ягнята должны стоять за спиной матери, взявшись за руки. Играют до тех пор, пока волк не переловит всех ягнят.

7. "Кто быстрее?" ("Кӧ писынрак?")

Играющие становятся в круг. Водящий ходит за кругом. Встав за играющим и слегка стукнув его по плечу, произносит слова: «Ик, кок, кум, ныл, вич, куд, шым, кандаш, индеш, лу»(« Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять»). На счет «лу» водящий и игрок бегут в противоположных направлениях. Цель: быстрее добежать до освободившегося места. Кто останется без места, тот водящий

 

8. "Удар ремнем" ("Уштым кырен")

На скамейку спиной к друг к другу садятся парень и девушка. Ведущий, по очереди, бьет ремнем сидящих по спине, третий удар – между парами по скамейке. После третьего удара пара должна обернуться. Если оба обернулись в одну сторону, то пара вместе должна спеть или сплясать. Затем процедура повторяется.

9. "Базар лаптей" ("Йыдал пазар")

В праздник Уярня у марийцев была игра в рыбу, которая состоит в том, что собравшиеся дети набирают изношенные лапти, рубят пополам

для большего количества, складывают в одну кучу, а в середину втыкают палку с привязанной к ней веревочкой. Один берется за веревочку и бежит вокруг, а прочие дети в это время выхватывают руками или выталкивают ногами сложенные лапти, подразумевая под ними рыбу.

Бегающий ребенок должен охранять свое имущество и ловить воришек. Пойманный  сменяет того, кто бегал, держась за веревочку. Ловкий ребенок ловит скоро, тихому же достается бегать до усталости.

10. «Шылтыме шергаш»- «Спрятанное колечко»

Играющие садятся по кругу. Водящий стоит в центре. Водящему нужно найти кольцо, которое играющие незаметно для него передают друг другу и прячут в ладони. Если водящий угадал в чьей ладони кольцо, он меняется с этим игроком.

11. «Мечым логалте»- «Сбей мячом»

В центре очерченного мелом круга ставится палка. Она служит мишенью. Каждый играющий, пнув мяч, должен повалить палку.

12. «Мундыраш чумырген»- «Клубочек»

Цель: игра для развития коммуникативных умений. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т. д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.

13. «Ме просым удена» - «А мы просо сеяли»

В игре могут принимать участие от 8 до 20 детей. Играющие делятся на две группы. Первая группа – девочки, вторая – мальчики. Каждая группа проговаривает одну строку и имитирует движения из текста.

Ме просым удена, удена - 2 раза

Ме просдам тошкена, тошкена – 2 раза

Те мо ден тошкеда, тошкеда?- 2 раза

Ме имне ден тошкена, тошкена. - 2 раза

Ме имнидам кучена, кучена. -2 раза

Те мо ден кучеда, кучеда?- 2 раза

Ме шовыч ден  кучена, кучена. - 2 раза

Ме тыланда ши тенгым пуэна. - 2 раза

Мыланна ок кул ши тенге, ши тенге. - 2 раза

Мыланна кулеш ик удыр, сар удыр-2 раза

14. «Ой, коча, мом ыштет?» - «Дедушка, что ты делаешь?»

В игру могут играть 10-20 детей. В центре круга сидит дед (водящий) с мешком. Вокруг него ходят дети, поют и задают ему вопросы. Дедушка отвечает им. В конце игры дедушка с мешком догоняет детей.

- Ой, коча, мом ыштет? (Ой, дедушка, что ты делаешь)

- Рокым копаем (Землю копаю)

- Рок ден же мом ыштет (Что будешь делать с землей)

- Имым кычалам (Ищу иголку)

- Имыж ден мом ыштет (С иголкой что будешь делать)

- Мешакым ургем (Мешок шью)

- Мешак ден мом ыштет (Что делаешь с мешком)

- Тендам вот кучем (А вот вас буду ловить)

15. «Шу, шу, миньым поктен шу» - «Догони меня»

Эта игра массовая. Дети стоят по кругу, считалкой выбирают водящего. Водящий выбирает одного игрока, подходит и проговаривает слова «Шо, шо, мыньым поктен шо» (Догони меня). На последнее слово осаливает и вдвоем разбегаются в разные стороны. Кто первым прибежит, тот занимает пустое место.

16. «Пырыс ден коля-влак» - «Кот и мыши»

В игре принимают участие от 10 и более детей. В начале игры считалкой выбирают кота. Кот подходит к мышкам и спрашивает:

- Кушко те коштында? (Куда вы ходили)

- Клатыш. (В клеть.)

- Мом тушто ыштенда?» (Что вы там делали)

- Уйым кочкынна. (Масло кушали.)

- Мыламат коденда чай? (А мне оставили)

- Уке. (Нет.)

- Туге гын, мый тендам кочкам. (Тогда я вас съем.)

- Ме шылына. (Мы спрячемся.)

После этих слов мышки разбегаются. Кот их ловит.

17. «Шовыч ден модмаш» - «Игра с платком»

Массовая игра, в игре принимают участие от 10 и более детей. Большой платок растянут по диагонали. Первый ведущий держит за уголок с высоко поднятой рукой, второй игрок держит за уголок, опустив руку. Между ними стоят дети. Обегая круг платочком, дети должны приседать, не должны касаться платочка.

18. «Гнилая картошка»

Дети встают парами лицом друг к другу, зажимают между лбами одну картофелину (мяч) и пляшут под марийскую музыку. Картофелину (мяч) нельзя трогать руками. Тот, у кого она падает, выходит из игры. Побеждает пара, которая танцует дольше всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека бессюжетных подвижных игр в 1-й мл. группе

картотека подвижных игр в помощь воспитателям...

картотека сюжетно-подвижных игр для детей 3-4 лет

Игры способствуют не только формированию физических навыков,но и умению создоватьи обыгрывать сужет с игрушкой.Дети формируют с помощью художественного слова словарный запас....

Буклет "Марийские подвижные игры"

Буклет будет полезен воспитателям, учителям марийского языка. В буклет вы познакомитесь с народными играми народа мари....

Катротека марийских подвижных игр

Материал будет полезен учителям марийского языка, воспитателям, учителям начальных классов Республики Марий Эл...

Картотека марийских физминуток

марийские физминутки...

Картотека зимних подвижных игр в старшем дошкольном возрасте Подвижные игры малой подвижности «Снежная королева»

Картотека зимних подвижных игр в старшем дошкольном возрастеПодвижные игры малой подвижности«Снежная королева»Цель: формирование умения напрягать и расслаблятьпоочередно мышцы всего тела, ...